АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
27 сентября 2011 года
Дело № А33-13753/2011
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (304245224000067)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: ФИО2 на основании доверенности от 12.05.2011 № 2.4-17; ФИО3 на основании доверенности от 12.09.2011 № 2.4-23,
представителя ответчика: ФИО4 на основании доверенности от 24.01.2011 № 24АА 0160910
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска (далее – ИФНС по Центральному району г.Красноярска, административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Определением от 25.08.2011 заявление принято к производству суда.
Представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласна.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 часов 30 минут 22 сентября 2011 года до 17 часов 00 минут 22 сентября 2011 года. После перерыва судебное заседание продолжилось.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ИП ФИО1 (дата рождения – 19.06.1969, место рождения – г. Железногорск Красноярского края) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304245224000067.
Из материалов дела следует, что 27.06.2011 в ИФНС по Центральному району г. Красноярска поступило заявление ФИО5, содержащее сведения о получении им (после приобретения двух подарочных сертификатов для личных целей, стоимостью 2000 рублей) товарного чека для участия в розыгрыше призов от сети магазинов дамского нижнего белья «Розовая пантера».
08.07.2011 и 09.07.2011 должностными лицами административного органа в присутствии ИП ФИО1 и двух понятых произведен осмотр: стационарного обустроенного помещения, имеющего торговый зал для обслуживания покупателей, складские помещения, расположенного в подвальном помещении жилого дома – магазине «Розовая пантера», находящегося по адресу: <...>; обустроенного помещения – склада магазина (головной офис) «Розовая пантера», расположенного по адресу: <...>, о чем составлены протоколы осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов №№ 1,2 от 08.07.2011, 09.07.2011 соответственно.
19.07.2011 административным органом в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 1090 отразивший следующие обстоятельства:
- в средствах массовой информации (радио FМ 103.3, интернет-сайт магазина «Розовая пантера») ИП ФИО1 размещены сведения о проведении акции «Рекламной игры с розыгрышем призов» от сети магазинов дамского нижнего белья «Розовая пантера», предлагающего с покупкой любого товара в магазинах «Розовая пантера», получить товарный чек для участия в розыгрыше призов;
- 08.07.2011г. в 12 час. 50 мин. в магазине «Розовая пантера», расположенном по адресу: <...> принадлежащем – ИП ФИО1 проведена проверка, в рамках финансового контроля, в ходе которой установлено осуществление стимулирующей лотереи с указанием на принятие участия в проведении розыгрыша с 01.06.2011г. по 27.08.2011г., выдачей торгового чека на участие в розыгрыше и соответствующего признакам стимулирующей лотереи. Акция имеет название "Рекламная игра с розыгрышем призов" и проводится на основании приказа ИП ФИО1 № 12 от 03.05.2011г. по следующим адресам, расположенным на территории <...> 4; ул. Тотмина, 8 и на территории <...>. Для того чтобы стать участником розыгрыша призов, нужно купить любой товар в сети магазинов дамского нижнего белья «Розовая пантера», на сумму не менее 2000 (две тысячи) рублей в период с 01.06.2011г. по 27.08.2011г. получить торговый чек, подтверждающий покупку, и принести его в центр розыгрыша призов. Каждые две недели разыгрывался призовой фонд по 20 000 рублей, шесть призов номиналом по 3 000 рублей и 20 утешительных призов. Победители акции определялись путем случайного выбора торговых чеков из всей массы чеков, поступивших за период проведения акции и пришедших на розыгрыш. Девушка, отвернувшая лицо от барабана с чеками участников, рукой, путем случайного выбора, доставала чеки. После каждого определения победителя, все чеки доставались из барабана;
- уведомление о проведении лотереи в установленный частью 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2033 № 138-ФЗ «О лотереях» срок ИП ФИО1 в уполномоченный орган представлено не было.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края в соответствии с частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ для наложения на ответчика санкций, предусмотренных частью 1 статьи 14.27. КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).
Арбитражным судом установлено, что протокол от 19.07.2011 № 1090 об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в соответствии с его компетенцией, установленной пунктом 84 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, Положением «О Федеральной налоговой службе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/3542.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 19.07.2011 № 1090 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 19.07.2011 № 1090 составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.
Установленный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления для граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Приведенная норма закрепляет признаки объективной стороны двух административных правонарушений:
- проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения;
- без направления в установленном порядке уведомления.
При этом из материалов дела следует, что административным органом в отношении ответчика составлен протокол от 19.07.2011 № 1090 об административном правонарушении за проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления в уполномоченный орган.
Правовые основы государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей, установлены Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
Согласно статье 2 Федерального закона "О лотереях", в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;
розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши;
проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Таким образом, одним из существенных признаков лотереи является принцип случайного определения выигрышей.
Виды лотерей закреплены в статье 3 Федерального закона «О лотереях».
Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:
1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея) (часть 3 статьи 3 указанного Федерального закона).
Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную. При этом всероссийская лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации, региональная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О лотереях» право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона «О лотереях» установлены требования к содержанию уведомления о проведении стимулирующей лотереи, а также перечень прилагаемых к уведомлению документов.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона «О лотереях» уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 № 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях» установлено, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:
- выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей;
- рассмотрение уведомлений о проведении стимулирующих лотерей;
- ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;
- контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
Таким образом, в рассматриваемом случае уведомление о проведении стимулирующей лотереи подлежит направлению в установленном порядке в уполномоченный орган – Федеральную налоговую службу (ФНС России).
Из материалов дела (в том числе, протокола осмотра № 1 от 08.07.2011, протокола осмотра № 2 от 09.07.2011, приказа о проведении акции от 03.05.2011 № 12, Положения о проведении акции от 03.05.2011, пояснений ИП ФИО1, протоколов определения итогов акции от 11.06.2011, 25.06.2011, 09.07.2011, рекламных буклетов о проведении акции с приложениями) следует, что:
- ИП ФИО1 в рекламных целях организована игра, не связанная с внесением платы, предполагающая возможность получения участниками выигрыша;
- победители игры, а также призы определяются методом случайной выборки чека из барабана;
- согласно Положения о проведении акции от 03.05.2011 количество выигрышей/победителей (в том числе получивших утешительные призы) является ограниченным;
- призовой фонд игры формируется за счет организатора - ИП ФИО1
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что организованная ИП ФИО1 игра отвечает признакам стимулирующей лотереи.
Факт не направления в установленном порядке в уполномоченный орган уведомления о проведения названной стимулирующей лотереи материалами дела подтверждается, ответчиком фактически не оспаривается.
Таким образом, в рассматриваемых действиях ИП ФИО1 содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск) отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
ИП ФИО1 не представлено суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
В связи с изложенным арбитражный суд считает, что в действиях ответчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
При рассмотрении настоящего дела наличие смягчающих и отягчающих административную ответственность ИП ФИО1 обстоятельств судом не установлено.
Соответствующим допущенному ответчику правонарушению является административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Заявление инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, зарегистрированного в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304245224000067, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Шайхутдинов Е.М.