АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2022 года | Дело № А33-13754/2021 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 января 2022 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального казенного учреждения «Центр муниципальных закупок, поддержки предпринимательства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления г. Зеленогорска» (ИНН 2453019420, ОГРН 1152448000430)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
о взыскании 1 000 000 руб. субсидии,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Ибадуллаевой Д.Д.,
установил:
муниципальное казенное учреждение «Центр муниципальных закупок, поддержки предпринимательства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления г. Зеленогорска»(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1(далее - ответчик) о взыскании 1 000 000 руб. субсидии по договору о предоставлении субсидии № 10 от 13.12.2018.
Определением от 04.06.2021 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание 27.12.2021 не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие их представителей.
В материалы дела от ответчика поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу.
Суд, руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклонил указанное ходатайство, поскольку уважительные причины для отложения судебного заседания ответчиком не названы.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
13.12.2018 в соответствии с Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденным постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 18.08.2017 № 189-п на основании заявления ФИО1 о предоставлении субсидии от 03.09.2018 и распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 12.12.2018 № 2699-р «О предоставлении субсидии индивидуальному предпринимателю ФИО1», между истцом и ответчиком заключён договор № 10 о предоставлении субсидии.
На основании пункта 1.1 договора истец предоставил ответчику субсидию в целях возмещения затрат на оплату первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
Размер субсидии в соответствии с договором составляет 1 000 000 (один миллион) рублей 00 копеек: из них 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек за счёт средств бюджета г. Зеленогорска и 900 000 (девятьсот тысяч) рублей 00 копеек за счёт средств бюджета Красноярского края.
Факт предоставления субсидии подтверждается платёжным поручением от 17.12.2018 №788784.
В соответствии с пунктом 5.3.1.3 договора ответчик обязуется предоставить истцу в срок до 05.05.2019 копии бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о финансовых результатах (форма № 2) за предшествующий календарный год и последний отчетный период (при общеустановленной системе налогообложения) или налоговой декларации за предшествующий календарный год (при специальных режимах налогообложения).
10.04.2019 истец направил ответчику письмо о необходимости представления документов в соответствии с договором, которое было получено ответчиком 22.04.2019. Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2018 год представлена ответчиком в адрес истца только 27.05.2019.
С учетом изложенного истец пришёл к выводу, что ответчик не выполнил обязанность, предусмотренную пунктом 5.3.1.3 договора.
В этой связи на основании пункта 5.3.1 порядка предоставления субсидий, а также пункта 5.2.4 договора истец направил в адрес ответчика решение о возврате субсидии с требованием произвести возврат предоставленной субсидии по договору в полном размере в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения решения о возврате субсидии (на основании пункта 7.3 договора).
Решение о возврате субсидии было получено ответчиком 25.11.2019, однако, по состоянию на 21.05.2021 платежи по возврату субсидии не производились.
Также истцом установлено, что 06.05.2020 ответчиком представлена налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2019 год, а также отчет о показателях результативности. Пунктом 4.1.2 порядка предоставления субсидий и пунктом 5.3.1.3 договора определено представление отчета по строго установленной форме, однако, представленный ответчиком отчет о финансово-экономических показателях составлен не по утвержденной договором форме.
В этой связи истец направил ответчику письмо от 05.06.2020. Ответчиком в период с 15.06.2020 по 07.07.2020 отчет о финансово-экономических показателях многократно корректировался в связи с несоответствием договору предоставляемой им формы (вх. от 15.06.2020, 06.07.2020 (2 шт.) и 07.07.2020 №№ 63-01-09/673, 63-01-09/757, 63-01-09/759, 63-01-09/776).
С учетом изложенного, истец пришёл к выводу, что ответчик свою обязанность, предусмотренную пунктом 5.3.1.3 договора, исполнил только 07.07.2020, чем допустил повторное нарушение условий предоставления субсидии и обязанности, определенной в пункте 5.3.1.3 договора.
Ссылаясь на наличие оснований для возврата в бюджет г. Зеленогорска полученной предпринимателем субсидии в полном объёме, муниципальное казенное учреждение «Центр муниципальных закупок, поддержки предпринимательства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления г. Зеленогорска» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям статей 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является адресность и целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 18.08.2017 N 189-п, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", подпунктом 10 пункта 3.3 Положения о бюджетном процессе в городе Зеленогорске, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 23.10.2013 N 43-245р, на основании постановления Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 12.11.2015 N 290-п "Об утверждении муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Зеленогорске", Устава города утвержден Порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1.1 порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат субъектам малого и среднего предпринимательства определяет цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий.
Как следует из материалов дела, 13.12.2018 в соответствии с Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденным постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 18.08.2017 № 189-п на основании заявления ФИО1 о предоставлении субсидии от 03.09.2018 и распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 12.12.2018 № 2699-р «О предоставлении субсидии индивидуальному предпринимателю ФИО1», между истцом и ответчиком заключён договор № 10 о предоставлении субсидии.
Факт предоставления субсидии подтверждается платёжным поручением от 17.12.2018 №788784 и не оспаривается сторонами.
Согласно пункту 5.3.1.2 договора ответчик обязуется обеспечить выполнение в 2019 году запланированных финансово-экономических показателей в соответствии с Приложением № 2 к Договору.
В соответствии с пунктом 5.3.1.3 договора ответчик обязуется:
- в срок до 05.05.2019 года представить Уполномоченному органу копии бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о финансовых результатах (форма № 2) за предшествующий календарный год и последний отчетный период (при общеустановленной системе налогообложения) или налоговой декларации за предшествующий календарный год (при специальных режимах налогообложения);
- в срок до 05.05.2020 года представить Уполномоченному органу копии бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о финансовых результатах (форма № 2) за предшествующий календарный год и последний отчетный период (при общеустановленной системе налогообложения) или налоговой декларации за предшествующий календарный год (при специальных режимах налогообложения); отчет о финансово-экономических показателях, составленный по форме согласно Приложения № 2 к настоящему Договору.
Согласно пункту 5.3.1.7 договора ответчик обязуется создать 2 (Два) рабочих места в течение месяца с момента заключения Договора.
В силу пункта 5.3.1.4 договора ответчик обязуется представлять по запросу Уполномоченного органа в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для осуществления контроля за исполнением условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также оказывать содействие Уполномоченному органу при проведении контрольных мероприятий.
В случае выявления Уполномоченным органом факта нарушения Получателем условий, установленных Порядком и данным Договором, он обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения решения о возврате субсидии вернуть сумму субсидии в полном объеме (пункт 5.3.1.5 договора).
Пунктом 5.3.1 Порядка предоставления субсидий установлено, что Уполномоченный орган требует возврата полученных субсидий в полном объеме в бюджет г. Зеленогорска в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок:
1) невыполнения получателем субсидии обязанности, определенной в пункте 4 Порядка;
2) обнаружения недостоверных сведений в документах, представленных в уполномоченный орган в целях получения субсидий;
3) получения сведений о начале процедуры ликвидации или банкротства юридического лица - получателя субсидии или индивидуального предпринимателя - получателя субсидии в течение двух лет со дня получения субсидии;
4) фактического неосуществления предпринимательской деятельности на территории г. Зеленогорска без ликвидации юридического лица - получателя субсидии или без прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 4.1.2. Порядка предоставления субсидий получатель субсидии в срок до 5 мая года, следующего за отчетным периодом, представляет в уполномоченный орган:
- копии бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о финансовых результатах (форма N 2) при общеустановленной системе налогообложения или налоговой декларации при специальных режимах налогообложения;
- отчет о показателях результативности, составленный по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
Как следует из материалов дела, 10.04.2019 истец направил ответчику письмо о необходимости представления документов в соответствии с договором, которое было получено ответчиком 22.04.2019. Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2018 год представлена ответчиком в адрес истца только 27.05.2019.
С учетом изложенного истец пришёл к выводу, что ответчик не выполнил обязанность, предусмотренную пунктом 5.3.1.3 договора.
Кроме того, 06.05.2020 ответчиком представлена налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2019 год, а также отчет о показателях результативности. Пунктом 4.1.2 порядка предоставления субсидий и пунктом 5.3.1.3 договора определено представление отчета по строго установленной форме, однако, представленный ответчиком отчет о финансово-экономических показателях составлен не по утвержденной договором форме.
В этой связи истец направил ответчику письмо от 05.06.2020. Ответчиком в период с 15.06.2020 по 07.07.2020 отчет о финансово-экономических показателях многократно корректировался в связи с несоответствием договору предоставляемой им формы (вх. от 15.06.2020, 06.07.2020 (2 шт.) и 07.07.2020 №№ 63-01-09/673, 63-01-09/757, 63-01-09/759, 63-01-09/776).
С учетом изложенного, истец пришёл к выводу, что ответчик свою обязанность, предусмотренную пунктом 5.3.1.3 договора, исполнил только 07.07.2020, чем допустил повторное нарушение условий предоставления субсидии и обязанности, определенной в пункте 5.3.1.3 договора.
Частью 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем 4 пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Истец, ссылаясь на нарушения сроков предоставления отчетности, полагает, что имеются основания для возврата предпринимателем полученных субсидий в полном объеме в бюджет г. Зеленогорска. При этом истец признает, что ответчиком были исполнены условия предоставления субсидии в части расходования на оплату взноса по договору лизинга, а также созданы 2 рабочих места в соответствии с пунктом 5.1.3.7 договора № 10 о предоставлении субсидии. То есть фактически условия предоставления субсидии исполнены в полном объеме, результат предоставления субсидии ответчиком достигнут.
В свою очередь арбитражный суд считает, что нарушение сроков предоставления отчетности не является достаточным основанием для истребования субсидии. Отчетность предоставлена ответчиком до даты обращения истца в суд с рассматриваемым заявлением. Представленная отчетность проверена истцом, несоблюдение условий предоставления субсидий не установлено, в связи с чем требования истца о возврате субсидии носят формальный характер.
Следует отметить, что истцом не заявлен, материалами настоящего дела не подтвержден факт нецелевого использования бюджетных средств.
Частью 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследование по существу фактических обстоятельств дела и недопустимо установление только формальных условий применения нормы права, иначе право на судебную защиту, закрепленное частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоотношений.
По результатам освоения предоставленной субсидии денежные средства ответчик использовал в соответствии с их целевым назначением.
Применение заявленной меры ответственности в виде возвращения субсидии при установленных обстоятельствах реализации ответчиком запланированных мероприятий, целевого расходования денежных средств с очевидностью свидетельствует о нарушении соразмерности между допущенным нарушением и его последствиями, защищаемыми интересами публичной власти.
Суд обращает внимание на то, что поведение ответчика при использовании средств субсидии является добросовестным. На протяжении всего периода времени с момента получения средств субсидии по день рассмотрения настоящего спора не установлено признаков того, что ответчик пытался воспользоваться средствами субсидии вопреки тем целям, для которых статьей 78 БК РФ предусмотрена возможность оказания финансовой поддержки хозяйствующим субъектам.
Между тем смысл установления в соглашении о предоставлении субсидии условий для возврата субсидии состоит в том, чтобы исключить факты недобросовестного поведения со стороны получателя субсидии с тем, чтобы в результате отбора субсидию получил субъект хозяйственный деятельности, действительно соответствующий необходимым критериям, действующий открыто и прозрачно, предоставляющий достоверные сведения о себе в целях получения субсидии. А также такое правовое регулирование позволяет устранить последствия недобросовестного поведения получателя субсидии в случаях нецелевого использования средств субсидии.
Поскольку условие о возврате субсидии в вышеприведенном правовом регулировании является юридической ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права, то и нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования субсидии, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Между тем, учитывая, что отчетность ответчиком предоставлена, отчетность проверена истцом, несоблюдение условий предоставления субсидий не установлено, суд приходит к выводу, что у истца отсутствует значимый правовой интерес, который заслуживал бы внимания.
В рассматриваемом случае при выявленных истцом нарушениях формального характера ответчик в случае возложения на него обязанности вернуть субсидию будет поставлен в неравные условия в отношениях с публичной властью, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован. Требование вернуть субсидию повлечет для ответчика такой ущерб, при котором ответчик в значительной степени лишался бы того, на что рассчитывал при получении субсидии. Применение заявленной меры ответственности в виде возвращения субсидии в полном объёме при установленных обстоятельствах реализации ответчиком запланированных мероприятий с очевидностью свидетельствует о нарушении соразмерности между допущенным нарушением и его последствиями, защищаемыми интересами публичной власти.
Формальное применение положений соглашения о предоставлении субсидии и порядка, регулирующего ее предоставление, предполагающих при любых нарушениях взыскания субсидии в полном объёме, приведет к существенному нарушению баланса интересов ответчика как хозяйствующего субъекта с публичными интересами в пользу последних. Недопустимость формального подхода при разрешении подобных споров поддержана Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (Постановление от 03.09.2020 № Ф02-3224/2020 по делу № А33-23814/2019).
С учетом изложенного заявленный иск не подлежит удовлетворению.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | И.А. Раздобреева |