ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-13801/2021 от 07.09.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

14 сентября 2021 года

Дело № А33-13801/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 сентября 2021 года.

В полном объёме решение изготовлено 14 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Альтергот М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Отдела имущественных отношений, архитектуры и строительства администрации Уярского района (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о прекращении права муниципальной собственности на земельный участок,

об обязании снять земельный участок с государственного кадастрового учета,

в присутствии:

от ответчика: ФИО1 – представителя по доверенности № 55/237 от 24.12.2020, представлено удостоверение,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Суворовой О.П.,

установил:

Отдел имущественных отношений, архитектуры и строительства администрации Уярского района (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – ответчик):

- о прекращении права муниципальной собственности муниципального образования Уярский район на земельный участок с кадастровым номером 24:40:0250235:3, из земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Уярский район, г. Уяр, в районе городской свалки твердых отходов, площадью 1000 кв.м., для размещения биотермической ямы,

- об обязании снять вышеуказанный земельный участок с государственного кадастрового учета.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 27.07.2021 возбуждено производство по делу.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте предварительного судебного заседания путем направления копии определения и размещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в заседание не явился. В соответствии со статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проводится в отсутствие указанного лица.

Истец представил ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя, а также дополнительные доказательства, которые на основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных исковых требований в соответствии с отзывом на иск.

Возражений относительно возможности завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению спора в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции от лиц, участвующих в деле, не поступило.

На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

19.04.2020 Администрация г. Уяра МУ «Служба заказчика» по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Уярского района выдала разрешение на ввод в эксплуатацию объекта – биотермической ямы, расположенной по адресу г. Уяр, в районе городской свалки твердых отходов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.05.2021 №КУВИ-002/2021-58219335, в собственности муниципального образования Уярский район Красноярского края находится земельный участок с кадастровым номером 24:40:0250235:3 из земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Уярский район, г. Уяр, в районе городской свалки твердых отходов, площадью 1000 кв.м, виды разрешенного использования: для размещения биотермической ямы.

Постановлением администрации Уярского района от 05.04.2016 г. №175-П «О внесении в реестр муниципального имущества-реестр объектов районной казны записи об изменении сведений об объекте учета», сооружение - биотермическая яма списана в связи с непригодностью для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной утраты потребительских свойств, в том числе физического, морального износа, а также экономической нецелесообразности и невозможности его восстановления, ремонта.

Актом от 08.09.2016 зафиксирован факт засыпки землей биотермической ямы.

Как следует из иска, в связи с ликвидацией биотермической ямы необходимость в земельном участке с кадастровым номером 24:40:0250235:3 отпала.

Администрация Уярского района обратилась в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением от 29.04.2021 о снятии земельного участка с кадастровым номером 24:40:0250235:3 с кадастрового учета.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Красноярскому краю от 04.05.2021 государственный кадастровый учет приостановлен в связи с тем, что спорный земельный участок не является преобразуемым, не носит временный характер сведений и, соответственно, не подлежит снятию с государственного кадастрового учета. В соответствии со статьей 14 Закона о регистрации земельный участок может быть снят с государственного кадастрового учета на основании вступившего в законную силу решения суда.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о прекращении права муниципальной собственности муниципального образования Уярский район на земельный участок с кадастровым номером 24:40:0250235:3 из земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Уярский район, г. Уяр, в районе городской свалки твердых отходов, площадью 1000 кв.м., для размещения биотермической ямы, об обязании снять вышеуказанный земельный участок с государственного кадастрового учета.

Возражая против заявленных требований, ответчик представил отзыв на исковое заявление.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным апелляционным кодексом Российской Федерации. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушенного права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.

Истец полагает, что имеются правовые основания для снятия соответствующего земельного участка с кадастрового учета.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.

Согласно подпункту 1 статьи 1 Закона N 218 указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2 статьи 1).

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно статье 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Согласно пункту 3 статьи 41 Закона № 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Как разъяснено в пункте 21 Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

В силу подпункта 4 пункта 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, но только в том случае, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено четыре способа образования (формирования) земельных участков.

В силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.05.2021 №КУВИ-002/2021-58219335 в собственности муниципального образования Уярский район Красноярского края находится земельный участок с кадастровым номером 24:40:0250235:3, из земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Уярский район, г. Уяр, в районе городской свалки твердых отходов, площадью 1000 кв.м, виды разрешенного использования: для размещения биотермической ямы.

Согласно сведениям ЕГРН вышеуказанный земельный участок площадью 1000 кв.м поставлен на кадастровый учет 13.10.2007, имеет статус "актуальные, ранее учтенные", разрешенное использование: для размещения биометрической ямы.

Закон № 218-ФЗ прямо указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (подпункт 33 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в настоящем случае процедура преобразования "учтенного" в ЕГРН земельного участка не осуществлялась.

Законном № 218-ФЗ не предусмотрено оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого в ЕГРН содержатся или содержались сведения о зарегистрированном праве, если речь не идет о преобразовании земельного участка или изъятия для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке.

Таким образом, заявленные отдела имущественных отношений, архитектуры и строительства администрации Уярского района требования о прекращении права муниципальной собственности муниципального образования Уярский район на земельный участок с кадастровым номером 24:40:0250235:3, а также об обязании снять вышеуказанный земельный участок с государственного кадастрового учета не соответствуют ни нормам права, и как следствие, земельный участок не может быть снять с кадастрового учета по заявлению собственника, поскольку не является преобразуемым, не имеет "временного" статуса, не подлежит изъятию для государственных и муниципальных нужд и соответственно не подпадает ни под одно из оснований, предусмотренных Законом N 218-ФЗ.

Истец в обоснование заявленных требований не привел норм, которые позволили бы аннулировать сведения о земельном участке со статусом "учтенные" и исключить земельный участок из ЕГРН (аннулировать сведения о земельном участке).

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2018 по делу N А32-48290/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.02.2018 по делу N А03-7937/2017.

Оснований для удовлетворения иска о прекращении права муниципальной собственности муниципального образования Уярский район на земельный участок с кадастровым номером 24:40:0250235:3, из земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Уярский район, г. Уяр, в районе городской свалки твердых отходов, площадью 1000 кв.м., для размещения биотермической ямы также не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

В силу части 2 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав.

Как указано в пункте 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права (часть 4 статьи 56 Закона о регистрации). Таким образом, в данном случае при отказе гражданина или общества от земельного участка, право собственности переходит к муниципальному образованию, на территории которого он расположен.

Из изложенного следует, что законом не предусмотрена возможность отказа публичного органа от права собственности на земельный участок, аннулирования (снятие с кадастрового учета) такого земельного участка.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.

Кроме того, избранный истцом способ защиты в виде обязания Управления Росреестра снять с государственного кадастрового учета земельный участок, не основан на нормах земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимость, которые бы позволяли возложить на регистрационный орган обязанность по снятию с кадастрового учета земельного участка.

В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

Отделом имущественных отношений, архитектуры и строительства администрации Уярского района не представлены доказательства о кадастровой (реестровой) ошибки, допущенной при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет.

Учитывая изложенное, в удовлетворении искового заявления отдела имущественных отношений, архитектуры и строительства администрации Уярского района о прекращении права муниципальной собственности муниципального образования Уярский район на земельный участок с кадастровым номером 24:40:0250235:3, а также об обязании снять вышеуказанный земельный участок с государственного кадастрового учета следует отказать.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 65, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

М.А. Альтергот