ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-13887/16 от 31.01.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

07 февраля 2017 года

Дело № А33-13887/2016

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 января 2017 года.

В полном объёме решение изготовлено 07 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Тимергалеевой О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Производственного кооператива «Универсал» (ИНН 2460012552, ОГРН 1022401809781, г. Красноярск)

к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, г. Красноярск)

о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица,   не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

- общества с ограниченной ответственностью «Сибирь регион»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Федотова А.А., представителя по доверенности от 01.04.2016,

от ответчика: Аксаментова Д.М., представителя по доверенности от 24.05.2016 №68,

в отсутствие представителей третьего лица,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арсентьевой А.С.,

установил:

производственный кооператив «Универсал» (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее – ответчик) с требованиями:

- признать незаконным отказ ответчика в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства от 19.04.2016 №8530ш;

- обязать ответчика предоставить заявителю земельный участок по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул. Шахтеров, д. 33 «Н», на праве аренды.

Заявление принято к производству суда. Определением от 21.07.2016 возбуждено производство по делу.

В предварительном судебном заседании 22.08.2016 на основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд определил: окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить предварительное судебное заседание, продолжить рассмотрение настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение.

Определением от 22.08.2016, учитывая необходимость предоставления дополнительных доказательств, судебное заседание отложено на 26.09.2016.

В судебном заседании 26.09.2016 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 28.09.2016. После перерыва судебное заседание продолжено 28.09.2016 в присутствие тех же представителей лиц, участвующих в деле.

Определением от 28.09.2016, учитывая привлечение третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью «Сибирь регион», необходимость представления в материалы дела дополнительных доказательств, судебное заседание отложено на 01.11.2016.

Определением от 01.11.2016, учитывая необходимость повторного извещения третьего лица, ходатайство заявителя об отложении судебного заседания, необходимость предоставления дополнительных доказательств, судебное разбирательство по делу отложено на 14.12.2016.

Протокольным определением от 14.12.2016, учитывая ходатайство заявителя об отложении судебного заседания, необходимость предоставления дополнительных доказательств, судебное разбирательство отложено на 24 января 2017 года.

В материалы дела 10.01.2017 от третьего лица поступил отзыв на исковое заявление, который на основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил к материалам дела.

Заявитель поддержал заявленные требования, пояснил по обстоятельствам дела, ответил на дополнительные вопросы суда, представил в материалы дела дополнительные документы, которые в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил к материалам дела.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, ответил на дополнительные вопросы суда.

Третье лицо возражало относительно заявленных требований, устно огласило позицию по делу, представило в материалы дела дополнительные документы, которые в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил к материалам дела.

Руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях предоставления лицами, участвующими в деле, дополнительной информации, в судебном заседании 24.01.2017 объявлен перерыв до 27 января 2017 года, о чем вынесено протокольное определение. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в присутствии тех же лиц, участвующих в деле.

Заявитель поддержал заявленные требования, пояснил по обстоятельствам дела, ответил на дополнительные вопросы суда, представил в материалы дела дополнительные документы, которые в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил к материалам дела.

Заявитель устно ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «АНТЕКС».

Суд определил: в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклонить ходатайство заявителя.

Отклоняя ходатайство заявителя о привлечении в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «АНТЕКС», суд полагает, что заявитель не привел доказательств того, что в силу статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт по делу может повлиять на права или обязанности указанного лица.

Ответчик представил в материалы дела дополнительные документы, которые в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил к материалам дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирь регион» представило в материалы дела дополнительные документы, которые в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил к материалам дела.

Руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях изучения представленных сторонами в судебном заседании документов, в судебном заседании объявлен перерыв до 13 час. 30 мин. 31 января 2017 года, о чем вынесено протокольное определение. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в присутствии тех же лиц, участвующих в деле.

Заявитель поддержал заявленные требований, пояснил по обстоятельствам дела, представил в материалы дела дополнение к заявлению, содержащее уточнение заявленных требований, которое в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил к материалам дела.

Суд определил: отклонить ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, поскольку заявитель фактически заявил новое требование, ранее не заявленное в заявлении.

Согласно части 1 статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

По смыслу указанной нормы, под увеличением размера исковых требований следует понимать увеличение суммы иска по тому же требованию, которое было заявлено истцом в исковом заявлении. Увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которых не было в исковом заявлении.

Соответствующие разъяснения даны в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции».

Также, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Одновременное изменение предмета и основания иска Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не допускает.

Новые требования могут иметь место только в пределах статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, ответил на дополнительные вопросы суда, представил в материалы дела судебную практику, которую в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отклонил в приобщении к материалам дела.

Третье лицо возражало относительно заявленных требований.

Ответчик представил в материалы дела отзыв на заявление, в котором с требованиями не согласен по следующим основаниям:

- по информации, имеющейся в департаменте, местоположение границ испрашиваемого Производственным кооперативом «УНИВЕРСАЛ» земельного участка пересекает границы земельного участка, предварительно согласованного распорядительным актом администрации города юридическому лицу - ООО «Сибирь регион» - под место размещения объекта;

- на основании данного распорядительного акта принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.

ООО «Сибирь регион» представило отзыв на заявление, в котором требования считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

- согласно распоряжению администрации города Красноярска № 6634-недв от 23.12.2015 и на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 26.10.2015 по делу № А33-10266/2015 ООО «Сибирь регион» предварительно согласовано место размещения подземно-надземной многоуровневой автостоянки на земельном участке площадью 3721 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Мужества - ул. Шахтеров;

- между ООО «Сибирь регион» и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключен договор аренды земельного участка № 1495 от 12.12.2016 в целях проведения изыскательских работ, срок договора установлен по 21.11.2017 года;

- местоположение границ испрашиваемого Производственным кооперативом «УНИВЕРСАЛ» земельного участка пересекает границы земельного участка, предварительно согласованного распорядительным актом администрации города юридическому лицу - ООО «Сибирь регион» - под место размещения объекта;

- департамент отказал Производственному кооперативу «УНИВЕРСАЛ» в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого нежилым зданием, расположенным по адресу: ул. Шахтеров, 33 н, и утверждении схемы правомерно.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Производственному кооперативу «Универсал» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0300306:380 площадью 37,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, № 33 «Н» (выписка из ЕГРП от 14.06.2016 № 24/001/019/2016-5454), наружные сети ВКЛ 0,4 кВ., протяженностью 213,7 м., по адресу: Красноярский край, от опоры № 1, расположенной в районе нежилого здания по ул. Шахтеров, 33, стр. 12, до нежилого здания, расположенного на территории производственного кооператива «УНИВЕРСАЛ», 1 км. Енисейского тракта (выписка из ЕГРП от 14.06.2016 № 24/001/019/2016-5453).

На основании постановления администрации г. Красноярска от 19.11.1992 № 441 ПК «УНИВЕРСАЛ» выдано свидетельство от 02.12.1992 на право пользования землей на территории базы, расположенной в Центральном районе г. Красноярска на 1 км. Енисейского тракта, общей площадью 8501,5 кв.м.

Согласно распоряжению администрации города Красноярска от 23.12.2015 № 6634-недв и на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 26.10.2015 по делу № А33-10266/2015 ООО «Сибирь регион» предварительно согласовано место размещения подземно-надземной многоуровневой автостоянки на земельном участке площадью 3 721 кв.м., расположенном по адресу: г.Красноярск, ул. Мужества - ул. Шахтеров.

Распоряжением администрации города Красноярска от 21.06.2016 № 80-арх утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300306:413, расположенный по адресу: г.Красноярск, ул. Мужества - ул. Шахтеров.

Между ООО «Сибирь регион» и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключен договор аренды земельного участка от 12.12.2016 № 1495 в целях проведения изыскательских работ, срок договора установлен по 21.11.2017 года.

28.03.2016 на основании пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации Производственный кооператив «Универсал» обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды в целях размещения зданий и наружных сетей (вх. № 6055-ги).

В письме от 19.04.2016 №8530ш Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал производственному кооперативу «Универсал» в предварительном согласовании предоставления земельного участка занимаемого зданием, расположенным по адресу: ул. Шахтеров, № 33 «Н» по следующим основаниям:

- в соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

- одним из оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка (п. 16 ст. 11.10 Кодекса);

- по информации, имеющейся в департаменте, местоположение границ испрашиваемого земельного участка пересекает границы земельного участка, предварительно согласованного распорядительным актом администрации города юридическому лицу место размещения объекта;

- на основании данного распорядительного акта принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Заявителем в материалы дела представлены:

- письмо Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 04.08.2015 № 28058 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка», согласно которому заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории;

- письмо Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 14.05.2015 № 18343 «О направлении информации», адресованное ООО «СибГеоПроект», содержащее информацию о спорном земельном участке в части отсутствия целесообразности формирования спорного земельного участка в указанных границах;

- заключение Департамента градостроительства администрации города Красноярска о возможном формировании земельного участка от 05.12.2014 № 16/11316дг, содержащее информацию о спорном земельном участке в части отсутствия целесообразности формирования спорного земельного участка в границах, определенных ООО «СибГеоПроект»;

- заключение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска по состоянию земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 33н от 15.04.2016 № 3119 ДМиЗо;

- ситуационный план;

- заключение ООО «Сибирское инженерное бюро» шифр СИБ-18/2017-ПЗ по обоснованию площади земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Шахтеров, 33Н».

При изложенных обстоятельствах производственный кооператив «УНИВЕРСАЛ» просит признать незаконным отказ ответчика в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства от 19.04.2016 №8530ш; обязать ответчика предоставить заявителю земельный участок по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул. Шахтеров, д. 33 «Н», на праве аренды.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законны интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых актов и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу входят факты соответствия (несоответствия) оспариваемого акта или его отдельных положений закону или иному нормативному правовому акту, наличие (отсутствие) полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также нарушение (ненарушение) оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявитель оспаривает отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, изложенный в письме от 19.04.2016 №8530ш.

С заявлением об оспаривании отказа заявитель обратился 09.06.2016.

Следовательно, срок, определенный в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не пропущен.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 33 Основного Закона граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу статей 35, 34 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно статье 36 Основного Закона граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Из положений статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, указанными в пункте статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно положению о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденному распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 № 110-р, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками, а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

К одной из функций департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, относится, в том числе управление и распоряжение муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, путем передачи их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, концессионным соглашениям, в хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города (пункт 25 положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 № 110-р).

Распоряжением администрации города Красноярска от 12.04.2013 № 84-р утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных или лесных участков в аренду лицам, являющимся правообладателями зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на таких земельных или лесных участках, без проведения торгов. Указанным регламентом определен порядок и стандарт предоставления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города муниципальной услуги по предоставлению земельных или лесных участков в аренду лицам, являющимся правообладателями зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на таких земельных или лесных участках, без проведения торгов.

Учитывая изложенное, оспариваемый отказ, изложенный в письме от 19.04.2016 №8530ш, принят в рамках предоставленных Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска полномочий.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из материалов дела следует, что производственному кооперативу «Универсал» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0300306:380 площадью 37,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, № 33 «Н» (выписка из ЕГРП от 14.06.2016 № 24/001/019/2016-5454), наружные сети ВКЛ 0,4 кВ., протяженностью 213,7 м., по адресу: Красноярский край, от опоры № 1, расположенной в районе нежилого здания по ул. Шахтеров, 33, стр. 12, до нежилого здания, расположенного на территории производственного кооператива «УНИВЕРСАЛ», 1 км. Енисейского тракта (выписка из ЕГРП от 14.06.2016 № 24/001/019/2016-5453).

На основании постановления администрации г. Красноярска от 19.11.1992 № 441
 ПК «УНИВЕРСАЛ» выдано свидетельство от 02.12.1992 на право пользования землей на территории базы, расположенной в Центральном районе г. Красноярска на 1 км. Енисейского тракта, общей площадью 8501,5 кв.м.

28.03.2016 на основании пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации Производственный кооператив «Универсал» обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды в целях размещения зданий и наружных сетей (вх. № 6055-ги).

В письме от 19.04.2016 №8530ш Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал производственному кооперативу «Универсал» в предварительном согласовании предоставления земельного участка занимаемого зданием, расположенным по адресу: ул. Шахтеров, № 33 «Н» по следующим основаниям:

- в соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

- одним из оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка (п. 16 ст. 11.10 Кодекса);

- по информации, имеющейся в департаменте, местоположение границ испрашиваемого земельного участка пересекает границы земельного участка, предварительно согласованного распорядительным актом администрации города юридическому лицу место размещения объекта;

- на основании данного распорядительного акта принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В силу пункта 1 статьи 39.14. Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Предварительное согласование предоставления земельного участка производится на основании заявления, требования к которому определены в статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В статье 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации содержится отсылочная норма, определяющая нормативный акт, в котором определен необходимый перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка. Таким актом определен приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 8 статьи 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно требованиям пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В качестве основания оспариваемого отказа от 19.04.2016 № 8530ш в предварительном согласовании производственному кооперативу «Универсал» предоставления земельного участка, занимаемого нежилым зданием, расположенным по адресу: ул. Шахтеров, № 33 «Н», Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска указывает подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащий отсылочную норму.

В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Согласно пункту 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка, ее формату установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762.

Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762).

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что представленная в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Так, заявителю неоднократно указывалось на невозможность формирования спорного земельного участка в указанных границах ввиду не соответствия решениям генерального плана, в том числе в следующих документах:

- заключении Департамента градостроительства администрации города Красноярска о возможном формировании земельного участка от 05.12.2014 № 16/11316дг, содержащем информацию о спорном земельном участке в части отсутствия целесообразности формирования спорного земельного участка в границах, определенных ООО «СибГеоПроект»;

- письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 14.05.2015 № 18343 «О направлении информации», адресованное ООО «СибГеоПроект», содержащим информацию о спорном земельном участке в части отсутствия целесообразности формирования спорного земельного участка в указанных границах;

- письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 04.08.2015 № 28058 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка», согласно которому заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.

По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств, суд установил, что испрашиваемый заявителем земельный участок частично пересекается с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0300306:413 предварительно согласованным распоряжением администрации города Красноярска от 23.12.2015 № 6634-недв ООО «Сибирь регион» под место размещения подземно-надземной многоуровневой автостоянки на земельном участке площадью 3 721 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Мужества - ул. Шахтеров.

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.06.2016 и предоставлен на праве аренды ООО «Сибирь регион», что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.06.2016 № 24/16/425140 и договором аренды земельного участка от 12.12.2016 № 1495.

При таких обстоятельствах испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что производственный кооператив «УНИВЕРСАЛ», являясь собственником объектов недвижимости нежилого здания площадью 37,1 кв.м и наружных сетей ВКЛ 0,4 кВ площадью 213,7 м., не доказал, что для эксплуатации этих объектов ему необходим земельный участок испрашиваемой площадью 9 125,1 кв.м.

В соответствии с положениями статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации иных правил, определенных в статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливает.

Таким образом, из анализа приведенные выше норм действующего законодательства следует, что предоставление земельных участков, на которых находятся объекты недвижимого имущества собственникам соответствующего имущества, осуществляется с учетом фактического землепользования.

Собственник недвижимого имущества, обращающийся за предоставлением в собственность земельного участка, на котором такое имущество расположено, должен обосновать необходимость приобретения земельного участка в испрашиваемом размере.

Указанное подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 13535/10.

Как установлено судом, производственному кооперативу «Универсал» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0300306:380 площадью 37,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, № 33 «Н» (выписка из ЕГРП от 14.06.2016 № 24/001/019/2016-5454), наружные сети ВКЛ 0,4 кВ., протяженностью 213,7 м., по адресу: Красноярский край, от опоры № 1, расположенной в районе нежилого здания по ул. Шахтеров, 33, стр. 12, до нежилого здания, расположенного на территории производственного кооператива «УНИВЕРСАЛ», 1 км. Енисейского тракта (выписка из ЕГРП от 14.06.2016 № 24/001/019/2016-5453).

Согласно кадастровому паспорту нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0300306:380, площадью 37,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, № 33 «Н», год ввода в эксплуатацию 1966, используется как сторожка.

Право собственности на указанный объект признано за производственным кооперативом «Универсал» на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 04.09.2012 по делу № А33-4623/2012.

Учитывая изложенное, заявителем не обоснован размер земельного участка, испрашиваемый в целях эксплуатации указанного объекта.

Представленное в материалы дела заключение ООО «Сибирское инженерное бюро» шифр СИБ-18/2017-ПЗ по обоснованию площади земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Шахтеров, 33Н», с учетом представленных в материалы дела доказательств, не отвечает требованиям статей 65, 78 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя в целях обоснования приобретения прав на земельный участок в испрашиваемой площади со ссылкой на постановление администрации г. Красноярска от 19.11.1992 № 441 ПК «УНИВЕРСАЛ», которым заявителю для взимания налоговой платы предоставлено пользование землей на территории базы, расположенной в Центральном районе г. Красноярска на 1 км. Енисейского тракта, общей площадью 8501,5 кв.м. (свидетельство от 02.12.1992), также подлежит отклонению, поскольку указанный документ - свидетельство от 02.12.1992 не подтверждает право постоянного (бессрочного) пользования, а является временным документом, действовавшим до выдачи Государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей.

В постановлении № 441 указано на выдачу свидетельства на пользование землей для взимания налоговой платы. В выданном на основании данного постановления свидетельстве указан вид пользования землей: пользование. Также указано, что свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей. Государственный акт на пользование землей обществом не представлен. При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 6, 8 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, введенных в действие Постановлением ВС СССР от 28.02.1990 № 1252-1, статьями 12, 14 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.04.1991 № 1103-1, действовавших в период принятия спорного постановления, суд приходит к выводу об отсутствии у заявителя правоустанавливающих документов, подтверждающих право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.

Факт нахождения на спорном земельном участке объекта, принадлежащего заявителю на праве собственности, сам по себе не порождает у Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска безусловной обязанности предоставить земельный участок в испрашиваемой площади.

Предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, занятая объектом недвижимости, так и часть, необходимая для его использования; размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный акт Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска не противоречит нормам земельного законодательства и не нарушает права заявителя на равный доступ к приобретению прав на земельный участок, в удовлетворении требований производственного кооператива «УНИВЕРСАЛ» о признании незаконным отказа от 19.04.2016 №8530ш и обязании ответчика предоставить заявителю земельный участок по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул. Шахтеров, д. 33 «Н», на праве аренды, следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.С. Тимергалеева