ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14017/09 от 13.11.2009 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

13 ноября 2009 года

Дело № А33-14017/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н. Фролова, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Агентства лесной отрасли Красноярского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора – Некоммерческой организации субъектов традиционных хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района Красноярского края», Родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир», Общины коренных малочисленных народов Севера «Топоно», главы Эвенкийского муниципального района Красноярского края ФИО1, Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, закрытого акционерного общества «Краслесинвест» об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа, при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО2, на основании доверенности от 06.08.2009 (паспорт), представителя ответчика ФИО3, на основании доверенности от 19.01.2009 № 9 (предъявившей удостоверение), представителя третьих лиц - Общины коренных малочисленных народов Севера «Топоно», Родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир», некоммерческой организации субъектов традиционных хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района Красноярского края» - ФИО4, на основании доверенностей от 01.11.2009, 03.11.2009 (паспорт), представителя третьего лица – закрытого акционерного общества «Краслесинвест» - ФИО5 на основании доверенности от 12.01.2009 № 3/09 (паспорт), представителя третьего лица – Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю – ФИО6, на основании доверенности от 31.12.2008 № 70-55/36630 (паспорт), протокол судебного заседания вел судья Н.Н.Фролов,

установил:

Агентство лесной отрасли Красноярского края (далее «Агентство») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением от 12 августа 2009 года к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее «антимонопольный орган») о признании недействительным решения № 269-15-09 от 7 июля 2009 года и предписания об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство по делу № 269-15-09 от 7 июля 2009 года.

Определением от 18 августа 2009 года заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу.

В соответствии со статьей 51 АПК РФ, суд привлек к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, Некоммерческую организацию субъектов традиционных хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района Красноярского края», Родовую общину коренных малочисленных народов Севера «Кунноир», Общину коренных малочисленных народов Севера «Топоно», главу Эвенкийского муниципального района Красноярского края ФИО1, Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, закрытое акционерное общество «Краслесинвест».

В судебном заседании заявитель подтвердил требования, изложенные в заявлении о признании ненормативных актов недействительными от 13 августа 2009 года, полагает, что оспариваемые решение и предписание не соответствуют закону по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик (антимонопольный орган) требования не признал, представил отзыв на заявление Агентства лесной отрасли Красноярского края о признании недействительными решения и предписания Красноярского УФАС России (без номера и даты) и дополнение к отзыву (получено нарочным в суд 11 ноября 2009 года) полагает, что заявителем допущено нарушение требований статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», оспариваемые решение и предписание законны и обоснованы.

Третьи лица - Некоммерческая организация субъектов традиционных хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района Красноярского края», Родовая община коренных малочисленных народов Севера «Кунноир», Община коренных малочисленных народов Севера «Топоно» представили отзыв от 11 ноября 2009 года, полагают, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, так как выполнение Агентством предписаний антимонопольного органа «будет способствовать прояснению вопросов правоприменительной практики, связанной с заключением и государственной регистрацией договоров аренды лесных участков…».

Третье лицо - Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю представило отзыв от 8 октября 2009 года № 55/25322, который содержит сведения об обращении Общины коренных малочисленных народов Севера «Топоно с заявлением о регистрации договора аренды, выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок в ним от 19 октября 2009 года № 01/140/2009-502, своего отношения к заявленным требованиям не выразило.

Третьи лица - глава Эвенкийского муниципального района Красноярского края ФИО1, Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, закрытое акционерное общество «Краслесинвест» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, отзывы не представили, своего отношения к заявленным требованиям не выразили.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие главы Эвенкийского муниципального района Красноярского края ФИО1 и Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.

Дело рассмотрено по общим правилам искового производства, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».

При рассмотрении дела суд установил следующие обстоятельства.

Агентство лесной отрасли Красноярского края (далее - Агентство) является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства природных ресурсов и лесного комплекса края (пункт 1.1 Положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 1 августа 2008 года № 18-п).

Согласно разделу 3 Положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края, к компетенции Агентства относится предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности (пункт 3.4 Положения).

Между администрацией Эвенкийского муниципального района и Некоммерческой организацией субъектов традиционных хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района Красноярского края» заключено Соглашение №1/394 о сотрудничестве и совместной деятельности в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни прав и законных интересов малочисленных народов и этнической группы ессейских якутов, объединенных в Общины малочисленных народов на территории Эвенкийского муниципального района от 8 августа 2008 года.

Между Байкитским лесхозом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Эвенкийскому автономному округу и Общиной коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» заключен договор № 2 от 19.04.2005 г. безвозмездного пользования участками лесного фонда Российской Федерации для нужд охотничьего хозяйства.

Между Федеральным государственным учреждением «Байкитский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам и Общиной коренных малочисленных народов Севера «Топоно» заключен договор аренды от 5 октября 2006 г. участка земель лесного фонда Российской Федерации для нужд охотничьего хозяйства.

Между Федеральным государственным учреждением «Байкитский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам и Родовой общиной коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» заключен договор аренды № 2 от 19 сентября 2006 г. участка земель лесного фонда Российской Федерации для нужд охотничьего хозяйства.

На основании приказа Агентства от 13 октября 2008 года № 2045, Агентством (по договору «Арендодатель») и Родовой общиной коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (по договору «Арендатор») заключен договор аренды лесного участка № 10-0 от 15 октября 2008 года, согласно которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор принять во временное пользование лесной участок на срок 24 года, находящийся в государственной собственности, площадью 1173547,4 га, расположен в Байкитском лесничестве Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

На основании приказа Агентства от 13 октября 2008 года № 2044, Агентством (по договору «Арендодатель») и Родовой общиной коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (по договору «Арендатор») заключен договор аренды лесного участка № 2-0 от 13 октября 2008 года, согласно которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор принять во временное пользование лесной участок на срок 24 года, находящийся в государственной собственности, площадью 603423 га, расположен в Байкитском лесничестве Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

На основании приказа Агентства от 14 ноября 2008 года № 2513, Агентством (по договору «Арендодатель») и Общиной коренных малочисленных народов Севера «Топоно» (по договору «Арендатор») заключен договор аренды лесного участка № 40-0 от 17 ноября 2008 года, согласно которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор принять во временное пользование лесной участок на срок 24 года, находящийся в государственной собственности, площадью 618697 га, расположен в Байкитском лесничестве Красноярского края.

Департаментом природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края издан приказ от 10 января 2008 года № 1-0 «Об утверждении заявки общества с ограниченной ответственностью «Краслесинвест» от 29.12.2007 № 1-01 на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов», которым утверждена заявка ООО «Краслесинвест» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание в Богучанском районе Красноярского края лесоперерабатывающего комплекса по производству беленой хвойной крафт-целлюлозы, крафт-лайнера, продукции лесопиления и деревообработки, МДФ».

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Красноярского края от 15 июля 2008 года № 1-п «Об органах исполнительной власти», департамент природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края упразднен, его полномочия переданы Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.

Заместитель Главы Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края ФИО7 обратился к руководителю Агентства с письмом от 16 июня 2008 года № 189, где

сообщает об обращении в администрацию Эвенкийского муниципального района Ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун» (Возрождение) ЭМР «с предоставлением информации о возможной аренде лесных участков Байкитского лесничества по инвестиционному проекту ЗАО «Краслесинвест»,

просит «пояснить по существу заданного вопроса …»,

«считает необходимым в дальнейшем при подготовке проектных решений на лесных участках Байкитского лесничества, выполнять оценку воздействия предполагаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду с проведением общественных слушаний в с. Байкит…».

Далее, заместитель Главы Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края ФИО7 обратился к руководителю Агентства с письмом от 2 октября 2008 года № 280, где

указал, что из ответа Агентства на письмо от 16 июня 2008 года № 189 «не понятно принято ли решение Агентством лесной отрасли Красноярского края о передаче в аренду лесного участка в границах Байкитского лесничества ЗАО «Краслесинвест»?,

сообщил, что «На землях испрашиваемых ЗАО «Краслесинвест» традиционно проживают и ведут хозяйственную деятельность родовые общины КМНС «Кунноир» и «Топоно», с которыми заключены договоры аренды и безвозмездного пользования лесными участками для ведения охотничьего хозяйства»,

спрашивает, «возможно ли предоставление в аренду лесного участка нескольким пользователям для одной или нескольких целей?»

Агентство направило Главе Эвенкийского муниципального района Красноярского края письмо от 13 ноября 2008 года № 20/п-5861 «О рассмотрении обращения», где сообщило

договор аренды лесных участков между Агентством и ЗАО «Краслесинвест» вступил в законную силу после государственной регистрации 2 июля 2008 года,

заявки на переоформление договоров аренды участков лесного фонда в целях использования лесов для ведения охотничьего хозяйства Родовыми общинами КМНС «Кунноир» и «Топоно» рассматриваются Агентством,

действующий Лесной кодекс не предусматривает возможности предоставлять один лесной участок для одного или нескольких видов использования лесов нескольким лесопользователям,

вопросы об исключении наложения лесных участков (при наличии) необходимых для ведения охотничьего хозяйства РО КМНС «Кунноир» и «Топоно» с иными лесопользователями, будет решаться в рабочем порядке с учетом действующего лесного и гражданского законодательства.

Председатель совета Некоммерческой организации субъектов традиционных хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района Красноярского края» обратился в антимонопольный орган с заявлением № 9 от 19 марта 2009 года «О нарушениях прав коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, в котором просит провести проверку законности действий соответствующих органов государственной власти по предоставлению в аренду ЗАО «Краслесинвест» лесного участка на основании договора аренды №1 от 7 апреля 2008 года и осуществлению государственной регистрации данного договора, принять необходимые меры.

Антимонопольный орган возбудил дело № 269-15-09 в отношении Агентства, создал комиссию по рассмотрению дела.

По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган вынес решение № 269-15-09 от 7 июля 2009 года о признании Агентства нарушившим статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного отказа в заключении в родовыми общинами КМНС «Кунноир» и «Топоно», являющихся участниками Некоммерческой организации субъектов традиционных хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района Красноярского края», договоров аренды лесных участков для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера и выдаче предписания об изменении акта, противоречащего антимонопольному законодательству.

Предписанием об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство по делу № 269-15-09 от 7 июля 2009 года, антимонопольный орган возложил на Агентство следующие обязанности:

- отозвать ответ Агентства от 13 ноября 2008 года № 20/п – 5861, направленный в адрес Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края,

- рассмотреть письма Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (исх. № 189 от 16.06.2008г., исх. № 280 от 02.10.2008г.) о предоставлении в аренду Агентством лесных участков родовым общинам КМНС «Кунноир» и «Топоно» для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов – решения и предписания. Агентство полагает, что оспариваемые акты не соответствуют закону, поскольку антимонопольным органом не исследованы договоры аренды лесных участков № 10-0 от 15 октября 2008 года, № 2-0 от 13 октября 2008 года, № 40-0 от 17 ноября 2008 года заключенные Агентством и общинами КМНС «Кунноир» и «Топоно», Агентство не занимается государственной регистрацией договоров аренды лесных участков и не принимало актов ограничивающих права родовых общин КМНС «Кунноир» и «Топоно», Агентство не может урегулировать спорные вопросы путем направления писем.

Суд исследовал материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее «Федеральный закон «О защите конкуренции»).

Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).

Антимонопольный орган, в числе прочих, выполняет следующие основные функции: выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения (пункт 2 статьи 22 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:

а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;

г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно статье 4 в Федеральном законе «О защите конкуренции» используются следующие основные понятия:

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход;

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;

признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из содержания указанных норм следует, что антимонопольный орган обязан доказать, что Агентство приняло акт или осуществило действие (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом, такой акт или действие (бездействие) должны содержать обязательные для исполнения властные предписания (правила поведения) индивидуального характера, затрагивающие субъективные интересы, либо служить основанием для возникновения, изменения или прекращения обязательств, адресованы субъекту конкретного правоотношения.

Из содержания оспариваемых решения и предписания видно что по мнению антимонопольного органа таким актом является письмо от 13 ноября 2008 года № 20/п-5861 «О рассмотрении обращения» Агентства адресованное Главе Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Однако, письмо от 13 ноября 2008 года № 20/п-5861 «О рассмотрении обращения» носит разъяснительный характер, не содержит властных предписаний, не влечет возникновения у общин КМНС «Кунноир» и «Топоно» каких-либо прав и обязанностей, адресовано Главе Эвенкийского муниципального района Красноярского края, а не общинам КМНС «Кунноир» и «Топоно».

Указание Агентством в письме от 13 ноября 2008 года № 20/п-5861 на то, что действующий Лесной кодекс не предусматривает возможности предоставлять один лесной участок для одного или нескольких видов использования лесов нескольким лесопользователям не может ограничивать права общин КМНС «Кунноир» и «Топоно» не пользование лесными участками, поскольку не является официальным толкованием норм Лесного кодекса Российской Федерации, адресовано иному лицу и, соответственно, не может служить основанием для возникновения, изменения или прекращения обязательств у общин КМНС «Кунноир» и «Топоно».

Соглашение №1/394 о сотрудничестве и совместной деятельности в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни прав и законных интересов малочисленных народов и этнической группы ессейских якутов, объединенных в Общины малочисленных народов на территории Эвенкийского муниципального района от 8 августа 2008 года между администрацией Эвенкийского муниципального района и Некоммерческой организацией субъектов традиционных хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района Красноярского края» также не является основанием для возникновения прав и обязанностей у общин КМНС «Кунноир» и «Топоно» в связи с действиями администрации Эвенкийского муниципального района, так как, согласно разделу 1, предметом соглашения носит декларативный характер. Так, в соответствии с разделом 5 Соглашения, администрация Эвенкийского муниципального района обязана представлять информацию о заключенных договорах в целях развития района, проводит разъяснительную работу, оказывает помощь в решении социально-экономических проблем коренных народов Севера.

Следовательно, письма заместителя Главы Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края ФИО7 к руководителю Агентства от 16 июня 2008 года № 189 и от 2 октября 2008 года № 280 не являются основанием для принятия Агентством каких-либо юридически значимых актов, носят характер переписки, в целях направления и получения информации об аренде лесных участков.

Таким образом, антимонопольный орган не доказал то, что заявитель принял акт и (или) осуществил действия (бездействие) в отношении общин КМНС «Кунноир» и «Топоно», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Кроме того, из оспариваемых ненормативных актов видно, что антимонопольным органом при рассмотрении дела не исследовался факт заключения Агентством договоров лесных участков № 10-0 от 15 октября 2008 года, № 2-0 от 13 октября 2008 года, № 40-0 от 17 ноября 2008 года с общинами КМНС «Кунноир» и «Топоно», из содержания которых следует, что договоры аренды лесных участков между указанными лицами заключены в 2008 году, то есть до вынесения антимонопольным органом решения и предписания. Указанное обстоятельство опровергает выводы оспариваемого решения о том, что Агентство отказало общинам КМНС «Кунноир» и «Топоно» в заключении договоров аренды лесных участков.

Также антимонопольным органом при принятии решения и предписания не учтено то, что в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19 октября № 01/140/2009-502, на лесной участок, условный номер 24-24-36/002/2008-371 зарегистрировано право аренды за Общиной малочисленных народов Севера «Кунноир», регистрация № 24-24-36/002/2007-060 от 17 июня 2008 года, за Семейно (родовой) общиной коренного малочисленного народа «Кукшида», регистрация № 88-24-36/002/2006-856 от 17 июня 2008 года, за ЗАО «Краслесинвест», регистрация № 24-24-06/001/2008-538 от 2 июля 2008 года, за Общиной малочисленных народов Севера «Топоно», регистрация № 24-24-36/002/2007-225 от 18 мая 2007 года.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Следовательно, споры связанные с зарегистрированными правами на недвижимое имущество должны рассматриваться в судебном порядке. При этом, антимонопольный орган вправе участвовать в рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном пунктом 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 года № 30.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Признать недействительными решение № 269-15-09 от 7 июля 2009 года и предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство по делу № 269-15-09 от 7 июля 2009 года, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в отношении Агентства лесной отрасли Красноярского края.

Оспариваемые акты проверены судом на соответствие Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья

Н.Н. Фролов