ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14126/2022 от 07.09.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

октября 2022 года

Дело № А33-14126/2022

Красноярск

Резолютивная часть решения размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 07 сентября 2022 года.

Мотивированное решение составлено 05 октября 2022 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТС Логистикс Брокер" (ИНН 7719886454, ОГРН 1147746909540)

к Сибирской электронной  таможне (ИНН 2465326168, ОГРН 1192468028323)

об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10620000-000304/2022 от 28.04.2022,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СТС Логистикс Брокер" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Сибирской электронной таможне (далее – ответчик) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10620000-000304/2022 от 28.04.2022.

Определением от 13.07.2022 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

06.09.2022 судом вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

09.09.2022 в Арбитражный суд Красноярского края поступило заявление Сибирской электронной  таможни о составлении мотивированного решения по настоящему делу.

Резолютивная часть решения размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 07.09.2022.

Ответчиком срок, предусмотренный частью 2 статьи 229 АПК РФ, на подачу заявления о составлении мотивированного решения не пропущен.

При указанных обстоятельствах суд принимает решение по правилам главы 20 АПК РФ.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью "СТС Логистикс Брокер" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1147746909540.

26.01.2021 таможенным представителем ООО «СТС Логистикс Брокер» (свидетельство о включении в реестр таможенных представителей от 16.03.2017 № 0789/00) в Сибирский таможенный пост (центр электронного декларирования) Сибирской электронной таможни (далее - Сибирский таможенный пост (ЦЭД)) с использованием электронной формы декларирования в целях помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10620010/260121/0015966, в графе 31 которой заявлены следующие сведения о товаре: «куртки из натуральной 100% овечьей кожи, мужские в ассортименте, производитель: АВВILАКМА ОVERSEAS, товарный знак: КАЛЯЕВ, классифицируемый кодом 4203100001 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто товара № 1 составил 1132.2 кг., вес брутто товара № 1 составил 1333.7 кг., количество в дополнительных единицах измерения - 950 штук».

Согласно сведениям, указанным в графе 14 ДТ № 10620010/260121/0015966, декларантом является общество с ограниченной ответственностью «ЭЛЕГАНТКА» (далее - ООО «Элегантка», декларант).

Между ООО «Элегантка» и таможенным представителем ООО «СТС Логистикс Брокер» заключен договор об оказании услуг таможенным представителем от 05.07.2019 № Т_77_0007147, на основании которого ООО «СТС Логистикс Брокер» оказаны услуги по осуществлению таможенных операций, связанных с декларированием товаров.

Товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) из Индии в рамках заключенного между ООО «Элегантка» (Россия) и АВВILАКМА ОVERSEAS (Индия) внешнеторгового контракта от 18.05.2018 №180 (далее - Контракт), на условиях поставки СРТ Москва.

Таможенная стоимость товара определена с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). В качестве основы для определения таможенной стоимости декларантом использована цена сделки, указанная в инвойсе от 28.12.2020 № АВВ010112020. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС к цене сделки таможенным представителем дополнительные начисления не осуществлялись.

При декларировании товаров ООО «СТС Логистикс Брокер» в графе 12 ДТ № 10620010/260121/0015966, а также в графе 45 ДТ по товару заявлена таможенная стоимость в размере 3 398 428,40 рублей. Аналогичная величина заявлена ООО «СТС Логистикс Брокер» во втором подразделе раздела «а» графы 11 декларации таможенной стоимости (далее - ДТС-1), а также в разделе «а» графы 25 ДТС-1.

На основании вышеуказанной общей таможенной стоимости рассчитаны таможенные пошлины, налоги в размере 1 087 497,09 рублей.

Для подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости при таможенном декларировании товара в электронном виде в графе 44 ДТ № 10620010/260121/0015966 указаны следующие документы: контракт; дополнительное соглашение от 18.05.2018 № 1; дополнение от 10.11.2020 № АВВ010112020 к договору; инвойс от 28.12.2020 № АВВ010112020; документы по оплате товара от 13.11.2020 № 781, от 12.01.2021 № 823; прайс-лист от 01.09.2020 № 2; каталог от 10.11.2020 № 1; авианакладная от 15.01.2021 № 775-40920784; счет на оплату транспортных расходов от 15.01.2021 № ЕС/186/20-21; экспортная декларация от 15.01.2021 № 8В22160120210257; иные необходимые для осуществления контроля документы.

26.01.2021 товар выпущен в соответствии с заявленной декларантом таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

В период с 26.01.2021 по 17.03.2022 Сибирской электронной таможней проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном декларировании по ДТ № 10620010/260121/0015966, начатая после выпуска товаров, по результатам которой составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 17.03.2022 № 10620000/203/170322/А0207 (далее - акт проверки). По результатам проведенной таможенной проверки установлено, что таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации и что в таможенную стоимость ввозимого товара не в полном объеме включены дополнительные начисления, а именно, в структуру таможенной стоимости не включены расходы по страхованию в сумме 21.82 долл. США, что составляло 1633.38 руб. (по курсу долл. США на дату регистрации ДТ).

Сибирской электронной таможней 23.03.2022 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10620010/260121/0015966, в части включения в структуру таможенной стоимости расходов на страхование в связи с международной перевозкой товаров согласно прилагаемой корректировки декларации на товары (далее - КДТ), ДТС. В результате осуществленной корректировки сведений, заявленных в декларации на товары, увеличилась сумма подлежащих уплате таможенных платежей на 522,68 руб. (в том числе по товару - по ввозной таможенной пошлине увеличилась на сумму 163,34 руб., по НДС - на сумму 359,34 руб.).

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения Сибирской электронной таможней дела об административном правонарушении № 10620000-000304/2022, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 12.04.2022.

28.04.2022 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, постановлением ООО «СТС Логистикс Брокер» признано виновным в  совершении  административного  правонарушения,  ответственность  за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 261,34 руб.

Общество, посчитав привлечение к административной ответственности незаконным и необоснованным, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с жалобой на постановление от 28.04.2022 №10620000-000304/2022.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 14.8 Красноярского края «Об административных правонарушениях» производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ.

Частями 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

При этом по части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока, он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Материалами дела подтверждается соблюдение заявителем срока для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Судом установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.8 КоАП РФ, Приказом ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание», протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено, постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления арбитражным судом не установлено. Материалами дела подтверждается, что административным органом соблюдена процедура составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.

В целях надлежащего уведомления общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в адрес ООО «СТС Логистикс Брокер» направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (письмо Сибирской электронной таможни от 24.03.2022 № 14-15/03761 «О вызове для участия в составлении протокола об административном правонарушении»). Согласно уведомлению о вручении почтовое отправление вручено адресату 04.04.2022.

Кроме того, в адрес общества 28.03.2022 была направлена телеграмма с уведомлением о вручении (письмо Сибирской электронной таможни от 28.02.2022 № 14-15/03865). Телеграмма была вручена 28.03.2022 по доверенности курьеру Жуковскому.

Таким образом, общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

05.04.2022 в адрес Сибирской электронной таможни поступило письмо ООО «СТС Логистикс Брокер» от 04.04.2022 б/н об отсутствии возможности направить своего законного представителя для присутствия при составлении протокола по делу об административном правонарушении и с просьбой составления протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ООО «СТС Логистикс Брокер» (вх. Сибирской электронной таможни от 05.04.2022 № 03111).

12.04.2022 Сибирской электронной таможней составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «СТС Логистикс Брокер». Копия протокола направлена в адрес общества письмом Сибирской электронной таможни от 13.04.2022 № 14-15/04889 «О направлении копии протокола» (почтовый идентификатор 80092471758098) и получена представителем Общества 21.04.2022, что подтверждается информацией на официальном сайте ФГУП «Почта России» в сети Интернет.

15.04.2022 должностным лицом Сибирской электронной таможни переданы материалы дела об административном правонарушении заместителю начальника Сибирской электронной таможни.

Определением заместителя начальника Сибирской электронной таможни от 18.04.2022 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении рассмотрение дела назначено на 28.04,2022 в 16 час. 50 мин. Копия определения о назначении времени рассмотрения дела направлена в адрес Общества посредством почтовой связи и электронной почты (письмо Сибирской электронной таможни от 19.04.2022 № 19-16/(5201 «О направлении определения по делу об административном правонарушении»). Согласно уведомлению о вручении почтовое отправление вручено адресату 28.04.2022.

Кроме того, в адрес общества направлена телеграмма от 20.04 2022 № 19-16/05227. Телеграмма была вручена 21.04.2022 курьеру Жуковскому.

Таким образом, общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

25.04.2022 в адрес Сибирской электронной таможни поступило письмо от ООО «СТС Логистикс Брокер» о рассмотрении дела об административном правонарушении № 10620000-000304/2022 в отсутствие законного представителя ООО «СТС Логистикс Брокер» (вх. Сибирской электронной таможни от 25.04 2022 №№03808,03809). 28.04.2022 дело об административном правонарушении в отношении ООО «СТС Логистикс Брокер» рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности Сибирской электронной таможней не допущено.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Объектом правонарушения, предусмотренного названной нормой права, является установленный порядок декларирования и таможенного оформления товара, а объективную сторону данного правонарушения составляет, в том числе заявление недостоверных сведений, то есть неполной и (или) недостоверной информации, о товарах, их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Из разъяснений пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" следует, что частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.

Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения составляют противоправные действия, направленные на заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо занижения их размера.

Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты и юридические лица - таможенные представители и их должностные лица.

На основании пункта 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

В соответствии с п.п. 27 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно п.п. 24 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенная декларация – это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (п.п. 2 и 3 ст. 179 ТК ТС).

Исходя из статьи 181 ТК ТС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения о товарах, в том числе, о количестве товаров, их таможенной стоимости, об основе начисления и суммы исчисленных таможенных платежей.

Сведения о товарах, заявляемые в соответствии с п.п.5 и 6 п.2 ст.181 ТК ТС, являются неотъемлемой частью ДТ. Полнота и достоверность сведений, которые указываются в графе 31, 35, 38, 42, 45, 46 и 47 ДТ, имеют исключительное значение для проведения таможенного контроля. Подробное содержание сведений, которые необходимо указать в данных графах, уточняется в Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (далее – Инструкцией).

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 188 ТК ТС).

Как следует из материалов дела, 26.01.2021 таможенным представителем ООО «СТС Логистикс Брокер» (свидетельство о включении в реестр таможенных представителей от 16.03.2017 № 0789/00) в Сибирский таможенный пост (ЦЭД) с использованием электронной формы декларирования в целях помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подана ДТ № 10620010/260121/0015966, в графе 31 которой заявлены следующие сведения о товаре: «куртки из натуральной 100% овечьей кожи, мужские в ассортименте, производитель: АВВILАКМА ОVERSEAS, товарный знак: КАЛЯЕВ, классифицируемый кодом 4203100001 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто товара № 1 составил 1132.2 кг., вес брутто товара № 1 составил 1333.7 кг., количество в дополнительных единицах измерения - 950 штук».

Таможенная стоимость товара определена с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС. В качестве основы для определения таможенной стоимости декларантом использована цена сделки, указанная в инвойсе от 28.12.2020 № АВВ010112020. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС к цене сделки таможенным представителем дополнительные начисления не осуществлялись.

При декларировании товаров ООО «СТС Логистикс Брокер» в графе 12 ДТ № 10620010/260121/0015966, а также в графе 45 ДТ по товару заявлена таможенная стоимость в размере 3 398 428,40 рублей. Аналогичная величина заявлена ООО «СТС Логистикс Брокер» во втором подразделе раздела «а» графы 11 декларации таможенной стоимости (далее - ДТС-1), а также в разделе «а» графы 25 ДТС-1.

В период с 26.01.2021 по 17.03.2022 Сибирской электронной таможней проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном декларировании по ДТ № 10620010/260121/0015966, начатая после выпуска товаров, по результатам которой составлен акт проверки от 17.03.2022 № 10620000/203/170322/А0207. По результатам проведенной таможенной проверки установлено, что таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации и что в таможенную стоимость ввозимого товара не в полном объеме включены дополнительные начисления, а именно в структуру таможенной стоимости не включены расходы по страхованию в сумме 21.82 долл. США и составляли 1633.38 руб. (по курсу долл. США на дату регистрации ДТ).

Сибирской электронной таможней 23.03.2022 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10620010/260121/0015966, в части включения в структуру таможенной стоимости расходов на страхование в связи с международной перевозкой товаров согласно прилагаемой КДТ, ДТС. В результате осуществленной корректировки сведений, заявленных в декларации на товары, увеличилась сумма подлежащих уплате таможенных платежей на 522,68 руб. (в том числе по товару - по ввозной таможенной пошлине увеличилась на сумму 163,34 руб., по НДС - на сумму 359,34 руб.).

В соответствии со статьей 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе (пункт 2 статьи 401ТК ЕАЭС).

Как следует из материалов дела, между ООО «Элегантка» и таможенным представителем ООО «СТС Логистикс Брокер» заключен договор об оказании услуг таможенным представителем от 05.07.2019 № Т_77_0007147, на основании которого ООО «СТС Логистикс Брокер» оказаны услуги по осуществлению таможенных операций, связанных с декларированием товаров.

При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются в соответствии с ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами (пункт 4 статьи 401 ТК ЕАЭС).

Суд соглашается с доводами ответчика, согласно которым таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, при заполнении декларации на товары принимаетна себя обязанность по заявлению полных и достоверных сведений, необходимых для осуществления таможенных операций в отношении товаров.

В соответствии со статьей 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для совершения таможенных операций, в том числе, содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ЕАЭС требований.

Согласно пункту 2 статьи 405 ТК ЕАЭС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

При осуществлении деятельности в качестве таможенного представителя юридическое лицо несет, в том числе, административную ответственность за нарушение требований таможенного законодательства, в частности, за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, ответственность за нарушение которой предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Согласно сведениям, содержащимся в графе 54 ДТ № 10620010/260121/0015966, декларирование товара по ДТ № 10620010/260121/0015966 осуществлял таможенный представитель ООО «СТС Логистикс Брокер» на основании договора таможенного представителя с декларантом от 05.07.2019 № Т_77_0007147, заключенного с ООО «Элегантка». Таким образом, ООО «СТС Логистикс Брокер» действовало от имени и по поручению декларанта - ООО «Элегантка».

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации обязанность произвести достоверное таможенное декларирование товаров возлагалась именно на таможенного представителя ООО «СТС Логистикс Брокер», данное юридическое лицо является субъектом ответственности за правонарушение, выразившееся в заявлении недостоверных сведений об их таможенной стоимости, что послужило основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов.

При таких обстоятельствах выводы таможенного органа о наличии в действиях ООО «СТС Логистикс Брокер» события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, является правильным.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу  частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренного статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации признака предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства, подтверждающие наличие смягчающих ответственность обстоятельств лицами, участвующим в деле, не представлены, об их наличии не заявлено; судом указанные обстоятельства не установлены.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Состав правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ направлен на обеспечение экономической безопасности государства, заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров может послужить основанием для занижения размера таможенных платежей, что не может свидетельствовать о малозначительности деяния.

Учитывая обстоятельства настоящего дела, отсутствие со стороны заявителя попыток самостоятельно устранить нарушение до момента его выявления таможенным органом, суд считает, что в действиях общества усматривается пренебрежительное отношение к исполнению обязанности участника таможенных правоотношений полного и достоверного декларирования товаров.

Принимая во внимание изложенное, доводы заявителя в указанной части подлежат отклонению, как неподтвержденные представленными в материалы дела доказательствами.

Также суд не усматривает основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ в связи с наличием угрозы причинения вреда экономической безопасности государства (занижение размера таможенных платежей, поступающих в бюджет).

Основания для снижения размера назначенных административных штрафов ниже низшего предела по оспариваемому постановлению с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, суд не усматривает.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Из приведенных положений в совокупности следует, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, административного органа, а не их обязанностью, и только в исключительных случаях - с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельств.

Между тем, материалы дела не содержат исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, что позволило бы таможенному органу либо суду реализовать право на снижение размера назначенного постановлением обществу административного наказания ниже низшего предела.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что постановление от 28.04.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10620000-000304/2022 является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 15, 167 – 170, 177, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "СТС Логистикс Брокер" об оспаривании постановления Сибирской электронной таможни от 28.04.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10620000-000304/2022 отказать.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение пятнадцати дней после его принятия, а в случае составления мотивированного решения – в течение пятнадцати дней со дня изготовления решения в полном объеме, путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии резолютивной части решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Лица, участвующие в деле, вправе в течение 5 дней со дня размещения резолютивной части решения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обратиться в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

Судья

И.А. Раздобреева