ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-1414/17 от 02.05.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  11 мая 2017 года

Дело № А33-1414/2017

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 02 мая 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 мая 2017 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании отказа в предоставлении сведений (и копии документа) по запросу конкурсного управляющего, изложенного в письме № 06-09/02/01182@ от 17.01.2017, обязании Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю выдать копию формы р14001, на основании которой в ЕГРЮЛ была внесена запись о ФИО2, как о руководителе ООО ПК «Сибирский лес» (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с участием в судебном заседании представителя заявителя ФИО3 на основании доверенности от 19.01.2017, представителя ответчика ФИО4 на основании доверенности от 04.04.2017 № 04-13/09614, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания М.А. Самойловой,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в не предоставлении запрошенного конкурсным управляющим ФИО1 документа в отношении должника - ООО ПК «Сибирский лес», обязании выдать копию «Формы Р14001» на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись о ФИО2, как о руководителе ООО ПК «Сибирский лес».

Определением от 02.02.2017 заявление принято к производству суда.

В ходе рассмотрения дела судом принято уточнение заявленных требований, согласно которому заявитель просит суд признать незаконным отказ в предоставлении сведений (и копии документа) по запросу конкурсного управляющего, изложенного в письме № 06-09/02/01182@ от 17.01.2017, обязать Межрайонную ИФНС России № 23 по Красноярскому краю выдать копию формы р14001, на основании которой в ЕГРЮЛ была внесена запись о ФИО2, как о руководителя ООО ПК «Сибирский лес».

Представитель заявителя требования поддержал согласно уточнению, суду пояснил следующее:

действующее законодательство отличает понятия «представленные при государственной регистрации юридических лиц документы» и «документы, включенные в государственные реестры»;

с точки зрения статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в уставные документы по форме р14001 не является «документом, содержащимся в соответствующем государственном реестре»;

в соответствии с частью 1 статьи 20.3 Закона «О несостоятельности (банкротстве) арбитражный управляющий имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, лицах, входящих в состав органов управления должника, контролирующих лицах, принадлежащем имуществе, контрагентах, обязательствах;

положения Закона «О банкротстве» выступают в роли специальной нормы по отношению к положениям Закона «О государственной регистрации юридических лиц»;

если ФИО2 была зарегистрирована в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ООО ПК «Сибирский Лес», то в отношении нее для такой регистрации должно было быть представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственно реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в уставные документы по форме р 14001;

истребуемый документ у ответчика имелся в наличии, хотя и не является «документом, содержащимся в соответствующем государственном реестре»;

приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ утверждена форма заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган;

разделом VII требований регулируется порядок оформления заявления по форме р14001, лист К заявления (оформляется при регистрации наделения физического лица полномочиями единоличного исполнительного органа) содержит в себе «Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица»;

указанное положение прямо коррелирует с правом конкурсного управляющего «запрашивать необходимые сведения о лицах, входящих в состав органов управления должника», предусмотренного ст.20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Представитель ответчика требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление, суду пояснил следующее:

документ (решение, протокол и т.д.) о назначении на должность руководителя ООО ПК «Сибирский лес» ФИО2 в регистрирующий орган при государственной регистрации не представлялся, в связи с чем, выдать копию указанного документа не представлялось возможным;

в заявлении по форме Р14001 содержатся, в том числе, сведения о паспортных данных, которые являются конфиденциальными;

копии документов, которые содержат паспортные данные физических лиц, налоговые органы по запросу выдавать не вправе;

поскольку конкурсный управляющий не входит в круг лиц, которым сведения и документы, составляющие конфиденциальную информацию, содержащиеся в регистрационном деле организации могут быть представлены в виде копии заявления по форме № Р14001, основания для выдачи такого документа отсутствовали;

документом, подтверждающим полномочия директора ФИО2 является решение (протокол) участника (участников) общества, а не заявление, представленное на государственную регистрацию по форме Р14001.

Дело рассмотрено по общим правилам искового производства, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

21.03.2016 Арбитражным судом Красноярского края по делу № А33-23968/2015 принято решение об открытии процедуры конкурсного производства в отношении ООО ПК «Сибирский лес». Конкурсным управляющим утвержден ФИО1

09.01.2017 конкурсный управляющий ФИО1 обратился в межрайонную ИФНС № 23 с запросом о предоставлении следующих документов (сведений):

документа (протокола, решения участников и т.п.) на основании которого ФИО2 внесена запись как о руководителе ООО ПК «Сибирский лес»;

формы Р14001 на основании которой в ЕГРЮЛ была внесена запись о ФИО2 как о руководителе ООО «Сибирский лес».

Письмом № 06-09/02/01182@ от 17.01.2017 конкурсному управляющему отказано в предоставлении сведений (документов), поскольку сведения о номере, дате выдачи и органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность, могут быть предоставлены только лицам, указанным в абз. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанным письмом разъяснено о том, что документ (решение, протокол и т.п.) о назначении на должность руководителя ООО ПК «Сибирский лес» ФИО2 в регистрирующий орган при государственной регистрации не представлялся и его представление в силу п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ не требуется, а так же о возможности получения сведений, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ в судебном порядке, в том числе, в рамках дел о несостоятельности (банкротстве).

Заявитель, полагая, что указанным актом нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта.

Суд исследовал материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно-правовая форма; в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии и др.

Документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно статье 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи).

Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, не допускается (часть 4 статьи).

В соответствии с частью 1 статьи 20.3 Федерального Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течении семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Как следует из материалов дела, 09.01.2017 конкурсный управляющий ФИО1 обратился в межрайонную ИФНС № 23 с запросом о предоставлении следующих документов (сведений): документа (протокола, решения участников и т.п.) на основании которого ФИО2 внесена запись как о руководителе ООО ПК «Сибирский лес»; формы № Р14001 на основании которой в ЕГРЮЛ была внесена запись о ФИО2 как о руководителе ООО «Сибирский лес».

Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" согласно приложению N 6 к настоящему приказу. Приказ содержит раздел VII «Требования к оформлению Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц», согласно которому (7.1.) Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице,
 содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц,
 оформляется в случае изменения (исправления) сведений о юридическом
 лице, ранее внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц.

Перечень документов и сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, определен в статье 5 Закона № 129-ФЗ. К таким сведениям, в частности, относятся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего права без доверенности действовать от имени юридического лица, а так же паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ.

Запрошенная заявителем форма заявления № Р14001 в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не является документом, содержащимся в ЕГРЮЛ, следовательно, у налогового органа отсутствовала обязанность по ее предоставлению конкурсному управляющему.

Представитель заявителя пояснил в судебном заседании, что, фактически, конкурсному управляющему требовались сведения о паспортных данных руководителя ООО ПК «Сибирский лес» ФИО2, которые содержаться в форме № Р14001, в целях поиска имущества организации. Однако запрос о предоставлении сведений от 09.01.2017 № 69, указанную информацию не содержит.

Довод ответчика о том, что конкурсный управляющий не входит в круг лиц, которым сведения и документы, составляющие конфиденциальную информацию (в том числе паспортные данные), содержащиеся в регистрационном деле организации могут быть представлены, изучен и отклонен судом, как противоречащий действующему законодательству.

В силу статьи 129 Федерального закона 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

Конкурсному управляющему предоставлено право: подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника; предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником; совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.

В соответствии с частью 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Согласно пункту 2 статьи 66 Закона о банкротстве сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

В противном случае арбитражный управляющий не сможет надлежащим образом выполнять обязанности, возложенные на него законом, а также защищать права должника и его кредиторов.

Законодатель не ограничивает управляющего в объеме запрашиваемой информации, законодательство о банкротстве является специальным и полномочия управляющего регулируются специальным федеральным законом, имеющим преимущество перед иными нормативно - правовыми актами (определение Высшего Арбитражного суда РФ от 06.06.2012 № ВАС-7243/12).

Таким образом, оспариваемый отказ не соответствует закону в части указания на отсутствие конкурсного управляющего на получение соответствующей информации, но не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку обязанность представления формы Р14001 у налогового органа отсутствует, так как данная форма не является документом, содержащимся в ЕГРЮЛ. При этом, запрос о предоставлении сведений, которые содержаться в форме Р14001, в том числе, о паспортных данных руководителя организации, заявителем в адрес налогового органа не направлялся.

При таких обстоятельствах, суд считает, что основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований.

Оспариваемый акт проверен судом на соответствие Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов