ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14279/09 от 25.11.2009 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

декабря 2009 года

Дело № А33-14279/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 ноября 2009 года.

В полном объёме решение изготовлено 04 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алмаз» (г. Красноярск)

к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю (г. Красноярск)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:

ФИО1 (г. Шумерля, Чувашская республика),

управление Роснедвижимости по Красноярскому краю (г. Красноярск),

общество с ограниченной ответственностью «ВэСТрой» (г. Красноярск),

о признании действия Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю по разделению земельного участка общей площадью 39 967 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0100004:38, расположенного по адресу: г. Красноярск, база «Бугач» на 7 участков: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60 и постановки последних на государственный кадастровый учет незаконными; об обязании снять с кадастрового учета указанных земельных участков,

при участии всудебном заседании:

от истца: отсутствует (уведомление в деле),

от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 11.01.2009 № 7,

от общества с ограниченной ответственностью «ВэСТрой»: ФИО3, представителя по доверенности от 22.10.2009,

от управления Роснедвижимости по Красноярскому краю: отсутствует (уведомление в деле)

от ФИО1: ФИО4, представителя по доверенности от 05.08.2009,

при ведении протокола судебного заседания судьей Р.В. Лесковым,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Алмаз» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю о признании действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю по разделению земельного участка общей площадью 39 967 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0100004:38, расположенного по адресу: г. Красноярск, база «Бугач» на 7 участков: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60 и постановки последних на государственный кадастровый учет незаконными; об обязании снять с кадастрового учета указанных земельных участков.

Заявление принято к производству суда. Определением от 28.08.2009 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ФИО1, управление Роснедвижимости по Красноярскому краю.

Определением от 21.09.2009 назначено судебное заседание на 26.10.2009, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено: общество с ограниченной ответственностью «ВэСТрой».

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 час. 40 мин. 26.10.2009 до 17 час. 00 мин. 29.10.2009. После перерыва судебное заседание продолжено.

Заинтересованным лицом представлен отзыв на заявление, согласно которому он просит отказать в удовлетворении требований заявителя, по следующим основаниям:

- межевой план подготовлен обществом с ограниченной ответственностью «Сфера-2000» в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100004:38. Заказчиком кадастровых работ по разделу данного земельного участка является ФИО1 - собственник этого земельного участка согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.03.2009 24ЕИ 131001;

- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100004:38 не исключен из оборота и не ограничен в обороте, его собственник вправе совершать указанное действие в отношении этого участка;

- согласно части 4 статьи 1 закона о кадастре кадастровые работы выполняет кадастровый инженер. Результатом кадастровых работ является межевой план. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельных участках В соответствии со статьей 22 Закона «о государственном кадастре недвижимости» межевой план (подготовленный кадастровым инженером) представляется заявителем в целях осуществления кадастрового учета (в орган кадастрового учета), Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю не совершает действий, препятствующих осуществлению прав общества с ограниченной ответственностью «Алмаз» на земельный участок;

- земельные участки, в отношении которых осуществлен кадастровый учет, не являются преобразуемыми объектами недвижимости. Не могут быть сняты с кадастрового учета. Реализация положений Закона «о государственном кадастре недвижимости» о постановке на учет, изменении и снятии с кадастрового учета объектов недвижимости осуществляется в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости, являющейся федеральным государственным информационным ресурсом.

Заинтересованным лицом представлены дополнения к отзыву на заявление, согласно которым:

- ссылка в просительной части заявления на ст.ст.1 и 19 федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», статьей 69 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованна, поскольку нормы к кадастровому учету отношения не имеют, а регулируют вопросы проведения землеустройства;

- в заявлении не указано, какие права, по мнению общества с ограниченной ответственностью «Алмаз» нарушены.

В связи с необходимостью предоставления сторонами доказательств в материалы дела, судебное разбирательство по делу необходимо отложено судом на 25.11.2009г., о чем вынесено определение суда от 29.10.2009г.

В судебное заседание 25.11.2009г. не явился представитель заявителя и представитель управления Росснедвижимости по Красноярскому краю. В материалах дела имеются надлежащие доказательства извещения данных участников процесса о времени и месте судебного заседания. Указанное обстоятельство позволяет суду провести судебное заседание в отсутствии заявителя и заинтересованного лица.

К судебному заседанию 25.11.2009г.от заявителя по делу суду представлено заявление (уточнение) о признании действий ФГУ «ЗКП по Красноярскому краю», согласно которому заявитель просит:

- признать действия ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» по постановке 7 земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенных по адресу: г.Красноярск, база «Бугач», на кадастровый учет – незаконными.

- обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенные по адресу: г.Красноярск, база «Бугач».

На основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление заявителя принято судом.

В судебном заседании 25.11.2009г. ФГУ «Земельная кадастровая палата» суду представлен пояснение по делу, а также дополнительные документы, согласно которым ФГУ «ЗКП» представляет копии всех представленных ФИО1 документов в целях постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами:

24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, а также копию решения Учреждения о постановке на государственный кадастровый учет от 25.05.2009г. №Ф24/09-2-42949 указанных земельных участков.

ФГУ «ЗКП» также поясняет, что в отношении сведений о наложении земельных участков, согласно ст.7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Закон о кадастре) такие сведения не входят в состав сведений государственного кадастра недвижимости (ГКН) и, следовательно, не могут содержаться в ГКН. Если при постановке на кадастровый учет образованного земельного участка или при уточнении границ земельного участка в соответствии с межевым планом одна из границ этого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка (уже поставленного на кадастровый учет), орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении такого учета (ст.26 Закона о кадастре). А если в установленный срок заявителем не будет устранено пересечение границ земельных участков, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (ст.27 Закона о кадастре). По заявлению от 15.04.2009г. №2400/111/09-500156 принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100004:38. Впоследствии принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по данному заявлению, т.к. пересечение границ не было устранено.

В судебное заседание представителем ФИО1, представлен отзыв на заявление, согласно которому, заинтересованное лицо, требования изложенные в заявлении не признает по следующим основаниям:

- ООО «Алмаз» является правопреемником ПКП «Алмаз», .которое, в свою очередь является собственником земельного участка с кадастровым номером ККР 1100-016561 на основании свидетельства на право собственности на землю серии РФ IVKKP-1100 № 084123. Переход права собственности на земельный участок от ПКП «Алмаз» к ООО «Алмаз» в данном случае осуществляется в силу универсального правопреемства. Однако, в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ - право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи (землю), в том числе переход (по любым основаниям) - подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него - пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ.

Учитывая, что права ООО «Алмаз» в отношении принадлежащего земельного участка не зарегистрированы в установленном законом порядке, отсутствуют какие либо основания для предположений о имеющейся возможности у органа кадастрового учёта обнаружить наложение границ. Более того, заявителем по делу не представлено доказательств какого-либо наложения каких-либо границ каких-либо участков.

Согласно ст. 10 АПК РФ - доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта; согласно ст. 67 и ст. 68 АПК РФ - арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами; согласно ст. 69 АПК РФ -обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Учитывая, что ФИО1 не являлся участником процессов, либо стороной в рассматривавшихся ранее делах, которые положены в основу заявления ООО «Алмаз», обстоятельства на которые ссылается ООО «Алмаз» не могут иметь для суда в настоящем деле заранее установленной силы. В частности - предположение о местности на момент выдачи свидетельства, подлежит доказыванию согласно ст. 65 АПК РФ, как факт, имеющий юридическое значение.

- В отношении земельных участков принадлежащих ФИО5 даны следующие пояснения::

- земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100004:54, 24:50:0100004:55,
24:50:0100004:56, 24:50:0100004:57, 24:50:0100004:58, 24:50:0100004:59, 24:50:0100004:60 были образованы в соответствии с действующим законодательством разделением участка с кадастровым номером 24:50:0100004:38 принадлежащего ФИО1;

- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100004:38 приобретен ФИО1 в соответствии с действующим законодательством на основании договора от 20.01.2009 (копия прилагается);

- какие либо ограничения в отношении прав продавца, либо покупателя на земельный
участок по указанному договору отсутствовали;

- так же отсутствовали ограничения в способности осуществлять права у сторон по договору. Кроме того, в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации защита нарушенных, по мнению какой либо стороны прав, не может отрицать либо умалять прав иных лиц.

- Дополнительно обращаю внимание суда на несоответствие обстоятельств, изложенных в заявлении ООО «Алмаз» сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости. Так, согласно выписки из государственного кадастра недвижимости в составе кадастрового плана территории - кадастрового квартала с номером 24:50:0100004 зарегистрирован земельный участок ПКП « Алмаз» с номером :49.

Каких либо иных доказательств, заявлений и ходатайств суду не поступило.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно свидетельству на право собственности на землю серии РФ IV ККР-1100 № 084123 от 12.09.1994, выданному ПКП «Алмаз» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» на основании постановления Администрации Красноярского края № 417-П от 06 октября 1993 года заявитель приобрел на праве частной собственности земельный участок по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, в районе АО «КВИН», общей площадью 18002 кв.м. для строительства производственной базы ПКП «Алмаз» с кадастровым номером ККР 1100-016561 из земель промышленной застройки. К свидетельству приложен план земельного участка с указанием его расположения и площади

В соответствии с уставом общества с ограниченной ответственностью «Алмаз» к Обществу переходят все права и обязанности производственно-коммерческого предприятия «Алмаз» с момента государственной регистрации в установленном порядке (пункт 1.1). Общество с ограниченной ответственностью «Алмаз» зарегистрировано администрацией города Красноярска 28 июля 1999 года за № 487, основной государственный регистрационный номер 1022401803709.

Как следует из Решения Арбитражного суда Красноярского края от 12.02.2009г. по делу № А33-15348/2008, в число участников процесса которого не входил ФИО1, судом установлены следующие обстоятельства:

- согласно свидетельству на право собственности на землю серии РФ ХI № 303709 ТОО «Фирма ВВВ» на основании постановления администрации Емельяновского района № 865 от 20.12.1995 приобрело на праве частной собственности земельный участок общей площадью 27,5 га по адресу, Красноярский край, Емельяновский район, база Бугач, с кадастровым номером ККР-1100 № 303709.

- общество с ограниченной ответственностью «Фирма ВВВ» 02.06.2008 подало в Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю заявление о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в кадастровом квартале 0100004 в соответствии с приложенными документами с просьбой выдать кадастровый паспорт земельного участка.

- Решением от 27.06.2008 № Ф24/08-3-14427 заявителю было отказано в выдаче кадастрового паспорта в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.

- 04.07.2008 представителю выдана выписка о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100004:38, предыдущий номер ККР-1100 № 303709, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости 21.12.1995.

- 07.07.2008 общество с ограниченной ответственностью «Фирма ВВВ» представило заявление №50/08-5383 в территориальный отдел №1 управления Роснедвижимости по Красноярскому краю о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а именно – уточнении местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100004:38 и изменении адреса указанного земельного участка. К заявлению приложен межевой план земельного участка и иные документы, подтверждающие изменение сведений об объекте недвижимости, в том числе уточнения площади до 39 967 ± 70 кв.м. К межевому плану приложен акт согласования границ земельного участка ООО «Фирма ВВВ» со смежными землепользователями: администрацией Октябрьского района г. Красноярска, ОАО «МРСК Сибири».

- согласно решению от 30.07.2008 № Ф24/08-4-20637 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100004:38. 04.08.2008 ООО«Фирма ВВВ» выдан кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100004:38.

- в соответствии с уставом общества с ограниченной ответственностью «ВэСТрой» (пункт 1.4.1.) общество является правопреемником всех имущественных прав и обязательств общества с ограниченной ответственностью «Фирма ВВВ». Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме слияния, общество с ограниченной ответственностью «ВэСТрой» зарегистрировано 29.04.2008.

По указанному делу истцом по настоящему делу оспаривались действия ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 39 967 кв.м., кадастровый номер 24:50:0100004:38, расположенного по адресу: г. Красноярск, база «Бугач».

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.02.2009г. по делу А33- 15348/2008 в удовлетворении заявления ООО «Алмаз» отказано судом. Постановлением Третьего апелляционного суда от 13 мая 2009 г. N А33-15348/2008-03АП-1071/2009 решение арбитражного суда Красноярского края отменено, принято новое решение о признании незаконным действий федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 39 967 кв.м., кадастровый номер 24:50:0100004:38, расположенного по адресу: г. Красноярск, база "Бугач".

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при кадастровом учете изменений земельного участка, а именно - уточнении местоположения границ и площади земельного участка (39967 кв.м.) с кадастровым номером 24:50:0100004:38, должностные лица органа кадастрового учета не проверяли уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении данного земельного участка (с учетом уточненных границ) и смежных участков. Как установлено апелляционной инстанции - право собственности общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" на указанный земельный участок подтверждено свидетельством на право собственности на землю серии РФ IV ККР-1100 N 084123 от 12.09.1994. Присвоение земельному участку кадастрового номера ККР 1100-016561 свидетельствует о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством. В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, свидетельство на право собственности на землю серии РФ IV ККР-1100 N 084123 от 12.09.1994, выданное Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Емельяновского района, является документом, подтверждающим наличие у заявителя права собственности на земельный участок площадью 18002 кв.м. На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 39 967 кв.м., кадастровый номер 24:50:0100004:38, расположенного по адресу: г. Красноярск, база "Бугач", противоречат пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", подпункту 2 пункта 5, пунктам 7, 9 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35, и нарушают право собственности ООО "Алмаз" на земельный участок площадью 18002 кв.м. с кадастровым номером ККР 1100-016561.

Постановление апелляционной инстанции от 13.05.2009г. оставлено без изменения Федеральным Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (постановление от 14.07.2009г.).

29.01.2009г. между ООО «ВэСТрой» и ФИО1 подписан договор купли-продажи земельного участка, согласно которому ООО «ВэСТрой» (продавец) продал ФИО1 (покупатель) купил земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100004:38, общей площадью 39967 кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, база Бугач. Согласно п.4 договор от 29.01.2009г. данный договор имеет силу акта приема передачи участка.

06.03.2009г. управлением Федеральной регистрационной службой по Красноярскому краю произведена государственная регистрация права собственности за ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100004:38, о чем выдано свидетельство 24 ЕИ 131001.

09.04.2009г. ФИО1, обратился в ФГУ «ЗКП по Красноярскому краю» с заявлением о постановке на кадастровый учет, согласно оформленных межевых планов, выполненных кадастровым инженером – ООО «Сфера», земельных участков: площадью 1480 +- 13м2 предыдущий кадастровый номер 24:50:0100004:38 (А); площадью 5600 +- 26м2 предыдущий кадастровый номер 24:50:0100004:38 (Б); площадью 11980 +- 38 м2 предыдущий кадастровый номер 24:50:0100004:38 (В); площадью 4200 +- 22м2 предыдущий кадастровый номер 24:50:0100004:38 (Г); площадью 4050 +- 22 м2 предыдущий кадастровый номер 24:50:0100004:38 (Д); площадью 4000 +- 22 м2 предыдущий кадастровый номер 24:50:0100004:38 (Е); площадью 5500 +-26м2 предыдущий кадастровый номер 24:50:0100004:38 (Ж); площадью 1777 +- 15м2 предыдущий кадастровый номер 24:50:0100004:38 (З); площадью 1380 +- 13м2 предыдущий кадастровый номер 24:50:0100004:38 (И). Решением от 25.05.2009г. ФГУ «ЗКП по Красноярскому краю» №Ф24/09-2-42949 заявление ФИО1 удовлетворено на государственный кадастровый учет поставлен земельные участки с номерам: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60.

Как следует из предоставленных в дело кадастровых паспортов вышеуказанных земельных участков предыдущим кадастровым номером всех участков являлся земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100004:38.

15.04.2009г. заявитель, обратился в ФГУ «ЗКП по Красноярскому краю» с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, в районе АО «КВИН», общей площадью 18002 кв.м., принадлежащего заявителю на праве собственности согласно свидетельству на право собственности на землю серии РФ IV ККР-1100 № 084123 от 12.09.1994.

29.04.2009г. ФГУ «ЗКП по Красноярскому краю» вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета за заявлению заявителя. Причина приостановления – выявление пересечения одной из границ земельного участка, заявленного на принятие на кадастровый учет с границами другого земельного участка (24:50:0100004:38).

Решением от 03.07.2009г. в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ККР 1100-016561 ООО «Алмаз» было отказано, по причине ранее выявленного пересечения границ с земельным участком 24:50:0100004:38, который был разделен на земельные участки: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60 с которыми также выявлено пересечение границ.

Заявитель считает, что действия ФГУ «ЗКП по Красноярскому краю» не соответствуют положениям ст.26 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, заявитель просит суд:

- признать действия ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» по постановке 7 земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенных по адресу: г.Красноярск, база «Бугач», на кадастровый учет – незаконными.

- обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенные по адресу: г.Красноярск, база «Бугач».

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иным правовым актам, так и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов организации, обратившейся в арбитражный суд с соответствующим требованием.

В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявления суд оценивает решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц на соответствие законам и иным нормативным правовым актам. Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) возлагается на ответчика.

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" основанием осуществления кадастрового учета является, в том числе, изменение уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым в соответствии со статьей 7 Закона относятся площадь и адрес объекта недвижимости.

Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, согласно подпункту 1 пункта 4 которого внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является кадастровой процедурой, выполняемой уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости.

Подпунктом 2 пункта 5 данного Порядка определено, что реестр объектов недвижимости состоит из реестров объектов недвижимости кадастровых округов (далее - реестры), ведение которых осуществляется на электронных носителях; форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее - формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.

Реестры создаются на основе Государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являющихся составной частью Единого государственного реестра земель.

В силу пункта 7 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.

Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 1 марта 2008 года.

Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.

Пунктом 9 указанного Порядка установлено, что сведения о ранее учтенных земельных участках в Реестре должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5, пунктами 7, 9 указанного Порядка реестр объектов недвижимости состоит, в том числе, из форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее - формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.

Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.

Сведения о ранее учтенных земельных участках в Реестре должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении кадастрового учета изменений сведений о ранее учтенном земельном участке уполномоченные должностные лица органа кадастрового учета обязаны обеспечить соответствие вносимых сведений сведениям о таком земельном участке, содержащимся в документах государственного земельного кадастра. То есть, необходимо проверять ранее внесенные сведения в государственный земельный кадастр в целях недопущения каких-либо противоречий между уже имеющимися сведениями и вновь вносимыми. Только в этом случае будет соблюден принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, а именно, в государственном земельном кадастре.

Право собственности общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" на земельный участок подтверждено свидетельством на право собственности на землю серии РФ IV ККР-1100 N 084123 от 12.09.1994. Присвоение земельному участку кадастрового номера ККР 1100-016561 свидетельствует о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что ранее выданные документы, удостоверяющие права на землю, действительны в настоящее время. Основными критериями действительности ранее выданных документов на землю являются принятие их уполномоченными органами и в установленном законом порядке.

Доказательства выдачи указанного свидетельства неуполномоченным органом или с нарушением порядка, установленного ранее действовавшим законодательством, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, свидетельство на право собственности на землю серии РФ IV ККР-1100 N 084123 от 12.09.1994, выданное Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Емельяновского района, является документом, подтверждающим наличие у заявителя права собственности на земельный участок площадью 18002 кв.м.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что при постановке на кадастровый учет земельных участков: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60 должностные лица органа кадастрового учета не проверили уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении земельного участка заявителя (с учетом уточненных границ) и смежных участков.

При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках земельных участков: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60 (ранее имевших единый кадастровый номер

24:50:0100004:38) в отношении границ и площадей земельных участков орган кадастрового учета обязан был проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении данного земельного участка. Следовательно, исполняя данную обязанность, орган кадастрового учета имел возможность обнаружить наложение границ данного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером ККР 1100-016561 и в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" приостановить осуществление постановку на кадастровый учет земельных участков ФИО1

Неисполнением указанной обязанности органом кадастрового учета нарушен принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, что в итоге повлекло нарушение права общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" на определение юридической судьбы данного имущества, а также лишило его возможности осуществлять необходимые действия по уточнению, изменению земельного участка.

Доводы ФГУП «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю», изложенные в отзыве и пояснении на заявление, не принимаются судом по следующим основаниям:

- ссылка на то, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100004:38 не исключен из оборота и не ограничен в обороте, его собственник вправе совершать указанное действие в отношении этого участка, не могут быть приняты судом во внимание, т.к. постановлением Третьего Арбитражного суда от 13 мая 2009 г. по делу N А33-15348/2008-03АП-1071/2009 принято решение о признании незаконным действий федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 39 967 кв.м., кадастровый номер 24:50:0100004:38, расположенного по адресу: г. Красноярск, база "Бугач".

- выполненные кадастровым инженером кадастровые работы, итогом которых является оформление межевого плана, действительно не выполнялись ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю». Вместе с тем, данное учреждение при осуществлении действий о внесении в кадастр объектов недвижимости сведений на основании представленного межевого плана о земельных участках 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60 (ранее имевших единый кадастровый номер 24:50:0100004:38) обязано было проверить соответствие представленных материалов межевания до внесения их в кадастр с ранее внесенные сведения в государственный земельный кадастр в целях недопущения каких-либо противоречий между уже имеющимися сведениями и вновь вносимыми. Учреждением не проверялось также и наличие согласования местоположения границ со смежными земельными участками, в т.ч. заявителем по делу.

- ссылка ФГУП «Земельная кадастровая палата» на то, что не могут быть сняты с кадастрового учета уже поставленные на учет земельные участки является необоснованным. Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. Требование заявителя обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенные по адресу: г.Красноярск, база «Бугач» является требованием об устранении допущенных учреждением нарушений. Согласно ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с п.1 ст. 16 данного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи в т.ч. с прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости). Как следует из п.4 указанной нормы никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости. Как следует из п.4 подп.4) Порядка ведения государственного кадастра недвижимости при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета среди выполняемых кадастровых процедур определена и процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости.

Поскольку судом по настоящему делу действия ФГУ «ЗКП» по постановке на кадастровый учет объектов недвижимости в виде земельных участков с присвоенными ими кадастровыми номерами 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60 признаны незаконными, следовательно, каких-либо правовых последствий определенных в п. 3. ст.1 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» данные действия не повлекли. В связи с этим, снятие данных земельных участков с учета производиться на основании решения суда, который дал оценку законности действий ФГУП «ЗКП по Красноярскому краю».

Ссылка ФИО1 на то, что он не являлся участником в деле А33-15348/2008, не является основанием для суда не учитывать выводы сделанные судебными инстанциями по указанному делу. Согласно Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009г. №57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо, ненадлежащим исполнением договорных обязательств» судам также следует иметь в виду, что независимо от состава лиц, участвующих в деле о взыскании по договору и в деле по иску об оспаривании договора, оценка, данная судом обстоятельствам, которые установлены в деле, рассмотренном ранее, учитывается судом, рассматривающим второе дело. Таким образом, Высшим Арбитражным судом допускается возможность при вынесении решения по делу учитывать оценку тех или иных обстоятельств, которые уже были даны судебными инстанциями, независимо от состава участвующих в них лиц.

Кроме того, предметом требований по настоящему делу явились иные действия ФГУ «ЗКП по Красноярскому краю» по постановке земельных участков на кадастровый учет.

Руководствуясь статьями 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Алмаз» город Красноярск удовлетворить.

Признать незаконным действия федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенные по адресу: г.Красноярск, база «Бугач», как несоответствующие положениями Федерального Закона О» государственном кадастре недвижимости».

Обязать федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенные по адресу: г.Красноярск, база «Бугач».

Взыскать с федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Алмаз» город Красноярск 2000 руб. судебных расходов в виде оплаченной по платежному поручению №73 от 03.12.2008г.государственной пошлины

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.В. Лесков