ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14307/09 от 15.10.2009 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2009 года

Дело № А33-14307/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  15 октября 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Куликовской, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крас-Бус»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю

о признании недействительными решений от 12.12.2008 №№980, 836 в части,

при участии:

представителя ответчика: Л.С. Хворовой по доверенности от 21.04.2009 № 04-23,

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Куликовской,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Крас-Бус» (далее по тексту – общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю (далее по тексту – налоговый орган или ответчик) о признании недействительными решения от 12.12.2008 №980 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах налога на добавленную стоимость в сумме 4 300 507 руб. и решения от 12.12.2008  №836 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 4 300 507 руб.

Заявление принято к производству суда. Определением от 27.08.2009 возбуждено производство по делу.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание не явился (почтовое уведомление от 22.09.2009 №79277).

Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится в отсутствие заявителя.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования общества не признал по следующим основаниям:

- услуги по аренде (лизингу) транспортных средств приобретены обществом для использования в операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), а именно для оказания услуг по перевозке пассажиров городским транспортом общего пользования, в связи с чем суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) должны учитываться в стоимости таких товаров в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации;

- применение специальной нормы о пропорциональном определении «входного» налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету, относится к тем случаям, когда товары (работы, услуги) используются при осуществлении облагаемых и необлагаемых НДС операциях и невозможно установить, какая именно их часть используется в конкретных операциях;

- поскольку налогоплательщик не вел раздельный учет налога на добавленную стоимость по лизинговым платежам, общество лишается права на предъявление к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций (статьи 149, 170 Налогового кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Заявителем 20.10.2008 представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года. Согласно данной декларации сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к возмещению за данный налоговый период, составила 6 642 750 руб.

Налоговым органом проведена камеральная проверка указанной декларации, по результатам которой налоговым органом установлено следующее.

В проверяемом периоде заявитель оказал услуги на сумму 6 355 260 руб. по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования и в пригородном сообщении с применением тарифов, утвержденных органом местного самоуправления для муниципального городского транспорта с представлением  всех установленных льгот.

Общество в проверяемом периоде оказало услуги по пассажирским перевозкам:

- льготного проезда по единому социальному проездному билету (ЕСПБ) на сумму 11 388 560 руб. в соответствии с договором от 01.01.2008 № 44-ЕСПБ, заключенным с ГПК «КрасноярскАвтоТранс» на возмещение расходов, связанных с предоставлением  транспортных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки. В соответствии с пунктом 2.11. договора перевозчик обязан осуществлять перевозку пассажиров по маршрутам и расписаниям, согласованным Администрацией города Красноярска, в соответствии с утвержденной программой перевозки пассажиров по ЕСПБ  в городском, пригородном сообщении;

- льготного проезда для всех категорий пассажиров, определенных действующим законодательством (по договору от 01.02.2007 №03-2007, заключенному с ООО «Красноярскавтотранс», на оказание услуг по осуществлению перевозки пассажиров, определенных действующим законодательством), по маршрутам, установленным «Программой пассажирских автомобильных междугородних перевозок, субсидируемым из краевого бюджета в 2007» в объеме согласованном сторонами, а так же по коммерческим маршрутам).

Обществом в адрес ООО «Красноярскавтотранс» выставлены и отражены в книге продаж за 2 квартал 2008 года счета – фактуры №263 от 30.06.2008, №193 от 31.05.2008, №145 от 30.04.2008 на суму 3 775 руб. за услуги пассажирских перевозок льготников по договору №03-2007 от 01.02.2007, сумма НДС в данных счетах-фактурах не выделена.

Заявителем, по мнению налогового органа, занижена налоговая база  по НДС на сумму 3 775 руб., и не исчислен НДС в сумме 679,50 руб. в связи с неправомерным применением льготы, предусмотренной  с пунктом 7 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество выставило и отразило в книге продаж счета-фактуры №191 от 31.05.2008, №149 от 30.04.2008, №229 от 30.06.2008 за междугородние пассажирские перевозки за 2 квартал 2008 на сумму 739,60 руб., сумма НДС в указанных счетах-фактурах не выделена. По мнению налогового органа, заявителем занижена база по НДС на сумму 739,60 руб., в том числе НДС – 133,13 руб. в связи с неправомерным применением льготы.

В проверяемом периоде общество оказывало услуги  по сдаче в сублизинг (аренду) автобусов организациям, а также услуги  по перевозке пассажиров городским  пассажирским транспортом общего пользования по коммерческим маршрутам, которые не подлежат налогообложению в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом об учетной политике от 01.12.2006 в пункте 2 раздела обществом предусмотрено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, предъявленные продавцами товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, по операциям как облагаемым налогом на добавленную стоимость, так и освобождаемым от налогообложения,  принимаются  к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для осуществления таких операций, с использованием регистров аналитического учета.

Доли выручки от реализации не облагаемых НДС операций в общем объеме выручки, учитываемой на счете 90 «Продажи» определяется как отношение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость, к общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), учитываемых на счете 90 «Продажи» за вычетом налога на добавленную стоимость.

Обществом в ходе проверки представлены следующие аналитические регистры раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость:

- аналитический регистр раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость, в котором определены доли выручки от реализации не облагаемых НДС операций в общем объеме выручки (за 2 квартал 2008 года) – 63,99%, по облагаемым НДС операциям – в размере 36,01%;

- аналитический регистр раздельного учета сумм НДС по расходам, относящимся к операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, в котором НДС к возмещению по счетам-фактурам, отраженным в книге покупок за 2 квартал 2008 года (за минусом счетов-фактур по лизинговым платежам) определен налогоплательщиком в пропорциональном отношении в соответствии с прописанной в приказе об учетной политике на 2008 год методикой раздельного учета.

Проверкой установлено, что общество в нарушение пункта 2 «Для целей налогового учета» Приказа об учетной политике организации на 2008 год от 01.12.2007 не осуществляло ведение раздельного учета сумм налога по лизинговым платежам за полученные в лизинг транспортные средства, использованные как облагаемые налогом, так и  неподлежащим налогообложению НДС операций.

Таким образом, налоговый орган установил, что обществом неправомерно предъявлена к вычету сумма НДС по платежам в размере  4 300 888,30 руб. и  в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года налогоплательщиком завышена сумма налогового вычета в размере  4 301 021 руб.

Налоговым органом установлено, что в связи с занижением налоговой базы  для исчисления налога на добавленную стоимость  на сумму 4 514,60 руб. (НДС – 812,63 руб.), доля выручки от реализации необлагаемых операций в общем объеме реализации за 2 квартал 2008 составила 36%, по облагаемым операциям – 64%.

В ходе анализа первичных документов налоговый орган установил следующие обстоятельства.

ООО «Крас-Бус» по договорам сублизинга получены от ЗАО «Управляющая компания «РегионАвтоТранс» 297 автобусов, из которых: 

 - 177 автобусов переданы по договорам в сублизинг и аренду организациям ООО «Вилсон», ООО «Терминал», ООО «КЛИФ», ООО «Автотранспортная компания №1», ООО «Автотранспортная компания №2», ООО «Автотранспортная компания №3», ООО «РЕНК», ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-1», ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-2», ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-3», ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-4», ООО «КАТК»»;

- 120 автобусов использовались ООО «Крас-Бус» при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования.

ЗАО «Управляющая компания «РегионАвтоТранс» и ОАО «РегионАвтоТранс-Нальчик» выставлены в адрес ООО «Крас-Бус» счета-фактуры на уплату лизинговых платежей в общей сумме 78 296 899,18 руб. Всего сумма НДС по лизинговым платежам за 2 квартал 2008 года составила 11 943 594,58 руб.

Всего по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года налоговым органом установлено:

-завышение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей вычету из бюджета, за 2 квартал 2008 года в сумме 4 300 888 руб.,

-занижение налога на добавленную стоимость с реализации товара (работ, услуг) в сумме 813 руб.

Результаты камеральной налоговой проверки  отражены в акте от 31.10.2008 №7474.

Уведомлением от 10.11.2008 №13-08/2/19958 налогоплательщик извещен налоговым органом о назначении рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на 03.12.2008 в 14 часов 00 минут. Уведомление получено главным бухгалтером заявителя (по доверенности от 11.11.2008 №36) 11.11.2008.

Уведомлением от 19.11.2008 №13-08/2/20592 налогоплательщик извещен налоговым органом о переносе рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на 12.12.2008 в 14 часов 00 минут. Уведомление получено главным бухгалтером заявителя (по доверенности от 11.11.2008 №36) 20.11.2008.

24.11.2008 общество представило в налоговый орган возражения по указанному акту камеральной налоговой проверки от 14.11.2008 за исх. №582.

12.12.2008 в присутствии уполномоченного представителя общества, налоговым органом рассматривались материалы камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика, что отражено в протоколе №164 от 12.12.2008.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика налоговым органом 12.12.2008 принято решение №980 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Указанным решением налоговый орган решил уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость в сумме 4 300 507 руб.

12.12.2008 налоговый орган, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки  налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2009 года, в которой заявлен НДС к возмещению за указанный период в сумме 6 642 750 руб., документы, представленные заявителем в подтверждение данных, отраженных в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 года, одновременно с решением от 12.12.2008 №980 вынес решение №835 об отказе обществу в возмещении НДС в сумме 4 300 507 руб.

Указанные решения налогового органа обществом обжалованы в Управление Федеральной налоговой службы  по Красноярскому краю.

25.05.2009 Управление Федеральной налоговой службы  по Красноярскому краю вынесло решения №№12-0339, 12-0340 об отказе в удовлетворении жалоб общества.

Не согласившись с решениями от 12.12.2008 №№ 980, 836 общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительными решения от 12.12.2008 №980 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах налога на добавленную стоимость в сумме 4 300 507 руб. и решения от 12.12.2008  №836 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 4 300 507 руб., считая, что:

- согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 установлено освобождение от операций по реализации на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров, в том числе городским транспортом общего пользования. При этом указанные операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующей лицензии на осуществление деятельности лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что является объектом налогообложения, статьей 56 определено понятие «льгота». Вместе с тем по указанным операциям возникает обязанность по уплате НДС в случае отсутствия раздельного учета  операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению, или отсутствия лицензии. Исходя из положений статьи 665 Гражданского кодекс Российской Федерации, сущностью договора лизинга является аренда, т.е. обществом приобретена услуга. Поскольку лизинговые платежи являются оплатой предоставляемой услуги, то из смысла подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что НДС, предъявленный при приобретении услуг, подлежит вычету для целей налогообложения в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, налоговый орган необоснованно пришел к выводу о том, что при использовании предмета лизинга в операциях, необлагаемых  НДС, право на налоговый вычет отсутствует.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью  5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 143 Налогового  кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.

На основании пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).

Пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Согласно пункту 6 указанной выше статьи Налогового кодекса Российской Федерации перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано в подпункте 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:

-городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

-морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

 В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации  суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов в случаях приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Пунктом 4 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи – по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса – по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

Из материалов дела следует, что в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено занижение  налоговой базы за 2 квартал 2008 в размере 4 514,60 руб. и суммы налога, подлежащего уплате в размере 812,63 руб. в результате неправомерного применения льгот:

- обществом в адрес ООО «Красноярскавтотранс» выставлены и отражены в книге продаж за 2 квартал 2008 года счета-фактуры №263 от 30.06.2008, №193 от 31.05.2008, №145 от 30.04.2008 на суму 3 775 руб. за услуги пассажирских перевозок льготников по договору №03-2007 от 01.02.2007, сумма НДС в данных счетах-фактурах не выделена;

- обществом выставлены и отражены в книге продаж счета-фактуры №191 от 31.05.2008, №149 от 30.04.2008, №229 от 30.06.2008 за междугородние пассажирские перевозки за 2 квартал 2008 на сумму 739,60 руб., сумма НДС в счетах-фактурах не выделена.

Заявителем данный факт не оспорен, доказательства, подтверждающие правомерность невключения в указанные счета -фактуры НДС, в материалы дела не представлены.

Исходя из норм статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, услуги по перевозке пассажиров в междугороднем сообщении не освобождаются от налогообложения НДС, следовательно, суд приходит к выводу, что заявителем необоснованно занижена налоговая база по НДС на сумму 813 руб. в связи с неправомерным применением льготы.

При таких обстоятельствах налоговый орган обоснованно пришел к выводу о том, что налогоплательщиком необоснованно завышена сумма налога, предъявленная к возмещению из бюджета в размере 813 руб.

Из материалов дела следует, что общество в 2 квартале 2008 года осуществляло операции, как подлежащие, так и не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость, а именно:

- оказывало услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, операции по реализации которых в силу положений подпункта 7 пункта 1 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению;

- оказывало услуги по сдаче в сублизинг (аренду) автобусов организациям, а также транспортные услуги по перевозке пассажиров маршрутами междугороднего следования,  операции по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость.

Налогоплательщиком в ходе проверки были представлены аналитические регистры раздельного учета сумм НДС по расходам, относящимся к операциям облагаемым и не облагаемым НДС.

Согласно аналитическому регистру раздельного учета сумм НДС доля выручки от реализации не облагаемых НДС операций в общем объеме выручки за 2 квартал 2008 составила  63,99%, по облагаемым НДС операциям – 36,01%.

Согласно аналитическому регистру раздельного учета сумм НДС по расходам, относящимся к операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, в котором НДС к возмещению по счетам-фактурам, отраженным в книге покупок за 2 квартал 2008 года (за минусом счетов-фактур по лизинговым платежам) определен налогоплательщиком в пропорциональном отношении в соответствии с прописанной в приказе об учетной политике на 2008 год методикой раздельного учета.

  В соответствии с указанной пропорцией общество определяло размер налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Вместе с тем, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по лизинговым платежам общество включало в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в полном объеме.

 Налоговым органом установлено, что в связи с занижением налоговой базы  для исчисления налога на добавленную стоимость на сумму 4 514,60 руб. (НДС – 812,63 руб.), доля выручки от реализации необлагаемых операций в общем объеме реализации за 2 квартал 2008 года составила 36%, по облагаемым операциям – 64%.

Налоговый орган в ходе проверки пришел к обоснованному выводу о том, что налог на добавленную стоимость на основании счетов-фактур по лизинговым платежам неправомерно заявлен обществом к вычету в полном объеме, поскольку 177 автобусов переданы обществом по договорам в сублизинг и аренду организациям (операции, облагаемые НДС), а 120 автобусов использовались ООО «Крас-Бус» при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (операции, освобожденные от НДС).

Из системного анализа статей 149, 170, 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что к налоговым вычетам обществом  мог быть заявлен только налог на добавленную стоимость по лизинговым платежам в отношении автобусов, переданных в сублизинг, поскольку указанные операции подлежат налогообложению. Налог на добавленную стоимость по лизинговым платежам в отношении автобусов, использованных при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом, освобожденных от налогообложения, должен учитываться в стоимости таких услуг и к вычету не может быть заявлен.

Порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость к вычету либо учету в стоимости товаров (работ, услуг)  предусмотрен пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указание в подпункте 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации на то, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, не означает, что пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации не применяется в отношении услуг. В пункте 4 статье 170 Кодекса содержится неоднократное указание на применение положений к товарам (работам, услугам). 

Кроме того, применение специальной нормы пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации о пропорциональном определении «входного» налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету, относится к тем случаям, когда товары (работы, услуги) используются при осуществлении облагаемых и необлагаемых налогом операциях и невозможно установить, какая именно их часть используется в конкретных операциях.

НДС по лизинговым платежам в размере 5 358 081,87 руб. приходится на 120 автобусов, используемых в своей деятельности, которые осуществляют перевозку пассажиров:

- городским пассажирским транспортом общего пользования, реализация данных услуг не подлежит налогообложению НДС на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации,

- по коммерческим маршрутам, реализация такого рода услуг подлежит налогообложению НДС. 

Проанализировав регистры раздельного учета сумм НДС по расходам, относящимся к операциям, облагаемым и необлагаемым НДС за 2 квартал 2008 года налоговый орган правильно определил НДС по лизинговым платежам исходя из доли выручки, приходящейся на необлагаемую НДС деятельность в сумме 4 299 693,94 руб.

При таких обстоятельствах у общества отсутствовали основания заявлять налоговые вычеты в указанной сумме и предъявлять к возмещению НДС в сумме 4 300 507 руб. (4 299 693,94 руб. + 813 руб.) по налоговой декларации за 2 квартал 2008 года. Налоговый орган обоснованно пришел к выводу о неправомерном:

- завышении суммы налогового вычета по НДС за 2 квартал 2008 года на 4 300 507 руб.;

- предъявлении ООО «Крас - Бус» к возмещению НДС за 2 квартал 2008 года в сумме 4 300 507 руб.

На основании вышеизложенного, требования заявителя о признании недействительными решений налогового органа от 12.12.2008 №980 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах налога на добавленную стоимость в сумме 4 300 507 руб. и решения от 12.12.2008  №836 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 4 300 507 руб. не подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляет 4 000 руб., поскольку обществом заявлено 2 требования:

- о признании недействительным решения от 12.12.2008 №980 в части;

- о признании недействительным решения от 12.12.2008 №836в части.  

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Как усматривается из материалов дела, заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением уплачено 4 000 руб. государственной пошлины, в том числе, 2 000 руб. по платежному поручению от 17.08.2009 №1391 и 2000 руб. по платежному поручению от 19.08.2009 №1416.

С учётом отказа в удовлетворении требований заявителя в порядке распределения судебных расходов государственная пошлина в размере 4 000 руб. относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Крас-Бус» требований о признании недействительными решения от 12.12.2008 №980 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах налога на добавленную стоимость в сумме 4 300 507 руб. и решения от 12.12.2008  №836 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 4 300 507 руб., вынесенных межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Куликовская