ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14422/08 от 29.12.2008 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-14422/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Медведева О.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ванкорское УТТ» (г. Красноярск) 

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю

о признании недействительным решения регистрирующего органа Р № 17692А  от 01.09.2008,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 21.10.2008;

от заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 28.08.2008,

при ведении протокола судебного заседания судьей Медведевой О.И.,

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании «24» декабря 2008 года. В полном объеме решение изготовлено «29» декабря 2008 года.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ванкорское УТТ» (далее – ООО «Ванкорское УТТ», заявитель) обратилось в арбитражный суд к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю (далее – МИФНС № 23 по Красноярскому краю, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании недействительным решения регистрирующего органа Р № 17692А от 01.09.2008.

Определением от 06.11.2008 заявление принято к производству арбитражного суда.

Представителем заинтересованного лица представлен письменный отзыв на заявление, в котором он не согласен с доводами, изложенными в заявлении,  по следующим основаниям:

      - ненормативный правовой акт регистрирующего органа - решение об отказе в государственной регистрации может быть признан недействительным при наличии двух условий: несоответствия решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя;

      - для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2002 № 439 «Об утверждения форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», в заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны;

     - Постановлением Правительства РФ № 439 утверждена форма № Р14001 заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, предусматривающая заполнение данных представителя управляющей компании, уполномоченного на осуществление текущего управления юридическим лицом;

- заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке; заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации - данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

- при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления;

     - 27.08.2007 ООО «Ванкорское УТТ» обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица; в заявлении указан заявитель - иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности, - ФИО3;

       - в разделе заявления  «Сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности (управляющей компании)» указаны данные представителя управляющей компании ООО «РН-Сервис» ФИО4, уполномоченного на осуществление текущего управленияюридическим лицом - обществом с ограниченной ответственностью «Ванкорское УТТ»;

       - в представленном заявлении и в приложении к заявлению содержатся противоречащие друг другу сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени этого юридического лица: в разделе 4 заявления указаны данные ФИО3, а в разделе 7 - ФИО4;

      - к исключительной компетенции общего собрания участников общества относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

      - единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

      - руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом обществаили единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества; исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества;

      - в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которой общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества;

       - договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившим условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества;

-  ФИО4 фактически преданы полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ», в том числе без доверенности действовать от имени общества;

- заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы» по форме № Р14001, представленное неуполномоченным лицом - ФИО3, имеет недостатки, носящие неустранимый характер, поэтому считается непредставленным;

- непредставление определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов влечет отказ в государственной регистрации;

- оспариваемое заявителем решение Р № 17692А от 01.09.2008 об отказе в государственной регистрации принято регистрирующим органом в соответствии с законом;

- заявителем в материалы дела не представлено доказательств того, как оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы ООО «Ванкорское УТТ»;

- рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочном прекращении его полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества;

- ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений;

        - согласно решению № 6 единственного участника ООО «Ванкорское УТТ» от 08.08.2008 досрочно прекращены полномочия генерального директора ООО «Ванкорское УТТ» ФИО4 с 10.08.2008; полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ» преданы управляющей организации ООО «РН-Сервис» с 11.08.2008;

        - факт невнесения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, не нарушает права и законные интересы ООО «Ванкорское УТТ» и незаконно не возлагает на общество какие-либо права и обязанности;

- в данном случае нет ни одного из установленных в пункте 2 статьи 198 АПК РФ обязательных условий для признания недействительным  решения Р № 17692А от 01.09.2008.

Определением от 25.11.2008 рассмотрение дела назначено в судебное заседание на 17.12.2008.

В судебном заседании 17.12.2008 представитель заявителя подержал заявление в полном объеме; представитель заинтересованного лица их оспорила по основаниям, изложенным в отзыве.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 09 часов 20 минут 17.12.2008 до 10 часов 30 минут 24.12.2008. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе.

Представитель заявителя представил возражения на отзыв заинтересованного лица, в котором ссылается на следующее:

- между ООО «Ванкорское УТТ» и ООО «РН-Сервис» заключен договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании, т.е. ООО «Ванкорское УТТ» передало полномочия единоличного исполнительного органа ООО «РН-Сервис», а не наделило ими ФИО4;

- управляющая компания (ООО «РН-Сервис») подготовила заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице (ООО «Ванкорское УТТ»), не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

- в качестве заявителя по форме 14001 как иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности, указан ФИО3, который является руководителем управляющей компании (ООО «РН-Сервис»);

- поскольку полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ» переданы (по договору) ООО «РН-Сервис», ООО «РН-Сервис» в лице своего единоличного исполнительного органа (генерального директора ФИО3) уполномочено на подписание заявления по форме 14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения по ООО «Ванкорское УТТ»;

- регистрирующим органом не предоставлено ни одного документа, подтверждающего полномочия ФИО4. на подписание указанного заявления;

- Приложение (лист В) именуется «Сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности (управляющей компании)», однако в нем содержатся сведения об управляющей компании; в разделе 7 Приложения (лист В) сведения о представителе управляющей компании; именно управляющая организация уполномочена действовать от имени юридического лица (управляемого общества) без доверенности, а не представитель управляющей компании;

- регистрирующий орган считает, что ФИО4. фактически переданы полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ» и в разделах 4 и 7 должно указываться одно лицо, т.е. отождествляет понятие «представитель управляющей компании, уполномоченный на осуществление текущего управления юридическим лицом» с понятием «единоличный исполнительный орган юридического лица»;

- в законодательстве понятие «представитель управляющей компании» не раскрывается; теория и судебная практика исходит из того, что орган юридического лица не является представителем последнего;

- заявитель, указанный в разделе 4, и лицо, указанное в разделе 7 Приложения к заявлению, могут не совпадать;

- в настоящий момент ООО «РН-Сервис» является управляющим обществом для порядка 30 управляемых обществ (расположенных во многих регионах России);

- поскольку ЕГРЮЛ в деловом обороте принимается в качестве источника достоверной информации о хозяйствующих субъектах, несоответствие в данных об обществе может привести к непризнанию участниками хозяйственных отношений управляющей компании ООО «РН-Сервис» в качестве легитимного и уполномоченного исполнительного органа, что может повлечь фактическую невозможность осуществления ей своих управляющих функций, а также необходимость принимать дополнительные меры по обоснованию и подтверждению своих полномочий.

В подтверждение того, что в других регионах Российской Федерации управляющей компанией вносятся сведения в ЕГРЮЛ относительно передачи полномочий единоличного исполнительного органа обществ управляющей компании, к материалам дела представителем заявителя приобщены выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Усинский коммунальный сервис» и ООО «Усинский капитальный ремонт скважин».

После ознакомления с представленными выписками из ЕГРЮЛ представитель заинтересованного лица указала, что на основании данных документов невозможно определить, аналогичная ли была ситуация в других регионах, поскольку заявления по форме Р 14001, на основании которых внесены сведения в ЕГРЮЛ, в материалы дела не представлены.

На вопрос суда представитель заявителя пояснил, что доказательства отказа кредитных организаций в открытии ООО «Ванкорское УТТ» расчетных счетов по такому основанию, как отсутствие выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании, у него отсутствуют, т.к. на необходимость представления Выписки из ЕГРЮЛ специалисты кредитных организаций ссылаются устно; письменных подтверждений отказа нет. Представитель заявителя также указал, что нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением состоит в том, что по обычаям делового оборота, сложившимся во взаимоотношениях с контрагентами, Выписка из ЕГРЮЛ, не содержащая необходимых сведений о руководителе организации, препятствует деловому сотрудничеству.

Представитель заинтересованного лица считает, что права заявителя невнесением в ЕГРЮЛ записи об управляющей компании, которой переданы функции единоличного исполнительного органа общества, не нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. момент возникновения полномочий единоличного исполнительного органа общества (в т.ч. управляющей компании) законодательство связывает не с моментом внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ, а с датой назначения на должность единоличного исполнительного органа (передачи его полномочий управляющей компании). В подтверждение сложившейся судебной практики по данному вопросу представителем регистрирующего органа в материалы дела представлены определения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, судебные акты апелляционной и кассационной инстанций.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства:

общество с ограниченной ответственностью «Ванкорское УТТ» зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № 23 по Красноярскому краю 24.04.2008, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1082468020931. 

Согласно пункту 9.1 устава ООО «Ванкорское УТТ» высшим органом управления общества является собрание участников; исполнительным органом общества - генеральный директор (единоличный исполнительный орган).

В силу подпункта 8 пункта 10.2 устава ООО «Ванкорское УТТ» к исключительной компетенции общего собрания участников общества относится образование единоличного исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющей компании), утверждение такого управляющего и заключение договора с ним.

Решением № 2 от 12.05.2008 единственного участника ООО «Ванкорское УТТ» генеральным  директором общества сроком на три года назначен ФИО4

Решением № 6 от 08.08.2008 единственного участника ООО «Ванкорское УТТ» досрочно прекращены полномочия генерального директора общества ФИО4; полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ» переданы управляющей организации - ООО «РН-Сервис» с 11.08.2008; ФИО4 уполномочен на подписание от имени управляемого общества договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ» управляющей организации - ООО «РН-Сервис».

11.08.2008 между ООО «Ванкорское УТТ» (обществом) в лице уполномоченного представителя единственного участника ФИО4 и ООО «РН –Сервис» (управляющей организацией) в лице генерального директора ФИО3 заключен договор № 321/08 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации, предмет которого – передача обществом управляющей компании полномочий единоличного исполнительного органа в пределах, предусмотренных ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставом общества, в порядке и на условиях, установленных договором.

Пунктом 2.1, подпунктом 2.1.1. данного договора предусмотрено, что в рамках договора управляющая организация может выполнять функции, перечисленные в пункте 2.1, при условии, что уставом общества данные функции отнесены к компетенции единоличного исполнительного органа, в том числе – без доверенности действовать от имени общества, представлять его интересы во всех государственных, в том числе в налоговых органах, внебюджетных фондах, органах статистики и негосударственных органах, органах местного самоуправления, в отношениях с другими организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, ассоциациями и иными юридическими и физическими лицами, заключать договоры и совершать иные сделки.

В силу пунктов 2.3, 2.4 договора сделки и иные юридически значимые действия, совершаемые генеральным директором управляющей организации в процессе управления обществом, непосредственно порождают юридические последствия для общества и предварительного разрешения либо последующего одобрения со стороны иных органов управления управляющей компании либо общества не требуют, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» либо иным правовым актом, а также уставом общества. Управляющая компания вправе делегировать все или часть предоставленных ей договором или законом полномочий любому из сотрудников управляющей организации (управляющему) или общества или иному лицу на основании доверенностей, выдаваемых генеральным директором управляющей организации.

В пункте 6.1 договора установлен срок его действия: вступает в силу с даты его подписания и действует до 31.12.2008 или до принятия решения общим собранием участников общества о прекращении полномочий управляющей организации в качестве единоличного исполнительного органа.

27.08.2008 от имени ООО «Ванкорское УТТ в МИФНС № 23 по Красноярскому краю поступило заявление по форме № Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице (ООО «Ванкорское УТТ»), не связанных с внесением изменений в учредительные документы (о внесении сведений о передаче управляющей компании - ООО «РН –Сервис» полномочий единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ»).

В пункте 4.1.1 заявления в качестве иного лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, заявителем указан ФИО3, который является руководителем управляющей компании (ООО «РН-Сервис»). В пункте 7.1 заявления подпись ФИО3 засвидетельствована нотариусом. В пункте 7.1 Листа В Приложения к заявлению указаны данные представителя управляющей компании, уполномоченного на осуществление текущего управления юридическим лицом (ООО  «Ванкорское УТТ»), - ФИО4

Решением МИФНС № 23 по Красноярскому краю от 01.09.2008 Р №17692А ООО «Ванкорское УТТ» отказано в государственной регистрации на основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (непредставление определенных необходимых для государственной регистрации документов). В качестве основания для принятия указанного решения регистрирующий орган указал на представление заявления по форме Р 14001 неуполномоченным лицом и на наличие в представленном на регистрацию заявлении недостатков, имеющих неустранимый характер.

Полагая, что  решение Р №17692А от 01.09.2008 не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью», Закону о регистрации, поскольку указание в пункте 7.1 Листа В Приложения к заявлению по форме № Р14001 в качестве представителя управляющей компании, уполномоченного на осуществление текущего управления юридическим лицом, ФИО4 не свидетельствует о том, что данное лицо вправе действовать от имени ООО «Ванкорское УТТ» без доверенности и выступать в качестве заявителя в заявлении по форме № Р14001, а также нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. отказ во внесении в ЕГРЮЛ сведений о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании может повлечь фактическую невозможность осуществления управляющей компанией функций в отношении ООО «Ванкорское УТТ», необходимость принятия дополнительных мер по обоснованию и подтверждению полномочий единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ», заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на орган или должностное лицо.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенных норм, ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц могут быть признаны недействительными по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии одновременно следующих условий:

1)  если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

2)  если их применение нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо незаконно возлагает на них обязанности, препятствующие осуществлению такой деятельности.

По мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в принятии регистрирующим органом решения Р №17692А от 01.09.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, несмотря на представление полного пакета документов и достоверность сведений, указанных в заявлении по форме № Р14001.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Регистрирующим органом доказана обоснованность принятия решения Р №17692А от 01.09.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным Законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации).

Согласно статье 2 Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 506 от 30.09.2004, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, - государственную регистрацию юридических лиц.  

В силу статьи 4, подпункта «л» пункта 1, пунктов 2, 4 и 5 статьи 5 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрено, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Форма заявления Р14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 (Приложение № 4).

В разделе 4 данной формы указываются сведения о заявителе, а именно: руководитель постоянно действующего исполнительного органа; иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности; иное лицо, действующее на основании полномочий.

В Приложении к заявлению по форме Р14001 (раздел 7) указываются данные представителя управляющей компании, уполномоченного на осуществление текущего управления юридическим лицом.

Таким образом, документы, представляемые юридическим лицом в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в том числе в связи с передачей полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица управляющей компании), должны соответствовать требованиям к их оформлению, установленным Правительством Российской Федерации. При этом, заявление по форме № Р 14001, подлежащее представлению в регистрирующий орган при данном виде регистрации, заполняется заявителем в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 (Приложение № 4).

Из материалов дела (решение № 6 от 08.08.2008 единственного участника ООО «Ванкорское УТТ», договор № 321/08 от 11.08.2008о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации) следует, что с 11.08.2008 полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ» в установленном действующим законодательством и уставом общества порядке переданы управляющей компании - ООО «РН - Сервис», генеральным директором которой является ФИО3

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

Согласно пункту 3 статьи 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия.

В силу пункта 4 статьи 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливаются уставом общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Статьей 42 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено, что общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

Исходя из пунктов 2.1, 2.3, 2.4 договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации № 321/08 от 11.08.2008, управляющая организация может выполнять переданные ей функции при условии, что уставом общества данные функции отнесены к компетенции единоличного исполнительного органа, в том числе – без доверенности действовать от имени общества; сделки и иные юридически значимые действия, совершаемые генеральным директором управляющей организации в процессе управления обществом, непосредственно порождают юридические последствия для общества и предварительного разрешения либо последующего одобрения со стороны иных органов управления управляющей компании либо общества не требуют, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» либо иным правовым актом, а также уставом общества; управляющая компания вправе делегировать все или часть предоставленных ей договором или законом полномочий любому из сотрудников управляющей организации (управляющему) или общества или иному лицу на основании доверенностей, выдаваемых генеральным директором управляющей организации.

С учетом изложенного с момента передачи ООО «Ванкорское УТТ» функций единоличного исполнительного органа общества управляющей организации (ООО «РН - Сервис») именно ООО «РН - Сервис» действует от имени ООО «Ванкорское УТТ» в качестве единоличного исполнительного органа в пределах, предусмотренных ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставом общества, в порядке и на условиях, установленных договором № 321/08 от 11.08.2008. Следовательно, с данного момента управляющая организация, имеющая организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, в лице своего генерального директора вправе действовать от имени ООО «Ванкорское УТТ»  без доверенности, совершать сделки и иные юридически значимые действия без предварительного разрешения либо последующего одобрения со стороны иных органов управления управляющей компании либо ООО «Ванкорское УТТ». Иные сотрудники управляющей организации или ООО «Ванкорское УТТ» для реализации полномочий, переданных ООО «РН - Сервис» по договору № 321/08 от 11.08.2008, действуют на основании доверенностей, выдаваемых генеральным директором управляющей организации. 

Материалами дела (регистрационное дело юридического лица (ООО «Ванкорское УТТ») № 08-13/17692А) и пояснениями представителя регистрирующего органа подтверждается, что для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (о внесении в ЕГРЮЛ сведений об управляющей компании, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа (ООО «РН - Сервис»), 27.08.2008 в регистрирующий орган от имени ООО «Ванкорское УТТ» представлено  заявление по форме № Р 14001, подписанное ФИО3 Впункте 4.1.1 данного заявления в качестве иного лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, заявителем указан ФИО3, подпись которого в пункте 7.1 заявления засвидетельствована нотариусом. В то же время в пункте 7.1 Листа В Приложения к заявлению по форме № Р14001 «Сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности (управляющей компании)» указаны данные представителя управляющей компании, уполномоченного на осуществление текущего управления юридическим лицом (ООО «Ванкорское УТТ»), - ФИО4

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

-  учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

В примечании * к заявлению по форме № Р 14001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 (страница 04, Лист В), указано, что Лист В Приложения «Сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности (управляющей компании)» заявления № Р 14001№ Р 14001 заполняется в случае отсутствия у юридического лица постоянно действующего исполнительного органа.

В статье 23 Закона о регистрации содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, к числу которых относится непредставление определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов (подпункт а) пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации). 

Принимая решение Р № 17692А от 01.09.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, регистрирующий орган расценил в качестве непредставления документов наличие неустранимых недостатков в заявлении по форме № Р14001, представленном заявителем для внесения в ЕГРЮЛ сведений об управляющей компании, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа ООО«Ванкорское УТТ» (указание в пунктах 4.1.1, 7.1 Листа В Приложения к заявлению сведений о разных лицах, которые вправе действовать от имени ООО«Ванкорское УТТ» без доверенности), а также на представление данного заявления ненадлежащим лицом – ФИО3, несмотря на указание в пункте 7.1 Листа В Приложения к заявлению по форме № Р14001 данных представителя управляющей компании, уполномоченного на осуществление текущего управления юридическим лицом, ФИО4

С учетом установленного Законом о регистрации уведомительного характера государственной регистрации юридических лиц, возложения обязанности по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в заявлении, на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации, а также в связи с отсутствием в Законе о регистрации (пункт 2 статьи 17) указания на необходимость представления в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, иных документов (помимо заявления по форме № Р 14001, подписанного заявителем), арбитражный суд соглашается с позицией регистрирующего органа, отказавшего заявителю в государственной регистрации на основании решения Р № 17692А от 01.09.2008.

Фактически заявление по форме № Р 14001, содержащее сведения о разных лицах, которые вправе действовать от имени ООО«Ванкорское УТТ» без доверенности (ФИО3 - в качестве иного лица, действующего от имени юридического лица без доверенности (пункт 4.1.1 заявления), и ФИО4 - в качестве представителя управляющей компании, уполномоченного на осуществление текущего управления юридическим лицом (пункт 7.1 Листа В Приложения к заявлению) и подписанное от имени ООО«Ванкорское УТТ», полномочия единоличного исполнительного органа которой переданы управляющей компании (ООО «РН - Сервис»), - ФИО3, обоснованно расценено регистрирующим органом в качестве содержащего неустранимые недостатки, не позволяющего считать его соответствующим требованиям, предусмотренным к заявлению по форме № Р 14001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 (Приложение № 4). 

С учетом положений Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», предусматривающих, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества, полномочия которого могут быть переданы по договору управляющей компании, требований к заполнению формы заявления № Р14001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 (Приложение № 4), согласно которым Лист В Приложения к заявлению № Р14001 «Сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности (управляющей компании)» заполняется в случае отсутствия у юридического лица постоянно действующего исполнительного органа, указание в пункте 7.1 Листа В Приложения к заявлению № Р14001 ФИО4 в качестве представителя управляющей компании, уполномоченного на осуществление текущего управления юридическим лицом, свидетельствует о том, что заявителем при данном виде регистрации должно быть именно лицо, указанное в пункте 7.1 Листа В Приложения к заявлению Р14001.

При таких обстоятельствах заявление по форме № Р 14001, представленное для внесения в ЕГРЮЛ сведений об управляющей компании, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа ООО«Ванкорское УТТ», оформлено заявителем с нарушением требований Закона о регистрации (пункт 1 статьи 9) и Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, утвердившего форму заявления № Р14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Следовательно, оспариваемое решение регистрирующего органа соответствует действующему законодательству, регламентирующему порядок внесения в ЕГРЮЛ сведений об управляющей компании юридического лица, которой переданы полномочия его единоличного исполнительного органа.

Ссылка заявителя на то, что в других регионах Российской Федерации управляющей компанией аналогичным образом вносятся сведения в ЕГРЮЛ относительно передачи полномочий единоличного исполнительного органа обществ управляющей компании (ООО «РН - Сервис»), которая является управляющим обществом для порядка 30 управляемых обществ, не принимается судом.

Представленные представителем заявителя в подтверждение данного обстоятельства выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Усинский коммунальный сервис» и ООО «Усинский капитальный ремонт скважин» не позволяют сделать однозначный вывод об аналогичности ситуации в других регионах, т.к. заявления по форме № Р 14001, являющиеся основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, в материалы дела не представлены. Кроме того, практика, сложившаяся в других регионах в отношении совершения регистрационных действий, не может повлиять на выводы суда, принимающего решение на основании оценки действий регистрирующего органа в конкретной ситуации с точки зрения их соответствия требованиям законодательства о государственной регистрации юридических лиц.

Кроме того, заявителем не доказан факт нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным условием для признания оспариваемого ненормативного правового акта государственного органа недействительным.

Так, в подтверждение нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности заявитель ссылается на то обстоятельство, что в деловом обороте ЕГРЮЛ принимается в качестве источника достоверной информации о хозяйствующих субъектах, поэтому несоответствие в данных об обществе в ЕГРЮЛ может привести к непризнанию участниками хозяйственных отношений управляющей компании (ООО «РН -Сервис») в качестве легитимного и уполномоченного исполнительного органа, может повлечь фактическую невозможность осуществления ей своих управляющих функций, а также необходимость принимать дополнительные меры по обоснованию и подтверждению своих полномочий. Кроме того, невнесение в ЕГРЮЛ сведений об управляющей компании, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ», названо представителем заявителем в качестве препятствия при открытии заявителем расчетных счетов в кредитных организациях.  

Исходя из системного толкования статей 52, 53, 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 12, 13, 32, 40, 42 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», суд приходит к выводу, что действующее гражданское законодательство не связывают правомочность назначения на должность единоличного исполнительного органа общества либо передачи его полномочий управляющей компании с фактом внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц, поскольку данные сведения не связаны с внесением изменений в учредительные документы общества. Фактически управляющая компания, которой в установленном законодательством и уставом общества порядке переданы полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Ванкорское УТТ» по договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации № 321/08 от 11.08.2008 (ООО «РН - Сервис»), приобретает данные полномочия с момента вступления в силу данного договора (пункт 6.1 договора), а не после внесения сведений о передаче полномочий единоличного исполнительного органа данной управляющей компании в Единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, все доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов в связи с невнесением в ЕГРЮЛ сведений об управляющей компании, которой переданы функции единоличного исполнительного органа общества, носят предположительный характер (может привести к непризнанию участниками хозяйственных отношений управляющей компании, может повлечь фактическую невозможность осуществления управляющих функций, необходимость принимать дополнительные меры по обоснованию и подтверждению своих полномочий); достоверных доказательств названных нарушений не представлено.

Отсутствуют в материалах дела и доказательства отказа кредитных организаций в открытии ООО «Ванкорское УТТ» расчетных счетов в связи с отсутствием выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании, поскольку, согласно устным пояснениям представителя заявителя, на необходимость представления Выписки из ЕГРЮЛ специалисты кредитных организаций ссылаются устно; письменных подтверждений отказа нет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оспариваемое решение Р №17692А от 01.09.2008 принято МИФНС № 23 по Красноярскому краю в соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявления о признании недействительным данного решения.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

                                                       РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Ванкорское УТТ» о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю Р № 17692А от 01.09.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов отказать.  

Проверено на соответствие требованиям Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».  

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья

           О.И. Медведева