АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
08 декабря 2015 года
Дело № А33-14445/2015
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 декабря 2015 года.
В полном объёме решение изготовлено 08 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петроченко Г.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Диком» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
общества с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
общества с ограниченной ответственностью «Сириус» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ИНН <***>
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в решении, выраженном в письме от 27.03.2015 № 11932;
об обязании устранить допущенные нарушения предоставить земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Советский район, ул. Пограничников, 15, площадью до 4 000 кв.м., для строительства автомобильной дороги,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрации города Красноярска,
в присутствии в судебном заседании:
от ООО «Диком»: ФИО1 – представителя по доверенности от 01.07.2015,
от ООО «Литейно-прессовый завод «Сегал»: ФИО1 – представителя по доверенности №96 от 01.02.2015,
от ООО «Сириус»: ФИО1 – представителя по доверенности от 01.07.2015,
от ответчика: Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска: ФИО2 – представителя по доверенности от 12.01.2015,
при ведении протокола судебного заседания ФИО3,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Диком», общество с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал», общество с ограниченной ответственностью «Сириус» обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в виде решения, выраженного в письме от 27.03.2015 № 11932, об обязании предоставить земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Советский район, ул. Пограничников, 15, площадью до 4 000 кв.м., для строительства автомобильной дороги.
Заявление принято к производству суда. Определением от 08.07.2015 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Определением от 29.10.2015 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация города Красноярска.
Департамент градостроительства администрации г.Красноярска и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о начавшемся судебном процессе в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в их отсутствие. Заявители требования поддержали. Ответчик требования не признал.
Заявители заявили об отказе от требований к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска. Суд принял частичный отказ от требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Последствия частичного отказа от требований разъяснены судом и понятны. Определением от 08.12.2015 производство по делу в части требований к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска прекращено.
Заявители, ссылаясь на то, что действие Федерального закона отменяющего статьи 28-34 Земельного кодекса РФ не может быть применено к правоотношениям, возникшим по заявлению от 06.11.2014 года, вх. № 11354-ек, по результатам рассмотрения которого был согласован выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения автодороги просят признать не соответствующим закону отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Диком», обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал», обществу с ограниченной ответственностью «Сириус», выраженный в письме от 27 марта 2015 №11932, обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в месячный срок устранить допущенные нарушения: предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Диком», обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал», обществу с ограниченной ответственностью «Сириус» земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Советский район, ул. Пограничников, 15, для строительства автомобильной дороги, в соответствии с актом выбора земельного участка от 13 февраля 2015 года.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в отзыве указал следующее: «Департаментом подготовлен акт о выборе земельного участка от 13.02.2015 г. и подготовлен проект распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта и направлен на согласование в структурные подразделения администрации города в соответствии с регламентом администрации города. Проект распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта отклонен от согласования Юридическим управлением администрации города. Согласно Положению о Юридическом управлении администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска 07.02.2006 № 35-р, юридическое управление администрации города является органом администрации города Красноярска без прав юридического лица, созданным в целях правового обеспечения и координации деятельности по вопросам правового регулирования органов администрации города. В функции Юридического управления входит проверка соответствия проектов постановлений и распоряжений администрации города согласно Регламенту администрации города Красноярска действующему законодательству Российской Федерации и Красноярского края, ранее принятым актам города и юридическая экспертиза проектов нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации и Красноярского края с точки зрения соблюдения в них прав и интересов органов местного самоуправления города Красноярска. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, статьи 30 - 32, регламентирующие процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта утратили силу. Таким образом, для принятия органом местного самоуправления решения о предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта правовые основания, отсутствуют».
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО «ДИКОМ», ООО «ЛПЗ «Сегал» и ООО «Сириус» (далее - заявители) 06.11.2014 года обратились в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением, вх. № 11354-ЕК, о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 15, площадью до 4 000 кв.м. и предварительном согласовании места размещения автомобильной дороги на праве аренды.
Письмом от 24.11.2014 № 2980-ек в ответ на заявление Департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил о том, что вопрос выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников (согласно схеме), и предварительном согласовании места размещения объекта - автомобильная дорога, рассмотрен на заседании градостроительной комиссии от 19.11.2014 № 45, по результатам которой данный вопрос согласован и документы переданы для подготовки акта о выборе земельного участка.
13.02.2015 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярск утвержден акт о выборе земельного участка (площадки, трассы) для предварительного согласования места размещения объекта - автомобильная дорога по адресу <...>. К акту приложена схема расположения земельного участка.
27.03.2015 года Департамент градостроительства администрации г. Красноярска в ответ на первоначальное заявление (от 06.11.2014, вх. № 11354-ек) сообщил, что заявление о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 15, и предварительном согласовании места размещения автомобильной дороги, рассмотрено на заседании градостроительной комиссии, по результатам которой, правовые основания для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта, отсутствуют, в связи с тем, что статьи 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующие процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, утратили силу.
Письмами от 27 марта 2015 года № 11932, от 27 апреля 2015 исх.№16162 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщил об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 15, поскольку правовые основания для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта, отсутствуют, в связи с тем, что статьи 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующие процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, утратили силу.
Судом установлено, что заявитель просит признать не соответствующим закону отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Диком», обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал», обществу с ограниченной ответственностью «Сириус», выраженный в письме от 27 марта 2015 № 11932 и обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в месячный срок устранить допущенные нарушения: предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Диком», обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал», обществу с ограниченной ответственностью «Сириус» земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Советский район, ул. Пограничников, 15, для строительства автомобильной дороги, в соответствии с актом выбора земельного участка от 13 февраля 2015 года.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Как следует из материалов дела, заявление о признании незаконным решения, выраженного в письме от 27.03.2015 № 11932 об обязании предоставить земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Советский район, ул. Пограничников, 15, площадью до 4 000 кв.м. для строительства автомобильной дороги, отправлено в арбитражный суд по почте 26 июня 2015 года, т.е. с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
ООО «ДИКОМ», ООО «ЛПЗ «Сегал» и ООО «Сириус» (далее - заявители) 06 ноября 2014 года обратились в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением, вх. № 11354-ЕК, о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 15, площадью до 4 000 кв.м. и предварительном согласовании места размещения автомобильной дороги на праве аренды.
Судом применяются положения Земельного кодекса РФ в соответствии с датой обращения заявителей за предоставлением земельного участка.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ:
1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ: предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ:
1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
( 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
В статье 31 Земельного кодекса РФ был определен порядок выбора земельных участков для строительства:
1. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса РФ
1. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
2. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
В обоснование отказа в предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Диком», обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал», обществу с ограниченной ответственностью «Сириус», выраженного в письме от 27 марта 2015 № 11932 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска указывает, что в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, статьи 30 - 32, регламентирующие процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта утратили силу. Правовые основания для принятия органом местного самоуправления решения о предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта, отсутствуют.
В силу п. 42 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации" от 23.06.2014 N 171-ФЗ в случае поступления до 1 марта 2015 года в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренного частью 39 настоящей статьи заявления этот орган не вправе распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, по истечении шести месяцев со дня получения им предусмотренного частью 39 настоящей статьи заявления, за исключением случаев, если в течение указанного срока в отношении такого земельного участка совершены действия, предусмотренные пунктом 7 статьи 3.4 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), или до 1 марта 2015 года этот орган:
2) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта на таком земельном участке;
ООО «ДИКОМ», ООО «ЛПЗ «Сегал» и ООО «Сириус» (далее - заявители) 06.11.2014 года обратились в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением, вх. № 11354-ЕК, о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 15, площадью до 4 000 кв.м. и предварительном согласовании места размещения автомобильной дороги на праве аренды.
Письмом от 24.11.2014 № 2980-ек в ответ на заявление Департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил о том, что вопрос выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников (согласно схеме), и предварительном согласовании места размещения объекта - автомобильная дорога, рассмотрен на заседании градостроительной комиссии от 19.11.2014 № 45, по результатам которой данный вопрос согласован и документы переданы для подготовки акта о выборе земельного участка.
13.02.2015 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярск утвержден акт о выборе земельного участка (площадки, трассы) для предварительного согласования места размещения объекта - автомобильная дорога по адресу <...>. К акту приложена схема расположения земельного участка.
В соответствии с ранее действовавшими статьями Земельного кодекса РФ был определен порядок рассмотрения заявлений и предоставления земельных участков с предварительным согласованием:
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного Кодекса.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Учитывая, что до 01 марта 2015 года в отношении заявления заявителей был утвержден акт выбора земельного участка, доводы ответчика об отсутствии оснований для предоставления земельного участка заявителям в аренду ошибочные, основаны на неверном толковании положений Земельного кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 27 марта 2015 года № 11932 в предоставлении земельного участка не соответствовал статьям 30, 32 Земельного кодекса РФ, пункту 45 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации".
Требования о признании не соответствующим закону отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Диком», обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал», обществу с ограниченной ответственностью «Сириус», выраженный в письме от 27 марта 2015 № 11932, об обязании департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в месячный срок устранить допущенные нарушения: предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Диком», обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал», обществу с ограниченной ответственностью «Сириус» земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Советский район, ул. Пограничников, 15, для строительства автомобильной дороги, в соответствии с актом выбора земельного участка от 13 февраля 2015 года подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Заявление удовлетворить, признать не соответствующим закону отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Диком», обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал», обществу с ограниченной ответственностью «Сириус», выраженный в письме от 27 марта 2015 № 11932,
обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в месячный срок устранить допущенные нарушения: предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Диком», обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал», обществу с ограниченной ответственностью «Сириус» земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Советский район, ул. Пограничников, 15, для строительства автомобильной дороги, в соответствии с актом выбора земельного участка от 13 февраля 2015 года.
Взыскать с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Диком» 1000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Взыскать с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал» 1000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Взыскать с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сириус» 1000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Диком» из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по п.п. № 83 от 25 июня 2015 года.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-прессовый завод «Сегал» из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по п.п. № 6622 от 24 июня 2015 года.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Сириус» из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по п.п. № 126 от 25 июня 2015 года.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Г.Г. Петроченко