ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14538/10 от 11.01.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  11 января 2011 года

Дело № А33-14538/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 11.01.2011.

В полном объеме решение изготовлено 11.01.2011.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Лесосибирскстрой»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе

о признании незаконным и отмене постановления №19-10-067/пн от 15.09.2010 о привлечении к административной ответственности,

без участия сторон,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Лесосибирскстрой» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе о признании незаконным и отмене постановления №19-10-067/пн от 15.09.2010 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление принято к производству суда. Определением от 26.10.2010 возбуждено производство по делу.

Заявитель, ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления о вручении № 1214/2010-8762, №1214/2010-8763, расписка от 02.12.2010), в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

На основании заявления гражданина ФИО1, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе проведена проверка деятельности ОАО «Лесосибирскстрой» по вопросам соблюдения законодательства при осуществлении деятельности  по ведению реестра ценных бумаг.

По результатам проверки установлено и в акте проверки от 17.08.2010, протоколе об административном правонарушении №19-10-136/пр-ап от 02.09.2010 зафиксировано нарушение абзаца 1,9 пункта 5, пункта 7.9.4, пункта 10.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 № 27 выразившееся в следующем: ведение реестра владельцев ценных бумаг ОАО «Лесосибирскстрой» осуществляется самим обществом. 02.06.2010 гражданином ФИО1 направлено заявление о выдаче Выписки из реестра владельцев именных ценных бумаг. Выписка из реестра ценных бумаг направлена гражданину ФИО1 10.07.2010 с нарушением установленного пятидневного срока.

Учитывая, что на момент проведении проверки установлены указанные нарушения, административный орган усмотрел в действиях (бездействии) ОАО «Лесосибирскстрой» состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 15.22 КоАП РФ, и вынес постановление №19-10-067/пн от 16.09.2010 по делу об административном правонарушении, в котором признал заявителя виновным и назначил наказание в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

Заявитель, не согласившись с постановлением №19-10-067/пн от 16.09.2010 по делу об административном правонарушении, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со статьей 23.47 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 13.25, статьями 14.24, 15.17 - 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23.1, статьями 15.24.1, 15.28 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного выше, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, их заместители.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 12.11.2004 « 04-936/пз-н «Об утверждении Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», составлять протоколы об административных правонарушениях уполномочены: руководители территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, их заместители; начальники отделов территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, их заместители; иные должностные лица территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, специально уполномоченные их приказами осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Из представленных в материалы дела документов следует, что протокол об административном правонарушении №19-10-136/пр-ап от 02.09.2010 составлен начальником отдела организации и проведения надзорных и контрольных мероприятий на финансовых рынках Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе ФИО2, постановление №19-10-067/пн от 15.09.2010 о назначении административного наказания по делу № 19-10-148/ап вынесено руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе ФИО3 в пределах предоставленных им полномочий.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении №19-10-136/пр-ап от 02.09.2010 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении №19-10-136/пр-ап от 02.09.2010 составлен в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении Уведомления о вызове для составления протокола №854542, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Постановление №19-10-067/пн от 15.09.2010 по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении Определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №914895

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

Согласно части 1 статьи 15.22 КоАП РФ незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 44 Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор.

Из материалов дела следует, что ведение реестра владельцев ценных бумаг ОАО «Лесосибирскстрой» осуществляется акционерным обществом самостоятельно.

02.06.2010 акционером ФИО1 в ОАО «Лесосибирскстрой» подано заявление о выдаче выписки из реестра владельцев именных ценных бумаг (вх. №87 от 02.06.2010).

Согласно абзацам 1, 9 статьи 5 Постановления Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 02.10.1997 № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» регистратор обязан: предоставлять информацию из реестра в порядке, установленном настоящим Положением; в течение времени, установленного правилами ведения реестра, но не менее чем 4 часа каждый рабочий день недели (включая обособленные подразделения регистратора) обеспечивать эмитенту, зарегистрированным лицам, уполномоченным представителям возможность предоставления распоряжений и получения информации из реестра.

Пунктом 7.9.4 Постановления Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 02.10.1997 № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» установлено, что регистратор обязать предоставить выписки и иные документы из реестра регистратор по распоряжению зарегистрированного лица или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней.

Следовательно, ОАО «Лесосибирскстрой» обязано было представить гражданину ФИО1 выписку из реестра владельцев именных ценных бумаг в срок до 10.06.2010.

Из материалов дела: описи вложения в ценное письмо от 10.07.2010, заявлениями физических лиц о предоставлении выписок, выпиской из реестра владельцев ценных бумаг, следует, что выписка из реестра ценных бумаг направлена гражданину ФИО1 – 10.07.2010, с нарушением установленного срока.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что административным органом доказано совершение ОАО «Лесосибирскстрой» правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.22 КоАП Российской Федерации, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей, то есть в пределах санкции части 1 статьи 15.22 КоАП РФ.

Вместе с тем, арбитражный суд считает довод заявителя о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным заслуживающим внимания ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что гражданин ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении выписки из реестра владельцев ценных бумаг 02.06.2010.

В Определении от 05.11.2003 № 349-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что нормы законодательства не препятствует судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

Арбитражный суд, оценив характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, установил следующее: нарушение срока направлении документов является небольшим (1 месяц), факт наступления негативных последствий для гражданина ФИО1 в связи с данным нарушением судом не установлено.

Суд не установил обстоятельств, свидетельствующих о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям совершением обществом данного правонарушения. Указанные конкретные обстоятельства данного дела суд расценивает в качестве оснований для применения малозначительности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе № 19-10-067/пн о назначении административного наказания 15.09.2010, которым открытое акционерное общество «Лесосибирскстрой» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Крицкая И.П.