ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14636/13 от 23.01.2014 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

29 января 2014 года

Дело № А33-14636/2013

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 января 2014 года.

В полном объёме решение изготовлено 29 января 2014 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петроченко Г.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ладья плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на строительство и продлении срока аренды земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

в присутствии:

от заявителя: ФИО1- директора на основании приказа от 12.07.2012 № 02,

от ответчика: ФИО2 - представителя по доверенности от 29.07.2013 № 04/4816-дг,

при ведении протокола судебного заседания ФИО3,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ладья плюс» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска о признании незаконным действия, выразившегося в отказе выдачи разрешения на строительство от 02.08.2013 № 01/6680-дг и в отказе в продлении срока предоставления земельного участка от 03.07.2013 № 16/5833-дг; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на строительство автокомплекса и инженерного обеспечения, выставочный центр (зал) первый этап строительства на земельном участке, кадастровый номер 24:50:0400417:127, площадью 5942 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул.Шахтеров – ул. ФИО4.

Заявление принято к производству суда. Определением от 28.08.2013 возбуждено производство по делу. Заявитель требования поддержал.

Департамент градостроительства администрации города Красноярска требования не признал. В дело представлены отзывы.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 24.09.2008г. №1194-ж обществу с ограниченной ответственностью «Ладья плюс» (ИНН <***>) предварительно согласовано место размещения автокомплекса на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 5942,0 кв.м. расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров – ул. ФИО4. Утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 15.09.2008г.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 03.09.2010г. №1020-ж обществу с ограниченной ответственностью «Ладья плюс» (ИНН <***>) предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400417:127, площадью 5942,0 кв.м. расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров – ул. ФИО4, для строительства автокомплекса и инженерного обеспечения.

07.10.2010г. между ООО «Ладья плюс» (ИНН <***>) и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, был заключен договор аренды земельного участка №1535. Срок аренды участка устанавливается с 03.09.2010 по 02.09.2013 (пункт 2.1 договора). Договор прошел государственную регистрацию 14.10.2010.

25.10.2010 между ООО «Ладья плюс» (ИНН <***>) (арендатор) и ООО «Ладья плюс» (ИНН<***>) (приобретатель прав) был подписан договор уступки прав требования, по условиям которого арендатор уступает приобретателю прав право требования от арендодателя предоставления земельного участка общей площадью 5942 кв.м с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400417:127, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район,ул. Шахтеров – ул. ФИО4 для использования в целях строительства автокомплекса и инженерного обеспечения. Договор прошел государственную регистрацию 12.11.2010г.

ООО «Ладья плюс» (ИНН <***>) и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска заключили дополнение от 08.12.2010г. №7821 к договору аренды земельного участка от 07.10.2010г. №1535, дополнение к договору аренды прошло государственную регистрацию 27.12.2010.

21.02.2011 ООО «Ладья плюс» (заказчик) заключен договор на выполнение проектных работ №11, согласно которому исполнитель разрабатывает проектную документацию по объекту автокоплекс и инженерное обеспечение. Выставочный центр (первый этап строительства) ул. ФИО4 – ул. Шахтеров, Советский район г. Красноярска. 14.04.2011 распоряжением администрации г. Красноярска №248-арх утвержден градостроительный план земельного участка. В январе 2012 заявителем был согласован эскизный проект.

18 января 2012 ООО «Ладья плюс» заключен договор на выполнение инженерно – геодезических работ №072 на основании, которого 18.02.2012г. был получен технический отчет по инженерно – геодезическим изысканиям для строительства автокомплекса и инженерного обеспечения. Выставочный центр (зал) первый этап строительства по адресу: <...> – ФИО4.

20 февраля 2012 ООО «Ладья плюс» заключен договор подряда на проведение инженерно – геологических работ №1. Начало работ 21.02.2012г.; окончание работ: 21 марта 2012г. (пункт 1.3. договора). В марте 2012г. получен отчет об инженерно – геологических изысканиях. 10.01.2013 получено положительное заключение ООО «Межрегиональная негосударственная экспертиза» в отношении инженерно- геологических и инженерно-геодезических изысканий. 10.04.2012 получены технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения) №КЦО-12/8027.

28.03.2012 получен ответ ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» за №211-21-2-383, согласно которому подключение к тепловым сетям возможно после реализации инвестиционной программы. 05 июня 2012 заявителем были получены согласования на получение технических условий в запроектированные теплотрассы теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, и энергоснабжения №№123,124,125 при условии совместного строительства сетей.

20.06.2012 получены новые технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения) №КЦО-12/9369. 07.08.2012г. ООО «КрасКом» выдало нам условия подключения №КЦО-12/10347.

17.08.2012г. между ООО «Ладья плюс» заключен договор №508-12/1 о подключении строящегося, реконструируемого, построенного, но не подключенного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно – технического обеспечения, включающим водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.

17.10.2012г. ООО «Ладья плюс» подписало договор об осуществлении технологического присоединения №20.24.6252.12.

15.07.2012г. разработаны исходные данные необходимой тепловой нагрузки по ООО «Ладья плюс». 12.11.2012 заявителем заключен договор участия в строительстве объекта. 12.11.2012 утверждены и согласованы локально сметные расчеты на наружные сети водоснабжения и канализации и на наружные тепловые сети.

ООО «Ладья плюс» обратилось в Департамент градостроительства администрации г.Красноярска с заявлением о выдаче распоряжения о продлении аренды на три года на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400417:127 общей площадью 5942 кв.м. по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров – ул. ФИО4 от 30.05.2013г. №01/2013.

Письмом от 03.07.2013 № 16/5833-дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска со ссылкой на статью 46 Земельного кодекса Российской Федерации отказал ООО «Ладья плюс» в продлении срока действия распоряжения от 03.09.2010 №1020-ж в связи с неиспользованием земельного участка, а также неполучением разрешения на строительство.

30.05.2013 ООО «Ладья плюс» обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство автокомплекса и инженерного обеспечения по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров – ул. ФИО4 на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400417:127, 1-я очередь строительства выставочный зал.

В ответ на заявление был получен отказ в выдаче разрешения на строительство от 07.06.2013г. № 1639-ек с перечнем замечаний:

- не представлены сведения о сетях водоснабжения, канализация, электроснабжения, отопления, вентиляции, связи;

- в сводном плане сетей инженерно – технического обеспечения с обеспечением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения (не обозначены точки подключения всех сетей к существующим сетям инженерно – технического обеспечения);

- не представлено положительное заключение экспертизы на результаты инженерных изысканий;

- в заявление на строительство испрашивается разрешение на строительство «Автокомплекса и инженерное обеспечение» тогда как на рассмотрение представлена проектная документация на объект «Автокомплекс. Выставочный зал (1 очередь строительства)». Необходимо наименование объекта привести к единому решению;

- в Градостроительном кодексе РФ отсутствует понятие «очередь строительства»

- отсутствует свидетельство на право проведение негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

Устранив указанные в отказе в выдаче разрешения на строительство замечания заявитель повторно обратился заявление о выдаче разрешения на строительство автокомплекса и инженерного обеспечения, выставочный зал (первый этап строительства) от 18.06.2013г. №03/2013.

Заявление от 18.06.2013г. №03/2013 было возвращено ответчиком.

30.07.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство автокомплекса и инженерного обеспечения (выставочный центр (зал) первый этап строительства), приведя наименование в соответствии с градостроительным планом и получив

02.08.2013 заявителем был получен отказ в выдаче разрешения на строительство за №01/6680-дг с указанием следующих замечаний:

- отсутствуют сведения о мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам для маломобильных групп;

- объект запроектирован в месте размещения электрических сетей;

- нет согласования с собственником земельного участка о намерении использовать земельный участок для строительства выставочного центра (зала).

Ссылаясь на то, что отказы Департамента градостроительства администрации города Красноярска, выраженные в письме №01/6680-дг от 02.08.2013 и в письме от 03.07.2013 № 16/5833-дг нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество с ограниченной ответственностью «Ладья плюс» обратилось с заявлением в суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, заявление о признании незаконным действия, выразившегося в отказе выдачи разрешения на строительство от 02.08.2013 № 01/6680-дг и в отказе в продлении срока предоставления земельного участка от 03.07.2013 № 16/5833-дг; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя ООО «Ладья плюс» подало в арбитражный суд 21.08.2013, т.е. с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Предоставление земельных участков для строительства осуществляется в установленном законом порядке, который, в том числе, предусматривает соблюдение установленных законом сроков, а также представление соответствующих документов. Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 названного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания прекращения аренды земельного участка, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

По подпункту 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа) кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии с пунктом 16 Административного регламента, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 04.12.2012 N 249-р «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства» основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта являются:

1) наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю, за исключением наличия объектов недвижимого имущества на земельном участке, в отношении которого принято решение о строительстве объектов, признанных муниципальной нуждой;

2) неиспользование земельного участка для строительства;

3) незаключение договора аренды земельного участка в установленном законом порядке;

4) неполучение в установленном порядке разрешения на строительство.

Как следует из материалов дела (распоряжения Администрации г. Красноярска о предоставлении ООО «Ладья плюс» земельного участка №1020-Ж от 03.09.2010г., договора аренды земельного участка от 07.10.2010г., договора уступки прав требования от 25.10.2010г., дополнения от 08.12.2010г. №7821 к договору от 07.10.2010г. №1535 аренды земельного участка) ООО «Ладья плюс» предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400417:127 общей площадью 5942 кв.м. по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров – ул. ФИО4.

Письмом от 03.07.2013 № 16/5833-дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска со ссылкой на статью 46 Земельного кодекса Российской Федерации отказал ООО «Ладья плюс» в продлении срока действия распоряжения от 03.09.2010 №1020-ж в связи с неиспользованием земельного участка, а также неполучением разрешения на строительство.

02.08.2013 заявителем от Департамента градостроительства администрации г.Красноярска был получен отказ в выдаче разрешения на строительство за № 01/6680-дг с указанием следующих замечаний:

- отсутствуют сведения о мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам для маломобильных групп;

- объект запроектирован в месте размещения электрических сетей;

- нет согласования с собственником земельного участка о намерении использовать земельный участок для строительства выставочного центра (зала).

Заявителем представлены в дело доказательства в обоснование доводов со ссылкой на статью 46 Земельного кодекса Российской Федерации о необходимости исключения времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В материалы дела заявителем представлены:

1.распоряжение об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул. Шахтеров – ул. ФИО4 от 24.10.2013г. №2635-арх;

2. Градостроительный план земельного участка от 24.10.2013г.

3. договор на выполнение проектных работ;

4. Ответ ТКГ-13 от 28.03.2012г.

5. договор подряда от 20.02.2012г. №1;

6. договор на выполнение экспертных работ от 13.11.2012г. №12/12-и;

7. договор возмездного оказания услуг от 27.12.2012г. №143/РНЭ;

8.технические условия от 10.04.2012г. №КЦО-12/8027;

9. ответ ООО ИСС «Сибирские перспективы» от 05.06.2012г. №№123,124,125;

10. договор участия в строительстве объекта от 12.11.2012г

11. дополнительное соглашение от 26.12.2012г. №01;

12. ответ ООО «Комфорт2007»;

13 ответ ФГБУ «Среднесибирское УГМС» от 27.12.2012г. №18-958;

14 Локально сметный расчет от 12.11.2012г. №02 (2экз);

15.Информация по арендной плате за землю от 05.11.2013г.

16. технический отчет «Земпроект»;

17. отчет об инженерно геологических изысканий;

18. Копия градостроительного плана земельного участка от 06.04.2011г.;

19. Копии проектной документации:

а) том1 Пояснительная записка;

б) том 2 Схема планировочной организации земельного участка;

в) том3 Архитектурные решения

г) «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» том 5.1. система электроснабжения;

д) том5.2. система водоснабжения;

е) том5.3. система отопление вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети;

ж) том5.6 технологические решения;

з) том6 проект организации строительства;

и) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства;

к) эскизный проект

20. копия положительного заключения негосударственной экспертизы от 26.03.2013г. №2-4-1-0111-13;

21. копия положительного заключения Межрегиональной негосударственной экспертизы от 10.01.2013г. №1-1-1-00002-12;

22. копия положительного заключения негосударственной экспертизы от 24.07.2013г. №1-1-1-0325-13;

23.копия приказа об утверждении проектной документации от 27.05.2013г. №66;

24. копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 19.12.2012г.;

25. копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 18.12.2012г.;

26. копия топографического плана;

27. копия условий подключений от 07.08.2012г. № КЦО-12/10347;

28. копии договора о подключении строящегося, реконструируемого, построенного, но не подключенного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно – технологического обеспечения, включающим водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод от 17.08.2012г. №508-12/1;

29. копия договора об осуществлении технологического присоединения от 17.10.2012г. №20.24.6252.12;

30. копия дополнительного соглашения от 04.03.2013г. №2(20.24.6252.12 дс1);

Указанные доказательства подтверждают факт того, что заявителем в течение срока аренды земельного участка были произведены работы по ограждению земельного участка строительным забором, произведено строительство складского помещения являющемся вспомогательным объектом (право собственности зарегистрировано 18.12.2012), произведены инженерно – геологические изыскания, получены технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения, заключен договор о подключении строящегося, реконструируемого, построенного, но не подключенного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно – технологического обеспечения, заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, изготовлена проектная документация, проведены изыскательные и экспертные работы.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство объектов капитального строительство осуществляется на основании разрешения на строительство. Исходя из части первой указанной статьи разрешение на строительство представляет собой документ подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории. Часть 7 статьи 51 кодекса содержит перечень документов, необходимых для представления уполномоченному органу с целью получения разрешения на строительство.

Таким образом, для осуществления действий по непосредственному строительству объекта капитального строительства необходимо разрешение на строительство, получение которого обусловлено наличием у заявителя проектной документации и получением технических условий.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 7 названной статьи в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-

технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта

капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального

строительства, их частей;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Согласно ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Согласно части 11 указанной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу части 13 названной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Заявителем доказано, а ответчиком не опровергнуто доказательствами, что согласно градостроительному плану земельного участка, на участке отсутствуют, какие либо охранные зоны инженерного обеспечения, препятствующие началу строительства, что также подтверждается топографическим планом с согласованием Филиала ОАО «МРСК Сибири», «Красноярскэнерго» Советский РЭС.

Оценив представленные доказательства и доводы заявителя и департамента в порядке статей 9, 65, 71, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд установил, что обжалуемые отказы противоречат статьям 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявителем доводы доказаны со ссылкой на доказательства, а департаментом возражения по требованиям не доказаны со ссылкой на доказательства.

Учитывая изложенное требования о признании незаконным действия, выразившегося в отказе выдачи разрешения на строительство от 02.08.2013 № 01/6680-дг и в отказе в продлении срока предоставления земельного участка от 03.07.2013 № 16/5833-дг; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на строительство автокомплекса и инженерного обеспечения, выставочный центр (зал) первый этап строительства на земельном участке, кадастровый номер 24:50:0400417:127, площадью 5942 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул.Шахтеров – ул. ФИО4, подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 10 и 25 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 04.12.2012 N 249-р, предусматривающим, что органом, предоставляющим указанную муниципальную услугу, является Департамент градостроительства администрации города Красноярска; заместителем руководителя департамента градостроительства осуществляется согласование проекта распоряжения о продлении срока предоставления земельного участка для строительства, суд считает необходимым возложить обязанность по восстановлению нарушенного права заявителя на Департамент градостроительства администрации города Красноярска.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.11.2008 N 7959/08, в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации отказ Департамента градостроительства администрации города Красноярска от 02 августа 2013 года № 01/6680-дг. в выдаче разрешения на строительство, обязать Департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения, выдать ООО «Ладья плюс» разрешение на строительство.

Признать не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказ Департамента градостроительства администрации города Красноярска от 03 июля 2013 года № 16/5833-дг. в продлении срока предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400417:127 под строительство, обязать Департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения, продлить ООО «Ладья плюс» срок предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400417:127 под строительство.

Взыскать с Департамента градостроительства администрации города Красноярска в пользу ООО «Ладья плюс» 4000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.

Возвратить ООО «Ладья плюс» из федерального бюджета 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по п.п. № 42 от 20 августа 2013 года.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Г.Г. Петроченко