ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14882/16 от 03.08.2016 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

августа 2016 года

Дело № А33-14882/2016

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  03 августа 2016  года.

В полном объеме решение изготовлено 10 августа 2016 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" (ИНН 2420002597 ОГРН 1022400828119)

к Управлению Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва (ИНН 2466134518, ОГРН 1052466215977)

о признании незаконным и отмене постановления №121 от 09.06.2016,

при участии представителя ответчика: Рыбалко Н.В. на основании доверенности от 19.06.2016 №90/2016,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ховяковой О.В.,

установил:

Открытое акционерное общество "Богучанская ГЭС"обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва об отмене постановления №121 от 09.06.2016.

Заявление принято к производству суда. Определением от 30.06.2016 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель административного органа требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

21.04.2016 должностными лицами Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва проведена проверка по адресу: г. Кодинск, пр. Ленинского Комсомола, д. 2, квартира 5, в ходе которой выявлен гражданин Украины Скоркин И.И.

При проверки документов данного гражданина установлено, что Скоркин И.И., прибыл в Российскую Федерацию 10.10.2014, 21.10.2014 поставлен на миграционный учет по адресу: г. Кодинск, ул. Гайнулина, д. 8 квартира 65, сроком до 07.01.2015, с 07.01.2015 года Скоркин И.И., проживал на территории РФ без постановки на миграционный учет.

Указанная квартира принадлежит на праве собственности ОАО «Богучанская ГЭС», согласно свидетельству о государственной регистрации права № 699364 выданного 15.09.2010.

По данному факту 31.05.2016 в отношении ОАО «Богучанская ГЭС» составлен протокол № 121 об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Постановлением от 09.06.2016 № 121 общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Считая постановление по делу об административном правонарушении от 09.06.2016 № 121 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.      

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  (статьи 207-211).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 №711 (далее – Положение от 13.07.2012 №711), Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

По пункту 5 Положения от 13.07.2012 №711 Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации.

Согласно пункту 7.13.20 Положения от 13.07.2012 №711 Федеральная миграционная служба осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции.

Ссылка заявителя на проведение проверки с нарушениями положений Закона N 294-ФЗ не может быть принята во внимание судом по следующим основаниям.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 1 которого особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 статьи 32 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 32 Закона N 115-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований.

Из материалов дела следует, что должностными лицами Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва на основании распоряжения от 21.04.2016 проведена внеплановая выездная проверка иностранного гражданина, прибывшего (проживающего) в Российской Федерации.

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужила информация о возможном нарушении правил миграционного учета, а именно рапорт участкового ОМВД России по Кежемскому району от 18.04.2016.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно материалам дела, установив в ходе проверки обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях ОАО «Богучанская ГЭС» события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган определением №121 возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении и запросил у общества дополнительные документы и сведения.

Протокол об административном правонарушении составлен начальником ОУФМС по Красноярскому краю и Республике Тыва в Кежемском районе при участии представителя общества Пастушенко Н.И., действующей на основании доверенности от 12.05.2016 №103/16. Надлежащее извещение общества о времени и месте вынесения протокола об административном правонарушении подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлением от 13.05.2016, полученным обществом по средствам почтовой связи 20.05.2016.

Оспариваемое постановление вынесено без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления. На рассмотрение дела об административном правонарушении направлен представитель общества Новикова Т.А., действующая на основании доверенности от 10.03.2015 №90/15.

Нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности в ходе рассмотрения дела арбитражным судом не установлено.

Суд не принимает во внимание довод заявителя о нарушении процедуры проведения осмотра квартиры, поскольку осмотр проводился в рамках проверки иностранного гражданина.

Основным доказательством по настоящему делу является протокол об административном правонарушении, в котором зафиксированы обстоятельства административного правонарушения, вмененного заявителю.

 С учетом статей 23.67, 25.11, 28.4 КоАП РФ, Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 N 711, протокол об административном правонарушении от 31.05.2016 №121 составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с компетенцией, установленной законом.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона вмененного предпринимателю правонарушения состоит в неисполнении принимающей стороной обязанности в связи с осуществлением миграционного учета.

Из материалов дела следует, что гражданин Украины Скоркин И.И. прибыл в РФ 10.10.2014. 21.10.2014 Скоркин И.И. поставлен на миграционный учет по адресу: г. Кодинск, ул. Гайнулина, д. 8 квартира 65, сроком до 07.01.2015.

05.11.2014 у Скоркина И.И., приняты документы для получения статуса временного убежища в РФ и выдана справка о рассмотрении документов сроком до 05.02.2015, на этот период ему продлен срок временного пребывания до 05.02.2015. УФМС России по Красноярскому краю принято решение о предоставлении Скоркину И.И., временного убежища на территории РФ сроком до 07.11.2015 года, 07.07.2015 года срок временного убежища ему продлен до 07.07.2016.

Административным органом в ходе проверки установлено, что квартира, расположенная по адресу: Россия, Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, пр. Ленинского Комсомола, д. 2, в которой проживает Скоркин И.И., принадлежит на праве собственности ОАО «Богучанская ГЭС» ИНН 2420002597.

Согласно трудовому договору № 1800 от 02.02.2014, гр. Скоркин И.И., принят на работу с 03.12.2014 в ОАО «Богучанская ГЭС» на участок вспомогательного оборудования Турбинного цеха в качестве слесаря по ремонту гидротурбинного 1 оборудования 3 разряда.

Из содержания представленного в материалы дела договора № 06618-15-ОПКО коммерческого найма жилого помещения (п. 1.1 раздела 1 договора) следует, что ОАО «Богучанская ГЭС» предоставило в срочное возмездное владение и пользование Скоркину Ивану Ивановичу комнату площадью 16,0 кв.м. в квартире общей площадью 78,2 кв.м. находящейся по адресу: г. Кодинск, пр. Ленинского Комсомола, д. 2, квартира 5, в целях проживания сроком с 10.08.2015 г. по 10.07.2020 г. (п. 5.1 договора).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 109 - ФЗ) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), -гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

Статьей 20 Федерального закона № 109 - ФЗ установлено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые    установлены    в    соответствии    с    настоящим    Федеральным    законом    или международным договором Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона № 109 - ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином:

1)не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;

2)не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.

Порядок и правила постановки на миграционный учет регламентирует Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Далее Постановление N 9 от 15 января 2007 г.), в соответствии с пунктом 20 которого,  иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.

Пункт 22 постановления устанавливает, что принимающая сторона в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 22 Федерального закона) либо направляться почтовым отправлением.

Согласно пункту 27 Постановления N 9 от 15 января 2007, принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания.

С учетом изложенного, административный орган пришел к правомерному выводу о том что ОАО «Богучанская ГЭС» для гр. Украины Скоркина И.И., является принимающей стороной, и как принимающая сторона обязано было представить в ОУФМС России по Красноярскому краю в Кежемском районе уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания на имя Скоркина И.И., для постановки его на миграционный учет.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» уведомление о прибытии гражданина Украины в установленный срок в ОУФМС России по Красноярскому краю в Кежемском районе не поступало.

Заявитель указанные выше факты не оспаривает. Однако указывает на то, что срок давности привлечения заявителя к административной ответственности истек 15.01.2016.

Суд рассмотрел данный довод заявителя и считает его необоснованным по следующим основаниям.

В ходе проверки 21.04.2016 выявлен иностранный гражданин Скоркин И.И. в адресе его фактического пребывания. Фиксация гражданина и его вещей в установленном адресе производилась в соответствии с нормами действующего закона. В ходе проверки иностранных граждан выявлены признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 совершенного Обществом, что послужило основанием для возбуждения административного производства и привлечения Общества к установленной ответственности в пределах сроков.

Годичный срок на привлечение к административной ответственности не истек, так как 10.08.2015 - это понедельник, 11, 12, 13, 14 августа - это вторник, среда, четверг, пятница соответственно, далее 15 и 16 являлись выходными и в расчет не принимаются. 17, 18, 19 августа - это понедельник, вторник и среда. Значит, уведомление Обществом должно быть предоставлено до 19 августа 2015 включительно. 20 августа 2015 является днем совершения административного правонарушения Обществом.

Факт прибытия Скоркина в адрес: г. Кодинск, пр. Ленинского Комсомола, дом 2, квартира 5, ранее срока указанного в договоре коммерческого найма ничем достоверно не подтверждается, является домыслом представителя Общества и направлен на избежание ответственности за административное правонарушение.

Заявитель не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

В связи с изложенным, арбитражный суд считает, что действия ОАО «Богучанская ГЭС» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Заявитель не представил доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности  правонарушения. Судом таких обстоятельств не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкцией части 4 статьи 18.9 КоАП РФ для юридических лиц является административный штраф в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из постановления следует, что административный орган назначил заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Вместе с тем в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа, установленный в размере от ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении (пункты 1 и 2  резолютивной части Постановления от 25.02.2014 №  4-П).

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

По части 3.3 указанной статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Следуя таким критериям, обозначенным Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении и Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, исходя из размера административного штрафа, назначенного заявителю, суд на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств считает возможным уменьшить обществу размер штрафа ниже низшего предела, установив его в размере 150 000 рублей.

Согласнопункту 16 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Постановление  Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва от 09.06.2016 № 121 изменить в части назначенного наказания.

Считать назначенным открытому акционерному обществу «Богучанская ГЭС» административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.П. Крицкая