АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
июля 2019 года | Дело № А33-14891/2019 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 июля 2019 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. ,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «ЗИМА – 2011» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене приказа от 26.04.2019 № 947-ж о проведении внеплановой документарной проверки
В предварительном судебном заседании присутствуют:
от заявителя: ФИО1, полномочия подтверждены доверенностью от 01.04.2018, личность удостоверена паспортом;
от ответчика: ФИО2, полномочия подтверждены доверенностью от 21.01.2019 № 46, личность удостоверена паспортом,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куприяновой Д.В., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011"(далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о признании незаконным и отмене приказа от 26.04.2019 № 947-ж о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011".
Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснил по обстоятельствам дела.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
26.04.2019 Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края издан приказ органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица № 947-ж, согласно которому надлежит:
1. Провести проверку в отношении юридического лица - общества с
ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011"
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>) на объекте жилищного фонда:
многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>.
2. Место нахождения: 660125, <...> а, 157.
3. Назначить лицом, уполномоченным на проведение проверки: государственный инспектор отдела надзора за соблюдением порядка начисления платы за коммунальные услуги ФИО3.
4. К проведению проверки экспертов и представителей экспертных организаций не привлекать.
5. Настоящая проверка проводится в рамках государственного лицензионного контроля, реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»: 2400000010001270515.
6. Установить, что настоящая проверка проводится с целью: оценка соответствия деятельности юридического лица обязательным требованиям в связи с поступившим обращением гражданина(-ан) (№02-08/3814 от 09.04.2019), содержащим информацию о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований при эксплуатации многоквартирного дома;
задачами настоящей проверки являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований.
7. Предметом настоящей проверки является: соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями лицензионных требований.
8. Срок проведения проверки: 19 рабочих дней.
К проведению проверки приступить с 30.04.2019
Проверку окончить не позднее 31.05.2019.
9. Правовые основания проведения проверки: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг «собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», «Положение о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края», утвержденное постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п, Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановление Правительства Российской Федерации от 27,08.2012 № 857 «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14.11.11 № 446-п, Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных, видов деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
10. Обязательные требования, подлежащие проверке:
- к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
11. В процессе проверки провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки:
- рассмотрение, изучение и анализ документов имеющихся в распоряжении Службы в срок с 30.04.2019 по 31.05.2019;
- направление в случае необходимости в адрес юридического лица запроса с требованием предоставить необходимые документы; в срок с 30.04.2019 по 31.05.2019;
- выявление ошибок и (или) противоречий в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Службы документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного лицензионного контроля в срок с 30.04.2019 по 31.05.2019.
12. Перечень положений об осуществлении государственного контроля (надзора), административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора): «Административный регламент исполнения службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края государственной функции по осуществлению государственного лицензионного контроля», утвержденный приказом службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 17.10.2016 № 134-п.
13. Перечень документов, представление которых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:
1) платежные документы собственника жилого помещения № 73 в многоквартирном доме № 26 по ул. ФИО4 в г. Красноярске за период с января 2018 по апрель 2019 года;
2) техническая документация по многоквартирному дому № 26 по ул. ФИО4 в г. Красноярске, отражающая общую площадь жилых (нежилых) помещений, а также площадь мест общего пользования в многоквартирном доме;
3) информация из технического паспорта многоквартирного дома № 26 по ул. ФИО4 в г. Красноярске, выданная АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»;
4) копии Выписок из ЕГРН отдельно по каждому жилому/нежилому помещению в многоквартирном доме № 26 по ул. ФИО4 в г. Красноярске;
5) расчете среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, применяемый при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в 2019 году;
6) письменные подробные пояснения по вопросу произведенной корректировки размера платы по отоплению за 2018 год собственнику жилого помещения № 73 в многоквартирном доме № 26 по ул. ФИО4 в г. Красноярске, по вопросу правомерность применения среднемесячного объема потребления тепловой энергии в 2019 году в размере 0,0154 Гкал/м2, с подробными расчетами.
Полагая, что приказ от 26.04.2019 № 947-ж о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011", противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемый приказ от 26.04.2019 № 947-ж о проведении внеплановой документарной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЗИМА - 2011", соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что внеплановая проверка проводится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, жилищное законодательство предусматривает специальное основание для проведения внеплановых проверок по обращению граждан при осуществлении лицензионного контроля.
Ссылка заявителя на п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом отклоняется как основанная на неверном понимании норм действующего законодательства. В рассматриваемом случае приказ о проведении проверки вынесен ответчиком в рамках осуществления лицензионного контроля, а не надзора в области защиты прав потребителей, как полагает заявитель.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, основываясь на системном толковании вышеприведенных норм, следует, что основанием для проведения внеплановых проверок может служить обращение гражданина, в том числе не содержащее указание на грубые нарушения лицензионных требований, в связи с чем довод заявителя об обратном отклонен судом.
Судом также отклоняется довод заявителя о том, что ответчик надлежащим образом не проверил лицо, обратившееся с жалобой.
Основанием для издания оспариваемого приказа послужило обращение гражданина ФИО5 (№02-08/3814 от 09.04.2019), поступившее в адрес административного органа
посредством виртуальной приемной KRSKSTATE.RU(Официальный портал Красноярского края).
Часть 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" содержит в себе требования, предъявляемые к электронному обращению. Такое обращение, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Часть 2 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Действующее законодательство не предусматривает обязательной проверки государственным органом, сведений о лице, направившем обращение. По содержанию и форме обращение ФИО5 соответствовало всем требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, к обращению также прилагались документы (квитанции о начислении коммунальных услуг).
Таким образом, правовые основания для вынесения приказа о проведении внеплановой проверки заявителя у административного органа имелись, оспариваемый приказ не нарушает прав заявителя.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего искового заявления составляют 3000рублей и с учетом результата рассмотрения дела подлежат отнесению на заявителя.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «ЗИМА – 2011» отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.В. Болуж