ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-15010/2021 от 04.10.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2021 года

Дело № А33-15010/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 октября 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю(ИНН 2461123551, ОГРН 1072461000017)

к Прокуратуре Ленинского района г. Красноярска

об оспаривании представления от 02.06.2021 № 7-01-2021,

к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Красноярского края (ИНН 2466029055, ОГРН 10324029407340)

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя: Будриной Е.В., действующей на основании доверенности от 14.09.2021, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом, Зайцевой Е.В,, действующей на основании доверенности от 13.01.2021, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом, Скурковиной Е.А., действующей на основании доверенности от 18.08.2021, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом;

представителей ответчика: прокурора Ленинского района г. Красноярска Силина Д.А., заместителя прокурора Ленинского района г. Красноярск Че М.А., на основании служебного удостоверения,

представителя третьего лица: старшего помощника прокурора Емельяновского района Красноярского края Панариной В.А., на основании служебного удостоверения и распоряжения от 14.09.2021 № к-340,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю(далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Прокуратуре Ленинского района г.Красноярска (далее - ответчик) о признании недействительным представления от 02.06.2021 № 7-01-2021 об устранении нарушений налогового законодательства, законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности.

Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель ответчика требования заявителя оспорил.

Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения ИФНС № 24 по Красноярскому краю налогового законодательства, законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности. В ходе проверки установлено следующее.

15.04.2021 ООО "СпецТехЦентр" по телекоммуникационным каналам связи в МРИ ФНС № 24 по Красноярскому краю направлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года.

15.04.2021 налоговым органом отказано в приеме налоговой декларации по следующим основаниям:

- ошибки служебной части файла документа, титульного листа отчетности, повторная регистрация первичного документа.

В ходе проверки установлено, что основанием отказа в приеме налоговой декларации послужило повторное представление декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года. При этом, указанная декларация представлена по установленной форме.

По информации налогового органа от 20.05.2021, отказ в приеме налоговой декларации обусловлен нарушением порядка заполнения налоговой декларации, а именно, в первичной и повторно представленной декларации на титульном листе указан номер корректировки «0».

Поскольку недостатки содержания (заполнения) утвержденной формы налоговой декларации в соответствии с пунктом 19 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 08 июля 2019 года N ММВ-7-19/343@ не являются основанием для отказа в приеме налоговой декларации, то у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в приеме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года, поданных ООО "СпецТехЦентр" 15.04.2021.

По аналогичным основаниям отказано в приеме налоговой декларации ООО "Продторг", Степановой О.А. и другим лицам, что повлекло нарушение их права на предоставление государственной услуги по приему налоговой декларации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором района вынесено представление от 02.06.2021 № 7-01-2021, которым он требует:

1. Рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Ленинского района г. Красноярска и принять меры по устранению нарушений и недопущению их впредь.

2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения законодательства.

3. О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Ленинского района г. Красноярска в течение месяца со дня внесения представления.

Полагая, что представление от 02.06.2021 № 7-01-2021 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что представление от 02.06.2021 № 7-01-2021 не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Статьями 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что предметом прокурорского надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соблюдение прав, и свобод человека и гражданина руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе, нормами статей 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона, вносить соответствующее представление.

Представление прокурора в силу статьи 22 Закона является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.

В соответствии со статьей 24 названного Закона представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению, то есть на орган или должностное лицо, кому адресовано представление прокурора, возложена обязанность по рассмотрению представления.

Таким образом, из положений пункта 1 статьи 21, пункта 3 статьи 22, статей 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

С учетом изложенного, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанная правовая позиция нашла свое отражение в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 года.

Поскольку неисполнение представления прокурора организацией или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может служить основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, представление может быть оспорено в судебном порядке.

Системный анализ указанных норм свидетельствует о том, что представление прокурора является тем ненормативным актом, законность которого может быть проверена в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из характера нарушения и субъектного состава лиц, участвующих в деле, настоящий спор подведомствен арбитражному суду.

Прокуратурой  соблюден порядок проведения проверки, предусмотренный Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) и ведомственными организационно-распорядительными документами.

Согласно материалам дела, в рамках проведенной прокуратурой района на основании вынесенного решения проверки установлено, что налоговым органом отказано в приеме налоговых деклараций ООО «СпецТехЦентр», ООО «Продторн», Степановой О.А по основанию - ошибки служебной части файла документа, титульного листа отчетности, повторная регистрация первичного документа.

В ходе проверки установлено, что основанием отказа в приеме налоговой декларации послужило повторное представление декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года.

По информации налогового органа от 20.05.2021, отказ в приеме налоговой декларации обусловлен нарушением порядка заполнения налоговой декларации, а именно, в первичной и повторно представленной декларации на титульном листе указан номер корректировки "0".

Данные обстоятельства не оспариваются налоговым органом.

Оспаривая представление прокурора, налоговый орган указывает, что декларации указанными выше налогоплательщиками представлены не по установленным форматам, а также тот факт, что уведомление об отказе в приеме налоговой декларации формируется программным обеспечением налогового органа.

Вместе с тем, приведенные доводы заявителя судом отклоняются как противоречащие требованиям действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно ч. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статьи 80 Кодекса).

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 Кодекса).

Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ утвержден административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее-Административный регламент).

Пунктом 19 Административного регламента утвержден исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов).

Так, в соответствии с п. 19 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), являются:

1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) лично этим лицом;

2) отсутствие документов, подтверждающих полномочия физического лица -уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации, (расчете), в соответствии с пунктом 3 настоящего Административного регламента, либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) лично этим лицом;

3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя – физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в соответствии с пунктом 3 настоящего Административного регламента;

5) представление налоговой декларации (расчета), подписанной руководителем (иным представителем - физическим лицом) организации-заявителя (физическим лицом - заявителем или его представителем), у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе:

а) лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени организации - заявителя, в том числе от имени управляющей организации - заявителя (далее - руководитель) дисквалифицировано, либо индивидуальный предприниматель лишен права заниматься предпринимательской деятельностью;

б) руководитель организации или индивидуальный предприниматель снят с учета на основании сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния;

в) наличие в налоговом органе судебного акта, вступившего в законную силу, которым установлен (подтвержден) факт отказа руководителя от участия (руководства) в организации;

г) наличие в налоговом органе судебного акта, вступившего в законную силу, в отношении руководителя организации или индивидуального предпринимателя о признании его безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным в части представления налоговой декларации (расчета) или подтверждения достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), или об объявлении его умершим.

д) в отношении руководителя в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

6) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица -заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае представления налоговой декларации (расчета), в электронной форме по ТКС;

7) отсутствие усиленной неквалифицированной (квалифицированной) электронной подписи налогоплательщика - физического лица в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;

8) представление налоговой декларации (расчета) в территориальный налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета);

9) представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;

10) представление расчета по страховым взносам, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

На основании изложенного, суд соглашается с доводом прокуратуры, что повторное представление налоговой декларации по установленной форме не может являться основанием для отказа в ее принятии в соответствии с требованиями Административного регламента.

Заявитель полагает, что неверное указание номера корректировки является представлением налоговой декларации по неустановленной форме. Указанный довод заявителя судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с разделом II Формата предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.2021 №ММВ-7-3/558@ (далее - Формат предоставления), признак обязательности элемента определяет обязательность присутствия элемента в файле обмена. Признак обязательности элемента может принимать значение «О» - наличие элемента в файле обмена обязательно. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1-4.43 настоящего формата.

В таблице 4.2 «Состав и структура документа «Документ» Формата предоставления перечислены реквизиты (элементы) заполнения электронной налоговой декларации, в число которых входит элемент - номер корректировки.

В соответствии с толкованием слова «присутствие», «наличие» означают нахождение в каком-либо месте; перечисление каких-либо сведений.

Таким образом, основанием для отказа в приеме декларации может являться только факт не отражения (не заполнения) элемента - номера корректировка. В данном же случае налогоплательщики заполнили (отразили сведения) элемент - номер корректировки, т.е. заполнили обязательные элементы установленных форматов, что исключало возможность отказа в приеме налоговых деклараций.

Прием налоговых деклараций, представленных в электронной форме, регламентируется пп. 158 - 777 Административного регламента.

В соответствии с п.163-168 Приказа ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@, налоговая декларация (расчет), направленная в электронной форме, проверяется на наличие оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента.

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа.

При отсутствии оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) выполняются с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

регистрируется налоговая декларация (расчет);

формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

По результатам обработки налоговой декларации (расчета) в электронной форме с использованием программного обеспечения налоговых органов в случае выявления ошибки в представленной налоговой декларации (расчете) формируется уведомление об уточнении (п.168 Административного регламента).

Пунктом 19 Административного регламента не предусмотрено в качестве основания для отказа в приеме декларации наличие в ней ошибок; в силу пункта 5 статьи 80 Налогового кодекса подписание налоговой декларации уполномоченным лицом свидетельствует о подтверждении им полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений; исходя из положений статей 80, 88 Налогового кодекса, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 23.04.2015 N 736-0, налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после ее принятия налоговым органом, в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Требования налогового органа о заполнении титульного листа формы декларации, относятся не к необходимости соблюдения утвержденной формы декларации, а к обязанности надлежащего заполнения такой формы декларации, т.е. к содержанию налогового документа.

Порядок исправления недостатков содержания налоговой декларации определен статьей 88 НК Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 88 НК Российской Федерации если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Таким образом, поскольку недостатки содержания (заполнения) утвержденной формы налоговой декларации в соответствии с пунктом 19 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 08 июля 2019 года N ММВ-7-19/343@ не являются основанием для отказа в приеме налоговой декларации, то у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в приеме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, из анализа указанных выше положений следует, что при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 19 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

При этом суд учитывает, что перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Указанная выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.10.2018 по делу № А67-3863/2018, апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 23.12.2020 № 33а-24080/2020 по делу № 2а-4964/2020.

Из представленного в материалы дела уведомления налогового органа об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным следует, что налоговая декларация не принята налоговым органом на основании пункта 19 Административного регламента по следующим причинам:  «ошибки служебной части файла документа, титульного листа отчетности, повторная регистрация первичного документа».

Вместе с тем, такие причины, которые указаны ИФНС России №24 по Красноярскому краю в качестве основания для непринятия декларации пунктами 19,142 Административного регламента не предусмотрены.

При этом, налоговым органом не оспаривается факт отражения в декларации обязательных реквизитов в соответствии с установленным форматом предоставления налоговой декларации согласно приложения №3 к приказу ФНС от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@.

Доказательств представления указанной налоговой декларации не по установленной форме (установленному формату), препятствующих принятию налоговой отчётности, у налогового органа не имелось.

Довод налогового органа о невозможности в рассматриваемом случае проведения повторной камеральной проверки декларации судом не принимается во внимание, поскольку проверка проводится в отношении конкретной представленной декларации, а не периода, за который представляются различные декларации. В этой связи в случае представления новой декларации за период, по которому декларация уже представлялась, препятствия к проведению камеральной проверки действующим законодательством не предусмотрены (фактически камеральная проверка проводится в целях выявления ошибок, в частности корректировки ранее представленных сведений). 

Из анализа положений нормы статьи 88 НК РФ следует, что выявление ошибок, противоречий, несоответствий в налоговой декларации осуществляется налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки, которая проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 23 апреля 2015 г. №736-0 камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.

Необоснованный отказ налогового органа в принятии налоговой декларации препятствует реализации налогоплательщику возложенной на него обязанности по представлению декларации.

Деятельность налогового органа по реализации функции по принятию налоговой декларации, осуществляемая в рамках полномочий налогового органа, в силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является государственной услугой, на которую распространяются требования вышеуказанного Федерального закона.

То, что функции по приему налоговой декларации являются государственной услугой, свидетельствует, в частности, наличие Административного регламента.

Соответственно, в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги. Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает указанное право заявителя.

Так как прием деклараций является государственной услугой, в соответствии с регламентирующими ее стандартами, при отсутствии оснований, установленных пунктом 19 Административного регламента, соответствующим и своевременным ее оказанием будет являться только и исключительно выполнение действий по регистрации (приеме) налоговой декларации. Кроме этого, наличие правовой неопределённости, связанной с представлением налоговой отчётности, априори затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.

Доводы налогового органа о том, что уведомление об отказе формируется автоматически программным обеспечением является несостоятельным, поскольку как действия самих налоговых органов, так и используемые ими в работе программные комплексы, программы, используемые налоговыми органами при автоматизации проверки декларации и документов, переданных по ТКС, алгоритм их работы не должны противоречить закону и нарушать права налогоплательщиков.

Аналогичные выводы содержатся в судебной практике: постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 №Ф04-2962/18 по делу №А67-9224/2017, решении Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2020 №А55-3042/2020.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Лица, участвующие в деле, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья                                                                                                                          Е.В. Болуж