ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-1535/11 от 12.08.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

18 августа 2011 года

Дело № А33-1535/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12 августа 2011.

В полном объёме решение изготовлено 18 августа 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ермаковой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель Ольги Александровны (Емельяновский район Красноярского края, п.Солонцы, ОГРН 304246631500024)

к Администрации Емельяновского района Красноярского края (Емельяновский район р.п.Емельяново),

к Управлению земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края (ОГРН 1022400663581, р.п. Емельяного Красноярского края),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» (г. Красноярск);

- Отдела по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района Красноярского края (р.п. Емельяново Красноярского края)

о признании незаконными действий администрации Администрации Емельяновского района Красноярского края и Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края, об обязании Администрации Емельяновского района Красноярского края принять решение о предоставлении в собственность заявителя земельного участка, об обязании Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить заявителю с предложением о его заключении,

в присутствии:

заявителя индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель О.А.;

от ответчиков: Гак Ю.М. – представителя по доверенностям от 01.01.2011, от 24.11.2010,

при ведении протокола судебного заседания до объявления перерыва в судебном заседании секретарем судебного заседания Костиной М.В., после перерыва – секретарем судебного заседания Авдеевым К.С.,

установил:

индивидуальный предприниматель Орлова-Мядзель Ольга Александровна (далее – заявитель, предприниматель)  обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Емельяновского района Красноярского края (далее – Администрация):

- о признании незаконными действий Администрации, выразившихся в отказе предоставить в собственность предпринимателю земельный участок общей площадью 6 900 кв.м., с кадастровым номером 24:11:290109:0061, по адресу: Красноярский район, Емельяновский район, 0-й км.автодороги «Красноярск – Солонцы» (правая сторона), участок №17, категория земель – для сельскохозяйственного производства;

- об обязании Администрации принять решение о предоставлении в собственность предпринимателю земельный участок общей площадью 6 900 кв.м., с кадастровым номером 24:11:290109:0061, по адресу: Красноярский район, Емельяновский район, 0-й км.автодороги Красноярск – Солонцы (правая сторона), участок №17, категория земель – для сельскохозяйственного производства, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства не позднее пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Заявление принято к производству суда. Определением от 15.03.2011 возбуждено производство по делу, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района Красноярского края (далее – Отдел).

Определением от 02.06.2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю».

В судебном заседании 02.06.2011 судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено уточнение заявителем требований в части признания незаконными действий Администрации, выразившихся в отказе от 17.12.2010 предоставить в собственность предпринимателю земельный участок общей площадью 6900 кв.м., с кадастровым номером 24:11:29 01 09:0061, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона) участок №17, категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, в остальной части требования оставлены неизменными.

Определением от 12.07.2011 судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края (далее – Управление).

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11.08.2011 был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 12.08.2011, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края http://krasnoyarsk.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Заявителем в судебном заседании заявлено ходатайство об уточнении требований, заявитель просит:

- признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе принять решение о предоставлении в собственность по заявлению от 06.12.2010 предпринимателя земельного участка общей площадью 6 900 кв.м., с кадастровым номером 24:11:290109:0061, по адресу: Красноярский район, Емельяновский район, 0-й км.автодороги «Красноярск – Солонцы» (правая сторона), участок №17, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства;

- признать незаконными действия Управления, выразившиеся в отказе от 17.12.2010 предоставить в собственность предпринимателю земельный участок общей площадью 6 900 кв.м., с кадастровым номером 24:11:290109:0061, по адресу: Красноярский район, Емельяновский район, 0-й км.автодороги «Красноярск – Солонцы» (правая сторона), участок №17, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства;

- обязать Администрацию принять решение о предоставлении в собственность предпринимателю земельный участок общей площадью 6 900 кв.м., с кадастровым номером 24:11:290109:0061, по адресу: Красноярский район, Емельяновский район, 0-й км. автодороги Красноярск – Солонцы (правая сторона), участок №17, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства;

- обязать Управление подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 6 900 кв.м., с кадастровым номером 24:11:290109:0061, по адресу: Красноярский район, Емельяновский район, 0-й км.автодороги Красноярск – Солонцы (правая сторона), участок №17, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, и направить второй стороне по договору – предпринимателю с предложением о его заключении.

Уточнение заявителем требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчиков требования заявителей отклонил согласно доводам, изложенным в отзывах на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Распоряжением от 30.12.2005 №938р Главы Емельяновского района Красноярского края земельному участку площадью 6900 кв.м. присвоен адрес: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), уч. №17.

Постановлением Администрации от 16.06.2006 №628 утвержден проект границ указанного земельного участка общей площадью 6900 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) от 03.05.2011 №01/062/2011-836, в ЕГРП содержатся сведения о том, что земельный участок с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 24:11:290109:0061, находится по адресу: 0-й км. автодороги Красноярск-Солонцы (правая сторона), участок №17, площадью 6900 кв.м.

В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 03.10.2006 №11/06-7803 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:290109:0061, площадью 6900 кв.м., согласно которому категория земель участка – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.

Постановлением Администрации от 19.04.2006 №402 предпринимателю утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство заготконторы с 23.12.2005 на спорном земельном участке, в котором произведена характеристика строений: административное здание, цех по переработке сельскохозяйственной продукции со складскими помещениями.

Между заявителем (арендатор) и Отделом (арендодатель) на основании постановления Администрации №266 от 28.03.2007 заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 04.03.2007 №144 (далее – договор аренды от 04.03.2007 №144), согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 24:11:290109:0061, находящийся по адресу: 0-й км. автодороги Красноярск-Солонцы (правая сторона), участок №17 (далее – участок), для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющееся его неотъемлемой частью (приложение №1), общей площадью 6900 кв.м. Земельный участок передается по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора (приложение №3).

Пунктом 2.1 договора аренды от 04.03.2007 №144 предусмотрен срок аренды участка с 28.03.2007 по 27.03.2056. Договор вступает в силу с даты его государственной регистрации в Емельяновском отделе управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (пункт 2.2 договора).

Договор зарегистрирован в ЕГРП 23.04.2007 за №24-24-10/008-2007-286, что подтверждается соответствующим штампом Емельяновского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю и выпиской из ЕГРП от 03.05.2011 №01/062/2011-836.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.03.2010 №24ЕИ 517587, Мадзель О.А. на праве собственности принадлежит нежилое хозяйственное строение, площадью 168 кв.м., адрес: Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 17, условный номер 24-24-10/007/2010-480, о чем 22.03.2010 в ЕГРП сделана запись регистрации.

В материалы дела представлена декларация об объекте недвижимого имущества, согласно которой указанное нежилое хозяйственное строение, площадью 168 кв.м., 2007 года постройки, расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0290109:61

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 01.10.2010 №24ЕИ 834397, от 01.10.2010 №24ЕИ 834394 Мадзель О.А. на праве собственности принадлежат нежилые хозяйственные строения №17/1 площадью 90 кв.м. (условный номер 24-24-10/028/2010-598) и №17/2 площадью 72 кв.м. (условный номер 24-24-10/0234/2010-312), адрес: Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), о чем в ЕГРП 01.10.2010 сделаны записи регистрации.

В материалы дела представлены декларации об объектах недвижимого имущества, согласно которой указанные нежилые хозяйственные строения, площадью 90 кв.м. и 72 кв.м., 2008 и 2007 года постройки, соответственно, расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0290109:61.

Согласно свидетельству о заключении брака от 28.05.2009, 04.07.2008 Мядзель О.А. вступила в брак с Орловым В.Н., после чего ей присвоена фамилия Орлова-Мядзель.

06.03.2007 Решением Солонцовского сельского совета депутатов утвержден Генеральный план п. Солонцы, согласно которому, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:0061 вошел в границы населенного пункта п. Солонцы.

Сведения о земельных участках, включенных в границы населенного пункта п. Солонцы для изменения сведений о категории земель в соответствии с генеральным планом п. Солонцы, утвержденным Решением Солонцовского сельского Совета депутатов №16-1р от 06.03.2007, направлены Администраций Солонцовского сельсовета в адрес Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» с сопроводительным письмом от 01.04.2010 №80.

В материалы дела представлены кадастровые планы территории (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 22.02.2010 №24ЗУ/10-42906, от 21.12.2010 №24ЗУ/10-282223 в отношении квартала с кадастровым номером 24:11:0290109, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 24:11:290109:61 относится к категории земель – 2, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с кадастровым делом на спорный земельный участок, представленным Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю», а также согласно кадастровым планам земельного участка от 29.02.2008 №11/08-1022, от 28.03.2008 №1108-2907, от 07.10.2009 №24ЗУ/09-326949, от 23.06.2011 №24ЗУ/11-90217, от 29.06.2011 №24ЗУ/11-93023, спорный участок относится к категориям земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, местоположение: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), уч. №17.

Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (от 16.06.2011 №62/19878), в Государственной кадастре недвижимости отсутствует информация об объектах капитального строительства, расположенных на спорном земельном участке.

Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 23.09.2005 №6-28Р было утверждено Положение об Отделе по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района Красноярского края, согласно которому, Отдел являлся юридическим лицом, структурным подразделением Администрации, предметом деятельности которого являлось управление муниципальной собственностью Емельяновского района, в том числе землями, включая приватизацию, продажу, заключение договоров аренды земельных участков (пункты 1, 1.2, 2.1, 2.2).

04.05.2010 предприниматель обратился в Отдел с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность, поскольку на нем расположено принадлежащее ему хозяйственное строение.

Письмом от 03.06.2010 Отдел отказал предпринимателю, сославшись на то, что предпринимателю необходимо получить постановление Отдела архитектуры Солонцовского сельсовета о переадресации земельного участка в связи с включением спорного участка в земли населенных пунктов, обратиться Емельяновский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости (в части изменения адреса и разрешенного использования земельного участка, а также устранения допущенных ошибок в графе 15 листа В1 кадастрового паспорта земельного от 07.10.2009 №24ЗУ/09-326949 – указания Мядзель О.А. собственником земельного участка, в графе 4 листа В3 кадастрового паспорта земельного от 07.10.2009 №24ЗУ/09-326949 – указания обременения – аренда в пользу Мядзель О.А. 49 лет), а также внести изменения в договор аренды от 04.03.2007 №144 в части адреса и разрешенного использования земельного участка.

06.12.2010 предприниматель снова обратился в Отдел с заявлением (вх. №7208) о предоставлении арендуемого участка в собственность на основании статьи 36 Земельного кодекса.

В письме от 17.12.2010 №2146 Отдел, расценив заявление предпринимателя от 06.12.2010 как дополнение к заявлению от 04.05.2010, от 27.10.2010, отказал предпринимателю в предоставлении в собственного указанного земельного участка и предложил устранить недостатки обращения и повторно обратиться в Отдел для рассмотрения вопроса по существу. Заявителю было предложено подтвердить сельскохозяйственное назначение нежилых строений, расположенных на земельном участке в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кроме того, Отделом было указано, что заявление не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации к содержанию специального заявления о приобретении прав на земельный участок.

Распоряжением Администрации от 26.11.2010 №477р, тип муниципального учреждения «Отдел по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района Красноярского края» изменен с муниципального учреждения на муниципальное казенное учреждение, наименование Отдела изменено на муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края».

Согласно Положению о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», утвержденному постановлением Администрации от 13.12.2010 №4039 (далее – положение), Управление является структурным подразделением Администрации, осуществляющим, в том числе, функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и иные правоприменительные функции в сфере имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства. Управление является юридическим лицом и вправе представлять интересы районного самоуправления по вопросам, отнесенным к его компетенции, в судебных и иных органах при рассмотрении судебных, арбитражных и иных дел (пункты 1.1, 1.3, 4.12).

При изложенных обстоятельствах предприниматель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными действий Администрации и Управления, выразившихся в отказе от 17.12.2010 предоставить в собственность предпринимателю земельный участок, об обязании Администрации принять решение о предоставлении в собственность заявителя земельного участка, об обязании Управления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить заявителю с предложением о его заключении, в обоснование которого ссылается на следующее:

- отказ Администрации в связи с неустранением допущенной в кадастром паспорте ошибки необоснован, т.к. сведения о земельных участках вносятся кадастровым органом на основании сведений, подаваемых органами местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- то, что предпринимательская деятельность заявителя связана с сельскохозяйственным производством, подтверждается сведениями о видах экономической деятельности в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.02.2011 и информационным письмом Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Красноярскому краю от 12.01.2011 №5, согласно которому предпринимателем 15.12.2010 подано заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей с 01.01.2011;

- изменения, внесенные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 №370, вступили в силу в январе 2011 года и новые требования к перечню документов, прилагаемых к заявлению предпринимателя, не распространяются, т.к. предпринимателем повторное заявление о предоставлении земельного участка в собственность подано 06.12.2010;

- необходимость изменить адрес земельного участка, для соответствия измененной категории адресу земельного участка, не является препятствием для получения земельного участка в собственность. Заявителем в декабре 2005 года были выполнены работы по присвоению адреса спорному земельному участку, которому на основании Распоряжения от 30.12.2005 был присвоен адрес: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км. Автодороги Красноярск-Солонцы (правая сторона), участок №17. Данная характеристика однозначно определяет положение земельного участка;

- согласно выписке Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю из ЕГРП от 10.02.2010, спорный участок имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения».

Управление требования заявителя считает необоснованными, поскольку заявитель нарушил процедуру предоставления земельного участка, расположенного под зданием, строением, сооружением, а также не представил в орган местного самоуправления документы, предусмотренные земельным законодательством:

- в связи с утверждением 06.03.2007 Решением Солонцовского сельсовета Генерального плана п. Солонцы Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 24:11:290109:0061 вошел в границы населенного пункта п. Солонцы, категория земельного изменилась с земли сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов. На основании этого изменения заявителем был получен кадастровый паспорт от 07.10.2009 №243У/09-326949, где категория земель уже была изменена земли населенных пунктов. При этом адрес земельного участка остался неизмененным, а именно: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск-Солонцы, (правая сторона), участок № 17. Однако в связи с изменением категории земельного участка необходимо также изменить адрес земельного участка, для соответствия измененной категории адресу земельного участка, необходимо указать населенный пункт земельного участка;

- учитывая данное обстоятельство, а также то, что на спорном земельном участке расположены нежилые строения, заявителю необходимо подтвердить сельскохозяйственное назначения строений, расположенных на указанном земельном участке, в соответствии с нормами Земельного Кодекса Российской Федерации;

- кроме того, в кадастровом паспорте от 07.10.2009 №243У/09-326949 была допущена ошибка графе 15 - сведения о правах, согласно которой Мядзель О.А. является собственником спорного земельного участка. В том же кадастровом паспорте в листе В.З - сведения о частях земельного участка и обременениях, указано, что земельный участок сдан в аренду с 28.03.2007 по 27.03.2056;

- при не устранении вышеуказанных замечаний орган местного самоуправления в лице Отдела не может принять положительное решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителю;

- даже если на сегодняшний день ошибка в графе 15 - сведения о правах была устранена, то на тот момент, когда Отдел давал ответ о несоответствии документов заявителя, данная ошибка была не устранена, а также существовало, и по настоящее время существует несоответствие между почтовым адресом и категорией земли. Следовательно, вопрос о несоответствии документов необходимо рассматривать на тот момент, когда заявитель обращался в Отдел и когда был дан ответ Отдела, выразившийся в отказе предоставления земельного участка;

- документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 №370 и от 29.11.2010 №584, в полном объеме заявителем в Управление не предоставлены;

- кроме того, заявитель построил еще несколько строений на спорном земельном участке и заведомо скрывал это. Соответствующие предусмотренные законодательством документы на остальные строения заявителем представлены не были.

- так как заявитель оспаривает ответ Отдела, следовательно, надлежащий ответчик – Управление, согласно Положению о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района».

Согласно отзыву Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю», земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:61 был поставлен на государственный кадастровый учет 02.10.2006 на основании постановления Администрации «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск-Солонцы (правая сторона), участок №17» от 16.06.2006г. №628 путем образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, со следующими характеристиками: категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадь: 6900 кв.м. 29.02.2008 категория земельного участка была изменена с земли сельскохозяйственного назначения на категорию земли населенных пунктов. Документом – основанием для внесения изменений в категорию данного объекта недвижимости являлось Решение от 06.03.2007 №16-1р.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, решение об отказе в предоставлении в собственность спорного земельного участка заявителю содержалось в письме Отдела от 17.12.2010 №2146. С настоящим заявлением предприниматель обратился в арбитражный суд, согласно штампу Арбитражного суда Красноярского края, 04.02.2011, следовательно срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не пропущен.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Несмотря на обязанность ответчика доказывать соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, заявитель не освобожден от обязанности при обращении в суд заявить свои доводы не только о нарушении своих прав, но и обязан указать законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) (пункты 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявитель просит признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе принять решение о предоставлении в собственность по заявлению от 06.12.2010 предпринимателя спорного земельного участка с категорией земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, признать незаконными действия Управления, выразившиеся в отказе от 17.12.2010 предоставить в собственность предпринимателю указанный земельный участок, а также обязать Администрацию принять решение о предоставлении в собственность предпринимателю упомянутый земельный участок и обязать Управление подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его предпринимателю с предложением о его заключении.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно статье 2 указанного закона к органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций (часть 2 статьи 41 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Отказ предоставить в собственность предпринимателю спорный земельный участок, обжалуемый заявителем, принят Отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района Красноярского края, предметом деятельности которого являлось управление муниципальной собственностью Емельяновского района, в том числе землями (Положение об Отделе по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района Красноярского края, утвержденное решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 23.09.2005 №6-28Р).

Учитывая изложенные положения Закона об общих принципах организации местного самоуправления и, принимая во внимание, что распоряжением Администрации от 26.11.2010 №477р, тип муниципального учреждения «Отдел по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района Красноярского края» изменен с муниципального учреждении на муниципальное казенное учреждение, наименование Отдела изменено на муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», предпринимателем по настоящему делу заявлены требования к Администрации, а также Управлению, которое, согласно Положению о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», утвержденному постановлением Администрации от 13.12.2010 №4039, является юридическим лицом и структурным подразделением Администрации, осуществляющим, в том числе, функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и иные правоприменительные функции в сфере, в том числе, земельных отношений.

Таким образом, заявитель правомерно обратился в Отдел по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.

Учитывая переименование Отдела и изменение типа его организационно-правовой формы, суд приходит к выводу о том надлежащим ответчиком по делу является Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края. Требования заявителя к Администрации Емельяновского района Красноярского края являются необоснованными и не удовлетворению не подлежат.

Частями 1, 4 статьи 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что муниципальный правовой акт – это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Частью 2 статьи 19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Часть 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, согласно приложению, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370, в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2009 N 282, действующий на момент обращения заявителя. Согласно указанному перечню, к такому, прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

04.05.2010 предприниматель обратился в Отдел с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность, поскольку на нем расположено принадлежащее ему хозяйственное строение, представив копии свидетельства 24 ЕИ №517587, квитанций об оплате за последние 12 месяцев, паспорта и свидетельства о смене фамилии.

Письмом от 03.06.2010 Отдел отказал предпринимателю, сославшись на то, что предпринимателю необходимо получить постановление Отдела архитектуры Солонцовского сельсовета о переадресации земельного участка в связи с включением спорного участка в земли населенных пунктов, обратиться Емельяновский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости (в части изменения адреса и разрешенного использования земельного участка, а также устранения допущенных ошибок в графе 15 листа В1 кадастрового паспорта земельного от 07.10.2009 №24ЗУ/09-326949 – указания Мядзель О.А. собственником земельного участка, в графе 4 листа В3 кадастрового паспорта земельного от 07.10.2009 №24ЗУ/09-326949 – указания обременения – аренда в пользу Мядзель О.А. 49 лет), а также внести изменения в договор аренды от 04.03.2007 №144 в части адреса и разрешенного использования земельного участка.

06.12.2010 предприниматель повторно обратился в Отдел с заявлением (вх. №7208) о предоставлении арендуемого участка в собственность, представив в приложение копии свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о государственной регистрации права от 01.10.2010, договора аренды от 04.03.2007 №144, а также кадастровый паспорт.

В письме от 17.12.2010 №2146 Отдел, расценив заявление предпринимателя от 06.12.2010 как дополнение к заявлению от 04.05.2010, от 27.10.2010, отказал предпринимателю в предоставлении спорного участка в собственность в связи с тем, что им не было подтверждено сельскохозяйственное назначение нежилых строений, расположенных на земельном участке в соответствии с требованиями земельного законодательства (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации). В основание отказа Отдел также сослался на то, что заявление не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации по содержанию специального заявления о приобретении прав на земельный участок - статье 29, пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 №370.

Как следует из списков прилагаемых к заявлениям предпринимателя от 04.05.2010, от 06.12.2010 документов, заявителем представлены предусмотренные утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 перечнем документы не в полном объеме. В частности, заявитель не представил

- выписки из ЕГРП о правах (или иные соответствующие документы) на все принадлежащие заявителю нежилые хозяйственные строения, возведенные им в период 2007-2008 гг. Как следует из материалов дела, обращение предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность основано на том, что на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю. При этом из представленных в материалы дела документов (декларации об объектах недвижимого имущества, свидетельства о государственной регистрации права от 22.03.2010 №24ЕИ 517587, от 01.10.2010 №24ЕИ 834397, от 01.10.2010 №24ЕИ 834394), на спорном земельном участке расположено три нежилых хозяйственных строения, принадлежащих заявителю. Между тем, заявителем были представлены только копии свидетельства о государственной регистрации права серии 24 ЕИ №517587 и свидетельства о государственной регистрации права от 01.10.2010;

- выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.

Как установлено статьями 5 и 7 Закона Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», основными документами, подтверждающими факт отнесения земельного участка к землям той или иной категории, являются сведения из кадастра объектов недвижимости.

В представленном предпринимателем в Отдел кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка от 07.10.2009 №24ЗУ/09-326949 указывалось о принадлежности участка к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного пользования – для сельскохозяйственного производства, в связи с чем Отдел, ссылаясь на положения статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, запросил у предпринимателя подтверждение сельскохозяйственного назначения нежилых строений.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Представленные заявителем в суд документы в подтверждение использования спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства не были приложены к заявлениям о предоставлении в собственность земельного участка от 04.05.2010, от 06.12.2010.

Кроме того, анализ представленных заявителем для предоставления участка в собственность документов, позволяет сделать вывод о наличии несоответствий данных, содержащихся в представленных заявителем документах.

В связи с утверждением 06.03.2007 Решением Солонцовского сельского совета депутатов утвержден Генерального плана п. Солонцы, согласно которому спорный земельный участок вошел в границы населенного пункта п. Солонцы, изменилась категория земель, что было отражено в представленном заявителем в Отдел кадастровом паспорте земельного участка от 07.10.2009 №24ЗУ/09-326949, при этом согласно указанного кадастрового паспорта адрес земельного участка остался прежним – Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск-Солонцы (правая сторона), участок №17. Указание на расположение участка в границах поселка Солонцы в представленных в материалы дела документах отсутствует. Из содержания выписок из ЕГРП от 03.05.2011 №01/062/2011-836, от 10.02.2010 №10/001/2010-817 следует, сведения об изменении адреса расположения земельного участка в ЕГРП не внесены. Постановление органа местного самоуправления о переадресации в материалы дела не представлено.

Проанализировав представленный в материалы дела кадастровый паспорт от 07.10.2009 №24ЗУ/09-326949, суд установил наличие ошибок, на которые указал Отдел в заявлении от 03.06.2010.

Учитывая, что в выписках из ЕГРП от 03.05.2011 №01/062/2011-836, от 10.02.2010 №10/001/2010-817 содержится информация, что спорный земельный участок имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, суд приходит к выводу о том, что соответствующие изменения в ЕГРП в части изменения категории земельного участка не внесены.

Доказательства внесения сторонами изменений в договор аренды от 04.03.2007 №144 в части адреса и разрешенного использования земельного участка и представления таких изменений к Отдел в материалах дела отсутствуют.

Доводы заявителя об отсутствии необходимости переадресации участка судом признаны несостоятельными.

Учитывая изложенное, суд считает правомерным содержащийся в письме от 06.12.2010 отказ Отдела по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района Красноярского края в предоставлении предпринимателю земельного участка в собственность на основании представленных заявителем документов, содержащих недостоверные и неполные сведения. Предложение Отдела по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района Красноярского края заявителю представить дополнительные документы и документы, содержащие верные, соответствующие действительности, сведения, нельзя расценить как противоречащие закону действия.

Таким образом, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу об отсутствий оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель Ольги Александровны отказать.

Заявление проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Орловой-Мядзель Ольге Александровне 200 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 14.02.2011 Мядзель Ольгой Александровной.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Ермакова И.И.