ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-15379/2021 от 02.06.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

09 июня 2022 года

Дело № А33-15379/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 02.06.2022.

В полном объеме решение изготовлено 09.06.2022.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Даниловой Д.А., рассмотрев в судебном заседании

дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1(ИНН <***>, ОГРНИП <***>),

к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о признании незаконным отказа в выдаче разрешения,

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамента градостроительства администрация города Красноярска;

в присутствии:

от заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 08.11.2021, личность удостоверена паспортом;

от ответчика: ФИО3, представителя по доверенности от 30.12.2021 № 147, личность удостоверена паспортом;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Г. Блянкинштейн

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1(далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - ответчик) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженного в письме от 06.05.2021 № 10207.

Заявление принято к производству суда. Определением от 22.06.2021 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание 02.06.2022 не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится в их отсутствие.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Заявтелю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300292:20, расположенный по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, Центральный район, Енисейский тракт, площадью 500 м2 вид разрешенного использования - место размещения салона по оказанию ритуальных услуг, а также нежилого здания.

Заявитель обратился в адрес Ответчика с заявлением о выдаче разрешения на размещение объектов.

Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска дан письменный ответ от 06.05.2021 № 10207, которым было отказано в выдаче разрешения на размещение объектов. В качестве оснований отказа административным органом указано, что: планируемый к размещению объект не соответствует утвержденным документам территориального планирования, а именно Проекту планировки и межеванию территории северо-восточной левобережной части города Красноярска, утвержденному постановлением администрации города Красноярска от 01.07.2019 № 410, в связи с тем, что в границах испрашиваемого земельного участка площадью 1001 кв.м, с видом разрешенного использования: осуществление религиозных обрядов (код -3.7.1), в части размещения зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (церкви, соборы, храмы, часовни, мечети); наименование объекта в заявлении не соответствует наименованию объекта в схеме границ земельного участка; не указан срок предполагаемого размещения объекта; вид разрешенного использования, указанный в схеме границ, не соответствует регламенту территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый земельный участок; в схеме не указаны характеристики и расположение всех существующих инженерных сетей, а именно наземная электрическая <...> кВ.

Не согласившись с вышеуказанным отказом заявитель посчитал его незаконным, необоснованным и обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Порядок размещения объектов).

В силу пункта 2 Порядка размещения объектов размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - размещение объектов) осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого по форме согласно приложению N 1 к Порядку органом исполнительной власти Красноярского края или органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, уполномоченным на предоставление соответствующих земель или земельных участков (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченным органом является:

агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в случае размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Красноярского края;

уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, на территории которого планируется разместить соответствующий объект, в случае размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность которых не разграничена, за исключением размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в соответствии с Положением, утвержденным распоряжением администрации города от 23.05.2013 № 110-р, управляет и распоряжается муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, концессионным соглашениям, в хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

Оспариваемый отказ выдан Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, который является уполномоченным органом в на принятие соответствующих решений.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.10.2017 № 297-р «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» утвержден соответствующий административный Административного регламент.

Административный регламент (далее - Регламент) определяет порядок и стандарт предоставления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент) муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Муниципальная услуга).

В силу пункта 1 Регламента его действие распространяется на виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.

В силу пункта 6 Регламента наименование Муниципальной услуги: выдача разрешения на размещение Объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Результатом предоставления Муниципальной услуги является выдача разрешения на размещение Объектов либо отказ в выдаче разрешения на размещение Объектов (пункт 8 Регламента).

Согласно пункту 4 Порядка размещения объектов условиями размещения объектов являются:

соответствие размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования;

соответствие предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением № 1300.

В соответствии с пунктом 5 Порядка размещения объектов для получения разрешения заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) либо представитель заявителя подает заявление о выдаче разрешения на размещение объекта (далее - заявление) в уполномоченный орган.

Требования к содержанию и перечню подлежащих приложению документов предусмотрены пунктами 6,7 Порядка размещения объектов, пунктами 11, 12 Регламента.

В заявлении указываются:

фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность (в случае если заявление подается физическим лицом либо индивидуальным предпринимателем);

фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, и документа, удостоверяющего личность (в случае если заявление подается представителем заявителя);

почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

вид объекта, предполагаемого к размещению, в соответствии с Постановлением N 1300;

кадастровый номер земельного участка (указывается при его наличии в случаях, если планируется размещение объекта на земельном участке или его части);

кадастровый номер квартала (указывается в случае, если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не осуществлен);

предполагаемый срок размещения объекта;

способ получения разрешения (почтовым отправлением или нарочно либо в форме электронного документа) или решение об отказе в выдаче разрешения (пункт 6 Порядка размещения объектов, пункт 12 Регламента).

В силу нормы пункта 7 Порядка в обязательном порядке к заявлению прилагаются:

копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

схема границ предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется размещать объект на землях или части земельного участка (с использованием системы координат, принимаемой при ведении государственного кадастра недвижимости).

Согласно пункту 11 Регламента документами, предоставление которых необходимо для получения Муниципальной услуги, являются:

1) заявление (приложение 1 к Регламенту), подписанное уполномоченным лицом;

2) копия документа, подтверждающего полномочия представителя Заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность Заявителя или его представителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) схема границ предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (далее - схема границ) в случае, если планируется размещать объект на землях или части земельного участка (с использованием системы координат, принимаемой при ведении государственного кадастра недвижимости).

При этом в силу пункта 8 Порядка размещения объектов, пункта 11 Регламента схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта, и содержит:

наименование размещаемого объекта;

местоположение либо кадастровый номер земельного участка, квартала;

площадь земельного участка;

категорию земель;

вид разрешенного использования;

характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий;

описание границ;

характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений;

принятые условные обозначения;

графическое отображение земель или земельного участка;

экспликацию земель;

подпись, расшифровку подписи заявителя либо представителя заявителя.

Схема границ составляется в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с использованием материалов инженерно-геологических изысканий в масштабе 1:500.

Заявителем по собственной инициативе могут быть представлены следующие документы:

выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае если заявление подается индивидуальным предпринимателем);

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае если заявление подается юридическим лицом);

выписка из Единого государственного реестра недвижимости, выданная не ранее чем за 30 календарных дней до дня ее предоставления в уполномоченный орган.

Если документы, не представлены заявителем по собственной инициативе, уполномоченный орган запрашивает их в течение 3 рабочих дней в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу пункта 9 Порядка размещения объектов решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:

размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка;

заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе;

земельный участок, необходимый для размещения объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу.

В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа (пункт 10 Порядка размещения объектов).

В соответствии с пунктом 14 Регламента основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

несоответствие размещаемого Объекта утвержденным документам территориального планирования;

несоответствие предполагаемого к размещению Объекта видам Объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";

земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;

заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 11, 12 настоящего Регламента.

Оспариваемый отказ от 06.05.2021 № 102014 выдан ответчиком по результатом рассмотрения заявления исх.б/н от 21.04.2021 и приложенного к нему пакета документов: обращение на имя заместителя главы города, руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений с просьбой о выдаче разрешения на размещение объектов, схема границ земель или земельного участка.

Судом установлено, что заявитель для получения муниципальной услуги обратился в уполномоченный орган с обращением от 31.03.2021 на имя заместителя главы города, руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений с просьбой о выдаче разрешения на размещение объектов, заявлением от 31.03.2021, составленным по форме согласно приложению № 1 к регламенту, схемой границ земель или земельного участка.

Таким образом, необходимый перечень обязательных для оказания муниципальной услуги документов заявителем предоставлен в административный орган с присвоением входящего номера № 9653 от 21.04.2021

От заявителя по настоящему делу в адрес департамента муниципального имущества и земельных отношений также поступил аналогичный пакет документов, датированный 24.03.2021 с присвоением входящего номера № 10566-ж от 28.04.2021.

По результату рассмотрения административным органом указанных заявлений, принято решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта.

Согласно тексту оспариваемого отказа при сопоставлении представленной к заявлению схемы границ земельного участка с данными единой муниципальной геоинформационной системы установлено, что испрашиваемый участок расположен в границах территории, для которой постановлением администрации города Красноярска от 01.07.2019 № 410 утвержден проект планировки и межевания территории северо-восточной левобережной части города Красноярска (далее - Проект).

Вышеуказанным Проектом в границах испрашиваемого участка предусмотрено образование земельного участка площадью 1001 кв. м, с видом разрешенного использования: осуществление религиозных обрядов (код - 3.7.1), в части размещения зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (церкви, соборы, храмы, часовни, мечети).

Таким образом, в качестве основания для отказа ответчиком указано на то обстоятельство, что планируемый к размещению объект не соответствует утвержденным документам территориального планирования.

Кроме того, наименование объекта в заявлении не соответствует наименованию объекта в схеме границ земельного участка. Также в заявлении не указан предполагаемый срок размещения Объекта. Вид разрешенного использования, указанный в схеме границ не соответствует регламенту территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый земельный участок.

При сопоставлении представленной схемы границ земельного участка с данными единой муниципальной геоинформационной системы установлено, что на схеме границ не указаны характеристики и расположение всех существующих инженерных сетей, а именно наземная электрическая <...> кВ.

Оценивая указанные административным органом основания для отказа, суд приходит к следующим выводам.

Основанием для вынесения оспариваемого отказа послужило то обстоятельство, что наименование объекта в заявлении не соответствует наименованию объекта в схеме границ земельного участка.

Согласно пункту 6 Порядка размещения объектов, пункту 12 Регламента в заявлении указывается, в том числе вид объекта, предполагаемого к размещению, в соответствии с Постановлением N 1300.

Исследовав содержание представленных на рассмотрение административного органа документов, судом установлено, что в заявлении от 31.03.2021, составленным по форме согласно приложению № 1 к регламенту, заявитель просит в соответствии с пунктом 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации разрешить размещение пункта проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки со ссылкой на пункт 25 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

При этом в схеме границ земель или земельного участка в качестве наименования размещаемого объекта указаны элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, что соответствует формулировке пункта 4 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.

Также по тексту обращения имеется ссылка на пункты 4, 4(1) Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 и адресованная руководителю департамента просьба с выдачей размещения на размещение в целях благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, собственником которого является заявитель, объектов:

- элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории;

- пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений.

Исследовав представленные в материалы дела заявления, с которыми обращался заявитель при получении оспариваемого отказа, суд приходит к выводу, что административному органу невозможно было однозначно идентифицировать наименование объекта, за размещением которого обратился заявитель.

Указание заявителя на допущенную заявителем опечатку в части указание на размещение в качестве объекта пункта проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки, представлено заявителем в ходе рассмотрения настоящего дела в суде и не могло быть учтено ответчиком при вынесении оспариваемого отказа.

При этом, суд полагает обоснованной позицию органа о том, что в качестве объекта, о размещении которого подано заявление, следует принимать объект, указанный в официально утвержденной форме заявления.

Несоответствие размещаемого Объекта утвержденным документам территориального планирования в силу пункта 4, 9 Порядка размещения объектов, 14 Регламента является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу пункта 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирование субъекта Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

В силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

На территории города Красноярска документами территориального планирования, градостроительного зонирования являются Генеральный план, утвержденный Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107; Правила землепользования и застройки городского округа Красноярск, утвержденные Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122.

Согласно статье 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Статьей 41 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются:

1) проект планировки территории;

2) проект межевания территории.

Таким образом, проект планировки территории является документом, реализующим документ территориального планирования - генеральный план.

Испрашиваемый земельный участок находится на территории, для которой постановлением администрации города Красноярска от 01.07.2019 № 410 утвержден проект планировки и межевания территории северо-восточной левобережной части города Красноярска (на момент вынесения оспариваемого отказа).

Согласно пункту 3 представленных в материалы дела сведений из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ГИСОГД) от 06.10.2021 (сведения аналогичны сведениям, использованным административным органом при вынесении оспариваемого отказа, выраженного в письме от 06.05.2021) испрашиваемый участок находится в границах зоны планируемого размещения объекта территориального строительства 3.1.в., что предполагает разрешенный виды использования: осуществление религиозных обрядов (код - 3.7.1), в части размещения зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (церкви, соборы, храмы, часовни, молельные дома) (пункт 7 сведений ГИСОГД).

Также судом установлено, что Постановлением администрации г. Красноярска от 04.10.2021 N 780 утвержден проект внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск (вместе с тем указанная информация по состоянию на дату вынесения оспариваемого отказа отсутствовала, ввиду чего не подлежит оценке судом при вынесении настоящего решения).

Из анализа положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 ГрК РФ, положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством градостроительного зонирования, к документам которого отнесены правила землепользования и застройки и документация по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.

Таким образом, суд соглашается с позицией административного органа в указанной части оспариваемого отказа. Ссылки заявителя на судебную практику отклоняются судом, поскольку основаны на позиции суда с учетом оценки конкретных обстоятельств дела, не являющихся схожими с обстоятельствами настоящего дела.

Доводы заявителя со ссылкой на заключение привлеченного во внесудебном порядке заключения кадастрового инженера не опровергают выводов административного органа и суда о несоответствии размещаемого объекта (в том числе с учетом неопределенности в его наименовании, исходя из представленных административному органу заявлений) документам территориального планирования, а именно проекту планировки и межевания территории северо-восточной левобережной части города Красноярска.

Сведения проекта планировки и межевания территории северо-восточной левобережной части города Красноярска являются уточняющими по отношению к установленной градостроительным планом функциональной зоне испрашиваемой территории – СП1 Зона кладбищ.

Основанием для вынесения оспариваемого отказа послужило также то обстоятельство, что в заявлении не указан предполагаемый срок размещения Объекта.

В силу пункта 1 Порядка размещения объектов разрешение выдается на срок, соответствующий предполагаемому сроку размещения объекта, указанному в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта, предусмотренном в пункте 6 Порядка размещения объектов, но не более чем на срок размещения и эксплуатации соответствующего объекта.

Согласно пункту 6 Порядка размещения объектов, пункту 12 Регламента в заявлении указывается, в том числе предполагаемый срок размещения объекта.

Судом установлено, и заявителем не оспаривается в ходе рассмотрения настоящего дела, что срок, в течение которого предполагается размещение объекта при обращении к уполномоченному органу с соответствующим заявлением указан не был.

В силу пункта 9 Порядка размещения объектов решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе. В соответствии с пунктом 14 Регламента основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 11, 12 настоящего Регламента.

Основанием для вынесения оспариваемого отказа послужило также то обстоятельство, что вид разрешенного использования, указанный в схеме границ не соответствует регламенту территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый земельный участок.

Согласно схеме границ земель или земельного участка, приложенной к заявлению, указан вид разрешенного использования: благоустройство территории.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что испрашиваемое размещение объекта относится к территориальной зоне СП-1, разрешенное использование которой установлено статьей 43 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122.

Так основным видом разрешенного использования указанной территории являются:

1) ритуальная деятельность (код - 12.1);

2) коммунальное обслуживание (код - 3.1);

3) земельные участки (территории) общего пользования (код - 12.0);

4) отдых (рекреация) (код - 5.0), в части создания скверов и ухода за ними.

Условно разрешенный вид использования:

осуществление религиозных обрядов (код - 3.7.1), в части размещения зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (церкви, соборы, храмы, часовни, мечети).

Вспомогательные виды разрешенного использования:

1) оказание социальной помощи населению (код - 3.2.2), в части размещения зданий, предназначенных для служб психологической и бесплатной юридической помощи, социальных и иных служб, в которых осуществляется прием граждан по вопросам оказания социальной помощи;

2) деловое управление (код - 4.1).

Таким образом, указанное основание для отказа является обоснованным.

Основанием для вынесения оспариваемого отказа послужило также то обстоятельство, что при сопоставлении представленной схемы границ земельного участка с данными единой муниципальной геоинформационной системы установлено, что на схеме границ не указаны характеристики и расположение всех существующих инженерных сетей, а именно наземная электрическая <...> кВ.

В силу пункта 8 Порядка размещения объектов, пункта 11 Регламента схема границ к числу обязательных сведений, подлежащих указанию в схеме границ, относится характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений.

Указанное основание для отказа не нашло подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела, опровергнуто представленными в материалы дела доказательствами.

В силу пункта 9 Порядка размещения объектов решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе. В соответствии с пунктом 14 Регламента основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 11, 12 настоящего Регламента.

Учитывая, что как установлено судом заявителем, при обращении в уполномоченный административный орган заявителем допущены нарушения, имелись нормативно установленные основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, суд оказывает в удовлетворении заявленного требования.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия или решение органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на заявителя.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Д.А. Данилова