«25» декабря 2007 г. Дело № А33-15384/2007
г. Красноярск
Судья арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа № 131 от 31.10.2007,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Брегет»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 22.12.06 № 23/64 (паспорт),
от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности № 36 от 18.10.2007 (удостоверение),
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,
при изготовлении резолютивной части решения 25.12.07, полного текста мотивированного решения 25.12.07,
установил:
Главное управление внутренних дел по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – антимонопольному органу) опризнании незаконными решения антимонопольного органа от 31.10.2007 года по делу № 131 и выданного на его основе предписания.
В соответствии со статьями 29, 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю расценивается судом как требование опризнании недействительными решения антимонопольного органа от 31.10.2007 года по делу № 131 и выданного на его основе предписания.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Брегет» (далее – общество «Брегет»).
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель антимонопольного органа заявленные требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнении к нему.
Общество «Брегет» представило отзыв на заявление, в котором заявило о своем не согласии с заявленными требованиями.
В соответствии со статьями 123, 156 дело рассмотрено в отсутствие представителя общества «Брегет», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 11 час. 00 мин. 18.12.07 до 10 час. 00 мин. 25.12.07.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
31.10.07 Комиссией антимонопольного органа по контролю в сфере размещения заказов рассмотрена жалоба общества «Брегет» на действия государственного заказчика, котировочной комиссии Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю по проведению запроса котировок на право изготовления и поставки медалей «За отличие в службе» для нужд Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю.
По результатам рассмотрения жалобы вынесено оспариваемое решение о признании жалобы общества «Брегет» обоснованной в части обжалуемых действий государственного заказчика и выдаче предписания о повторном размещении заказа на право изготовления и поставки медалей «За отличие в службе» для нужд Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В решении антимонопольного органа по делу № 131 от 31.10.07 отражено следующее:
Государственным заказчиком - Главным управлением внутренних дел по Красноярскому краю проведен запрос котировок на право изготовления и поставки медалей «За отличие в службе» для нужд Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю.
Извещение о проведении запроса котировок от 15.10.07 содержало требование о предоставлении сертификатов качества на используемые материалы и сертификатов соответствия на используемы лаковые покрытия. В извещении было также указано, что технические характеристики продукции должны соответствовать техническому заданию.
Всего на запрос котировок было подано четыре котировочных заявки, в том числе обществом «Брегет».
В соответствии со статьей 43 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» запрос котировок должен содержать следующие сведения: наименование заказчика, наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанная норма закрепляет закрытый перечень требований, которые могут быть предъявлены заказчиком при запросе котировок, иные требования, в том числе требования о предоставлении участниками размещения заказа сертификатов, заказчик предъявлять не вправе.
Статья 44 указанного Закона закреплен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать котировочная заявка участника размещения заказа. Иные сведения и документы, помимо перечисленных в указанной норме Закона, участник размещения заказа представлять не обязан.
Общество «Брегет» оформило котировочную заявку в соответствии с требованиями технического задания.
Решением котировочной комиссии от 25.10.07 котировочная заявка общества «Брегет» была отклонена без указания причин такого решения.
В соответствии с действующим законодательством подтверждение соответствия качества товаров на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1013 утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в котором отсутствует такой вид товара как металл «томпак» и «нейзильбер». Таким образом, требования о предоставлении участником размещения заказа сертификата на запрашиваемый государственным заказчиком товар не распространяется.
Наличие сертификата у участника размещения заказа не является доказательством, что представленные последним медали будут изготовлены из сертифицированного металла.
Исходя из того обстоятельства, что котировочная комиссия при рассмотрении и оценке котировочных заявок действует в строгом соответствии с требованиями, указанными в извещении о проведении запроса котировок, действия котировочной комиссии, связанные с отклонением котировочной заявки общества «Брегет» по причине отсутствия в ней сертификатов качества, указанных в извещении о проведении запроса котировок, являются правомерными.
На основании указанного решения Главному управлению внутренних дел по Красноярскому краю выдано предписание от 31.10.07 о повторном размещении заказа на право изготовления и поставки медалей «За отличие в службе» для нужд Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Не согласившись с указанными актами антимонопольного органа, Главное управление внутренних дел по Красноярскому краю обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд полагает, что оспариваемые акты антимонопольного органа соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 17 указанного Закона контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченным на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченными на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок. При проведении указанных проверок не подлежат проверке результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 настоящего Федерального закона (п.1).
Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченным на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченным на ведение реестра заключенных по итогам размещения заказов государственных контрактов федеральным органом исполнительной власти, операторами электронных площадок осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (п.2).
Плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд осуществляются соответственно уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (п.3).
Внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд осуществляются соответственно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления муниципального района, городского округа (п.4).
Внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 настоящей статьи. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение (п.5).
При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе:
1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов;
2) выдать указанным в части 1 настоящей статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным (п.9).
Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, выданное в соответствии с частью 9 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, которому выдано такое предписание, для устранения указанного нарушения (п.10).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 94 от 20.02.2006 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать выводы о том, что, принимая оспариваемые решение и предписание, антимонопольный орган действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Как указывалось выше, отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).
В силу статьи 3 Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Статьей 4 Закона установлено, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии со статьей 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно статье 10 Закона размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В силу статьи 42 Закона под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии со статьей 43 Закона запрос котировок должен содержать следующие сведения:
1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
2) источник финансирования заказа;
3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;
5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
8) максимальная цена контракта, определяемая заказчиком, уполномоченным органом в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг;
9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок государственного или муниципального контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Таким образом, статья 43 Закона устанавливает исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены заказчиком при запросе котировок.
В соответствии со статьей 44 Закона котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Названной статьей закреплен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать котировочная заявка участника размещения заказа. Иные сведения и документы помимо перечисленных в указанной норме Закона, участник размещения заказа предоставлять не обязан.
В силу статьи 45 Закона извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок не может содержать знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается тот факт, что в нарушение изложенных выше норм извещение Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю о проведении запроса котировок от 15.10.07 содержало дополнительное, не предусмотренное Законом требование - о предоставлении сертификатов качества на используемые материалы и сертификатов соответствия на используемы лаковые покрытия.
Ссылка заявителя на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть принята судом во внимание в связи со следующим.
Статьей 2 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказовосновывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 9 Закона установлено, что государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации являются общими нормами и не исключают применение специальных норм права, в частности, положений указанного выше Закона.
Кроме того, нормы указанного Закона не противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (в том числе, положениям статей 454-491, 525-534, 763-768 Гражданского кодекса Российской Федерации). В Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствует норма, предоставляющая государственному заказчику право включения в извещение о проведении запроса котировок требования о предоставлении сертификатов качества на используемые материалы, в случае, если товар (материал, из которого должен быть изготовлен товар), подлежащий передаче государственному заказчику, не включен в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Ссылка на статью 474 Гражданского кодекса Российской Федерации является неправомерной на основании следующего.
В соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.
Частью 1 статьи 474 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи.
Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.
В силу части 2 названной статьи, если порядок проверки качества товара не установлен в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, то проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.
Согласно части указанной статьи, если законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара.
Из содержания изложенных выше норм следует, что продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара только в том случае, если обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю, предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи.
Таким образом, удостоверять каким-либо образом качество товара продавец (исполнитель) не обязан, за исключением указанных выше случаев, из чего следует, что подлежащий обязательной сертификации товар должен быть удостоверен сертификатом качества. В случае отсутствия в законе требования о наличии обязательной сертификации, покупатель не вправе в одностороннем порядке устанавливать требование о наличии сертификата на приобретаемый товар.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1013 утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в которому отсутствует товар, являющийся предметом запроса котировок, а также металл, из которого данный товар должен быть изготовлен – «томпак» и «нейзильбер». Следовательно, действующим законодательством не предусмотрена обязанность участника размещения заказа, в том числе, общества «Брегет», предоставить государственному заказчику сертификат качества на используемые материалы и сертификат соответствия на используемы лаковые покрытия.
Не установлена такая обязанность и договором, т.к. в соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, а государственным заказчиком с участниками размещения заказа, в том числе и обществом «Брегет», какое-либо соглашение, предусматривающее обязанность участника размещения заказа предоставить государственному заказчику сертификат качества на используемые материалы и сертификат соответствия на используемы лаковые покрытия, не заключалось.
Следовательно, включение в извещение Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю о проведении запроса котировок от 15.10.07 требования о предоставлении сертификатов качества на используемые материалы и сертификатов соответствия на используемы лаковые покрытия противоречит и изложенным выше положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что не включение в извещение о проведении запроса котировок указанного выше требования может повлечь за собой поставку не качественной, не соответствующей государственным нуждам продукции, является несостоятельным.
Согласно извещению о запросе котировок от 15.10.07 технические характеристики продукции должны соответствовать техническому заданию. Техническое задание содержит четкое описание товара с приложением его образца, требования к материалу из которого должен быть изготовлен товар, его размерам, изображению и т.п.
Исходя из смысла статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации товар должен быть поставлен участником запроса котировок, качество которого соответствует техническому заданию запроса котировок. Согласно техническому заданию медаль «За отличие в службе 3 степени» изготавливается из материала томпак, медаль»За отличие в службе 2 степени» и медаль «За отличие в службе 1 степени» - из нейзильберта.
Пописав котировочную заявку, участник размещения заказа обязуется поставить товар надлежащего качества, в соответствии с условиями технического задания.
В проекте государственного контракта запроса котировок предусмотрено условие (п. 5.2), согласно которому, в случае заявления претензий по качеству продукции по причине несоответствия продукции условиям контракта или техническим требованиям при предоставлении заказчиком соответствующих доказательств, исполнитель должен заменить дефектную продукцию, продукцией, качество которой соответствует условиям контракта.
Таким образом, участник размещения заказа, в случае признания его победителем и заключения государственного контракта, в соответствии с условиями контракта и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации несет ответственность за ненадлежащее качество товара, независимо от наличия на этот товар сертификата, подтверждающего его качество.
Отсутствие в оспариваемых актах ссылок на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не свидетельствует о незаконности указанных актов.
Ссылка заявителя на Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 05.07.2002 № 641 «Об учреждении медали МВД России «За отличие в службе» является неправомерной, поскольку названный приказ не является нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов.
Кроме того, устанавливая требование о предоставлении сертификатов качества на товар, не подлежащий в соответствии с действующим законодательством обязательной сертификации, государственный заказчик ограничивает круг потенциальных участников размещения заказа, имеющих намерение заключить государственный контракт.
Извещение Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю о проведении запроса котировок датировано 15.10.2007, срок подачи котировочных заявок установлен до 24.10.2007. За указанный период времени (с 15.10.2007 по 24.10.2007) потенциальные участники размещения заказа, имеющие намерение заключить государственный контракт и не располагающие на момент размещения извещения о проведении запроса котировок соответствующими сертификатами, не успеют оформить и получить запрошенные государственным заказчиком сертификат качества на используемые материалы и сертификат соответствия на используемы лаковые покрытия.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные акты, действия и решения государственных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31.10.2007 года по делу № 131 и выданного на его основе предписания.
Оспариваемые решение и предписание проверены на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья | Е.В. Севастьянова |