ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-15436/20 от 02.07.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

07 июля 2020 года

Дело № А33-15436/2020

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 июля 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 17.04.2020 № 024/04/9.21-1140/2019,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1,

в судебном заседании присутствует:

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 03.02.2020 №21, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ефимовой Т.П. Протоколирование ведется с использованием средств аудиозаписи,

установил:

ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 17.04.2020 № 024/04/9.21-1140/2019.

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление гражданина ФИО1 (вх. №11078 от 25.06.2019) на действия публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, КПП 246001001, 660021, <...>) (далее – ПАО «МРСК Сибири»), выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям гаража, расположенного по адресу: <...>, бокс 7, кадастровый номер: 24:50:0200083:188 (далее – Объект).

Определением от 24 июля 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1140/2019 и принято решение о проведении административного расследования.

По результатам проведенного административного расследования законный представитель ПАО «МРСК Сибири» письмом (исх. № 13560 от 26.08.2019) уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП. Указанное письмо было получено ПАО «МРСК Сибири» 05.09.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80090338770009.

31.10.2019 в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО «МРСК Сибири» составлен протокол об административном правонарушении № 024/04/9.21-1140/2019.

13.11.2019 ПАО «МРСК Сибири» получен протокол № 024/04/9.21-1140/2019 от 31.10.2019, что подтверждено идентификатором № 66001729054257.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП гр. ФИО1 признан потерпевшим.

Дело № 024/04/9.21-1140/2019 рассматривалось в отсутствие защитника ПАО «МРСК Сибири», а также в отсутствии надлежащим образом уведомленного потерпевшего.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.

Между ПАО «МРСК Сибири» и гр. ФИО1 12.02.2019 заключен договор № 20.2400.11099.18 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее – Договор).

В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня подписания настоящего договора, то есть до 12.08.2019.

Согласно пункту 10 технических условий к мероприятиям, исполнение которых возложено на ПАО «МРСК Сибири», относится:

- проектирование и постройка ЛЭП-0,4 кВ от ВЛ-0,4 кВ ТП-10/0,4 кВ № 229 до объекта Заявителя;

- определение проектом необходимости установки укоса на отпаечной опоре ВЛ-0,4 кВ ТП -10/0,4 кВ № 229;

В соответствии с пунктом 11 технических условий гр. ФИО1 необходимо осуществить следующие мероприятия:

- установка щита учета электроэнергии;

- ввод до щита учета выполнить кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП.

08.04.2019 гр. ФИО1 обратился в адрес ПАО «МРСК Сибири» с заявлением о направлении специалиста для проверки выполнения заявителем технических условий договора технологического присоединения. Дата получения 08.04.2019 уведомления о выполнении технических условий заявителем подтверждена ПАО «МРСК Сибири» в письменных пояснениях (исх.№ 1.3/29/7164 от 21.08.2019, вх. №14995 от 22.08.2019).

13.05.2019 представителем ПАО «МРСК Сибири» с участием ФИО1 проведен осмотр энергопринимающих устройств, по результатам осмотра был составлен акт № 0118-366 допуска прибора учета в эксплуатацию. Согласно акту допуска прибора учета № 0118-366 длинны вводного кабеля не хватает до точки присоединения 15 метров. Акты об осуществлении технологического присоединения не были составлены по причине невыполнения гр.ФИО1 технических условий в полном объеме, по мнению ПАО «МРСК Сибири».

Относительно нарушения срока по рассмотрению уведомления от 08.04.2019, ПАО «МРСК Сибири» в своих пояснениях, представленных в ходе административного расследования (вх. № 14995 от 22.08.2019), указало, что само по себе ущемление интереса другого лица (либо такая возможность) не всегда может свидетельствовать об опасности такого ущемления и нарушения прав заявителя.

Позднее ПАО «МРСК Сибири» были представлены письменные пояснения (вх.№ 1277 от 30.01.2020), где изложено, что дата осмотра энергопринимающих устройств заявителя 13.05.2019 была выбрана по взаимному согласию сторон. Однако, ПАО «МРСК Сибири» в материалы дела не представлены доказательства данного довода.

В заявлении гр.ФИО1 указано, что согласно пункту 6 договора ПАО «МРСК Сибири» обязано в течении 10 дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств заявителя, 13.05.2019 с нарушением указанных в договоре сроков представителем ПАО «МРСК Сибири» с участием гр. ФИО1 был проведен осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств. Следовательно, исходя из заявления потерпевшего, довод ПАО «МРСК Сибири» о согласовании даты проведения проверки выполнения технических условий заявитель не может быть принят.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» осуществило проверку выполнения технических условий заявителем с нарушением установленного действующим законодательством срока.

В установленный срок ПАО «МРСК Сибири» не осуществило мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, принадлежащих заявителю.

Постановлением №А560-9.21(2)/18 от 17.08.2018 ПАО «МРСК Сибири» было привлечено к административной ответственности за аналогичное нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «МРСК Сибири» необходимых и достаточных мер по соблюдению установленного срока проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в срок до 18.04.2019, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении срока проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в установленный действующим законодательством срок, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 17.04.2020 № 024/04/9.21-1140/2019ПАО «МРСК Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 17.04.2020 № 024/04/9.21-1140/2019, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии с главой 23 настоящего кодекса.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.4, 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьями 9.21, 14.3, частями 4 и 5 статьи 14.3.1, частью 1 статьи 14.9, статьей 14.9.1, частью 6 статьи 14.24, статьей 14.31 частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33, частями 1, 3 - 5 статьи 14.38, статьями 14.40 - 14.42, частями 2.1 - 2.7 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 23.48 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

Согласно Приказу Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении» вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России: руководители территориальных органов ФАС России; заместители руководителей территориальных органов ФАС России; начальники отделов территориальных органов ФАС России; заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России; иные должностные лица территориальных органов ФАС России.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 31.10.2019 № 024/04/9.21-1140/2019 составлен специалистом-экспертом отдела информатизации и контроля рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю ФИО3, оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 17.04.2020 № 024/04/9.21-1140/2019 вынесено заместителем руководителя Красноярского УФАС России ФИО4, то есть уполномоченными лицами.

Протокол об административном правонарушении от 31.10.2019 № 024/04/9.21-1140/2019 составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя ПАО «МРСК Сибири» (исх. № 13560 от 26.08.2019). Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 17.04.2020 № 024/04/9.21-1140/2019 вынесено в отсутствие потерпевшего и законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Так, определением о назначении времени и места рассмотрения дела №024/04/9.21-1140/2019 от 01.11.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 11 часов 30 минут 12.11.2019. Определением №024/04/9.21-1140/2019 от 12.11.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 11 часов 30 минут 11.12.2019. Определением №024/04/9.21-1140/2019 от 11.12.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 11 часов 30 минут 28.01.2020. Определением №024/04/9.21-1140/2019 от 28.01.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 11 часов 30 минут 04.03.2020. Определением № 024/04/9.21-1140/2019 от 04.03.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 11 часов 30 минут 26.03.2020. Определением № 024/04/9.21-1140/2019 от 26.03.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 12 часов 00 минут 17.04.2020. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 66001740048716 определение об отложении рассмотрения дела № 024/04/9.21-1140/2019 от 26.03.2020 ПАО «МРСК Сибири» было получено 01.04.2020. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80090646940057 определение об отложении рассмотрения дела № 024/04/9.21-1140/2019 от 26.03.2020 гр. ФИО1 было получено 06.04.2020.

В заявлении ПАО «МРСК Сибири» о признании незаконным постановления указан довод о невозможности обеспечить участие представителя ПАО «МРСК Сибири» на рассмотрении дела об административном правонарушении ввиду перехода работников организации на дистанционную форму работы в период 18.03.2020 с запретом покидать рабочие места в течении рабочего дня.

Указанный довод заявителя не свидетельствует о незаконности вынесения оспариваемого постановления по следующим основаниям.

Согласно статье 25.1 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Определением № 024/04/9.21-1140/2019 от 26.03.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 12 часов 00 минут 17.04.2020. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №66001740048716 определение об отложении рассмотрения дела № 024/04/9.21-1140/2019 от 26.03.2020 ПАО «МРСК Сибири» было получено 01.04.2020. Вместе с тем, до рассмотрения административного дела по существу в материалы дела от ПАО «МРСК Сибири» ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступали.

Кроме того, ПАО «МРСК Сибири» является организацией в сфере электроэнергетики, то есть относится к непрерывно действующим организациям, на которые, в соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)», данный Указ не распространяется.

Нарушений процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.

Процедура возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования также соблюдена, определение вручено заявителю.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности (один год) на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ).

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона правонарушения заключается в повторном несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов в течение одного календарного года.

Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла или неосторожности.

Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 82 Правил, проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:

а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 Правил, требованиям технических условий;

б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.

Согласно пункту 85 Правил, для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:

а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;

б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);

в) документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний;

г) нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений (электроустановки).

Пунктом 86 Правил установлено, что документы, указанные в подпунктах «в» и «г» пункта 85 настоящих Правил, не требуются для представления заявителями, электрохозяйство которых включает в себя только вводное устройство напряжением до 1000 В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В.

Сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя (пункт 87 Правил).

В соответствии с пунктом 88 Правил, по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению № 15.

Согласно пункту 90 Правил, срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Как следует из материалов дела, Между ПАО «МРСК Сибири» и гр. ФИО1 12.02.2019 заключен договор № 20.2400.11099.18 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее – Договор).

В соответствии с пунктом 5 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня подписания настоящего договора, то есть до 12.08.2019.

Согласно пункту 10 технических условий к мероприятиям, исполнение которых возложено на ПАО «МРСК Сибири», относится:

- проектирование и постройка ЛЭП-0,4 кВ от ВЛ-0,4 кВ ТП-10/0,4 кВ № 229 до объекта Заявителя;

- определение проектом необходимости установки укоса на отпаечной опоре ВЛ-0,4 кВ ТП -10/0,4 кВ № 229;

В соответствии с пунктом 11 технических условий гр. ФИО1 необходимо осуществить следующие мероприятия:

- установка щита учета электроэнергии;

- ввод до щита учета выполнить кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП.

08.04.2019 гр. ФИО1 обратился в адрес ПАО «МРСК Сибири» с заявлением о направлении специалиста для проверки выполнения заявителем технических условий договора технологического присоединения. Дата получения 08.04.2019 уведомления о выполнении технических условий заявителем подтверждена ПАО «МРСК Сибири» в письменных пояснениях (исх.№ 1.3/29/7164 от 21.08.2019, вх. №14995 от 22.08.2019).

13.05.2019 представителем ПАО «МРСК Сибири» с участием ФИО1 проведен осмотр энергопринимающих устройств, по результатам осмотра был составлен акт № 0118-366 допуска прибора учета в эксплуатацию. Согласно акту допуска прибора учета № 0118-366 длинны вводного кабеля не хватает до точки присоединения 15 метров. Акты об осуществлении технологического присоединения не были составлены по причине невыполнения гр.ФИО1 технических условий в полном объеме, по мнению ПАО «МРСК Сибири».

Относительно нарушения срока по рассмотрению уведомления от 08.04.2019, ПАО «МРСК Сибири» в своих пояснениях, представленных в ходе административного расследования (вх. № 14995 от 22.08.2019), указало, что само по себе ущемление интереса другого лица (либо такая возможность) не всегда может свидетельствовать об опасности такого ущемления и нарушения прав заявителя.

Позднее ПАО «МРСК Сибири» были представлены письменные пояснения (вх.№ 1277 от 30.01.2020), где изложено, что дата осмотра энергопринимающих устройств заявителя 13.05.2019 была выбрана по взаимному согласию сторон. Однако, ПАО «МРСК Сибири» в материалы дела не представлены доказательства данного довода.

В заявлении гр.ФИО1 указано, что согласно пункту 6 договора ПАО «МРСК Сибири» обязано в течении 10 дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств заявителя, 13.05.2019 с нарушением указанных в договоре сроков представителем ПАО «МРСК Сибири» с участием гр. ФИО1 был проведен осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств. Следовательно, исходя из заявления потерпевшего, довод ПАО «МРСК Сибири» о согласовании даты проведения проверки выполнения технических условий заявитель не может быть принят.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» осуществило проверку выполнения технических условий заявителем с нарушением установленного действующим законодательством срока.

В установленный срок ПАО «МРСК Сибири» не осуществило мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, принадлежащих заявителю.

Постановлением №А560-9.21(2)/18 от 17.08.2018 ПАО «МРСК Сибири» было привлечено к административной ответственности за аналогичное нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «МРСК Сибири» необходимых и достаточных мер по соблюдению установленного срока проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в срок до 18.04.2019, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении срока проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в установленный действующим законодательством срок, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

Суд не находит оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного применительно к статье 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Учитывая обстоятельства настоящего дела, повторность совершения указанного правонарушения, суд считает, что в действиях общества усматривается пренебрежительное отношение к исполнению обязанности по своевременному осуществлению технологического присоединения объектов потребителей.

Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе положений статьи 4.1 КоАП РФ.

При рассмотрении антимонопольным органом дела об административном правонарушении учтено тяжелое материальное положение ПАО «МРСК Сибири», размер назначаемого штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, снижен в два раза и составил 300 000 руб.

Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 17.04.2020 № 024/04/9.21-1140/2019 является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж