АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
апреля 2009 года | Дело № А33-15459/2008 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 апреля 2009 года.
В полном объёме решение изготовлено 24 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мельниковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании
дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Норильский промышленный транспорт» (г.Норильск)
к обществу с ограниченной ответственностью «Столовая № 7» (г.Норильск)
о взыскании 1 129 455 руб. 05 коп.
в отсутствие сторон,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мельниковой Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Норильский промышленный транспорт» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Столовая № 7» о взыскании 1 129 455 руб. 05 коп. убытков.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 20.11.2008 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание, затем судебное разбирательство.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело № А33-15459/2008 передано в производство судьи Мельниковой Л.В. на основании распоряжения от 11.01.2009 № КГ-2/1.
После произведенной замены рассмотрение дела начато вновь под председательством судьи Мельниковой Л.В.
Определением от 29.01.09 в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято ходатайство истца об уточнении исковых требований, предметом иска является взыскание задолженности (реального ущерба) в размере 1 129 455 руб. 05 коп., возникшей в связи с неоплатой ответчиком оказанных ему автотранспортных услуг.
В ходе судебного разбирательства от истца вновь поступило ходатайство об уточнении исковых требований, истец просит взыскать с ответчика 1 129 455 руб. 05 коп. долга за фактически оказанные ответчику автотранспортные услуги.
Определением от 11.03.09 на основании пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство удовлетворено судом.
Истцом приобщены к материалам дела подлинники путевых листов за период с января 2008 года по 30 июня 2008 года, выписка из журнала учета движения путевых листов в период с января по июнь 2008 года, документы, подтверждающие принадлежность автомобиля, указанного в путевых листах, истцу на праве аренды.
В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные доказательства приобщены к материалам дела.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом (уведомления №№ 89105, 89106).
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Как указывает истец в период с 10 января 2008 года по 30 июня 2008 года без письменного оформления договорных отношений ООО «Норильскпромтранспорт» оказало ООО «Столовая № 7» автотранпортные услуги по перевозке грузов (продуктов питания) в объеме 899 машино - часов работы грузового автомобиля грузоподъемностью до 5 тн.
Для этих целей за ответчиком закреплено специализированное транспортное средство –автофургон КО-440-3 ( ГАЗ-3307) гос. номер <***> под управлением водителя истца ФИО1
Оказание услуг, по мнению истца, подтверждается путевыми листами №№ 546856 от 10.01.08, 546937 от 11.01.08, 552293 от 14.01.08, 552453 от 15.01.08, 552541 от 16.01.08, 552625 от 17.01.08, 552709 от 18.01.08, 558687 от 22.01.08, 558851 от 24.01.08, 558934 от 25.01.08, 563462 от 28.01.08, 563556 от 29.01.08, 563641 от 30.01.08, 563731 от 31.01.08, 569824 от 04.02.08, 569971 05.02.08, 570074 от 06.02.08, 570170 от 07.02.08, 570271 от 08.02.08, 573272 от 11.02.08, 574884 от 12.02.08, 574974 от 13.02.08, 575132 от 14.02.08, 575218 от 15.02.08, 579329 от 18.02.08, 581647 от 22.02.08, 582875 от 19.02.08, 583540 от 20.02.08, 584330 от 21.02.08, 584765 от 26.02.08, 586054 от 27.02.08, 586138 от 28.02.08, 586221 от 29.02.08, 591834 от 04.03.08, 591918 от 05.03.08, 592002 от 06.03.08, 592086 от 07.03.08, 594194 от 11.03.08, 597106 от 12.03.08, 597227 от 13.03.08, 597307 от 14.03.08, 601609 от 17.03.08, 603775 от 18.03.08, 603859 от 19.03.08, 603940 от 20.03.08, 604021 от 21.03.08, 608331 от 24.03.08, 608537 от 25.03.08, 611183 от 26.03.08, 611270 от 27.03.08, 611347 от 28.03.08, 614579 31.03.08, 614691 от 01.04.08, 614774 от 02.04.08, 614854 от 03.04.08, 614938 от 04.04.08, 618553 от 07.04.08, 620626 от 08.04.08, 620710 от 09.04.08, 620794 от 10.04.08, 620877 от 11.04.08, 626906 от 14.04.08 , 27062 от 15.04.08 , 627149 от 16.04.08, 627239 от 17.04.08, 627327 от 18.04.08, 631925 от 21.04.08, 632042 от 22.04.08, 632130 от 23.04.08, 632217 от 24.04.08, 632308 от 25,04.08, 637481 от 28.04.08, 637577 от 29.04.08, 637660 от 30.04.08, 641707 от 04.05.08, 642087 от 06.05.08, 642170 от 07.05.08, 642253 от 08.05.08, 644073 от 12.05.08, 648625 от 13.05.08, 648709 от 14.05.08, 648795 от 15.05.08, 648878 от 16.05.08, 654766 от 19.05.08, 654846 от 20.05.08, 654924 от 21.05.08, 655002 от 22.05.08, 655080 от 23.05.08, 659852 от 26.05.08, 660534 от 27.05.08, 660613 от 28.05.08, 660692 от 29.05.08, 660802 от 30.05.08, 665534 от 02.06.08, 665779 от 03.06.08, 665855 от 04.06.08, 665931 от 05.06.08, 666007 от 06.06.08, 666083 от 07.06.08, 673008 от 09.06.08, 673224 от 10.06.08, 673317 от 11.06.08, 673497 от 16.06.08, 676034 от 17.06.08, 676193 от 18.06.08, 676271 от 19.06.08, 676359 от 20.06.08, 681525 от 23.06.08, 681601 от 24.06.08, 681688 от 25.06.08, 681759 от 26.06.08, 681830 от 27.06.08, 687729 от 30.06.08.
Как указал истец, факт владения ООО «Норильский промышленный транспорт» транспортным средством –автофургон КО-440-3 (ГАЗ-3307) гос. номер <***> подтверждается договором аренды транспортных средств без экипажа от 29.06.2007 № 192-2044/ 07, подписанным ОАО ГМК «Норильский никель» и ООО «Норильскпромтранспорт», актом приема передачи автотранспортных средств в аренду от 01.07.2007 и приложением к акту приема передачи (перечень транспортных средств ОАО ГМК «Норильский никель», переданных в аренду ООО «Норильскпромтранспорт»).
Согласно пояснениям истца, лицом, подписавшим путевые листы в графе «Первый заказчик», является директор ООО «Столовая № 7» ФИО2, в графе «В чье распоряжение» (наименование и адрес заказчика) указано: НПТ СТ 9, из чего следует, что заказчик - ООО «Столовая № 7» (СТ 9), которое расположено на территории ООО «Норильскпромтранспорт» (НПТ), т.к. ответчик арендует часть нежилого помещения у истца на основании договора субаренды № 125 от 01.11.2007.
К исковому заявлению приложен расчет суммы иска, согласно которому общая стоимость оказанных услуг составила 1 129 455 руб. 05 коп. (с учетом НДС).
Расчет произведен истцом в соответствии с п. 2.1. Прейскуранта на работы и услуги ООО «Норильскпромтранспорт», утвержденного Приказом генерального директора ООО «Норильскпромтранспорт» от 11.01.2008г. № НПТ\7-п-а, согласно которому тариф на услуги грузового транспорта для предприятий, не входящих в группу ОАО «ГМК «Норильский никель», составляет 819,00 руб. за машиночас без учета НДС, который начисляется отдельно. К тарифу на услуги специализированного транспорта (фургоны) к почасовому тарифу применяется коэффициент надбавки 30%. Таким образом итоговый тариф для ответчика составил 1064, 70 руб. без учета НДС.
13 августа 2008 года истцом ответчику была направлена претензия (исх. № НПТ-23/2965) с требованием об оплате автотранспортных услуг в объеме 904 часов по тарифу 925,6 руб. в час, всего в сумме 836 742 руб. 40 коп., полученная ответчиком 03.09.08. Претензия оставлена ответчиком без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик заявленные требования не признал, в письменном отзыве на исковое заявление указал следующее:
- между сторонами отсутствуют договорные отношения.
- истцом не представлены заявки и графики на оказание работ, не подтвержден факт оказания услуг, поскольку в представленных путевых листах отсутствует наименование заказчика, основание заявки, должность лица, ответственного за использование автомобиля, штамп заказчика, маршрут движения (адреса пунктов погрузки и разгрузки), количество и номера товарно-транспортных документов, в путевом листе отсутствуют сведения о маршруте водителя.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В обоснование исковых требований и основание возникновения соответствующих прав и обязанностей истец ссылается на фактическое оказание ответчику услуг по перевозке грузов в период с 10 января 2008 года по 30 июня 2008 года.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В спорный период действовали Устав автомобильного транспорта (УАТ) РСФСР и Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта (с мая 2008 года).
Согласно части 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 39 УАТ РСФСР предусмотрено, что автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечить перевозку грузов, а грузоотправители (грузополучатели) своевременно предъявить к перевозке грузы в размерах, предусмотренных договором на перевозку грузов автомобильным транспортом или принятым к исполнению разовым заказом.
В соответствии со статьей 45 УАТ РСФСР по договору перевозки груза автотранспортное предприятие или организация обязуются доставить вверенный им грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Статьей 47 УАТ РСФСР предусмотрено, что грузоотправительдолжен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной. Автотранспортные предприятия и организации имеют право проверять правильность этих сведений.
Согласно статье 51 УАТ РСФСР прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых вручается грузоотправителю.
В соответствии со статьей 53 УАТ РСФСР время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку - с момента предъявления шофером товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки.
Статьей 103 УАТ РСФСР предусмотрено, что окончательный расчет за перевозку грузов производится грузоотправителем или грузополучателем на основании счета автотранспортного предприятия или организации. Основанием для выписки счета за осуществленную перевозку служат товарно-транспортные накладные либо акты замера или акты взвешивания груза, а за пользование автомобилями, оплачиваемыми по повременному тарифу, - данные путевых листов, заверенных грузоотправителем или грузополучателем.
В соответствии со статьей 8 Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя.
Согласно статье 6 Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
В соответствии со статьей 10 Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта при приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист.
Таким образом, перевозка груза должна оформляться товарно-транспортными накладными и путевыми листами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьями 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства должны отвечать требованиям относимости, то есть иметь отношение к рассматриваемому делу и допустимости, то есть обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Параграфом 4 раздела 6 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.71 (которые применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и в части, не противоречащей главе 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"), предусмотрено, что товарно - транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем на имя каждого грузополучателя в четырех экземплярах с обязательным заполнением следующих реквизитов: наименование получателя, наименование груза, количество, вес перевозимого груза, способ определения веса (взвешивание, по трафарету, стандарту, обмеру), род упаковки, способ погрузки и разгрузки, время подачи автомобиля под погрузку и время окончания погрузки.
В параграфе 7 раздела 6 Общих правил установлено, что при сдаче груза шофер предъявляет три экземпляра товарно - транспортной накладной грузополучателю, который удостоверяет в накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом), одновременно указав во всех экземплярах время прибытия и убытия автомобиля.
В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Унифицированные формы) для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) (далее - ТТН). При этом ТТН выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах, один из которых после фактического осуществления перевозки груза перевозчиком предъявляется грузоотправителю (заказчику) и служит основанием для расчета за оказанные транспортные услуги.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и определения арбитражного суда от 11.03.09 товарно-транспортные накладные истцом не представлены.
В материалах дела также отсутствуют доказательства заключения сторонами годового договора на перевозку грузов, оформления заявок или разовых заказов.
Первичным бухгалтерским документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с товарно-транспортной накладной является путевой лист, форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
В качестве подтверждения факта оказания ответчику услуг по перевозке груза истец представил 116 путевых листов Типовой межотраслевой формы N 4-П, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 грузового автомобиля КО-440-3 (ГАЗ-3307) гос. номер <***> воитель ФИО1, выписки из журнала путевых листов за период январь-июнь 2008 года.
Исследовав указанные путевые листы арбитражный суд пришел к выводу, что они не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих факт оказания услуг ответчику, поскольку оформлены с существенным нарушением установленных требований:
1) большая часть путевых листов не содержит расшифровки подписи и указания должности лица в графе «первый заказчик», в связи с чем суд приходит к выводу о подписании данных путевых листов неизвестным лицом,
2) часть путевых листов содержит расшифровку подписи лица в графе «первый заказчик» - ФИО2, которая согласно протоколу № 5 от 25.06.2008 директором ООО «Столовая № 7».
3) во всех путевых листах в графе 18 «в чье распоряжение» указано НТП Ст 9. Вместе с тем, исковые требования предъявлены к ООО «Столовая 7», которому, как указывает истец и были оказаны автотранспортные услуги. Суд отклоняет доводы ответчика согласно которым ООО «Столовая № 7» - это НТП СТ9, расположенное на территории ООО «Норильскпромтранспорт» (НПТ), поскольку ответчик арендует часть нежилого помещения у истца на основании договора субаренды № 125 от 01.11.2007.
Согласно представленным ответчиком в материалы дела учредительным документам (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав ООО «СТОЛОВАЯ № 7») полным фирменным наименованием общества является: общество с ограниченной ответственностью «СТОЛОВАЯ № 7», сокращенным - ООО «СТ- 7». Общество имеет бланки, штампы и печать со своим фирменным наименованием.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, несут обязанности.
Таким образом, доводы истца, согласно которым ООО «Столовая № 7» - это НТП СТ9 не могут быть приняты судом.
Кроме того, на оборотной стороне путевых листов в графе «первый заказчик» также указано НТП. Каких-либо отметок об ООО «Столовая № 7»в путевых листах не имеется.
4) в путевых листах отсутствуют маршруты движения, ссылки на товарно-транспортные накладные, угловые штампы или какие-либо отметки ответчика – ООО «Столовая № 7».
Наличие в части путевых листов подписи директора ООО «Столовая № 7» ФИО2 не может нивелировать указанные недостатки оформления путевых листов, в том числе в связи с отсутствием доказательств наличия у ФИО2 полномочий подписывать документы от имени НТП СТ9.
Кроме того, путевые листы могут служить доказательствами объема выполненных работ только при наличии отношений по перевозке груза (товарно-транспортных накладных), но не доказательствами таких отношений.
Учитывая изложенное, представленные путевые листы не позволяют определить ни сам факт оказания услуг по перевозке груза, ни лицо, которому оказывались услуги, равно как и порядок определения стоимости перевозки.
В путевых листах в графе «всего к оплате» указано 965 руб. за 8 часов.
В направленной 13 августа 2008 года в адрес ответчика претензии (исх. № НПТ-23/2965) истец требовал оплатить автотранспортных услуги в объеме 904 часов по тарифу 925,6 руб. в час, всего в сумме 836 742 руб. 40 коп.
Согласно расчету истца, указанному в исковом заявлении, стоимость оказанных услуг в объеме 899 машино - часов работы грузового автомобиля составляет 1 129 455 руб. 05 коп. (с учетом НДС) из расчета 1064, 70 руб. без учета НДС (п. 2.1. Прейскуранта на работы и услуги ООО «Норильскпромтранспорт», утвержденного Приказом генерального директора ООО «Норильскпромтранспорт» от 11.01.2008г. № НПТ\7-п-а с коэффициентом надбавки 30%).
Каких-либо доводов и обоснований указания различной стоимости тарифа (с разницей в десять раз) истцом не представлено.
Поскольку истцом не доказан факт оказания ответчику услуг по перевозке груза на сумму 1 129 455 руб. 05 коп. оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца..
Руководствуясь статьями 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Мельникова Л.В. |