АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
сентября 2020 года | Дело № А33-15640/2020 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2020 года
В полном объеме решение изготовлено 21 сентября 2020 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания РЭЙ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству строительства Красноярского края
об оспаривании решения, оформленного протоколом от 06.05.2020 № 66,
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительном предмета спора, регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края,
при участии:
от Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края: ФИО1 по доверенности от 08.05.2020 (до перерыва), ФИО2 по доверенности от 11.09.2020 (после перерыва),
от третьего лица: ФИО3 по доверенности от 17.01.2020,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Компания РЭЙ» (далее - ООО «Компания РЭЙ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, об оспаривании решения, оформленного протоколом от 06.05.2020 № 66 об исключении ООО «Компания РЭЙ» из реестра квалифицированных подрядных организаций.
Заявление принято к производству суда. Определением от 20.05.2020 возбуждено производство по делу; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительном предмета спора, привлечен региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края.
Определением от 02.07.2020 (в редакции определения от 07.09.2020) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства Красноярского края.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 15 мин. 14.09.2020.
Публичное извещение о перерыве размещено в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: <...>, зал 316.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица возражали против заявленного требования по доводам, приведенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО «Компания РЭЙ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах по предмету предварительного отбора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории Красноярского края от 03.03.2020 № 145 общество включено в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Исходя из протокола рассмотрения вопроса исключения подрядных организаций из реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, от 06.05.2020 № 66, министерством выявлены недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных подрядной организацией ООО «Компания РЭЙ», а именно: два из трех контрактов на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора, представлены более чем за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе (не соответствие подрядной организации требованиям, предусмотренным подпунктом «п» пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07 2016 № 615).
На основании подпункта «к» пункта 66 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее по тексту – Положение от 01.07.2016 № 615), ООО «Компания РЭЙ», являющееся подрядной организацией, исключено из реестра квалифицированных подрядных организаций.
Не согласившись с решением Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в лице Комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций Красноярского края, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Красноярского края, оформленным протоколом от 06.05.2020 № 66 об исключении ООО «Компания РЭЙ» из реестра квалифицированных подрядных организаций, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 3.34 Положения о Министерстве промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2010 № 270-п, Положением от 01.07.2016 № 615 оспариваемое решение принято уполномоченным лицом компетентного органа.
На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с положениями статьи 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 180 ЖК РФ устанавливает, что функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Согласно части 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяет Положение от 01.07.2016 № 615.
Согласно пункту 6 Положения от 01.07.2016 № 615 предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». После истечения указанного срока предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал.
По итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций (пункт 7 Положения от 01.07.2016 № 615).
Согласно подпункту «а» пункта 8 Положения от 01.07.2016 № 615 предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
По пункту 15 Положения от 01.07.2016 № 615 комиссия по проведению предварительного отбора осуществляет рассмотрение заявок на участие в предварительном отборе на соответствие требованиям, установленным пунктом 30 настоящего Положения, ведет и оформляет необходимые протоколы по всем процедурам, проводимым в ходе осуществления предварительного отбора, рассматривает вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций и другие действия в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 30 Положения от 01.07.2016 № 615 документация о проведении предварительного отбора помимо сведений, указанных в извещении о проведении предварительного отбора, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, должна содержать требования к участникам предварительного отбора, установленные пунктом 23 настоящего Положения.
Кроме того пунктом 25 Положения от 01.07.2016 № 615 предусмотрено, что комиссия по проведению предварительного отбора вправе проверить достоверность сведений, представленных участниками предварительного отбора, на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения.
Согласно пункту 51 Положения от 01.07.2016 № 615 в период рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора:
а) осуществляет проверку заявок на участие в предварительном отборе на соответствие установленным требованиям;
б) проводит проверку заявки на участие в предварительном отборе и входящих в ее состав документов на предмет объективности, достоверности, отсутствия противоречий, в том числе проводит такие проверки в срок, не превышающий 14 календарных дней, по заявлениям физических и (или) юридических лиц, поступившим в ее адрес или в адрес органа по ведению реестра, о недостоверности информации, представленной участником предварительного отбора;
в) принимает решения по результатам проводимых проверок в случае, если они проводятся в связи с поступившими заявлениями, указанными в подпункте "б" настоящего пункта. При этом такое решение должно быть принято комиссией по проведению предварительного отбора до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
В соответствии с пунктом 52 Положения от 01.07.2016 № 615 на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:
а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;
б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения.
Подпунктом «в» пункта 53 Положения от 01.07.2016 № 615 предусмотрено, что решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в случае установления факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
По пункту 62 Положения от 01.07.2016 № 615 в реестр квалифицированных подрядных организаций включается информация об участниках предварительного отбора, в отношении которых комиссией по проведению предварительного отбора принято решение о включении подрядной организации в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Пункт 63 Положения от 01.07.2016 № 615 предусматривает перечень информации, включаемой в реестр квалифицированных подрядных организаций.
По пункту 67 Положения от 01.07.2016 № 615 в случае установления одного из фактов, указанных в пункте 66 настоящего Положения, комиссия по проведению предварительного отбора в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих после дня установления таких фактов, принимает решение об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления, полное наименование подрядной организации (идентификационный номер налогоплательщика), исключаемой из реестра квалифицированных подрядных организаций, сведения о фактах, являющихся основанием для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций подписывается всеми присутствующими членами комиссии по проведению предварительного отбора на заседании, на котором рассматривается указанный вопрос, и в срок не позднее 3 рабочих дней направляется в орган по ведению реестра.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, ООО «Компания РЭЙ» было включено в реестр квалифицированных подрядных организаций.
На основании подпункта «к» пункта 66 Положения от 01.07.2016 № 615 ООО «Компания РЭЙ» исключено из реестра квалифицированных подрядных организаций (протокол от 06.05.2020 № 66) в связи с выявлением недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных указанным обществом.
Подпунктом «к» пункта 66 Положения от 01.07.2016 № 615 предусмотрено, что информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 настоящего Положения, исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Исключение организации из реестра квалифицированных подрядных организаций является инструментом, обеспечивающим реализацию целей и принципов регулирования, сформулированных в пунктах 1 и 3 Положения от 01.07.2016 № 615, в том числе за счет повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, добросовестной конкуренции участников предварительного отбора и участников электронных аукционов, эффективного использования средств регионального оператора, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Исключение организации из реестра по своему характеру отвечает основным признакам публично-правовой ответственности, поскольку ответственность возникает в связи с нарушением правовых предписаний и в рамках охранительных правоотношений, исходит от государства (в лице уполномоченного органа), основана на государственном принуждении.
Аналогичный правовой подход отражен в судебной практике и содержится, например, в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 N 01АП-1075/2019 по делу № А43-34571/2018.
В рассматриваемом случае арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности ответчиком наличия оснований для принятия решения об исключении заявителя из реестра квалифицированных подрядных организаций по указанным в протоколе от 06.05.2020 № 66 обстоятельствам исходя из следующего.
Исключение информации о подрядной организации из реестра на основании подпункта «к» пункта 66 Положения от 01.07.2016 № 615 возможно при наличии одновременно двух факторов:
- сведения должны содержаться в документах, представленных участником предварительного отбора;
- представленные сведения должны быть недостоверны.
Исходя из протокола от 06.05.2020 № 66 рассмотрения вопроса исключения подрядных организаций из реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, министерством выявлены недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных подрядной организацией ООО «Компания РЭЙ», а именно два из трех контрактов на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора представлены более чем за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе (не соответствие подрядной организации требованиям, предусмотренным подпунктом «п» пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07 2016 № 615).
Согласно подпункту «п» пункта 23 Положения от 01.07.2016 № 615 при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора: наличие у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена, модернизация) лифтов, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с настоящим Положением.
Таким образом, участник предварительного отбора должен иметь опыт выполнения аналогичных работ не менее чем по 3 исполненным договорам за последние три года, предшествующие дате подачи заявки на участие в предварительном отборе.
В качестве документов, подтверждающих наличие необходимого опыта выполнения работ, участник предварительного отбора вправе представить договоры, заключенные и исполненные в любой временной период трехлетнего срока, предшествующего дате окончания срока подачи заявок.
Изложенное согласуется с позицией Верховного Суда РФ в Определении от 13.11.2017 N 310-КГ17-16283 по делу N А62-134/2017, Арбитражного суда Центрального округа в Постановлении от 15.08.2017 N Ф10-3080/2017 по делу N А62-134/2017, Арбитражного суда Дальневосточного округа в Постановлении от 26.09.2019 N Ф03-4124/2019 по делу N А24-465/2019.
Пунктом 7 извещения о проведении предварительного отбора подрядных организаций, являющегося приложением № 4 к приказу министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, пунктом 1.10 документации о проведении предварительного отбора подрядных организаций на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов определена дата окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе - 19.02.2020.
Согласно подпункту «м» пункта 3 «Требования к участникам предварительного отбора» раздела II «Условия проведения предварительного отбора» указанной документации при проведении предварительного отбора по предмету указанного отбора к участникам предварительного отбора устанавливается следующее требование: наличие у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с документацией.
Предметом предварительного отбора подрядных организаций по пункту 2 указанного извещения является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.
Следовательно,опыт выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным договорам должен подтверждаться договорами, заключенными и исполненными за период с 19.02.2017 по 18.02.2020 (то есть за 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе (до 19.02.2020)).
Судом установлено и документально ответчиком не опровергнуто, что установленные требования ООО «Компания РЭЙ» соблюдены.
Обществом в составе заявки на участие в предварительном отборе представлены три договора на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и акты выполненных работ к ним, подтверждающие наличие у участника предварительного отбора опыта за требуемый период, а именно:
- договор подряда от 21.11.2016;
- договор на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации от 20.01.2017№ 20/01-2017;
- договор на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации от 14.01.2019 № 14/01-2019.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора подряда от 21.11.2016, заключенного ООО «Компания РЭЙ» (подрядчиком) с акционерным обществом «Золотодобывающая компания «Полюс» (заказчиком), подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика указанную в настоящем договоре работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Работа, выполняемая подрядчиком на настоящему договору, состоит из этапов: проектно-изыскательские работы, строительно - монтажные и пусконаладочные работы.
Пунктами 6.1 и 6.5 указанного договора предусмотрено, что подрядчик обязан приступить к выполнению работы по настоящему договору с момента подписания настоящего договора (начальный срок); срок сдачи работ 65 рабочих дней после согласования проекта с заказчиком (конечный срок).
Акты о приемке выполненных работ подписаны сторонами договора подряда от 21.11.2016 за февраль 2017 года 24.02.2017, за апрель 2017 года - 19.04.2017 и 24.04.2017, то есть в период с 24.02.2017 по 24.04.2017.
Следовательно, работы выполнялись заказчиком (заявителем по настоящему делу) по 24.04.2017 (включительно).
Согласно пунктам 1.1 и 1.3 договора на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации от 20.01.2017 № 20/01-2017, заключенного ООО «Компания РЭЙ» (подрядчиком) с обществом с ограниченной ответственностью «Весна» (заказчиком), заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство по разработке проектной и рабочей документации по объекту: офисное здание, находящееся по адресу: <...> Брянская, д.4, а заказчик обязуется принять и оплатить результат работ подрядчика на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Сроки выполнения работ 20.01.2017; окончание срока работ - 20.07.2017.
По акту передачи строительной готовности от 25.02.2017 к договору на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации от 20.01.2017 № 20/01-2017 заказчик передал, а подрядчик принял конструкторские данные по разработке проектной и рабочей документации по выполнению расчетов несущих конструкций здания по объекту.
Проектная и рабочая документация, выполненные по договору на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации от 20.01.2017 № 20/01-2017, принята заказчиком 20.07.2017, что подтверждается актом приема – передачи проектной документации от 20.07.2017.
Согласно пунктам 1.1 и 1.3 договора на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации от 14.01.2019 № 14/01-2019, заключенного ООО «Компания РЭЙ» (подрядчиком) с обществом с ограниченной ответственностью «Высокие технологии» (заказчиком), заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство по разработке проектной документации, рабочей документации и дизайн проекта по объекту: «Детский центр», расположенного в «Торгово-развлекательном центре «Июнь»», а заказчик обязуется принять и оплатить результат работ подрядчика на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Сроки выполнения работ 14.01.2017; окончание срока работ - 30.04.2019.
Проектная и рабочая документация, дизайн проект, выполненные по указанному договору, приняты заказчиком 30.04.2019, что подтверждается актом приема – передачи проектной документации от 30.04.2019.
Таким образом, вышеуказанными договорамиподтверждается необходимый опыт выполнения заявителем работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, за три предшествующих подаче заявки года (до 19.02.2020), и соответствие общества требованиям пункта 23 Положения от 01.07 2016 № 615 (соответствие участника установленным требованиям).
Рассматриваемые договоры подпадают под временной интервал, определенный требованиями о наличии у участника опыта выполнения работ за 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе.
Указанный вывод подтверждается судебной практикой, в том числе изложенной в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 N 17АП-4556/2019-АК по делу N А60-51098/2018.
В связи с этим суд признает обоснованным довод заявителя, что исполнение всех вышеперечисленных контрактов происходило в требуемый трехлетний период и неправомерным довод ответчика, что из искового заявления, и представленных участником предварительного отбора документов на стадии предварительного отбора следует, что у истца опыт оказания услуг аналогичных предмету предварительного отбора подтверждается только одним договором (остальные же договоры выходят за рамки 3-годового срока).
Следовательно, комиссией ответчика и третьи лицом сделан неверный вывод о выявлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных подрядной организацией ООО «Компания РЭЙ» (два из трех контрактов на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора представлены более чем за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе).
Таким образом, оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку в связи с исключением общества из реестра квалифицированных подрядных организаций третьим лицом (заказчиком) на основании пункта 220 Положения от 01.07.2016 № 615 приняты решения об отказе от заключения договоров с ООО «Компания Рэй» по результатам проведенных аукционов с номерами извещения:201950000012000049, 201950000012000032, 201950000012000045, оформленные соответствующими актами от 08.05.2020.
Часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из данных конкретных обстоятельств дела, арбитражный суд полагает подлежащим удовлетворению заявление ООО «Компания РЭЙ» и признанию недействительным оспариваемого решения Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в лице Комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций Красноярского края, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Красноярского края, оформленное протоколом от 06.05.2020 № 66.
В силу частей 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав решение органа государственного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
Судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения должностных лиц органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на этих должностных лиц законом прямо не возложена обязанность принятия соответствующих решений. Произвольное вмешательство в компетенцию органа, осуществляющего публичные полномочия, со стороны суда, недопустимо.
Аналогичный вывод нашел свое отражение в судебной практике и содержится в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.07.2017 по делу №А33-25348/2016.
Как следует из материалов дела, на момент исключения заявителя из реестра квалифицированных подрядных организаций на территории Красноярского края (06.05.2020) ответчик - Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в соответствии с пунктом 3.34 Положения о министерстве промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением правительства Красноярского края от 18.05.2010 № 270-п (ред.№15 от 14.04.2020) являлось органом, осуществляющим формирование и ведение реестра квалифицированных подрядных организаций края, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории края.
Вместе с тем, постановлением Правительства Красноярского края от 20.05.2020 N 363-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 21.08.2008 N 51-п "Об утверждении Положения о министерстве строительства Красноярского края" в Постановление Правительства Красноярского края от 21.08.2008 N 51-п "Об утверждении Положения о министерстве строительства Красноярского края" включен пункт 3.16.3, относящий осуществление формирования и ведения реестра квалифицированных подрядных организаций края, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории края, к компетенции Министерства строительства Красноярского края.
Следовательно, органом, принявшим в нарушение закона решение об исключении заявителя из реестра подрядных организаций в настоящее время, не могут быть приняты меры по непосредственному восстановлению прав и законных интересов заявителя, по устранению неблагоприятных последствий принятия недействительного решения.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает необходимым обязать Министерство строительства Красноярского края, как лицо, уполномоченное на ведение реестра по состоянию на текущий момент,принять меры по устранению нарушений прав и законных интересов общества в пределах полномочий по осуществлению формирования и ведения реестра квалифицированных подрядных организаций края, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Красноярского края.
Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая результат рассмотрения спора, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей подлежат взысканию с Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью «Компания РЭЙ» удовлетворить.
Признать недействительным решение Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в лице Комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций Красноярского края, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Красноярского края, оформленное протоколом от 06.05.2020 № 66 об исключении общества с ограниченной ответственностью «Компания РЭЙ» (ИНН <***>) из реестра квалифицированных подрядных организаций.
Обязать Министерство строительства Красноярского края принять меры по устранению нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Компания РЭЙ» в пределах полномочий по осуществлению формирования и ведения реестра квалифицированных подрядных организаций края, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Красноярского края.
Взыскать с Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Компания РЭЙ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.М. Чурилина |