ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-1567/09 от 23.03.2009 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

марта 2009 года

Дело № А33-1567/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  23 марта 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 24 марта 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Красноярская Транспортная Компания»

к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска

о взыскании процентов в размере 37 801,93 руб. за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость,

при участии:

представителей заявителя: Кочерженко Ю.Г. по доверенности от 13.10.2008, Николаевой А.А. по доверенности от 11.01.2009;

представителей ответчика: Проводко О.В. по доверенности от 24.02.2009;

при ведении протокола судебного заседания судьей Данекиной Л.А.,

установил:

закрытое акционерное общество «Красноярская Транспортная Компания» (далее по тексту  –  заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее по тексту – ответчик, налоговый орган, инспекция) о взыскании с налогового органа процентов в размере 37 801,93 руб. за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость.  

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 11 февраля 2009 года возбуждено производство по делу.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 23 марта 2009 года. После окончания перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же представителей.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

20 августа 2007 года закрытое акционерное общество «Красноярская Транспортная Компания» представило в инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет составила 896 175 руб., сумма налога, предъявленная к вычету - 2 611 828 руб. В целом сумма налога на добавленную стоимость по декларации, исчисленная к возмещению, составила 1 715 653 руб.

23 октября 2007 года общество представило в налоговую инспекцию корректирующую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет составила 1 557 874 руб.; сумма налога, предъявленная к вычету - 2 616 395 руб. В целом сумма налога на добавленную стоимость по декларации, исчисленная к возмещению, составила 1 058 521 руб.

27.11.2007 во время проведения камеральной проверки корректирующей  декларации, общество представило в налоговый орган заявление на возврат переплаты по налогу на добавленную стоимость, исчисленного к возмещению за июль 2007 года в размере 1 058 521 руб.

19.11.2007 и 03.12.2007 ЗАО «КТК» были представлены вторая и третья корректирующие декларации в связи с исправлением допущенных в ранее представленных декларациях опечатках, а именно: во второй корректирующей декларации была уточнена сумма налоговой базы по операциям, по реализации услуг, облагаемых НДС по ставке 0% в разделе 5, в третьей уточненной декларации был уточнен код операции в разделе 5. В целом, по данным декларациям суммы НДС не изменились. Сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по разделу 3 декларации - 1 557 874 руб.; сумма НДС, предъявленная к вычету по 5 разделу декларации - 2 616 395 руб. В целом сумма НДС по декларациям, исчисленная к возмещению, составила 1 058 521 руб.

По результатам камеральной проверки налоговый орган отказал в возмещении налога на добавленную стоимость за июль 2007 года в размере 1 058 521 руб.

Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.05.2008 по делу № А33-1618/2008 решение налоговой инспекции об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость за июль 2007 года в размере 1 058 521 руб. признано недействительным.

Извещением № 2494 от 07.06.2008 налогоплательщик уведомлен о том, что ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска проведен возврат НДС в размере 1 058 521 руб.

16.06.2008 по платежному поручению № 743 от 10.06.2008 налоговый орган осуществил возврат денежных средств в размере 1 058 521 руб. на расчетный счет налогоплательщика.

Закрытое акционерное общество «Красноярская Транспортная Компания», посчитав, что инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска нарушен срок возмещения налога на добавленную стоимость, предусмотренный пунктами 7, 8 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с инспекции процентов за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость в размере 37 801,93 руб.

Налоговый орган представил письменный отзыв на заявление, в котом возражал против удовлетворения заявленных требований, так как:

- срок возврата налога на добавленную стоимость начинает исчисляться с момента вынесения решения суда, которым признано недействительным решение налогового органа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку, только судебным актом установлено его несоответствие законодательству о налогах;

- при расчете процентов необходимо учитывать все процессуальные сроки для осуществления фактического возврата налога. Последний день для вынесения решения о возврате 20.03.2008, начало срока для исчисления процентов составляет - 21.03.2008. Окончанием периода начисления процентов является 06.06.2008, поскольку 07.06.2008 инспекция уведомила налогоплательщика о принятом решении о возврате налога извещением № 2494 от 07.06.2008, а далее следуют процедурные действия по фактическому перечислению денежных средств ЗАО «КТК».

На основании вышеизложенного налоговый орган полагает, что сумма процентов составит   22 903,02 руб.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый  налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты нарушают их права.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, заявитель просит взыскать с налогового органа проценты в размере 37 801,93 руб. за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость, при этом производит расчет процентов с 08.02.2008 по 16.06.2008, исходя из следующего: период проведения камеральной проверки по корректирующей декларации с 23.11.2007 по 23.01.2008. Заявление на возврат суммы НДС подано в период проведения проверки - 27.11.2007. С
учетом пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому  при нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, срок возмещения НДС налогоплательщику - до 08.02.2008. Сумма налога на добавленную стоимость возмещена 16.06.2008.

Налоговый орган не оспаривает факт нарушения срока возврата обществу налога на добавленную стоимость, но считает, что проценты должны начисляться с момента вынесения решения суда, которым признано недействительным решение налогового органа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость. Поскольку налогоплательщик представил налоговую декларацию за июль 2007 года 20.08.2007, но откорректировал заявленную сумму налога двумя уточненными декларациями, представленными позднее (19.11.2007 и 03.12.2007 соответственно), следовательно срок возврата НДС следует исчислять с учетом 3-месячного срока для камеральной проверки последней уточненной декларации - 03.03.2008. С учетом всех процессуальных сроков для осуществления фактического возврата налога: 7 дней для вынесения решения - 13.03.2008 последний день для вынесения решения, 5 дней для осуществления возврата - 20.03.2008, начало срока для исчисления процентов составляет - 21.03.2008. Окончанием периода начисления процентов является 06.06.2008, поскольку 07.06.2008 инспекция уведомила налогоплательщика о принятом решении о возврате налога, соответственно волеизъявление налогового органа выражено Извещением № 2494 от 07.06.2008, а далее следуют процедурные действия по фактическому перечислению денежных средств ЗАО «КТК». На основании вышеизложенного налоговый орган полагает, что сумма процентов составит 22 903,02 руб.

При этом, налоговый орган в судебном заседании проверил расчет процентов, представленный заявителем и подтвердил, что данный расчет составлен арифметически верно.

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

Пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

На основании пунктов 2, 7 статьи 176 Кодекса по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм. Решение о возврате суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога.

Согласно пункту 8 указанной статьи поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Пункт 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок начисления процентов при нарушении сроков возврата суммы налога, согласно которому проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении суммы налога. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

В случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению (пункт 8 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании изложено, суд приходит к выводу о том, что проценты за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость за июль 2007 года должны начисляться с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки представленной первой уточненной декларации (08.02.2008) по день фактического возврата налога по платежному поручению № 743 от 10.06.2008 (16.06.2008).

Таким образом, заявитель обосновано произвел расчет процентов в размере 37 801,93 руб. за период с 08.02.2008 по 16.06.2008 с суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению в размере 1 058 521 руб.

Представленный заявителем расчет процентов проверен налоговым органом и признан арифметически верным.

Довод налогового органа о том, что начало течения срока следует исчислять с даты представления третьей уточненной налоговой декларации судом не принимается, так как сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению, указанная в третьей уточненной декларации совпадает с суммой налога к возмещению в первой и второй уточненных декларациях.

Довод налогового органа о том, что срок возврата налога на добавленную стоимость начинает исчисляться с момента вынесения решения суда, которым признано недействительным решение налогового органа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, судом не принимается как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суд не принимает ссылку ответчика на то, что окончанием периода начисления процентов является 06.06.2008, поскольку 07.06.2008 инспекция уведомила налогоплательщика о принятом решении о возврате налога извещением № 2494 от 07.06.2008, как противоречащую нормам Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым проценты начисляются по день фактического возврата налога, то есть до даты, указанной в графе списано со счета платежного поручения.

При таких обстоятельствах доводы налогового органа, изложенные в отзыве на заявление являются несостоятельными, а заявленные требования подлежат удовлетворению.

При подаче настоящего заявления обществом по платежному поручению № 148 от 30.01.2009 оплачена государственная пошлина размере 1 512,08 руб.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая то, что заявленные требования удовлетворены, судебные расходы в размере 1 512,08 руб. подлежат взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Требования закрытого акционерного общества «Красноярская Транспортная Компания» удовлетворить.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска в пользу закрытого акционерного общества «Красноярская Транспортная Компания» процентов в размере 37 801,93 руб. за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость.  

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска в пользу закрытого акционерного общества «Красноярская Транспортная Компания» 1 512,08 рублей государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

Данекина Л.А.