ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-15745/18 от 25.10.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

ноября 2018 года

Дело № А33-15745/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 октября 2018 года.

В полном объёме решение изготовлено 01 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петроченко Г.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС"  (ИНН 2436004159, ОГРН 1112450000068)

к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными односторонних сделок по одностороннему отказу от договоров аренды лесных участков,

при участии:

от истца: ФИО1-представителя по доверенности от 09.06.2018,

от ответчика: ФИО2 представителя по доверенности от 14.03.2018; ФИО3 представителя по доверенности от 04.09.2018, ФИО4-представителя по доверенности от 28.12.2017 № млх/1-04204,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой К.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее – ответчик) о признании недействительными сделок в виде

односторонних отказов от исполнения условий договоров аренды лесных  участков  от 20.01.2012г. № 596-зт,  от 09.12.2013г. № 676-3, выраженных  в уведомлениях об одностороннем отказе от выполнения обязательств по договору от 27.04-2018г. № МЛХ/1-01357, от 27.04.2018г. № МЛХ/1-01358.

Определением от 21.06.2018 исковое заявление принято к производству арбитражного суда. Ответчик иск не признал.

Представитель истца иск поддержал в полном объеме, указав следующее:

«Согласно проектам освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы по указанным выше договорам аренды, установлены ежегодные объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов. При этом, в соответствии с требованиями действующего лесного законодательства (Правилами ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2017г. № 626, Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474, Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 № 375, объемы мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов определяются на один год, что свидетельствует об отсутствии оснований для расторжения договоров аренды за частично невыполненные мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в период с 2015 – 2017 годы.

Так называемый «переходящий» на следующий год остаток неисполненных по какой-либо причине лесохозяйственных мероприятий не имеет места быть ввиду следующего.

Разделами 2.1.2, 2.17 (Таблицы №№ 8,10,16,17) лесохозяйственного регламента Усольского лесничества, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 № 107-о, определены ежегодные объемы использования лесов, а также объемы мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

При этом установлены предельные ежегодные объемы расчетной лесосеки в зависимости от видов рубок, а также предельные размеры площадей, нуждающихся в лесовосстановительных мероприятиях.

При таких условиях, выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов за уже прошедший период 2015-2017 годов не будет соответствовать ежегодным показателям, установленным лесохозяйственным регламентом лесничества, что повлечет в свою очередь нарушение требований п. 6 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 27.05.2011г. № 191, п. 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016г. 474 в части превышения расчетной лесосеки Усольского лесничества, и, как следствие, правомерный отказ в приемке работ по мероприятиям, связанных с рубкой лесных насаждений (рубки ухода за лесом), а также по лесовосстановительным мероприятиям (ввиду отсутствия достаточного количества площадей для их проведения).».

Истец заявил о перевыполнении части мероприятий, невыполнение  части мероприятий по договорам не оспорил. Истцом представлены сравнительные таблицы по осуществленным истцом мероприятиям в рамках исполнения договоров аренды.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска,  поскольку невыполнение мероприятий подтверждено справками и не опровергнуто истцом.     

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ООО «Велес» (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка  от 20.01.2012 № 596-3, от 09.12.2013 № 676-з, на основании которых арендатор осуществляет заготовку древесины на лесных участках, определенных пунктами 2 договором:

- по договору от  20.01.2012 № 596-3: лесной участок общей площадью 1396 га, местоположение: Красноярский край, Тасеевский район, Усольское лесничество, Тесеевское сельское участковое лесничество, колхоз «заветы Ильича», в кварталах: №№ 81, 82, 91, 92, 101, 102, с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 24-02006-2011-02-3352-1, кадастровый номер участка – 24:36:0000000:261, предназначен для заготовки древесины;

- по договору от 09.12.2013 № 676-з: лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 6587,0 га (по результатам межевания 65870000 кв.м), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, предоставляемый для заготовки древесины, расположенный: Красноярский край, Тасеевский район, Усольское лесничество, Троицкое участковое лесничество, кварталы: №№ 33-36, 76, 77, 120, 121, кадастровый номер участка – 24:36:0502001:26.

В соответствии с подпунктами Е, Ж, 3, И пункта 13 договоров аренды на арендатора возложена обязанность по осуществлению мер противопожарного обустройства лесов на основании проекта лесов; осуществлению противопожарных, санитарно-оздоровительных мероприятий вырубка  погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте основания лесов и приложении № 6); осуществлять санитарно-оздоровительные  мероприятия в соответствии с проектами лесовосстановления на соответствующий год, которые ежегодно разрабатываются арендатором.

В пункте 25 договора аренды от 20.01.2012 № 596-3 установлено, что арендодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях:

- систематического (более двух раз) нарушения Арендатором лесного законодательства Российской Федерации;

-    систематического (более двух раз) нарушения Арендатором своих обязанностей, предусмотренных договором.

В пункте 25 договора аренды от 09.12.2013 № 676-з установлено, что арендодатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора в случаях:

- нарушения Арендатором лесного законодательства Российской Федерации;

-  систематического (более двух раз) нарушения Арендатором сроков внесения арендных платежей.

В соответствии с пунктом  25 договоров в случае  одностороннего отказа от исполнения обязательств по договора арендодатель письменно уведомляет об этом арендатора за 30 дней до указанной даты расторжения. Договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении об одностороннем отказе от выполнения обязательств по договору, арендатор исполняет свои обязанности в полном объеме.

В случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора арендатор обязан возвратить лесной участок в течение 10 рабочих дней по акту приема-передачи с момента получения уведомления (и уплатить всю имеющуюся задолженность за период пользования частью лесного участка (договор 09.12.2013 № 676-з).

 Срок действия договоров: от 20.01.2012 № 596-3 – до 19.01.2061 (пункт 26 договора); от 09.12.2013 № 676-з – до 08.12.2062 (пункт 26 договора).

В приложении 6 договоров указаны объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведения на арендуемом земельном участке. В приложении указано, что объемы корректируются ежегодно.

Письмами от 27.04.2018 №№ МЛХ/1-01358, МЛХ/1-01357 арендодатель уведомил истца о расторжении договоров аренды лесных участков по основаниям, указанным в п. 25 договоров аренды в связи с неисполнением арендатором противопожарных мероприятий, мероприятий по уходу за лесами и лесовосстановлению за 2015, 2016, 2017 годы, а также ввиду неоплаченных административных штрафов.

Истцом в материалы дела представлены акты по договорам аренды, подтверждающие выполнение арендатором условий договоров аренды по осуществлению противопожарных мероприятий, мероприятий по уходу за лесами и лесовосстановлению за 2016, 2017 годы: акты  приемки работ по эксплуатации дорог противопожарного назначения, акты приемки работ по благоустройству места отдых граждан,  акты приемки работ по устройству минерализованных полос, акт по воспроизводству лесов, акт приемки работ по подготовке почвы под посев, посадку лесных культур, акт приемки работ по рубкам ухода, приемки работ по установке аншлага, содержащего информацию о мерах пожарной безопасности, приемки работ по установке шлагбаума, приемки работ по установке пожарной наблюдательной вышки.

Из сводных актов по воспроизведению лесов от 05.12.2016 № 37 и от 10.01.2018 № 33  для внесения информации в государственный лесной реестр и ее изменения, подписанных   руководителем КГБУ Усольское лесничество, а также справок, подготовленных ответчиком согласно предоставленным отчетам Усольского лесничества с указанием объема невыполненных ООО «Велес» мероприятий в рамках исполнения договоров аренды по состоянию на 19.09.2018, следует, что арендатором не выполнены в полном объеме мероприятия по воспроизводству лесов.

Истцом в материалы дела представлены разногласия к сравнительной таблице по договорам аренды от 20.01.2012 № 596-з и от 09.12.2013 № 676-з.

Считая, что односторонние сделки об отказе от договоров аренды являются недействительными (ничтожными) в силу ст. 168, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008            № 12-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области, в том числе, лесных отношений. В компетенцию Министерства входит, в том числе, владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.

Агентство лесной отрасли Красноярского края присоединено к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края на основании постановления Правительства Красноярского края от 23.10.2013 № 550-п «Об органах исполнительной власти».

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в реестр 10.01.2014 внесена запись о прекращении деятельности агентства лесной отрасли Красноярского края в связи с реорганизацией в форме присоединения.

В силу статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Исходя из положений статьей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края.

Согласно пункту 1.13 Указа Губернатора Красноярского края «О внесении изменений в указ губернатора Красноярского края от 13.10.2014 № 224-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края» структура органов исполнительной власти Красноярского края дополнена министерством лесного хозяйства Красноярского края.

В силу абзацев 1 и 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р, принято решение создать министерство лесного хозяйства Красноярского края, передав ему полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений, определить министерство лесного хозяйства Красноярского края правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в части обязательств с осуществлением полномочий в области лесных отношений, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края.

Из данного положения следует, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области, в том числе, лесных отношений. В компетенцию Министерства входит владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.

В Единый государственный реестр юридических лиц 03.08.2016 внесена запись о создании юридического лица – министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), выдано свидетельство о государственной регистрации №006339448. 

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2).

Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Отношения сторон возникли из договоров аренды лесного участка от 20.01.2012 № 596-3, от 09.12.2013 № 676-зт.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязуется предоставить имущество арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (часть 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Факт передачи ответчику во временное пользование предусмотренных договорами  лесных участков подтверждается материалами дела.

Сторонами определен срок действия договоров: от 20.01.2012 № 596-3 – до 19.01.2061 (пункт 26 договора); от 09.12.2013 № 676-з – до 08.12.2062 (пункт 26 договора).

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", в соответствии со ст. 310 и п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом (например, ст. 328, п. 2 ст. 405, ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации) или соглашением сторон, влечет те же последствия, что и расторжение договора по соглашению его сторон или по решению суда, и к ним подлежат применению правовые позиции, сформулированные в настоящем постановлении.

     Согласно пункту 2 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

         В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса РФ право аренды лесных участков, возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения публичного сервитута.

В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.

В соответствии со статьей 61 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса РФ Лица, которым лесные участки в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

 Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

         В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении":

       «По общему правилу право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий должно быть предусмотрено ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ). 

       Право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий может быть предусмотрено договором для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношениях между собой, а также для лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность (абзац первый пункта 2 статьи 310 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В силу пункта 2 указанной статьи в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

 Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 4статьи 450.1 ГК РФ).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с договорами аренды на арендатора возложена обязанность по осуществлению мер противопожарного обустройства лесов на основании проекта лесов; осуществлению противопожарных, санитарно-оздоровительных мероприятий вырубка  погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте основания лесов и приложении № 6); осуществлять санитарно-оздоровительные  мероприятия в соответствии с проектами лесовосстановления на соответствующий год, которые ежегодно разрабатываются арендатором.

В пункте 25 договора аренды от 20.01.2012 № 596-3 установлено, что арендодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях:

- систематического (более двух раз) нарушения Арендатором лесного законодательства Российской Федерации;

-    систематического (более двух раз) нарушения Арендатором своих обязанностей, предусмотренных договором.

В пункте 25 договора аренды от 09.12.2013 № 676-з установлено, что арендодатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора в случаях:

- нарушения Арендатором лесного законодательства Российской Федерации;

-  систематического (более двух раз) нарушения Арендатором сроков внесения арендных платежей.

В соответствии с пунктом  25 договоров в случае  одностороннего отказа от исполнения обязательств по договора арендодатель письменно уведомляет об этом арендатора за 30 дней до указанной даты расторжения.

Договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении об одностороннем отказе от выполнения обязательств по договору, арендатор исполняет свои обязанности в полном объеме.

В случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора арендатор обязан возвратить лесной участок в течение 10 рабочих дней по акту приема-передачи с момента получения уведомления (и уплатить всю имеющуюся задолженность за период пользования частью лесного участка (договор 09.12.2013 № 676-з).

В приложении 6 договоров указаны объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведения на арендуемом земельном участке. В приложении указано, что объемы корректируются ежегодно.

Письмами от 27.04.2018 №№ МЛХ/1-01358, МЛХ/1-01357 Арендодатель уведомил истца о расторжении договоров аренды лесных участков по основаниям, указанным в п. 25 договоров аренды в связи с неисполнением арендатором противопожарных мероприятий, мероприятий по уходу за лесами и лесовосстановлению за 2015, 2016, 2017 годы, а также ввиду неоплаченных административных штрафов.

Истец указывает, что  односторонние сделки об отказе от договоров аренды являются недействительными (ничтожными) в силу ст. 168, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерациисделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Пунктом 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерацииопределено, что сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Из сводных актов по воспроизведению лесов от 05.12.2016 № 37 и от 10.01.2018 № 33  для внесения информации в государственный лесной реестр и ее изменения, подписанных   руководителем КГБУ Усольское лесничество, а также справок, подготовленных ответчиком согласно предоставленным отчетам Усольского лесничества с указанием объема невыполненных ООО «Велес» мероприятий в рамках исполнения договоров аренды по состоянию на 19.09.2018, следует, что арендатором не выполнены в полном объеме мероприятия по воспроизводству лесов.

Истцом в материалы дела представлены разногласия к сравнительной таблице по договорам аренды от 20.01.2012 № 596-з и от 09.12.2013 № 676-з. Истец заявил о перевыполнении части мероприятий, невыполнение  части мероприятий по договорам не оспорил. Указанные обстоятельства и доводы истца не влияют на правомерность отказа арендодателя от договоров аренды с учетом условий договоров. Ответчиком доказаны обстоятельства невыполнения истцом мероприятий по договора аренды, что не оспаривается истцом с учетом представленных материалов и сравнительных таблиц. Неисполнение обязательств по договорам аренды лесного участка в соответствии с договорами и Лесным кодексом является достаточным основанием для отказов от договоров. Доводы истца связаны с оценкой невыполненных мероприятий, с учетом положений Лесного кодекса и договоров аренды, учитывая факты невыполнения арендаторов мероприятий  нет оснований для признания незаконными сделок по отказу от договоров аренды.  

В силу части 3.1.статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом тот факт, что истцом обязанности арендатора, предусмотренные подпунктами Е, Ж, 3, И пункта 13 договоров аренды исполнены не в полном объеме. Оспаривая односторонние отказы от договоров аренды истец указывает, что договорами аренды определено два основания для отказа: невнесение арендных платежей и нарушение  лесного законодательства.

Указанный довод истца отклоняется судом по следующим основаниям.

В пункте 25 договора аренды от 20.01.2012 № 596-3 установлено, что арендодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях:

- систематического (более двух раз) нарушения Арендатором лесного законодательства Российской Федерации;

-    систематического (более двух раз) нарушения Арендатором своих обязанностей, предусмотренных договором.

В пункте 25 договора аренды от 09.12.2013 № 676-з установлено, что арендодатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора в случаях:

- нарушения Арендатором лесного законодательства Российской Федерации;

-  систематического (более двух раз) нарушения Арендатором сроков внесения арендных платежей.

Необходимость осуществления  арендатором как лесопользователем противопожарных мероприятий, мероприятий по уходу за лесами и лесовосстановлению предусмотрена действующим лесным законодательством.

Так, в силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения публичного сервитута.

Частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

С учетом изложенного, осуществление санитарно-оздоровительных, противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является обязанностью лесопользователя.

Таким образом, факт невыполнения истцом как арендатором лесного участка противопожарных и лесовосстановительных мероприятий является достаточным основанием для реализации арендодателем права на односторонний отказ от договоров аренды от 20.01.2012 № 596-з и от 09.12.2013 № 676-з на основании пункта 25 договоров - нарушения Арендатором лесного законодательства Российской Федерации, а также как указано в пункте 25 договора аренды от 20.01.2012 № 596-з - систематического (более двух раз) нарушения Арендатором своих обязанностей, предусмотренных договором. При этом систематичность нарушения арендатором условий договора аренды и требований лесного законодательства, как это указано в договора аренды от  20.01.2012 № 596-з, подтверждается материалами дела.

В качестве обоснования исковых требований истец также указывает, что в соответствии с требованиями действующего лесного законодательства (Правилами ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2017г. № 626, Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474, Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 № 375) объемы мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов определяются на один год, в связи с чем, как полагает истец, основания  для расторжения договоров аренды за частично невыполненные мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в период с 2015 – 2017 годы отсутствуют.

Истец также указывает, что выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов за уже прошедший период 2015-2017 годов не будет соответствовать ежегодным показателям, установленным лесохозяйственным регламентом лесничества, что повлечет в свою очередь нарушение требований п. 6 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 27.05.2011г. № 191, п. 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 в части превышения расчетной лесосеки Усольского лесничества, и, как следствие, правомерный отказ в приемке работ по мероприятиям, связанных с рубкой лесных насаждений (рубки ухода за лесом), а также по лесовосстановительным мероприятиям (ввиду отсутствия достаточного количества площадей для их проведения).

Оценив указанный довод истца, арбитражный суд приходит к выводу, что он не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку предметом спора является требование истца о признании недействительными односторонних отказов ответчика от договоров аренды, мотивированных невыполнением истцом как арендатором противопожарных мероприятий, мероприятий по уходу за лесами и лесовосстановлению за 2015, 2016, 2017 годы, а также ввиду неоплаченных административных штрафов.

Таким образом, суд оценивает оспариваемые отказы с точки зрения наличия установленных законом и договорами оснований для отказа от договоров аренды. Отказываясь  от  договоров аренды,  арендодатель исходил из уже свершившихся и установленных фактов невыполнения арендатором противопожарных мероприятий и  мероприятий по уходу за лесами и лесовосстановлению за 2015, 2016, 2017, обязанность по выполнению которых возложена на истца как арендатора действующим лесным законодательством и договорами аренды, без оценки возможности выполнения указанных мероприятий за прошедший период в будущем периоде. Доводы ответчика подтверждены тремя справками,  составленными на основании отчетов лесничества,  при этом обстоятельства невыполнения мероприятий ответчиком не оспаривались. Представленные истцом документы не могут быть приняты как доказательств выполнения мероприятий с учетом сведений и справок о неисполнении обязательств. В пункте 13 договоров аренды установлены обязанности арендатора при неисполнении которых возникает право на отказ от договора предусмотренное пунктом 25 договоров. Истец заключив договора аренды согласился с условиями таких обязательств в связи с чем все доводы истца о  не могут быть приняты во внимание как противоречащие условиям договоров и статьям 307, 309, 310, 606 ГК РФ,  поскольку ответчиком доказано нарушение истцом лесного законодательства с учетом представленных справок по невыполнению мероприятий, оснований для вывода о недостоверности справок и сведений представленных ответчиком нет с учетом того, что истец не оспаривал невыполнение мероприятий. Доводы истца об оплате штрафов не подтверждены, истец доказательств не представлял. Стороны заявили о рассмотрении дела по имеющимся материалам, ходатайств и заявлений от сторон в ходе разбирательства в судебном заседании не поступило. Доводы истца об отсутствии документов по административным штрафам указанных в оспариваемых отказах не влияют на предмет и пределы доказывания,  поскольку ответчиком доказаны достаточные основания для отказов от договоров аренды лесного участка в связи с невыполнением арендатором мероприятий.   

Доводы истца по иску противоречат представленным в дело документам, не соответствуют условиям договоров аренды с учетом права арендодателя на отказ от договора аренды лесного участка в случае предусмотренном договором. 

В совокупности оценивая доказательства и доводы сторон суд не находит оснований для признания оспариваемых отказов от 27 апреля 2018 года №01357 и № 01358 незаконными,  поскольку невыполнение мероприятий по договорам не опровергнуто истцом. При исследовании по правилам статей 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, суд пришел к выводу, что истец не выполнил ряд мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в период 2015, 2016, 2017 годы, в связи с чем у арендодателя возникло право  на отказ от договоров аренды от 20.01.2012 № 596-з и от 09.12.2013 № 676-з, предусмотренное пунктом 25 договоров и положениями статей 310, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 104, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Возвратить ООО «Велес» из федерального бюджета 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, уплаченной по п.п. от 19 июня 2018 года № 87. 

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Г.Г. Петроченко