ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-15789/11 от 01.11.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  09 ноября 2011 года

Дело № А33-15789/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Енисейского транспортного прокурора

к Государственному предприятию Красноярского края «КрасАвиа» (ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 на основании удостоверения, ТО № 088127;

от ответчика: ФИО2, на основании доверенности от 11.01.2011 (после перерыва),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сницкой К.Э. - до перерыва, ФИО3 – после перерыва,

установил:

Енисейский транспортный прокурор  обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному предприятию Красноярского края «КрасАвиа» (ГП КК «КрасАвиа», ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Заявление принято к производству суда. Определением от 03.10.2011 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя в судебном заседании требований поддержал, согласно заявлению.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16 часов 30 минут 25.10.2011 до 17 часов 00 минут 01.11.2011.

Представитель заявителя после перерыва требования поддержал, представил дополнительные доказательства по делу.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась, представила письменный отзыв на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ГП КК «КрасАвиа» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по обслуживанию воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты в аэропорту «Красноярск», в том числе поисково-спасательное, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов.

Из материалов дела следует, что органом прокуратуры проведена проверка деятельности ГП КК «КрасАвиа» по вопросам соблюдения законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.

В ходе проверки органом прокуратуры установлено, что в целях осуществления ответчиком указанного в Уставе вида деятельности (обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты) в филиалах ГП КК «КрасАвиа» (№ 2 «Аэропорт Байкит», № 3 «Аэропорт Ванавара») созданы и функционируют профессиональные Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП).

СПАСОП филиала № 2 «Аэропорт Байкит» ГП КК «КрасАвиа» имеет свидетельство от 07.05.2009 № 006256 (действительное до 07.05.2012) на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, согласно которому одним из видов работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.

СПАСОП филиала № 2 «Аэропорт Байкит» ГП КК «КрасАвиа» имеет сертификат соответствия, выданный 02.04.2010 Федеральным агентством воздушного транспорта, в соответствии с которым филиал № 2 «Аэропорт Байкит» признано соответствующим требованиям нормативных документов, относящихся к противопожарному обеспечению полетов и объектов аэропорта.

Согласно штатному расписанию филиала № 2 «Аэропорт Байкит» в штат СПАСОП филиала включены: начальник службы, начальник пожарно-спасательного расчета, пожарные-спасатели, водители пожарного автомобиля.

СПАСОП филиала № 3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» имеет свидетельство от 27.08.2009 № 006244 (действительное до 27.08.2011) на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, согласно которому одним из видов работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.

СПАСОП филиала № 3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» имеет сертификат соответствия, выданный 26.05.2011 Федеральным агентством воздушного транспорта, в соответствии с которым филиал № 3 «Аэропорт Ванавара» признано соответствующим требованиям нормативных документов, относящихся к противопожарному обеспечению полетов и объектов аэропорта.

Согласно штатному расписанию филиала № 3 «Аэропорт Ванавара» в штат СПАСОП филиала включены: начальник службы, инженер по аварийно-спасательным работам, начальник пожарно-спасательного расчета, пожарные-спасатели, водители пожарного автомобиля.

Лицензия на осуществление ответчиком деятельности по тушению пожаров у ГП КК «КрасАвиа» на момент проверки отсутствовала.

Вышеуказанные обстоятельства расценены органом прокуратуры как осуществление ответчиком деятельности по тушению пожаров без соответствующей лицензии.

26.09.2011 органом прокуратуры в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, с участием представителя ответчика на основании доверенности вынесено постановление о возбуждении в отношении ГП КК «КрасАвиа» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Зафиксированные в постановлении обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ГП КК «КрасАвиа» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).

Арбитражным судом установлено, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.09.2011 вынесено и.о. Енисейского транспортного прокурора в соответствии с его компетенцией, установленной частью 1 статьи 25.11, частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении арбитражным судом не установлено. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.09.2011 вынесено в отсутствии законного представителя ГП КК «КрасАвиа» при наличии сведений о его надлежащем извещении (уведомление от 15.09.2011, квитанция от 20.09.2011 № 31219), с участием представителя ФИО4, действующей от имени ответчика на основании доверенности от 11.01.2011. Содержание постановления соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение органом прокуратуры процедуры вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Установленный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении лицом деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.

В соответствии со статьей 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», действовавшем до 02.11.2011 (то есть на момент выявления органом прокуратуры рассматриваемого правонарушения, вынесения постановления, а также на дату вынесения резолютивной части настоящего решения), под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 38 пункта 1 статьи 17 указанного Закона о лицензировании деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию.

В статье 3 ныне действующего Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

При этом в силу пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ с соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в том числе деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров.

Таким образом, обязательное лицензирование деятельности по тушению пожаров предусматривалось как прежним Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в период действия которого допущено рассматриваемое правонарушение», так и ныне действующим.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.

В соответствии с пунктом 1.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 N 98, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

Согласно Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: противопожарное обеспечение полетов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.

Как следует из материалов дела, в целях осуществления ответчиком указанного в Уставе вида деятельности (обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты) в филиалах ГП КК «КрасАвиа» (№ 2 «Аэропорт Байкит», № 3 «Аэропорт Ванавара») созданы и функционируют профессиональные Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП).

СПАСОП филиалов № 2 «Аэропорт Байкит» и № 3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» имеют соответственно свидетельства от 07.05.2009 № 006256 (действительное до 07.05.2012) и от 27.08.2009 № 006244 (действительное до 27.08.2011) на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, согласно которым одним из видов работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.

СПАСОП указанных филиалов ГП КК «КрасАвиа» имеют сертификаты соответствия, выданные 02.04.2010 и 26.05.2011 Федеральным агентством воздушного транспорта, в соответствии с которыми филиалы признаны соответствующими требованиям нормативных документов, относящихся к противопожарному обеспечению полетов и объектов аэропорта.

Согласно штатным расписаниям филиалов № 2 «Аэропорт Байкит» и № 3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» в штат СПАСОП филиало включены, в том числе: начальники служб, начальники пожарно-спасательного расчета, пожарные-спасатели, водители пожарного автомобиля.

Пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.5 Положений о службах поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов филиалов ГП КК «КрасАвиа» (утверждены 14.11.2010 директором филиала № 3 и 09.01.2088 генеральным директором ГП КК «КрасАвиа») установлено, что одной из основных задач Службы является противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта, проведение поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе соответствующих аэропортов.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что противопожарное обеспечение полетов заключается, в том числе, в осуществлении ГП КК «КрасАвиа» деятельности по профилактике, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, то есть подлежащей лицензированию деятельности по тушению пожаров.

Довод ГП КК «КрасАвиа» о том, что обществом не осуществляется самостоятельный вид предпринимательской деятельности, направленной на тушение пожаров, указанная деятельность не имеет цели систематического получения прибыли, арбитражным судом не принимается.

Так, Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензированию, должна быть обязательно основной для лицензиата. При этом, указанная деятельность связана и финансируется за счет основной деятельности общества, направленной на получение прибыли.

Кроме того, деятельность по тушению пожаров является социально значимой, тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, в связи с чем, данный вид деятельности отнесен к видам деятельности, подлежащим лицензированию.

Учитывая изложенное, а также цели лицензирования, суд полагает, что при осуществлении такой деятельности лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.

Ссылка ГП КК «КрасАвиа» на наличие у него разрешительного документа – сертификата соответствия – арбитражным судом не принимается, поскольку указанное обстоятельство не исключает обязанности по лицензированию деятельности по тушению пожаров, не освобождает ответчика от получения соответствующей лицензии.

Таким образом, деятельность по тушению пожаров возможна лишь при наличии лицензии на осуществление указанной деятельности независимо от того, осуществляет ли лицо данную деятельность в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной.

При таких обстоятельствах, в действиях ГП КК «КрасАвиа» содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.

ГП КК «КрасАвиа» не представлено суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что в действиях (бездействии) ГП КК «КрасАвиа» имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность ответчика, судом при рассмотрении настоящего дела не установлено. Соответствующим допущенному ГП КК «КрасАвиа» правонарушению суд признает административный штраф в размере 40 000 рублей.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

Получатель – УФК по Новосибирской области (Западно-Сибирская транспортная прокуратура)

ИНН/КПП <***>/540701001

ОКАТО – 50401000000

КБК – 41511690010010000140

БИК – 045004001

Номер счета – 40101810900000010001

Наименование банка – ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г.Новосибирск

Назначение платежа – административный штраф.

Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.

В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Заявление Енисейского транспортного прокурора удовлетворить.

Привлечь Государственное предприятие Красноярского края «КрасАвиа» зарегистрированное в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером <***>, расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Шайхутдинов Е.М.