ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-15841/18 от 27.12.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

11 января 2019 года

Дело № А33-15841/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2018.

В полном объеме решение изготовлено 11 января 2019.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи И.А. Раздобреевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Росгеология» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении права пользования участками недр, выраженного в письме от 09.04.2018 № 04-01/1931,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 28.03.2018 № 38; ФИО2 на основании доверенности от 26.11.2018 № 172,

от ответчика: ФИО3 на основании доверенности от 21.03.2018 № 05-01/1522, ФИО4 на основании доверенности от 31.10.2018 № 05-01/6072,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Ибадуллаевой,

установил:

акционерное общество «Росгеология» (далее – общество «Росгеология», заявитель) об-ратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Цен-трально-Сибирскому округу (далее – Департамент, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении права пользования участками недр, выраженного в письме от 09.04.2018 № 04-01/1931 и обязании ответчика предоставить право пользования участком недр на основании заявки от 19.10.2017 № 08-01-02-4463/РГ.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, суду пояснили, что при наличии запасов полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс, испрашиваемый участок недр может быть предоставлен в части, исключающей участок с указанными запасами.

Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования оспорили, сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, суду пояснили, что испрашиваемый участок недр не может быть представлен заявителю, т.к. указанный участок ранее был предоставлен заявителю с целью геологического изучения за счет средств федерального бюджета, на указанном участке имеются запасы полезных ископаемых, поставленные на государственный баланс, что является основанием для отказа в предоставлении права на нелогическое изучение (поиски и оценку) по заявке от 19.10.2017.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество «Росгеология» в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 № 583 письмом от 19.10.2017 № 08-01-02-4463/РГ направило в адрес Департамента заявочные материалы на получение права поль-зования недрами по объекту: «Поисковые и оценочные работы на редкоземельные и ниобиевые руды в пределах Чуктуконского рудного поля» на территории Богучанского района Красноярского края. Указанные заявочные материалы поступили в Департамент 23.10.2017, зарегистрированы за № 8552.

Письмом от 09.04.2018 № 04-01/1931 Департамент сообщил обществу об отказе в предоставлении права пользования недрами на основании подпункта 1 пункта 5.7 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 10.11.2016 № 583, поскольку, согласно сведениям, предоставленным Красноярским филиалом ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу», в границах испрашиваемого участка оценены запасы категории С1+С2 оксидов ниобия, редкоземельных металлов, иттрия и скадия и оценены прогнозные ресурсы по категории Р1.

Основанием для принятия указанного решения послужило решение Комиссии по рас-смотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, оформленное протоколом от 02.04.2018 № 7-2018КРР.

Согласно указанному протоколу, комиссия установила, что согласно экспертному за-ключению ВИМС от 12.12.2016 № 1692/3 на окончательный геологический отчет о результатах и объемах работ, выполненных в 2014-2016 гг. по объекту № 1521-3 «Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край). Государственный контракт № 198 от 09.09.2014» созданная плотность сети выработок и степень изученности геологических, гидрогеологических, горнотехнических особенностей месторождения и технологических свойств руды соответствуют стадии поисков и оценки и позволяют квалифицировать оценочные запасы по категории С1 и С2, а локализованные прогнозные ресурсы по категории Р1.

В настоящий момент отчет с подсчетом запасов и ТЭО кондиций по Чуктуконскому рудному полю находится на экспертизе ГКЗ, по результатам рабочего заседания экспертной комиссией рекомендовано вынести отчет на пленарное заседание ГКЗ.

На основании изложенного и учитывая информацию Красноярского филиала ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу» о наличии в границах испрашиваемого участка запасов категории С1+С2, Комиссия пришла к выводу о том, что право пользования недрами не может быть предоставлено в рамках раздела 5 Порядка.

Не согласившись с указанным решением Департамента, общество «Росгеология» обра-тилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором просит решение от 09.04.2018 № 04-01/1931 признать незаконным.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) госу-дарственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) госу-дарственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной эко-номической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр являются, в том числе, решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения.

Приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) (далее – Порядок).

Согласно пункту 5.1. Порядка, для получения права пользования участком недр, по ко-торому отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, который не включен в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях гео-логического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, а также в отношении которого на дату подачи заявки отсутствуют заявки иных за-интересованных лиц об его включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств федеральных геологических компаний, необходимы следующие документы и сведения:

1) заявка, в которой должны быть указаны:

наименование и организационно-правовая форма, место нахождения федеральной гео-логической компании;

2) копии учредительных документов, заверенные печатью федеральной геологической компании (при наличии) и подписью уполномоченного лица;

3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - федеральной геологической компании (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени федеральной геологической компании без доверенности. В случае, если от имени федеральной геологической компании действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени федеральной геологической компании, заверенную печатью федеральной геологической компании (при наличии) и подписанную руководителем или уполномоченным руководителем лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица);

4) данные о финансовых возможностях федеральной геологической компании, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами:

копия бухгалтерского баланса федеральной геологической компании (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии;

справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам федеральной геологической компании в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки;

договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки (в случае проведения работ за счет привлеченных средств);

5) документы, подтверждающие наличие у федеральной геологической компании или у привлекаемых ей подрядных организаций технических средств, технологического оборудования и квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного ведения работ на участке недр;

6) предложения федеральной геологической компании по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ;

6.1) согласия пользователей недр, полученные в соответствии с пунктом 1.20 настоящего Порядка;

7) предложения федеральной геологической компании по обоснованию границ участка, на котором планируется проведение работ, включая план (карту), с обозначением границ участка недр, а также описание этого участка недр;

8) копия свидетельства о постановке федеральной геологической компании на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика, заверенная в случае представления ее федеральной геологической компанией печатью (при наличии) и подписью уполномоченного лица;

9) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенная в случае представления ее федеральной геологической компанией печатью (при наличии) и подписью уполномоченного лица;

10) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная в случае представления ее федеральной геологической компанией печатью (при наличии) и подписью уполномоченного лица;

11) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки;

13) сведения об участке недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, который не включен в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, а также в отношении которого на дату подачи заявки отсутствуют заявки иных заинтересованных лиц об его включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, предполагаемого для получения права пользования в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств федеральной геологической компании:

об отсутствии в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, запасов твердых полезных ископаемых, полученные в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса;

об отсутствии в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, участков недр, предоставленных в пользование или предполагаемых для предоставления в пользование в установленном порядке и (или) включенных на дату подачи заявки в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, полученные в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса;

об отсутствии в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, участков недр, в отношении которых подана заявка иных заинтересованных лиц об их включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр;

об отсутствии в границах участка недр особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения;

об отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, полученные в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса.

5.2. Для получения права пользования участком недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, который не включен в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, а также в отношении которого на дату подачи заявки отсутствуют заявки иных заинтересованных лиц об его включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, федеральная геологическая компания должна представить документы и сведения, перечисленные в пункте 5.1 настоящего Порядка, за исключением документов и сведений, перечисленных в подпунктах 8 - 14 пункта 5.1 настоящего Порядка. Требование о предоставлении иных документов не допускается.

Пункт 5.5 Порядка обязывает Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган также в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществить направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 13 пункта 5.1 настоящего Порядка.

С момента регистрации заявки, предусмотренной пунктом 5.1 настоящего Порядка, в Федеральном агентстве по недропользованию или его территориальном органе и до принятия решения о возврате федеральной геологической компании заявки или принятия решения о предоставлении права пользования участком недр (об отказе в удовлетворении заявки), участок недр, в отношении которого подана заявка, приобретает статус предполагаемого для предоставления в пользование в установленном порядке.

Для получения сведений о соответствии участка недр требованиям настоящего Порядка Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляет запросы:

а) в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование;

б) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование;

в) в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, а также отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование.

Органами государственной власти, указанными в подпунктах "а", "б" абзаца пятого настоящего пункта, могут накладываться ограничения на право пользования участком недр, в отношении которого подана заявка, которые подлежат обязательному внесению в условия лицензии на пользование недрами.

Органами государственной власти, указанными в абзаце пятом настоящего пункта, не позднее 30 рабочих дней с даты регистрации в указанных органах государственной власти запроса Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа, направляются сведения о наличии или отсутствии в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование, объектов, указанных в подпунктах "а" - "в" абзаца пятого настоящего пункта.

Из материалов дела следует, что Департаментом 31.10.2017 во исполнение указанных требований были направлены запросы в Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Департамент имущественных отношений Минобороны РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края», Красноярский филиал ФБУ «ТФГИ по СФО».

Последний ответ на запрос поступил в Департамент 19.02.2018 от Минприроды РФ.

Согласно пункту 5.6. Порядка, в срок, не превышающий 8 рабочих дней с даты получения документов и сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган рассматривает поступившие материалы и направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию.

Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки, документов и сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Порядка, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 5.7 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр.

Заявка общества «Росгеология» рассмотрена Комиссией 02.04.2018, о чем свидетельствует протокол № 7-2018 КРР.

Таким образом, заявка общества рассмотрена с соблюдением установленных сроков и процедуры.

По итогам рассмотрения представленных документов и сведений Комиссия принимает решение об удовлетворении заявки, указанной в пункте 5.1 настоящего Порядка, и предо-ставлении федеральной геологической компании права пользования участком недр или об отказе в удовлетворении заявки, указанной в пункте 4.1 настоящего Порядка.

Согласно пункту 5.7. Порядка, в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О недрах" отказ Комиссией в приеме заявки может последовать в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;

2) федеральная геологическая компания умышленно представила о себе неверные сведения;

3) федеральная геологическая компания не представила и не может представить дока-зательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необ-ходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного про-ведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования участком недр, в отношении которого подана заявка, данной федеральной геологической компании, не будут соблюдены ан-тимонопольные требования.

Обосновывая законность отказа в предоставлении права пользования недрами, департамент ссылается на следующие обстоятельства:

- общество «Росгеология», подавая заявку на получение права пользования недрами, уже провело в границах испрашиваемого участка недр геологическое изучение за счет федеральных средств по государственному контракту № 198, что, по мнению ответчика, препятствует предоставлению права пользования недрами за счет собственных средств, т.к. сведения, полученные по результатам проведенных работ, позволяют сделать вывод о выявленных запасах полезных ископаемых;

- на участке недр, работы по государственному контракту на котором выполнялись за-явителем, выявлены запасы полезных ископаемых. По результатам представленных документов было составлено экспертное заключение на окончательный геологический отчет о результатах и объемах работ, выполненных по объекту № 1521-3 «Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край)». Государственный контракт № 198 от 09.09.2014.

Согласно экспертному заключению ФГБУ «ВИМС» работы выполнены в соответствии с технологическим (геологическим) заданием и календарным планом. В отчете отмечено, что созданная плотность сети выработок и степень изученности геологических, гидрогеологических, горнотехнологических особенностей месторождения и технологических свойств руды соответствует стадии поисков и оценки и позволяют квалифицировать оцененные запасы по категории С1 и С2, а локализованные прогнозные ресурсы по категории Р1;

-протоколом заседания государственной комиссии по утверждению заключений госу-дарственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Роснедра от 04.05.2018 № 5397-оп комиссия утвердила запасы Чуктуконского редкоземельного ниобиевого месторождения (нераспределенный фонд недр). Запасы были утверждены на государственный баланс категорий С1, С2. Месторождение отнесено по сложности геологического строения ко 2-й группе, а по степени изученности – к оцененным.

Суд не усматривает наличия законных оснований для отказа обществу «Росгеология» в предоставлении права пользования недрами.

В соответствии с подпунктом а) пункта 1.4. Порядка участки недр предоставляются в пользование субъектам предпринимательской деятельности, соответствующим требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр, в том числе, для геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, по которым в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и запасов углеводородного сырья (пункты 1.5 - 1.8 настоящего Порядка).

Пунктом 1.7 Порядка установлено, что право пользования участками недр, по которым на дату подачи заявки на получение права пользования недрами отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, которые не включены в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, а также в отношении которых на дату подачи заявки отсутствуют заявки иных заинтересованных лиц об их включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств федеральных геологических компаний, предоставляется в порядке, предусмотренном главой 5 настоящего Порядка.

В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса утвержден Приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265 "Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса".

Согласно пункту 10 указанного приказа, основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

Суд признает необоснованным довод ответчика о невозможности представления обществу «Росгеология» права пользования недрами в связи с тем, что ранее общество выполняло поисковые и оценочные работы по госконтракту на испрашиваемом участке недр, а также в связи с наличием на данном участке запасов полезных ископаемых, учтенных на государственном балансе.

Как следует из заявочных материалов общества «Росгеология», общество при подаче заявки исключило из испрашиваемого участка недр площадь с координатами запасов категории С2, учтенных государственным балансом и утвержденных протоколом ГЗК Роснедра от 16.03.2007 г № 1356. Другие данные о наличии поставленных на баланс запасов редких земель и ниобия отсутствовали, что подтверждается письмом ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу» от 26.04.2018 № С-149.

Запасы, выявленные по результатам выполнения работ по государственному контракту от 09.09.2014 № 198 и на основании экспертного заключения ФГБУ «ВИМС» на окончательный геологический отчет по объекту № 1521-3 «Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край). Государственный контракт № 198 от 09.09.2014», были поставлены на государственный баланс только 04.05.2018 согласно протоколу ГКЗ № 5397-оп.

Т.е. на момент рассмотрения Департаментом заявки общества «Росгеология» (09.04.2018) иных запасов, поставленных на государственный баланс, кроме запасов по протоколу ГЗК Роснедра от 16.03.200г № 1356, отраженных обществом в заявочных материалах, не имелось.

Порядок рассмотрения заявок связывает возможность предоставления в пользование хозяйствующим субъектам участков недр для геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр с наличием/отсутствием на данном участке запасов, поставленных на государственный баланс (пункт 1.4).

Наличие на испрашиваемом участке оцененных запасов и оцененных прогнозных ресурсов не предусмотрено Порядком в качестве основания для отказа в представлении права пользования недрами.

Также не обоснован Департаментом довод о невозможности осуществления обществом геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств в связи с тем, что ранее данный участок был предоставлен ему для геологического изучения в соответствии с государственным контрактом за счет бюджетных средств.

Указанное основание для отказа также не предусмотрено Порядком.

Работы по государственному контракту № 198 выполнены обществом в полном объеме, отчет по объекту № 1521-3 «Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край). Государственный контракт № 198 от 09.09.2014» принят с хорошей оценкой, что подтверждается материалами дела и пояснениями сторон в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, отсутствуют фактические и правовые препятствия для получения об-ществом «Росгеология» участка недр, на котором отсутствуют поставленные на государ-ственный баланс полезные ископаемые, для дальнейшего геологического изучения за счет собственных средств.

На основании изложенного суд считает, что Департаментом не доказана законность и обоснованность оспариваемого решения, в связи с чем требования общества подлежат удо-влетворению.

Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде-рации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что, признав бездействие органа местного самоуправления незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. Исходя из конституционного принципа разделения власти и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (статья 10 Конституции Российской Федерации), а также положений статей 1, 2, 4 АПК РФ, арбитражный суд, осуществляя правосудие, не должен подменять своими актами решения органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.

Судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения должностных лиц органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на этих должностных лиц законом прямо не возложена обязанность принятия соответствующих решений. Произвольное вмешательство в компетенцию органа, осуществляющего публичные полномочия, со стороны суда, недопустимо.

Аналогичный вывод нашел свое отражение в судебной практике и содержится, например, в судебных актах по делам №А33-25348/2016, А33- 9831/2017, А33-1618/2017 и др.

В целях устранения нарушенного права заявитель просит обязать ответчика предоставить в пользование испрашиваемый участок недр с корректировкой координат в части исключения из его границ запасов полезных ископаемых, учтенных на государственном балансе.

Суд считает возможным применение указанной восстановительной меры с учетом того, что иных оснований, кроме рассмотренных в ходе судебного разбирательства, для отказа в предоставлении права пользования недрами, Департаментом не установлено.

Участок недр, запасы полезных ископаемых на котором поставлены на государственный баланс протоколом ГКЗ Роснедра протоколом от 04.05.2018 № 5397-оп, определен в координатах угловых точек контура запасов, что подтверждается письмом ФГБУ «ВИМС» от 19.12.2018, что позволяет определить границы участка, испрашиваемого обществом.

Участок контура запасов полезных ископаемых, учтенных на государственном балансе протоколом ГКЗ Роснедра от 16.03.2018 № 1356, также исключается из площади испрашиваемого участка в географических координатах, указанных в ответе ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу» от 14.09.2017 № 816 в адрес общества «Росгеология», что учтено обществом при подаче заявки от 19.10.2017.

Таким образом, имеется вся необходимая информация для определения границ участка, испрашиваемого заявителем.

Доводы ответчика о том, что обществу необходимо подать новую заявку, отклоняются судом, т.к. нарушают права и интересы общества, поскольку, в силу пункта 5.5 Порядка, с момента регистрации заявки, предусмотренной пунктом 5.1 настоящего Порядка, в Федеральном агентстве по недропользованию или его территориальном органе и до принятия решения о возврате федеральной геологической компании заявки или принятия решения о предоставлении права пользования участком недр (об отказе в удовлетворении заявки), участок недр, в отношении которого подана заявка, приобретает статус предполагаемого для предоставления в пользование в установленном порядке.

В случае подачи новой заявки общество может утратить преимущественное право на получение испрашиваемого участка при наличии поступивших за указанный период заявок от иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного суд считает требования заявителя подлежащими удовле-творению в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде-рации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результата рассмотрения дела с Департамента по недропользованию по Цен-трально-Сибирскому округу подлежит взысканию в пользу акционерного общества «Росгео-логия» 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усилен-ной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодек-са Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление акционерного общества «Росгеология» удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 09.04.2018 № 04-01/1931 об отказе в предоставлении права пользования участком недр по объекту «Поисковые и оценочные работы на редкоземельные и ниобиевые руды в пределах Чуктуконского рудного поля» на территории Богучанского района Красноярского края по заявке АО «Росгеология» от 19.10.2017 № 08-01-02-4463/РГ.

Обязать Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Росгеология» путем предоставления испрашиваемого участка с корректировкой координат в части исключения из границ участка запасов полезных ископаемых, учтенных на государственном балансе согласно протоколу Государственной комиссии пo утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию от 04.05.2018 № 5397-оп.

Взыскать с Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Росгеология» (ИНН <***>) 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья И.А. Раздобреева