ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-16081/07 от 09.04.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

апреля 2008 года

Дело № А33-16081/2007

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Петракевич Л.О.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (г. Красноярск)

к Департаменту финансов Администрации Красноярского края  (г. Красноярск)

и третьему лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по крупнейшим налогоплательщикам (г. Москва)

о признании незаконным бездействия Департамента финансов Администрации Красноярского края по непринятию решения о списании задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 рублей,     

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1 на основании доверенности №313 от 25.12.2007, паспорта;

ответчика: ФИО2 на основании доверенности №06 от 09.01.2008, паспорта;

третьего лица: отсутствовал.  

Протокол судебного заседания вела судья Петракевич Л.О.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 07.04.2008 объявлена резолютивная часть решения.

Открытое акционерное общество «Красноярскэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения от 10.01.2008) (далее по тексту – общество) к Департаменту финансов Администрации Красноярского края (далее по тексту – Департамент, государственный орган) и третьему лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по крупнейшим налогоплательщикам о признании незаконным бездействия Департамента финансов Администрации Красноярского края по непринятию решения о списании задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 рублей.

Определением арбитражного суда от 14.01.2008 заявление принято к производству.

Определением арбитражного суда от 07.04.2008 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена заявителя на правопреемника – открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».  

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (почтовое уведомление от 11.03.2008, телефонограммы от 24.03.2008 и от 31.03.2008), в судебное заседание не явилось.

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие третьего лица.  

Заявитель в судебном заседании подтвердил заявленное требование, одновременно с заявлением заявил ходатайство о восстановлении срока на обжалование бездействия налогового органа, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование уважительности причин пропуска названного срока общество указало на следующие обстоятельства:

- с марта 2007 года общество предпринимало попытки урегулирования возникшего спора во внесудебном порядке, направляя в Департамент финансов Администрации Красноярского края письма с просьбой о принятии решения о списании задолженности общества по пеням и штрафам в дорожный фонд в размере 20 140 225 рублей в связи с ее досрочной уплатой, однако данные заявления общества необоснованно оставлены Департаментом без исполнения;

- в отзыве на заявление ответчик подтверждает, что указанное решение должно было быть принято в установленные законом сроки, однако до настоящего времени решение о списании задолженности общества по пеням и штрафам в дорожный фонд либо об отказе в таком списании Департаментом финансов Администрации Красноярского края не принято, письменные ответы на заявления общества в адрес заявителя не направлены.  

Ответчик в судебном заседании требования общества не признал, возразил против удовлетворения заявленного обществом ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия Департамента, в обоснование своей позиции привел следующие доводы:

- обществом допущен значительный период пропуска трехмесячного срока на обжалование бездействия Департамента финансов Администрации Красноярского края, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обществу стало известно и нарушении его прав и законных интересов 11.05.2007, а в арбитражный суд заявитель обратился только 30.11.2007;

- единственным необходимым документом для принятия решения о списании является справка из налогового органа по месту учета юридического лица. Данная справка обществом 02.08.2007 одновременно с заявлением в Департамент не представлена, в связи с чем ответчик считает необоснованным довод заявителя о том, что срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо исчислять с 02.08.2007.      

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24.03.2008 объявлялись перерывы до 31.03.2008 (15 часов 00 минут) и до 07.04.2008 (11 часов 00 минут) для представления сторонами дополнительных доказательств.

Заслушав заявителя, ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Решением Департамента финансов Администрации Красноярского края №73 от 11.10.2002 (в редакции решения Департамента финансов Администрации Красноярского края №1 от 02.06.2004) реструктуризирована кредиторская задолженность открытого акционерного общества «Красноярскэнерго» по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням и штрафам в общей сумме 20 140 225 рублей. 

Данная сумма реструктуризированной задолженности в октябре 2004 года и октябре 2006 года досрочно погашена налогоплательщиком, что подтверждается справкой Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4               (г. Москва) от 27.02.2007 №2. 

29.03.2007 открытое акционерное общество «Красноярскэнерго» обратилось в Департамент финансов Администрации Красноярского края с заявлением (исх. №318н-13/47 от 23.03.2007) о принятии решения о списании задолженности по пеням и штрафам в дорожный фонд в размере 20 140 225 рублей, с приложением справки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 (г. Москва) от 27.02.2007 №2 о досрочном погашении обществом указанной задолженности.

В установленный законом срок Департаментом финансов Администрации Красноярского края указанное решение либо решение об отказе в списании задолженности ОАО «Красноярскэнерго» не принято, письменный ответ на письмо общества в адрес заявителя не направлен.

02.08.2007 открытое акционерное общество «Красноярскэнерго» повторно обратилось в Департамент финансов Администрации Красноярского края с письмом (исх. №318н-13/507 от 02.08.2007), содержащим просьбу о направлении письменного ответа на заявления общества, а также просьбу о рассмотрении заявления общества по существу с принятием решения.

В установленный законом срок Департаментом финансов Администрации Красноярского края письменный ответ на письмо общества от 02.08.2007 не дан, решение не принято.

Не согласившись с указанным бездействием Департамента, считая его нарушающим права и законные интересы общества, 30.11.2007 ОАО «Красноярскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (с уточнением от 10.01.2008) о признании незаконным бездействия Департамента финансов Администрации Красноярского края по непринятию решения о списании задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 рублей. В связи с пропуском срока на обращение в арбитражный суд, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом заявлено ходатайство о его восстановлении.

В ходе судебного разбирательства, 28.02.2008 ОАО «Красноярскэнерго» обратилось в Департамент финансов Администрации Красноярского края с заявлением (исх. №107/243 от 27.02.2008) о принятии решения о списании задолженности по пеням и штрафам в дорожный фонд в размере 20 140 225 рублей, с приложением справки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 (г. Москва) от 01.02.2008 №3 о досрочном погашении обществом указанной задолженности.

Арбитражный суд, оценив доводы сторон, и предъявленные им в обоснование своих требований и возражений доказательства, считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статьям 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений, представить доказательства.

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов

Установление указанного трехмесячного на обращение в арбитражные суды по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. 

Названный срок обладает смешанной правовой природой и является по своей сущности материально-правовым. При его пропус­ке заявителем, он может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин. Вопрос о восстановлении названного срока должен рассматриваться в судебном заседании, так как нарушение прав и законных интересов организаций, а также момент обнаружения нарушения входят в предмет доказывания по данной категории дел.

Вывод о материально-правовой природе на­званного срока следует из анализа положений статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой процессуальный срок представляет собой период време­ни, в течение которого должно быть совершено определенное процессуальное действие арбит­ражным судом, лицами, участвующими в деле, иными участниками арбитражного процесса, органами, исполняющими решения арбитражного суда. При этом, если срок не установлен Кодексом или за­коном, он может быть назначен арбитражным судом.

Сроки совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено (пункт 2 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Последствия пропуска процессуального срока закреплены в статье 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  и представляют со­бой утрату лицом права на совершение процес­суальных действий.

Исходя из системного логического толкования приведенных норм, срок обращения в арбитражный суд с заявлением об обжаловании ненормативного правового акта государственного органа в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является давностным, значит, нормы статей 113, 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к нему не применимы.

Названный подход к определению правовой природы срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 №367-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной отвественностью «Владимир и Ольга» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что впервые с заявлением о принятии решения о списании задолженности по пеням и штрафам в дорожный фонд в размере 20 140 225 рублей, с приложением справки налогового органа по месту учета юридического лица, открытое акционерное общество «Красноярскэнерго» обратилось в Департамент финансов Администрации Красноярского края 29.03.2007 (письмо исх. №318н-13/47 от 23.03.2007).

Согласно Постановлению Совета Администрации Красноярского края от 01.08.2002 №293-П (в редакции Постановления Совета Администрации Красноярского края от 27.11.2003 №334-П) решение о списании задолженности по пеням и штрафам должно быть принято Главным финансовым управлением администрации Красноярского края на основании справки налогового органа по месту учета юридического лица, предусматривающей сведения о выполнении организацией условий реструктуризации и сведения о задолженности по пеням и штрафам, подлежащим списанию, в течение 30 дней с момента представления всех необходимых документов. В недельный срок со дня принятия решения о списании задолженности по пеням и штрафам Главное финансовое управление администрации Красноярского края направляет копию принятого решения в соответствующий налоговый орган по месту учета юридического лица.

Поскольку с заявлением в Департамент обратился налогоплательщик, копия указанного решения подлежит одновременному направлению в адрес общества. 

Таким образом, установленным сроком принятия Департаментом финансов Администрации Красноярского края решения о списании задолженности по пеням и штрафам в дорожный фонд в размере 20 140 225 рублей либо об отказе в их списании является 28.04.2007.

С учетом недельного срока на отправку решения почтовой корреспонденцией (5 рабочих дней), а также срока на ее получение обществом, обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов 14.05.2007. 

Бездействием признается несовершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.

Из изложенного следует, что бездействие носит длящийся характер, и моментом, с которого начинает исчисляться течение трехмесячного срока для его оспаривания в арбитражный суд, будет являться день, когда обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, то есть день, следующий за последним днем срока, установленного законодательством для принятия решения и его направления почтовой корреспонденцией, а также получения заявителем – 14.05.2007.

Учитывая изложенное, трехмесячный срок на обжалование спорного бездействия Департамента финансов Администрации Красноярского края, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истекает 14.08.2007.

Заявление о признании незаконным бездействия Департамента финансов Администрации Красноярского края по непринятию решения о списании задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 рублей на основании заявления общества от 29.03.2007 подано ОАО «Красноярскэнерго» в Арбитражный суд Красноярского края 30.11.2007, то есть за рамками срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, период просрочки составил более трех месяцев. 

По мнению заявителя, срок на обжалование бездействия Департамента пропущен ОАО «Красноярскэнерго» по уважительной причине, к которой общество относит попытки урегулирования возникшего спора во внесудебном порядке (направление писем в адрес Департамента финансов Администрации Красноярского края, начиная с марта 2007 года).

Указанную причину пропуска срока на обжалование бездействия государственного органа суд не считает уважительной в связи со следующим.

По мнению суда, действия общества по урегулированию спора в досудебном порядке, а именно направление ОАО «Красноярскэнерго» в Департамент финансов Администрации Красноярского края писем от 02.08.2007 и 28.02.2008, а также длительное отсутствие письменных ответов на них со стороны Департамента, не препятствовали обращению заявителя с заявлением в арбитражный суд. Данное обращение полностью зависело от волеизъявления заявителя, которое последовало только 30.11.2007; обстоятельств, объективно препятствующих такому обращению в установленный арбитражным процессуальным законом срок, заявителем не приведено, судом при рассмотрении дела не установлено.  

На основании изложенного, ходатайство ОАО «МРСК Сибири» о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента финансов Администрации Красноярского края по непринятию решения о списании задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 рублей на основании заявления общества от 29.03.2007, удовлетворению не подлежит. Отказ в восстановлении срока на оспаривание бездействия государственного органа является основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требований.

Вместе с тем, отказ арбитражного суда в восстановлении срока на обжалование бездействие государственного органа, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса, не лишает общество права на обращение к данному способу защиты нарушенного права по иным основаниям.

Из материалов дела следует, что последнее заявление о принятии решения о списании задолженности по пеням и штрафам в дорожный фонд в размере 20 140 225 рублей, с приложением справки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 (г. Москва) от 01.02.2008 №3, подано обществом в Департамент финансов Администрации Красноярского края 28.02.2008 (исх. №107/243 от 27.02.2008).

Указанное обращение общества в Департамент финансов Администрации Красноярского края прерывает срок на обжалование бездействия по предыдущему заявлению, срок начинает течь заново.  

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» имеет право обратиться в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия  Департамента финансов Администрации Красноярского края по непринятию решения о списании задолженности общества по пеням и штрафам в размере 20 140 225 рублей по заявлению общества от 28.02.2008 (исх. №107/243 от 27.02.2008), с соблюдением срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления составляет 2000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя.

Принимая во внимание, что ОАО «Красноярскэнерго» платежным поручением №51678 от 28.05.2007 уплачено 10 000 рублей госпошлины, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 8000 рублей подлежит возврату обществу из бюджета на основании справки арбитражного суда.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» 8000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением №51678 от 28.05.2007.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента принятия решения в Третий арбитражный апелляционный суд  или путем подачи кассационной жалобы в течение  двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа.

Судья Арбитражного суда

Красноярского края                                                                                    Л.О. Петракевич