ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-16100/2021 от 16.12.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

23 декабря 2021 года

Дело № А33-16100/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЭКС» (ИНН 2462027988, ОГРН 1032402102699)

к Управлению архитектуры администрации города Красноярска(ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги от 02.07.2020 № 2786,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: ФИО1, действующего на основании доверенности от 16.12.2021, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

представителя ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.01.2021, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

в Арбитражный суд Красноярского края поступило направленное апелляционным определением Красноярского краевого суда от 24.05.2021 для рассмотрения по подсудности дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЭКС»  (далее – заявитель, ООО «ТЕХНОЭКС») к Управлению архитектуры администрации города Красноярска (далее - ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги от 02.07.2020 № 2786.

Определением от 30.06.2021 заявление принято к производству суда.

Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель ответчика требования заявителя оспорил.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

29.05.2020 ООО «ТЕХНОЭКС» обратилось в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением о подготовке документации по планировке территории.

02.07.2020 Управлением архитектуры администрации г. Красноярска в адрес ООО «ТЕХНОЭКС» направлен ответ об отказе в предоставлении муниципальной услуги в подготовке документации по планировке территории, с указанием о том, что подготовка проекта межевания осуществляется исключительно в отношении территории, расположенной в <...> что нарушает положения п. 1 ст. 41.1 и п. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ.

Считая незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги от 02.07.2020 № 2786, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями   65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания   факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением администрации города от 05.09.2011 N 359 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией города Красноярска и внесении изменений в Постановление Главы города от 25.02.2009 N 57", руководствуясь ст. ст. 41, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением администрации г. Красноярска от 18.07.2017 N 213-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории согласно приложению.

Согласно пункту 1 указанного  регламента настоящий Административный регламент (далее - Регламент) устанавливает порядок и стандарт предоставления управлением архитектуры администрации города (далее - Управление) муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории (далее - Услуга).

Услуга предоставляется Управлением на основании обращений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (далее - Заявитель), за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 2 Административного регламента).

Оспариваемый отказ в предоставлении муниципальной услуги выданы Управлением архитектуры администрации г. Красноярска, т.е. уполномоченным органом.

Пунктом 11 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления Услуги является постановление администрации города о подготовке документации по планировке территории, либо постановление администрации города о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории, либо письмо Управления об отказе в предоставлении Услуги.

Согласно пункту 16 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении Услуги являются следующие:

1) отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 14.2 настоящего Регламента;

2) Заявление и (или) проект задания на выполнение инженерных изысканий, представленные Заявителем, не соответствуют положениям, предусмотренным пунктами 14, 14.2 настоящего Регламента;

3) в бюджете городского округа город Красноярск отсутствуют средства, предусмотренные на подготовку документации по планировке территории (проекта внесения изменений в документацию по планировке территории), при этом Заявитель в Заявлении не указал информацию о разработке документации по планировке территории (подготовке внесения изменений в документацию по планировке территории) за счет собственных средств;

4) подготовка документации по планировке территории в отношении территории, указанной в Заявлении, не соответствует целям, предусмотренным частью 1 статьи 42, частью 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) с заявлением о принятии решения о подготовке документации по планировке территории обратилось лицо, указанное в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

6) заявление о подготовке документации по планировке территории (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусматривающей размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов местного значения городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если размещение таких объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования данных территорий.

В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ);

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.

В силу пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного развития территории;

2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0500234:241, ранее являлось пунктом ДПС. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500234:241 расположен вблизи автомобильной дороги и железнодорожной ветки, ранее находился в границах проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденного постановлением администрации города от 25.12.2015 № 833.

В связи с переходом прав на указанный земельный участок, в целях соблюдения прав правообладателя указанного земельного участка, в том числе, необходимости обслуживания объекта недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке (подъезда для разгрузки-погрузки товаров, обеспечения соблюдения противопожарных разрывов и т.д.), территория, в отношении которой заявителем планируется разработка документации по планировке территории, была исключена из границ территорий общего пользования (постановление администрации города от 19.06.2018 № 398). В этой связи в отношении рассматриваемой территории отсутствует документация по планировке территории. Также рассматриваемая территория не застроена многоквартирными домами.

Таким образом, в соответствии с требованиями земельного законодательства земельный участок, требуемый заявителю, может быть образован путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ.

Частью 3 статьи 41 ГрК РФ установлены случаи, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной. Так, подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;

6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;

7) планируется осуществление комплексного развития территории.

Рассматриваемый случай к числу указанных в части 3 статьи 41 ГрК РФ не относится.

Согласно пункту 1 статьи 41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

В соответствии с пунктом 35 статьи 1 ГрК РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры» утверждены виды элементов планировочной структуры, к которым относятся:

1. Район;

2. Микрорайон;

3. Квартал;

4. Территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 указанного Приказа;

5. Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

6. Территория транспортно-пересадочного узла;

7. Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 указанного Приказа;

8. Улично-дорожная сеть.

Согласно пояснительной записке к заявлению ООО «ТЕХНОЭКС» (вх. № 2883ек от 29.05.2021) область, выделенная из территории общего пользования установленными красными линиями в районе земельного участка 24:50:0500234:241, имеет все признаки элемента планировочной структуры (район, микрорайон, квартал) с возможностью разработки документации по планировке территории. То есть, заявитель предполагал, что разработка документации по планировке территории будет осуществляться в отношении квартала.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд соглашается с выводом ответчика о том, что предлагаемая к планировке территория не является кварталом, а также не относится к иным элементам планировочной структуры исходя из ее площади и назначения.

В силу пункта 1.1 СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр (далее - СП 42.13330.2016), настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.

В силу пункта 3.16а СП 42.13330.2016 квартал: элемент планировочной структуры территории (единица застройки различного функционального назначения), не расчлененный улично-дорожной сетью, в границах красных линий улично-дорожной сети, полос отвода линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, территорий общего пользования.

В силу пункта 5.4 СП 42.13330.2016 территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований:

- квартал и микрорайон - основные элементы планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ, размеры территорий которых составляют до                5 га и до 60 га соответственно. В микрорайоне, квартале выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.

Нормативы площади элементов планировочной структуры жилых зон установлены пунктом 2.1 Региональных нормативов градостроительного проектирования Красноярского края, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014 № 631-п. Территории жилых зон организуются в виде следующих функционально-планировочных элементов - жилых образований: жилой квартал, жилой микрорайон, жилая группа, жилой район.

Жилой квартал - основной планировочный элемент, находящийся в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, не должен превышать 20 га. В пределах квартала, кроме жилых домов, размещаются объекты обслуживания с радиусом обслуживания не более 500. Кварталы многоквартирной жилой застройки формируются группами жилых домов, территория которых, как правило, не должна превышать 5 га.

Рекомендуемые показатели нормируемых элементов территории жилого квартала приведены в таблице 5 Региональных нормативов градостроительного проектирования Красноярского края, в том числе проезды, дошкольные образовательные организации, места организованного хранения автотранспорта, жилая застройка, общественная застройка, объекты инженерной инфраструктуры площадки общего пользования различного назначения, озеленение, иные благоустроенные территории.

Таким образом, ввиду того, что площадь территории, в отношении которой заявителем планируется разработка документации по планировке территории, составляет 0,02 га, указанная территория не является ни одним из видов элементов планировочной структуры (район, микрорайон, квартал), что не соответствует требованиям части 1 статьи 41.1, части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ.

Как указано ранее, территория, в отношении которой заявителем планируется разработка документации по планировке территории, ранее была исключена из границ территорий общего пользования (постановление администрации города от 19.06.2018 № 398). На данной территории, выделенной из территории общего пользования установленными красными линиями в районе земельного участка 24:50:0500234:241, на значительной ее части располагается принадлежащее заявителю здание, которое ранее являлось пунктом ДПС.

Таким образом, исходя из площади территории и ее местонахождения, подготовка документации по планировке территории будет противоречить части 1 статьи 41.1 ГрК РФ, в частности целям подготовки документации по планировке территории (обеспечение устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства).

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик также пояснил, что учитывая, нахождение территории, в отношении которой заявителем планируется разработка документации по планировке территории, согласно генеральному плану городского округа город Красноярск, утвержденному решение Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107, Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярска, утвержденному решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, в функциональной зоне территории общего пользования в границах коридоров красных линий, а также в территориальной зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), в случае возникновения муниципальной нужды в расширении автодороги в районе ул. Глинки 1д, орган местного самоуправления понесет дополнительные затраты на выкуп земельного участка большей площади и объекта недвижимости, расположенного на нем.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 18.07.2017 № 213-р, одним из оснований для отказа в оказании муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории является случай, когда подготовка документации по планировке территории в отношении территории, указанной в Заявлении, не соответствует целям, предусмотренным частью 1 статьи 42, частью 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, процедура по рассмотрению заявления была проведена с учетом требований действующего законодательства, принятое решение является законным и обоснованным, не нарушает прав заявителя.

Доводы заявителя изучены судом и отклонены как не влияющие на выводы суда по существу спора.

Исходя из вышеизложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из результатов рассмотрения дела, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж