АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2010 года | Дело № А33-16123/2009 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 января 2009 года.
В полном объёме решение изготовлено 21 января 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Красовской С. А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Аэропорт Красноярск»,
к открытому акционерному обществу Авиакомпания «Красноярские авиалинии»
о взыскании 6296073 руб. 35 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 26.11.2009, по паспорту; ФИО2, представителя по доверенности №18/АК-09-Д-75 от 17.08.2009, по паспорту,
от ответчика: ФИО3, представителя по доверенности от 14.07.2009, по паспорту
при ведении протокола судебного заседания судьей Красовской С.А.,
установил:
открытое акционерное общество «Аэропорт Красноярск» (далее ОАО «Аэропорт Красноярск») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу Авиакомпания «Красноярские авиалинии» (далее ОАО Авиакомпания «Красноярские авиалинии») о взыскании 6 296 073 руб. 35 коп., из которых 5 698 639 руб. 03 коп. стоимость оказанных, но не оплаченных услуг по договору № 332/БВС-08 от 04.09.2008 на базирование воздушных судов в аэропорту «Красноярск», 597 434 руб. 32 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 06.09.2008 по 18.09.2009 (с учетом ходатайства об изменении исковых требований, удовлетворенного судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 22.09.2009 возбуждено производство по делу.
ОАО «Авиакомпания Красноярские авиалинии» представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором указало следующее:
- договор между истцом и ответчиком не заключался. В адрес ответчика истцом были переданы два экземпляра договора № 332/БВС-08 на базирование воздушных судов в аэропорту «Красноярск» от 16 сентября 2008 года (сопроводительное письмо № 1.1/АК-08-1117 от 16.09.2008 года), подписанные со стороны истца генеральным директором ФИО4 Но указанный договор № 332/БВС-08 от 16 сентября 2008 года со стороны ответчика подписан не был, что свидетельствует об отсутствии акцепта со стороны ответчика. Доказательством того, что договор не был подписан со стороны ответчика является факт наличия у ответчика двух оригинальных экземпляров договора №332/БВС-08 от 16 сентября 2008 года;
- при подписании договора № 332/БВС-08 сторонами не согласован предмет договора. В соответствии с предметом договора истец оказывал услуги по базированию воздушных судов ответчика на территории аэродрома в аэропорту «Красноярск». В предмете договора и в самом тексте договора отсутствует какое-либо указание, какие же определенные действия или определенную деятельность должен произвести ответчик в связи с исполнением договора. Нет ссылки на конкретную услугу, которая подлежит оплате;
- договор № 332/БВС-08 от 16.09.2008 года - притворная сделка. В соответствии с п. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. Из анализа предмета договора и содержания ст. 779 ГК РФ следует, что истец никаких услуг ответчика не оказывал и оказывать не мог, так как единственное действие, которое истец мог совершить - предоставить определенную территорию для стоянки воздушного судна Ответчика, что, собственно, и нашло свое отражение в Договоре в п. 2.1.1. Следовательно, договор № 332/БВС-08 от 16.09.2008 года по своей правовой природе является договором аренды, а не договором возмездного оказания услуг. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Пункт 3 ст. 607 ГК РФ содержит императивное правило, в соответствии с которым в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Из содержания пункта 2.1.1. договора невозможно определенно установить какие места на территории аэродрома обязался предоставить истец. Кроме того, согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. В договоре отсутствуют какие-либо сведения подтверждающие право собственности Истца на места для временной стоянки воздушных судов на территории аэродрома или право собственности на аэродром в целом. Также отсутствуют сведения о получении истцом разрешения от собственника на сдачу имущества в аренду. Истцом в материалы дела не предоставлено доказательство фактической передачи мест стоянок на территории аэродрома ответчику.
Истец поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и представил возражения на отзыв ответчика, указав следующее. ОАО «Аэропорт Красноярск» образовалось путём выделения из ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» в ноябре 2007 года. Сразу после этого аэропорт начал активную работу по заключению со своими базовыми авиаперевозчиками договоров на базирование воздушных судов на территории аэродрома аэропорта. Такие договоры были заключены со всеми авиакомпаниями, базировавшимися в Аэропорту, кроме ответчика, который вплоть до сентября 2008 года отказывался подписывать договор на базирование с аэропортом в предложенной редакции, однако продолжал пользоваться стоянками для воздушных судов на территории аэродрома аэропорта. В адрес ответчика истцом посылались различные редакции договора на базирование воздушных судов на территории аэропорта «Красноярск» № 332/БВС-08, последней из которых была и редакция от 16.09.2008 года. Подписана ответчиком редакция договора от 04.09.2008 года, чему в материалах дела имеется подтверждение (копия подписанного с двух сторон договора на базирование воздушных судов на территории аэропорта «Красноярск» № 332/БВС-08 от 04.09.2009 года). Наличие у ответчика двух оригинальных экземпляров редакции договора от 16.09.2008 года, им не подписанных, не означает, что между сторонами не возникли договорные отношения по базированию.
В дополнениях к исковому заявлению ОАО «Аэропорт Красноярск» указало следующее:
- согласно Федеральным авиационным правилам «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», утверждённым Приказом Министерства транспорта РФ от 04.02.2003 года № 11, каждый эксплуатант должен иметь хотя бы один аэропорт базирования, о чём в обязательных приложениях к сертификату эксплуатанта (эксплуатационных спецификациях) делается отметка (часть А эксплуатационных спецификаций);
- ОАО «Аэропорт Красноярск» является аэропортом базирования Авиакомпании «Красноярские авиалинии», о чём в части А эксплуатационных спецификаций к сертификату эксплуатанта Авиакомпании имеется соответствующая запись. В силу п. 1.7 Порядка применения сборов, тарифов и цен и организации расчётов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах РФ, утверждённого Приказом Федеральной авиационной службы России от 11.10.1996 № 71, при постоянном базировании воздушных судов на аэродроме сбор за сверхнормативную стоянку не взимается. Плата за предоставление места стоянки в этом случае взимается на договорной основе;
- ОАО «Аэропорт Красноярск» и ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» был заключён договор № 332/БВС-08 от 04.09.2008 года на базирование воздушных судов в аэропорту «Красноярск». Такие же договоры Аэропорт заключил и с другими базовыми авиакомпаниями: Аэрофлотом, Сибирью, Сибавиатрансом, Сибаэротрансом, Омскавиа, Атлант-Союзом, Катэкавиа, Заполярьем, КрасАвиа и другими.
В дополнительных пояснениях ответчик указал на следующее:
- обязанность аэропорта предоставлять места стоянки для воздушных судов на аэродроме вытекает из закона, а также заключенного с ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» договора на наземное обслуживание. В соответствии с условиями договора на наземное обслуживание Аэропорт предоставляет Авиакомпаниям услуги по взлет - посадке воздушных судов. Каких-либо дополнительных услуг в связи с «базированием» воздушных судов Авиакомпании со стороны аэропорта не оказывается.
- согласно Приказу Минтранса № 110 от 02.10.2000 предусмотрена возможность применения тарифа за временную стоянку на аэродроме, однако, оплата такого тарифа предусмотрена только для рейсов выполняемых не по расписанию. Приказ № 110 предусматривает возможность взимание тарифа по обеспечению приемки и выпуска воздушного судии, который включает в себя: подготовку места стоянки и приемку воздушного судна на место стоянки; установку стояночных колодок под колеса шасси; уборку стояночных колодок; контроль за выруливанием воздушного судна с места стоянки и пр. При этом тариф устанавливается на одно обслуживание по типам воздушных судов.
- Приказом №110 установлен порядок применения аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание ВС в аэропортах: применение ставок сборов, тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы, не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке, не допускается. Договором № 332/НВС-08 от 04.09.2008 установлен размер платы за базирование воздушных судов, при этом указано, что цена является фиксированной и не зависит от фактического использования перевозчиком предоставленных мест стоянок.
- истец просит взыскать долг за период с 10.11.2007, однако на этот момент у ОАО «Аэропорт Красноярск» отсутствовали правовые основания использования взлетно-посадочной полосы аэродрома «Емельянове» (в т.ч. перронов), поскольку данное имущество до издания Распоряжения Правительства от 17.01.2008 № 25-р являлось федеральной собственностью. Доказательств наличия у ОАО «Аэропорт Красноярск» законных оснований для владения и использования указанного федерального имущества истцом не представлено.
Истцом представлены возражения на пояснения ответчика, из которых следует:
- сбор за взлет-посадку взимается с ответчика в рамках договора № 222/НАО-08 от 09.01.2008 на наземное обслуживание и предоставление спецавтотранпорта в аэропорту «Красноярск», не являющемуся предметом рассмотрения по настоящему делу, в плату за базирование не входит.
- истец и ответчик договорились о стоимости базирования воздушных судов ответчика на аэродроме истца на уровне приблизительно 1/10 тарифа за временную стоянку, утвержденного Прейскурантом. Таким образом. При формировании цены договора
№ 332/БВС-08 от 04.09.2008 истцом не были нарушены положения Приказа № 110.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
04.09.2008 открытое акционерное общество «Авиакомпания Красноярские авиалинии» (перевозчик) и открытое акционерное общество «Аэропорт Красноярск» (аэропорт) заключили договор № 332/БВС-08 на базирование воздушных судов в аэропорту «Красноярск».
В соответствии с пунктом 1.1 договора аэропорт оказывает услуги по базированию воздушных судов перевозчика на территории аэродрома в аэропорту «Красноярск», а перевозчик своевременно оплачивает услуги аэропорта и исполняет иные обязанности, предусмотренные настоящим договором.
Согласно пункту 1.2 договора под базированием понимается временная стоянка воздушных судов (далее ВС) заказчика на территории аэродрома аэропорта свыше 3-х часов для ВС, выполняющих пассажирские перевозки и свыше 6-ти часов для ВС, выполняющих грузовые перевозки.
В пункте 2.1.1 предусмотрена обязанность аэропорта по предоставлению перевозчику на территории аэродрома места для временной стоянки воздушных судов, соответствующие требованиям «Руководства по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации» от 19.09.1994 (РЭГА РФ-94).
В обязанности аэропорта включено ежемесячное предоставление перевозчику до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, акта об оказании услуг в двух экземплярах и счета-фактуры за отчетный месяц.
Из пункта 3.1 договора следует, что стоимость услуг по базированию воздушных судов перевозчика составляет:
- с 10.11.2009 по 31.08.2008 – 484 415 руб. 38 коп. за один месяц с учетом НДС 18%;
- с 01.09.2008 – 506 391 руб. 55 коп. за один месяц с учетом НДС 18%.
Цена является фиксированной независимо от фактического использования перевозчиком предоставленных мест стоянок.
Согласно пункту 3.3 договора перевозчик самостоятельно, ежемесячно до 5-го числа месяца, осуществляет оплату стоимости услуг за текущий месяц путем перечисления денежных средств на банковский счет аэропорта.
В соответствии с пунктом 6.1 договор вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 10.11.2007 года, и действует до 31.12.2008 года.
Названный договор со стороны ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» подписан директором по производству ФИО6, действующим на основании доверенности от 21.04.2008 № 1.1/7Б-08-1166, в которой указанному лицу дано право на подписание договоров.
Во исполнение обязательств по договору № 332/БВС-08 от 04.09.2008 истец оказал ответчику услуги по базированию на общую сумму 5 698 639 руб. 03 коп., что подтверждается подписанными обеими сторонами без замечаний и возражений актами об оказании услуг:
- от 16.09.2008
* за период с 10.11.2007 по 30.11.2007 на сумму 339 090 руб. 76 коп. (без НДС - 287 365 руб. 06 коп.),
* за период с 01.12.2007 по 31.12.2007 на сумму 484 415 руб. 38 коп. (без НДС 410 521 руб. 51 коп),
* за период с 01.01.2008 по 31.01.2008 на сумму 484 415 руб. 38 коп. (без НДС 410 521 руб. 51 коп),
* за период с 01.02.2008 по 29.02.2008 на сумму 484 415 руб. 38 коп. (без НДС 410 521 руб. 51 коп),
* за период с 01.03.2008 по 31.03.2008 на сумму 484 415 руб. 38 коп. (без НДС 410 521 руб. 51 коп),
* за период с 01.04.2008 по 30.04.2008 на сумму 484 415 руб. 38 коп. (без НДС 410 521 руб. 51 коп),
* за период с 01.05.2008 по 31.05.2008 на сумму 484 415 руб. 38 коп. (без НДС 410 521 руб. 51 коп),
* за период с 01.06.2008 по 30.06.2008 на сумму 484 415 руб. 38 коп. (без НДС 410 521 руб. 51 коп),
* за период с 01.07.2008 по 31.07.2008 на сумму 484 415 руб. 38 коп. (без НДС 410 521 руб. 51 коп),
* за период с 01.08.2008 по 31.08.2008 на сумму 484 415 руб. 38 коп. (без НДС 410 521 руб. 51 коп),
- от 30.09.2008 за период с 01.09.2008 по 30.09.2008 на сумму 506 391 руб. 55 коп. (без НДС 429 145 руб. 38 коп.),
- от 31.10.2008 за период с 01.10.2008 по 31.10.2008 на сумму 429 145 руб.,
- от 31.11.2008 за период с 01.11.2008 по 30.11.2008 на сумму 429 145 руб.,
- от 31.12.2008 за период с 01.12.2008 по 31.12.2008 на сумму 429 145 руб.
Акты об оказании услуг от 16.09.2008, 30.09.2008, 31.10.2008, 31.11.2008, 31.12.2008 подписаны со стороны ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» подписан директором по производству ФИО6, действующим на основании доверенности от 21.04.2008 № 1.1/7Б-08-1169.
На оплату оказанных услуг истец выставил ответчику следующие счета-фактуры на общую сумму 5 698 639 руб. 03 коп.:
- от 16.09.2008 № 002315 на сумму 287 365 руб. 06 коп.,
- от 16.09.2008 № 002316 на сумму 410 521 руб. 51 коп.,
- от 16.09.2008 № 002317 на сумму 410 521 руб. 51 коп.,
- от 16.09.2008 № 002318 на сумму 410 521 руб. 51 коп.,
- от 16.09.2008 № 002319 на сумму 410 521 руб. 51 коп.,
- от 16.09.2008 № 002320 на сумму 410 521 руб. 51 коп.,
- от 16.09.2008 № 002321 на сумму 410 521 руб. 51 коп.,
- от 16.09.2008 № 002322 на сумму 410 521 руб. 51 коп.,
- от 16.09.2008 № 002323 на сумму 410 521 руб. 51 коп.,
- от 16.09.2008 № 002324 на сумму 410 521 руб. 51 коп.,
- от 30.09.2008 № 002598 на сумму 429 145 руб. 38 коп.,
- от 31.10.2008 № 002986 на сумму 429 145 руб.,
- от 30.11.2008 № 003345/8 на сумму 429 145 руб.,
- от 31.12.2008 № 003682 на сумму 429 145 руб.
В порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации ситец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 597 434 руб. 32 коп. за период с 06.09.2008 по 18.09.2009.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.07.2009 по делу № А33-10705/2008 открытое акционерное общество «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 06.01.2010.
Истец полагая, что долг ответчика является текущими платежами, не подлежит включению в реестр требований кредиторов, обратился в арбитражный с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что между ОАО «Аэропорт Красноярск» и ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» заключен договор № 332/БВС-08 от 04.09.2008 на базирование воздушных судов в аэропорту «Красноярск», отношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с условиями договора № 332/БВС-08 от 04.09.2008 истцом оказаны услуги по базированию - предоставлению мест стоянок на территории аэродрома для воздушных судов ответчика в период с 10.11.2007 по 31.12.2008.
Факт оказания истцом ответчику предусмотренных договором услуг в спорный период подтверждается подписанными сторонами актами об оказании услуг от 16.09.2008, от 30.09.2008, от 31.10.2008, от 31.11.2008, от 31.12.2008. В указанных актах согласована стоимость указанных услуг за соответствующий период в соответствии с условиями о цене, предусмотренными в договоре № 332/БВС-08 от 04.09.2008 (пункт 3.1). Доказательств, опровергающих данный факт, ответчиком не представлено. Принятие услуг подтверждается подписью представителя ответчика в указанных актах, заверенной печатью ответчика. Ссылка в актах об оказании услуг от 16.09.2008 и счетах-фактурах от 16.09.2008 № 002315, № 002316, № 002317, № 002318, № 002319, № 002320, № 002321, № 002322, № 002323, № 002324 на договор № 332/БВС-08 от 16.09.2008, как пояснила представитель истца, является опечаткой при изготовлении документов, поскольку договор от указанной даты (хотя он и составлялся со стороны ОАО «Аэропорт Красноярск», но он со стороны ОАО «Авиакомпании «Красноярские авиалинии» не был подписан, о чем свидетельствуют доводы отзыва ответчика от 30.11.2009. ОАО «Авиакомпания Красноярские авиалинии» подписало только договор от 04.09.2008 № 332/БВС-08. В счетах-фактурах, выставленных для оплаты ответчику за последующие периоды от 30.09.2008 № 002598, от 31.10.2008 № 002986, от 30.11.2008 № 003345/8, от 31.12.2008 № 003682 истец указывает основание – договор от 04.09.2008 № 332/БВС-08.
Каких-либо замечаний по объемам оказанных услуг, их стоимости ответчиком не указано. Доказательств оплаты услуг ответчиком в материалы дела не представлено, хотя в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на него возложена такая обязанность.
Совокупность представленных истцом в материалы дела доказательств подтверждает факт оказания ответчику услуг во исполнение обязательств по договору от 04.09.2008 № 332/БВС-08. Доказательств, опровергающих факт оказания истцом услуг либо оплаты долга, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец обоснованно обратился в арбитражный суд с иском о взыскании суммы долга размере 5 698 639 руб. 03 коп. за оказанные по договору 04.09.2008 № 332/БВС-08 услуги по базированию воздушных судов ответчика.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом и договором.
Последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, определены в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.
Согласно пункту 3.3 договора № 332/БВС-08 от 04.09.2008 перевозчик самостоятельно, ежемесячно до 5-го числа месяца, осуществляет оплату стоимости услуг за текущий месяц путем перечисления денежных средств на банковский счет аэропорта.
Истец просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 597 434 руб. 32 коп., рассчитывая их следующим образом:
- с 06.09.2008 по 18.09.2009 (373 дня) – 4 411 204 руб. 03 коп. х 10,5% годовых : 360 дней х 373 дня = 479 902 руб. 24 коп.,
- с 06.10.2008 по 18.09.2009 (343 дня) – 429 145 руб. х 10,5% годовых : 360 дней х 343 дня = 42 932 руб. 38 коп.,
- с 06.11.2008 по 18.09.2009 (313 дней) - 429 145 руб. х 10,5% годовых : 360 дней х 313 дней = 39 177 руб. 36 коп.,
- с 06.12.2008 по 18.09.2009 (283 дня) - 429 145 руб. х 10,5% годовых : 360 дней х 283 дня = 35 422 руб. 34 коп.
На день обращения с иском (18.09.2009) Центральный Банк Российской Федерации установил процентную ставку рефинансирования с 15.09.2009 года, равную 10,5% годовых (Указание ЦБ РФ от 14.09.2009 № 2287-У).
Расчет судом проверен, составлен верно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что взыскание с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период просрочки с 06.09.2008 по 18.09.2009, исходя из ставки рефинансирования равной 10,5 % в размере 597 434 руб. 32 коп. является обоснованным.
Доводы ответчика о том, что при заключении договора № 332/БВС-08 от 04.09.2008 на базирование воздушных судов в аэропорту «Красноярск» сторонами не был согласован предмет договора, в связи с чем договор является незаключенным, а также то, что указанный договор является договором аренды судом отклоняются как необоснованные, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 договора аэропорт оказывает услуги по базированию воздушных судов перевозчика на территории аэродрома в аэропорту «Красноярск», а перевозчик своевременно оплачивает услуги аэропорта и исполняет иные обязанности, предусмотренные настоящим договором.
Согласно пункту 1.2 договора под базированием понимается временная стоянка воздушных судов (далее ВС) заказчика на территории аэродрома аэропорта свыше 3-х часов для ВС, выполняющих пассажирские перевозки и свыше 6-ти часов для ВС, выполняющих грузовые перевозки.
Пунктом 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что аэропорт есть комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приёма и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
Часть 1 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации определяет аэродром как участок земли или акватории с расположенными на нём зданиями, сооружениями и оборудованиями, предназначенными для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
В соответствии с пунктом 61 части 7 раздела 1 Федеральных авиационных правил полётов в воздушном пространстве Российской Федерации, утверждённых совместным Приказом Министерства обороны РФ, Министерства транспорта РФ, Российского авиационно-космического агентства от 31.03.2002 года № 136/42/51 места для стоянок воздушных судов располагаются на перроне - определённой площади аэродрома, предназначенной для размещения воздушных судов в целях посадки (высадки) пассажиров, погрузки (выгрузки) почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания.
В силу 1.3.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утверждённых Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 года № 98 обеспечение воздушных судов, пребывающих в аэропорт, местами для стоянки является неотъемлемой составляющей аэропортовой деятельности.
Анализируя содержание Перечня аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 02.10.2000 № 110 можно сделать вывод о том, что в области гражданской авиации выделяется три вида стоянок воздушных судов на аэродромах: нормативная, сверхнормативная и базирование.
Нормативной стоянкой признаётся предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение 3 часов после посадки для пассажирских и 6 часов для грузовых и грузопассажирских типов воздушных судов при наличии грузов, подлежащих обработке в аэропорту посадки. Плата за нормативную стоянку включается в аэропортовый сбор за взлёт-посадку .
Сверхнормативная стоянка представляет собой предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме более 3 часов после посадки для пассажирских и 6 часов для грузовых и грузопассажирских типов воздушных судов при наличии грузов, подлежащих обработке в аэропорту посадки. За сверхнормативную стоянку взимается специальный аэропортовый сбор .
Под базированием понимается обеспечение воздушных судов эксплуатанта местами стоянки на территории аэродрома аэропорта, заявленного эксплуатантом в качестве аэропорта базирования, без ограничений по времени.
Согласно Федеральным авиационным правилам «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», утверждённым Приказом Министерства транспорта РФ от 04.02.2003 года № 11 (далее Правила № 11), каждый эксплуатант должен иметь хотя бы один аэропорт базирования, о чём в обязательных приложениях к сертификату эксплуатанта (эксплуатационных спецификациях) делается отметка (часть А эксплуатационных спецификаций).
В соответствии с разделом 1 Правил № 11 под аэропортом базирования понимается аэропорт, заявляемый при обязательной сертификации в качестве постоянного места базирования воздушных судов эксплуатанта, имеющий обеспечение полётов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.
Таким образом, воздушные суда авиаперевозчиков в своём аэропорту базирования имеют право находиться на местах стоянки на территории аэродрома неограниченное количество часов (независимо от времени посадки), тогда как воздушные суда авиаперевозчиков, для которых данный аэропорт не является аэропортом базирования, имеют право находиться на территории аэродрома не более 3 часов после посадки для пассажирских и 6 часов для грузовых и грузопассажирских типов воздушных судов при наличии грузов, подлежащих обработке в аэропорту посадки. За задержку воздушных судов свыше установленного времени, как уже было сказано ранее, авиаперевозчики обязаны уплатить аэропорту специальный сбор за сверхнормативную стоянку. При этом базирование не означает, что за конкретным воздушным судном авиаперевозчика закрепляется определённое место стоянки. Аэропорт ежегодно обслуживает воздушные судна нескольких десятков авиакомпаний, поэтому предоставляемые воздушным судам в рамках базирования стояночные места никогда не индивидуализируются, поскольку это неизбежно повлечёт за собой невозможность обеспечить все прибывающие в аэропорт воздушные суда местами для стоянки, что чревато задержками рейсов. Каждому вновь прибывшему судну базовой авиакомпании предоставляется любое свободное место, подходящее для типа и размера судна. Как только данное судно выбыло из аэропорта, на освободившееся место стоянки может быть поставлено воздушное судно, принадлежащее любому другому авиаперевозчику. При этом одно и то же стояночное место в разное время могут занимать воздушные суда как в рамках нормативной/сверхнормативной стоянки, так и в рамках базирования.В связи с чем, отношения по базированию воздушных судов на территории аэродромов аэропортов нельзя квалифицировать как арендные, требующие в силу части 3 статьи 607 Гражданского кодекса РФ индивидуализации объекта аренды.
В части А эксплуатационных спецификаций к сертификату эксплуатанта ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» имеется соответствующая запись о том, что ОАО «Аэропорт Красноярск» является аэропортом базирования ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии».
В силу пункта 1.7 Порядка применения сборов, тарифов и цен и организации расчётов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах Российской Федерации, утверждённого Приказом Федеральной авиационной службы России от 11.10.1996 № 71 (далее Приказ № 71), при постоянном базировании воздушных судов на аэродроме сбор за сверхнормативную стоянку не взимается. плата за предоставление места стоянки в этом случае взимается на договорной основе. Указанный Приказ не был отменен в связи с изданием Приказа Министерства транспорта РФ от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее Приказ № 110), а продолжает действовать.
Во исполнение пункта 1.7 Приказа № 71 между ОАО «Аэропорт Красноярск» и ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» был заключён договор № 332/БВС-08 от 04.09.2008 года на базирование воздушных судов в аэропорту «Красноярск». Такие же договоры истец заключил и с другими базовыми авиакомпаниями: Аэрофлотом, Сибирью, Сибавиатрансом, Сибаэротрансом, Омскавиа, Атлант-Союзом, Катэкавиа, Заполярьем, КрасАвиа (представлены в материалы дела). Кроме того, аналогичные договоры по предоставлению услуг по базированию воздушных судов заключало со своими базовыми авиаперевозчиками и ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» до выделения ОАО «Аэропорт Красноярск» в качестве самостоятельного юридического лица.
Таким образом, к отношениям по предоставлению воздушным судам мест для стоянки, складывающимся между аэропортами и их базовыми авиакомпаниями, оформленными договорами на базирование воздушных судов, применяются положения Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг (глава 39).
Не являются обоснованными доводы ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» о том, что обязанность аэропорта в предоставлении мест стоянки для воздушных судов на аэродроме вытекает из заключенного с ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» договора на наземное обслуживание, а также то, что установленный договором № 332/БВС-08 от 04.09.2008 порядок взимания оплаты за базирование противоречит пункту 3.1.2 Приказа № 110, принимая во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 3.1 Перечня аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ, утверждённого Приказом № 110, сбор за взлёт-посадку устанавливается за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме, включая в том числе предоставление места стоянки воздушного судну на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажирских и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов, подлежащих обработке в аэропорта посадки. За этот период времени аэропорт должен обслужить воздушное судно (высадить пассажиров, выгрузить груз и др.), после чего данное воздушное судно обязано покинуть аэропорт.
Из пояснений истца следует, что сбор за взлёт-посадку взимается с ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» в рамках договора № 222/НАО-08 от 09.01.2008 г. на наземное обслуживание и предоставление спецавтотранспорта в аэропорту «Красноярск», который не является предметом рассмотрения по настоящему делу, и в плату за базирование не входит. В случае, если воздушное судно задерживается в аэропорту дольше установленных временных лимитов для его обслуживания, авиакомпания, которой принадлежит данное воздушное судно, за каждый «лишний» час стоянки обязана уплачивать сбор за сверхнормативную стоянку (п. 3.3 Перечня, утвержденного Приказом № 110 либо тариф за временную стоянку в случае заключения договора с аэропортом на временную стоянку или базирование.
В силу пункта 5 Порядка, утверждённого Приказом № 110, сбор за сверхнормативную стоянку применяется в тех случаях, когда время стоянки не определено соответствующим договором. В тех случаях, когда время стоянки определено соответствующим договором, взимается тариф за временную стоянку на аэродроме (п. 4.12 Перечня) .
Согласно Порядку регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном транспорте РФ и цен на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам РФ, в аэропортах РФ, утверждённому Первым заместителем Министра Транспорта РФ 13.04.2001 года в соответствии с Приказом № 110, тариф за временную стоянку на аэродроме не входит в Перечень ставок сборов и тарифов, подлежащих регистрации и опубликованию.
В силу пункта 3.2. названного Порядка, тарифы за наземное обслуживание воздушных судов, не включённых в данный Перечень, устанавливаются организациями в соответствующих прейскурантах тарифов и цен.
На основании указанного нормативного акта генеральным директором ОАО «Аэропорт Красноярск» был утверждён Прейскурант аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание ВС и на дополнительные услуги (работы), предоставляемые ОАО «Аэропорт Красноярск» (далее Прейскурант). Согласно п. 2.9 Прейскуранта, установлен тариф за временную стоянку на аэродроме аэропорта «Красноярск» в зависимости от типов воздушных судов от 3 500 руб./сутки до 8 355 руб./сутки.
При этом, Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.09.2007 года № 244-т/З установлено, что ставки аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах РФ являются предельными максимальными. В связи с этим субъектам естественных монополий, осуществляющим свою деятельность в сфере услуг аэропортов , предоставлено право применять ставки аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов на уровне или ниже предельного максимального уровня. Кроме того, пунктом 1.7 Порядка применения сборов, тарифов и цен и организации расчётов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах РФ, утверждённого Приказом № 71, при постоянном либо временном, санкционированном аэропортом базировании воздушных судов на аэродроме плата за предоставление места стоянки взимается на договорной основе.
Действуя на основании перечисленных выше нормативных актов, истец и ответчик при заключении договора № 332/БВС-08 от 04.09.2008 договорились о стоимости базирования воздушных судов ответчика на аэродроме истца на уровне приблизительно 1/10 тарифа за временную стоянку, утверждённого Прейскурантом (раздел 3 договора).
При таких обстоятельствах, стороны при согласовании цены договора № 332/БВС-08 от 04.09.2008 года не нарушили положения Приказа № 110.
Судом первой инстанции не принимаются доводы ответчика о том, что у истца не имелось правовых оснований для использования взлётно-посадочной полосы аэродрома (в т.ч. перронов).
Из представленных в материалы дела документов следует, что до 2008 года взлетно-посадочная полоса аэродрома являлась федеральной собственностью.
17.10.2007 ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» принято решение о реорганизации ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» путем выделения из него ОАО «Аэропорт «Красноярск» (пункт 1 протокола), установлен порядок и условия выделения (пункт 2 протокола), утвержден единоличный исполнительный орган выделенного общества – ФИО7 (пункт 5 протокола), утвержден разделительный баланс ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» (пункт 6 протокола), утвержден устав ОАО «Аэропорт «Красноярск» (пункт 7 протокола), что подтверждается выпиской № 163 от 09.11.2007 из протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» от 17.10.2007.
Согласно уставу ОАО «Аэропорт «Красноярск» создано путем реорганизации ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» в форме выделения ОАО «Аэропорт «Красноярск» и является правопреемником ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» в части, определенной утвержденным разделительным балансом.
Согласно разделу 1.2 разделительного баланса, основным видом деятельности Аэропорта является приём, наземное обслуживание и отправка воздушных судов.
Согласно пункту 5.6. разделительного баланса ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» при подготовке разделительного Баланса общество устанавливает, что основным принципом разделения дебиторской и кредиторской задолженности является технологический принцип реорганизации общества по видам осуществляемой Авиакомпанией и Аэропортом деятельности.
Согласно пункту 5 приложения № 14 к разделительному балансу ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» по договору № 11-16 от 30.12.2005 ОАО «Аэропорт Красноярск» было передано правопреемство, так как он связан с деятельностью аэропорта. В приложении 16 к разделительному балансу указаны перроны воздушных судов.
При таких обстоятельствах истец обоснованно использовал взлетно-посадочную полосу аэродрома в спорный период и оказывал ответчику услуги по базированию воздушных судов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении с иском истцу была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины. Поскольку исковые требования истца удовлетворены, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» в пользу открытого акционерного общества «Аэропорт Красноярск» 6 296 073 руб. 35 коп., из которых 5 698 639 руб. 03 коп. долг договору № 332/БВС-08 от 04.09.2008 на базирование воздушных судов в аэропорту «Красноярск», 597 434 руб. 32 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 06.09.2008 по 18.09.2009.
Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» в доход федерального бюджета 42 980 руб. 37 коп. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Красовская С. А. |