АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
01 июля 2013 года
Дело № А33-1612/2013
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 июня 2013 года.
В полном объёме решение изготовлено 01 июля 2013 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Калашниковой К.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации Емельяновского района Красноярского края (р.п. Емельяново)
об обязании принять решения о предоставлении в долгосрочную аренду земельных участков,
к Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края»
о признании незаконным решения,
в присутствии:
от заявителя: Л. – представителя по доверенности 04.02.2013;
от Администрации Емельяновского района Красноярского края: ФИО2 – представителя по доверенности от 26.11.2012; ФИО3 – представителя по доверенности от 11.12.2012;
от муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» ФИО3 – представителя по доверенности от 11.12.2012;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шапран Н.А.,
установил: глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (далее - Учреждение) о признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения «Управление земельно–имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» об отказе в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженное в письме № 27 от 14.01.2013, к Администрации Емельяновского района Красноярского края (далее - Администрация) об обязании принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в аренду, сроком на 4 года, земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 06.03.2013 возбуждено производство по делу.
Заявитель поддержал заявленные требования.
Представитель Администрации возражал против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям: при обращении с заявлением Заявитель не предоставил документы, подтверждающие его намерение вести крестьянское (фермерское хозяйство), не предоставил документы в обоснование площади испрашиваемых земельных участков, публикация сведений о предоставлении в аренду указанных Заявителем земельных участков в установленном законом порядке не производилась, по мнению ответчика, трех человек, которые по указанию Заявителя должны были войти в крестьянское (фермерское) хозяйство, недостаточно для надлежащего использования испрашиваемых земельных участков.
Представитель Учреждения возражал против удовлетворения заявленных требований, привел доводы аналогичные указанному выше отзыву.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
23.06.2010 (вх. №100 от 23.06.2010) Заявитель обратился к главе Емельяновского района с заявлением о предоставлении ему для ведения фермерского хозяйства 1 000 га земель сельскохозяйственного назначения в районе д. Кубеково.
Согласно заключениям Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» от 25.02.2011 №№ 43/1, 44/1, 45/1, 46/1, 47/1 согласована площадь земельных участков по адресу: в районе д. Кубеково, участок №1 (130 га), участок №2 (2,5 га), участок №3 (140,6 га), участок №4 (169 га), участок №5 (9,7 га).
В соответствии с предоставленными в материалы дела кадастровыми паспортами от 07.04.2011 №24ЗУ/11-47534 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:800 площадью 1 304 046 +/- 9 992 кв.м.), от 07.02.2012 №24/12-23179 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:640 площадью 97 162 +/- 2 727 кв.м.), от 15.08.2011 №24ЗУ/11-130459 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:12238 площадью 1 684 633 +/- 11 357 кв.м.), от 07.04.2011 №24ЗУ/11-46941 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:642 площадью 1 406 071 +/- 10 376 кв.м.), от 06.04.2011 №24ЗУ/11-45814 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:639 площадью 248 084 +/- 4 358 кв.м.), указанные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
12.07.2012 Заявитель письменно обратился к главе администрации Емельяновского района с соответствующим заявлением относительно каждого из приведенных выше земельных участков, с просьбой предоставить земельный участок для осуществления деятельности фермерского хозяйства в аренду сроком на 4 года. К заявлению приложены: 1) кадастровый паспорт земельного участка; 2) соглашение о создании КФК «Вектор»; 3) копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства; 4) заключение о согласовании площади земельного участка; 5) копия заявления о предоставлении земельного участка от 23.06.2010; 6) копия паспорта главы КФК «Вектор» ФИО1
Согласно входящему штампу Администрации Емельяновского района Красноярского края (вх. №9904), 20.12.2012 Заявитель обратился в Администрацию с очередным заявлением о предоставлении указанных выше земельных участков в аренду на 4 года. При этом Заявитель указал, что количество членов КФК «Вектор» - 3 человека; основные виды деятельности КФК «Вектор»: 1) 01.11.1 выращивание зерновых и зернобобовых культур; 2) 01.11.6 выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов; 3) 15.72 производство готовых кормов для домашних животных.
В письме от 14.01.2013 № 27 Учреждение сообщило Заявителю об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемых земельных участков по причине непредставления заинтересованным лицом обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов КФК, виды деятельности фермерского хозяйства).
В обоснование доводов о законности принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков ответчик представил в материалы дела письмо от 01.08.2012 № 2740, в котором Учреждение, в ответ на обращения Заявителя от 16.07.2012, предложило предоставить обоснование площади испрашиваемых земельных участков, а также письмо от 12.10.2012 № 4071 в котором Учреждением, со ссылкой на обращения Заявителя от 16.07.2012, принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков по причине не подтверждения заинтересованным лицом площади испрашиваемых земельных участков.
На вопрос суда представитель Заявителя указал, что указанные выше письма им не получались, об их содержании последнему было не известно до судебного разбирательства по настоящему делу.
В качестве доказательства направления в адрес Заявителя писем от 01.08.2012 и от 12.10.2012 ответчиком в материалы дела представлены копии журналов исходящих документов за 2012 год.
Указывания на противоречие закону решения Учреждения об отказе в предоставлении главе крестьянского фермерского хозяйства земельных участков, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Нормы статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
В соответствии со статьей 12 Закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Перечисленные нормы материального права не предусматривают в качестве условия реализации заявителями права на обращение с заявлением о приобретении земельных участков в уполномоченный орган предварительное опубликование информации данным органом о возможном предоставлении таких участков.
С учетом изложенного, факт не опубликования Учреждением сообщения о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду главе КФК ФИО1 не может быть признан судом грубым нарушением установленной законом процедуры представления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Основанием для принятия обжалуемого решения об отказе в предоставлении земельных участков Заявителю послужил факт непредставления последним обоснования размеров испрашиваемых земельных участков (сообщение от 14.01.2013 № 27).
Из положений приведенного выше Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что площадь земельного участка (участков), которая может быть предоставлена для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не ограничена.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств и не оспаривается ответчиком, Заявителем в Администрацию были предоставлены сведения о видах деятельности КФК и о числе членов крестьянского фермерского хозяйства.
Ответчиком в оспариваемом решении не приведено нормативно-правовое обоснование, а также, в нарушение статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении настоящего спора по существу, не представлено доказательств, в соответствии с которыми площадь испрашиваемых земельных участков, применительно к видам деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, явно завышена.
При рассмотрении настоящего спора суд также учитывает, что заявитель просит предоставить ему земельные участки в аренду (не в собственность) на незначительный срок – 4 года. У уполномоченного органа местного самоуправления (у ответчиков по настоящему делу) и у государственных органов есть установленный законом механизм муниципального и государственного контроля над использованием земель.
Доводы ответчика о действии должностного лица Администрации Емельяновского района с превышением должностных полномочий при выдаче заключений о согласовании площадей испрашиваемых земельных участков, не имеет значения при рассмотрении настоящего дела. На сегодняшний день земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, сведения об обременении спорных земельных участков правами третьих лиц в материалах дела отсутствуют. Кроме того, в приведенном выше законе отсутствует такая административная процедура при приобретении земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства как предварительное согласование площади испрашиваемых земельных участков.
С учетом изложенного, обжалуемое решение Учреждения об отказе Заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков противоречит Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и нарушает права Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд соглашается с заявленной главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 восстановительной мерой в виде обязания принять решение о предоставлении в аренду, сроком на 4 года, земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». При этом, указанные требования обосновано заявлены к Администрации Емельяновского района в соответствии с положениями Устава Емельяновского района (пункт 16 статьи 41.2, подпункт12 пункта 1 статьи 46).
При таких обстоятельствах арбитражный суд, основываясь на оценке обстоятельств дела, анализе действующего законодательства Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным как противоречащее Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» решение Муниципального казенного учреждения «Управление земельно–имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» об отказе в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженное в письме № 27 от 14.01.2013.
Обязать Администрацию Емельяновского района принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в аренду, сроком на 4 года, земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление земельно–имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» в пользу ФИО1 5 100 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Администрации Емельяновского района в пользу ФИО1 5 100 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета 800 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Разъяснить, что обеспечительные меры, принятые определением от 06.03.2013, продолжают своё действия до фактического исполнения судебного акта
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
К.Г. Калашникова