ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-16154/12 от 10.12.2012 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

10 декабря 2012 года

Дело № А33-16154/2012

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетно-кассовых услуг» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю

об отмене постановления от 25.09.2012 № 558 по делу об административном правонарушении,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Центр расчетно-кассовых услуг» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю об отмене постановления от 25.09.2012 № 558 по делу об административном правонарушении.

Определением от 15 октября 2012 г. заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с применением особенностей, установленных главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

На основании поручения от 27.08.2012 № 491 проведена проверка ООО «Центр расчетно-кассовых услуг» по вопросу выполнения Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» за период 01.01.2012 по 26.08.2012 включительно.

Проверкой установлено, что между ООО «Центр расчетно-кассовых услуг» и ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» заключен договор поручения № 2 от 01.10.2006.

В соответствии с настоящим договором ООО «ЖЭК» (Доверитель) поручает, а ООО «ЦРКУ» принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать от имени и за счет «Доверителя» ряд действий:

1) осуществление расчета приема платежей за жилищно-коммунальные услуги:

- оформление счетов-квитанций на оплату ЖКУ. Проведение перерасчетов платежей за ЖКУ при изменении тарифов, при временном отсутствии при отклонении показателей качества от нормативного уровня;

- прием платежей от населения за жилищно-коммунальные yслуги;

- формирование отчетных данных по итогам месяца и обновление базы данных для следующего расчетного периода;

- подготовка и печать необходимой выходной документации;

2) аналитический учет операций, связанных с оплатой за жилищно-коммунальные
 услуги:

- осуществление операций по приему, регистрации и обработке первичных документов, необходимых для осуществления расчетных операций за ЖКУ;

- контроль за правильностью заполнения и наличие всех необходимых данных в документах, ввод полученной информации в базу данных;

- учет платежей населения по финансово-лицевым счетам, осуществление оперативного учета оплаты за ЖКУ. Выдача справок, восстановление утерянных счетов-квитанций.

Настоящий договор вступает в действие 01.10.2006 и действует до 31.12.2006. Если за 15 дней до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон не потребовала его прекращения или изменения, договор считается продленным на неопределенный срок. До настоящего времени данный договор сторонами не расторгнут.

Согласно имеющимся в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю сведениям у ООО «Центр расчетно-кассовых услуг» открыты расчетные счета: в Красноярской дирекции ЗАО КБ «Кедр» № 40702810935010000363 открыт 10.02.2010; в Восточно-Сибирском банке Сбербанка России № 40702810131340101036 открыт 04.10.2006; в КБ "Канский" ООО № <***> открыт 04.10.2006 и специальные банковские счета: в Красноярской дирекции ЗАО КБ «Кедр» № 40821810235010000012 открыт 06.04.2012 в Восточно-Сибирском банке Сбербанка России № 40821810531340000045 открыт 10.02.2012.

Платежи населения, произведенные через ЗАО КБ «Кедр» и Восточно-Сибирский банк Сбербанка России, поступают на специальные банковские счета.

Платежи населения, произведенные через КБ «Канский», поступают на расчетный счет ООО «Центр расчетно-кассовых услуг» № <***>.

КБ «Канский» для выполнения операций по приему платежей от физических лиц привлекло ЗАО ««Биллинговый центр», с которым ООО «ЦРКУ» заключило договор присоединения к системе сбора и обработке платежей «Город» № ГФКН-22/2006 от 04 октября 2006 г.

Согласно данному договору ООО «Центр расчетно-кассовых услуг» (Клиент) уполномочивает, а ЗАО «Биллинговый центр» (Центр) обязуется организовать совершение Плательщиком платежей в адрес Клиента. Договор вступает в силу с даты подписания и действует до его расторжения по основаниям, предусмотренным Правилами, законодательством Российской Федерации. В случае расторжения Договора по любым основаниям, все обязательства, возникшие до расторжения Договора, подлежат исполнению в полном объеме и в соответствии с условиями Договора.

В данном договоре указаны реквизиты для перечисления Агентами сумм Платежей за минусом вознаграждения Агента и Центра:

Клиент – ООО «Центр расчетно-кассовых услуг», ИНН <***>, р/с <***> в КБ «Канский» ООО.

Вознаграждение Центра (% от суммы Платежа), выплачиваемое Клиентом Центру, 1,5% еженедельно в первый рабочий день недели по следующим банковским реквизитам: ЗАО «Биллинговый центр», ИНН <***>, расчетный счет № <***> в КРАБ «НВТБ».

ООО «Центр расчетно-кассовых услуг» через ЗАО «Биллинговый центр» с помощью системы «Город» производит прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставленные населению ООО «ЖЭК» от физических лиц по квитанциям, где указан получателем ООО «Центр расчетно-кассовых услуг» и счет для зачисления платежей № <***> в КБ «Канский» ООО.

Таким образом, ООО «Центр расчетно-кассовых услуг» является платежным агентом в договорных отношениях с ООО «ЖЭК».

Согласно предоставленной выписке по расчетному счету № <***> в КБ «Канский» ООО за период с 18.07.2012 по 24.08.2012 (включительно) на указанный выше счет поступили денежные средства в сумме 1 184 392 руб. 02 коп.:

Дата

совершения

операции

Дата

документа-основания операции

Сумма

операции по кредиту счета в ед. валюты счета

Назначение платежа по операциям

1

2

3

4

18.07.2012

17.07.2012

2 522.76

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29338062 на сумму 2561.18 без ндс

18.07.2012

18.07.2012

57 580.28

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29339145 на сумму 58457.14 без ндс

19.07.2012

19.07.2012

48 435.53

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29360277 на сумму 49173.13 без ндс

19.07.2012

18.07.2012

1 388.57

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29370699 на сумму 1409.71 без ндс

20.07.2012

20.07.2012

27 216.77

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29384545 на сумму 27631.24 без ндс

20.07.2012

20.07.2012

1 669.15

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29388856 на сумму 1694.57 без ндс

20.07.2012

19.07.2012

348.72

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29388541 на сумму 354.04 без ндс

23.07.2012

21.07.2012

1 214.34

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29427858 на сумму 1232.84 без ндс

23.07.2012

23.07.2012

21 512.84

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29427242 на сумму 21 840.44 без ндс

23.07.2012

23.07.2012

942.55

Сбор платежей коммунальные услуги, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29443596 на сумму 956.90без ндс

23.07.2012

23.07.2012

31 934.22

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29406763 на сумму 32420.53 без ндс

24.07.2012

23.07.2012

1 737.02

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29450018 на сумму 1763.48 без ндс

24.07.2012

24.07.2012

26 014.25

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29447514 на сумму 26410.40 без ндс

24.07.2012

24.07.2012

1 760.24

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29455440 на сумму 1787.04 без ндс

25.07.2012

25.07.2012

16 541.05

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29470157 на сумму 16792.94 без ндс

25.07.2012

24.07.2012

3 238.57

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29468688 на сумму 3287.89 без ндс

26.07.2012

26.07.2012

11057.77

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29490097 на сумму 11226.16 без ндс

26.07.2012

25.07.2012

1 674.50

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29492645 на сумму 1700.00 без ндс

27.07.2012

27.07.2012

15 724.89

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе

«Город», Реестры 29508608 на сумму 15964.35 без ндс

27.07.2012

27.07.2012

1 324.50

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29516581 на сумму 1344.66 без ндс

30.07.2012

30.07.2012

15 774.78

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29525264 на сумму 16015.01 без ндс

30.07.2012

30.07.2012

1 079.76

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29545901 на сумму 1096.20 без ндс

01.08.2012

31.07.2012

569.17

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29591390 на сумму 577.84 без ндс

01.08.2012

31.07.2012

689.01

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29592031 на сумму 699.51 без ндс

02.08.2012

01.08.2012

4 256.64

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29626983, 29617980 на сумму 4321.47 без

НДС

03.08.2012

02.08.2012

605.44

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29648884 на сумму 614.66 без ндс

06.08.2012

03.08.2012

6 802.36

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29660072 на сумму 6905.95 без ндс

07.08.2012

06.08.2012

8 593.36

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29703859 на сумму 8724.22 без ндс

08.08.2012

07.08.2012

77 274.93

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29724368 на сумму 78451.71 без ндс

09.08.2012

07.08.2012

109 228.31

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29728761, 29752090, 29749768, 29748047 на сумму 110891.68 без ндс

10.08.2012

09.08.2012

60 220.74

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29728761, 29775045, 29769750 на сумму 61 137.81 без ндс

13.08.2012

10.08.2012

88 100.99

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29798947, 29792883, 29819158, 29794097 на сумму 89 442.64 без ндс

14.08.2012

12.08.2012

87 807.80

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29807080, 29844657, 29847733, 29842773, 29842028 на сумму 89 144.98 без ндс

15.08.2012

14.08.2012

75 523.70

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29869358, 29866950, 29868741, 29866358 на сумму 76 673.81 без ндс

16.08.2012

16.08.2012

52 490.13

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29894081, 29891264, 29889177 на сумму 53 289.46 без ндс

17.08.2012

17.08.2012

51 154.98

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29913218, 29920280, 29912772, 29912323 на сумму 51 934руб. 00коп. без ндс

20.08.2012

18.08.2012

94 473.10

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29936938, 29959969, 29955312, 29934413 на сумму 95 911руб. 77коп. без ндс

21.08.2012

20.08.2012

71 724.12

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 29977739, 29975756 на сумму 72 816руб. 36коп. без ндс

22.08.2012

21.08.2012

52 409.88

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 30007430, 29998483, 29999870, 29999506 на сумму 53 208руб. 00коп. без ндс

23.08.2012

22.08.2012

48 474.42

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 30021889, 30024121, 30028887, 30018272 на сумму 49 212руб. 62коп. без ндс

24.08.2012

24.08.2012

24 803.72

Сбор платежей оплата услуг, ЦЕНТР РКУ - Канск по системе «Город», Реестры 30021889, 30024121, 30028887, 30018272 на сумму 25 181руб. 44коп. без ндс

ИТОГО:

1 184 392.02

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу, что платежным агентом (ООО «Центр расчетно-кассовых услуг») не исполнена обязанность по зачислению в полном объеме на специальный банковский счет наличных денежных средства, полученных платежным агентом при приеме платежей от плательщиков – физических лиц, а именно за период с 18.07.2012 по 24.08.2012 (включительно) в сумме 1 184 392 руб. 02 коп.

По результатам проверки составлен акт проверки № 131/1 от 18.09.2012 и протокол об административном правонарушении от 18.09.2012 № 320.

25.09.2012 по результатам рассмотрения материалов проверки и протокола от 18.09.2012 № 320 об административном правонарушении Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю вынесено постановление № 558 о признании ООО «ЦРКУ» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 40 000 руб.

Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 25.09.2012 № 558, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 6 указанной нормы установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 1 статьи 23.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.5, статьями 15.1, 19.7.6 настоящего Кодекса.

Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня соответствующие протоколы уполномочены составлять руководитель инспекции, заместитель руководителя инспекции, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый инспектор, старший государственный налоговый инспектор, государственный налоговый инспектор, а также должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

Частью 2 статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Приказа Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», протокол об административном правонарушении от 18.09.2012 № 320 составлен и постановление от 25.09.2012 № 558 о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами.

Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 103-Ф3 платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 103-Ф3 под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее – прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

В соответствии с агентским договором, заключенным между платежным агентом и поставщиком товаров (работ, услуг), на платежного агента возлагается обязанность принимать от плательщиков наличные денежные средства и переводить их поставщикам в счет оплаты существующих между последними денежных обязательств.

В соответствии пунктами 14 и 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и зачисления на него в полном объеме полученных от плательщиков при приеме платежей денежных средств.

Как следует из материалов дела, платежным агентом (ООО «Центр расчетно-кассовых услуг») не исполнена обязанность по зачислению в полном объеме на специальный банковский счет наличных денежных средств, полученных платежным агентом при приеме платежей от плательщиков – физических лиц, а именно за период с 18.07.2012 по 24.08.2012 (включительно) в сумме 1 184 392 руб. 02 коп.

Факт неисполнения обществом с ограниченной ответственностью «Центр расчетно-кассовых услуг» обязанности по зачислению в полном объеме на специальный банковский счет наличных денежных средств, полученных платежным агентом при приеме платежей от плательщиков – физических лиц признается обществом, подтверждается материалами дела (в том числе, актом проверки № 131/1 от 18.09.2012, выпиской по счету № <***> в КБ «Канский» ООО, копией договора присоединения клиента к системе сбора и обработки платежей «Город» № ГФКН-22/2006 от 04.10.2006 с ЗАО «Биллинговый центр», копией договора банковского счета № 69/СТ-Ш/06 от 04.10.2006 с КБ «Канский» ООО, копией договора поручения № 2 от 01 октября 2006 г. с ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс», протоколом об административном правонарушении № 320 от 18.09.2012).

При таких обстоятельствах, действия общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетно-кассовых услуг» содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетно-кассовых услуг» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное административное правонарушение.

Довод заявителя о том, данное правонарушения является малозначительным, судом не принимается по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пунктом 18.1 названного Постановления от 02.06.2004 № 10 (введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60) установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере финансов.

Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).

Следовательно, обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не являются исключительными.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «Центр расчетно-кассовых услуг» не представило доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит исключений применения статьи 2.9 в отношении какого-либо административного правонарушения. Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В соответствии с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как следует из материалов дела, заявителем данное нарушение допускалось на протяжении всего периода проверки (с 01.01.2012 по 26.08.2012 включительно). Таким образом, суд пришел к выводу о пренебрежительном отношении общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетно-кассовых услуг» к исполнению требований законодательства.

Следовательно, допущенное административное правонарушение не является малозначительным.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетно-кассовых услуг» об отмене постановления от 25.09.2012 № 558 по делу об административном правонарушении, вынесенного начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю ФИО1, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж