ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-161/19 от 04.04.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

апреля 2019 года

Дело № А33-161/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 11 апреля 2019 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Строительно-монтажное управление» (ИНН 2464007345, ОГРН 1022402304836)

к краевому государственному казенному учреждению «Государственный архив Красноярского края» (ИНН 2460213844, ОГРН 1092468004617)

об обязании принять на хранение архивные документы,

с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Архивного агентства Красноярского края,   федерального казенного учреждения «Государственный архив Российской Федерации»,

при участии:

от заявителя: Даниловой Н.С., доверенность от 09.01.2019,

от ответчика: Моружко Е.Г., доверенность № 4 от 04.02.2019,

от архивного агентства Красноярского края: Нихочиной А.А.,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.Д,

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие «Строительно-монтажное управление» (далее – ФГУП «СМУ», предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к краевому государственному казенному учреждению «Государственный архив Красноярского края»(далее – ГКУ «Государственный архив Красноярского края»,ответчик) об обязании принять на хранение архивные документы по личному составу.

Заявление принято к производству суда. Определением от 04.02.2019 возбуждено производство по делу.

Протокольным определением от  26.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Архивное агентство Красноярского края. Определением от 26.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение «Государственный архив Российской Федерации».

ФКУ «Государственный архив Российской Федерации» в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил суду отзыв на заявление, указав в нем на то, что архивные документы по личному составу предприятия должны быть упорядочены за счет казенного предприятия и переданы на хранение по гражданско - правовому договору ГКГУ «Государственный архив Красноярского края».

Представитель заявителя в заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, указанным в заявлении.

Представитель ответчика и архивного агентства Красноярского края возражали против удовлетворения требований заявителя.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ФГУП «СМУ»  зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402304836.

Согласно пунктам 1.4 и 3.1 Устава ФГУП «СМУ», утвержденного распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 07.11.2011 № 07-840 р, учредителем предприятия является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия собственника имущества предприятия осуществляет территориальное управление Федерального
агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Имущество предприятия находится в федеральной собственности.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.12.2015 по делу № А33-8635/2015 ФГУП «СМУ» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 20.05.2016.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2017 по делу №А33-8635/2015 срок конкурсного производства в отношении  ФГУП «СМУ» продлен на шесть месяцев до 20.11.2017, конкурсным управляющим предприятия утвержден Верхотуров Всеволод Евгеньевич.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 26.11.2018 по делу №А33-8635/2015 срок конкурсного производства в отношении  ФГУП «СМУ» продлен на шесть месяцев до 20.05.2019.

С целью исполнения предусмотренной абзацем 11 пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ) обязанности по передаче на хранение документов по личному составу ликвидируемого через процедуру конкурсного производства ФГУП «СМУ» конкурсный управляющий должника направил письма в адрес муниципального казенного учреждения «Красноярский городской архив» (МКУ «КГА»), краевого государственного казенного учреждения «Государственный Архив Красноярского края» (КГКУ «ГАКК»), архивного агентства Красноярского края и Федерального Архивного агентства (Росархив) с просьбой принять на хранение документы предприятия за 2007-2018 годы, а именно: приказы по личному составу, трудовые договоры, личных карточки уволенных, лицевые счета по начислению заработной платы.

Письмом от 15.08.2018 № 175-исх. «О передаче документов на хранение» на запрос от 10.07.2018 № 93 МКУ «КГА», ссылаясь на статью 4 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», сообщило конкурсному управляющему, что основание для передачи документов предприятия на хранение в муниципальное казенное учреждение «Красноярский городской архив» отсутствует, поскольку хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов государственных предприятий и учреждений относится к полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела.

В письме от 01.10.2018 № 9949 «О передаче документов» КГКУ «ГАКК» сделан вывод о необходимости передачи документов на хранение в федеральные государственные архивы, учитывая, что документы   ФГУП «СМУ», в том числе по  личному  составу являются федеральной государственной собственностью;  архивное хранение документов федеральной собственности относится к числу полномочий Российской  Федерации  в области архивного дела.

Архивное агентство Красноярского края от 19.11.2018 № 94-1145 письмом разъяснило конкурсному управляющему, что документы ФГУП «СМУ» должны быть переданы в один из федеральных государственных архивов, поскольку документы федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия относятся к федеральной государственной  собственности. При этом определение конкретного федерального государственного архива как места хранения документов ФГУП «СМУ» возложено на Федеральное архивное агентство.

Федеральное архивное агентство в письме от 14.12.2018 № 8/3027-ю сообщило конкурсному управляющему, что учитывая, что отношения в сфере организации хранения архивных документов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, то, документы по личному составу  ликвидированных федеральных предприятий, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, целесообразно передавать на хранение в соответствующие региональные архивы, исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, проживающим по большей части на территории того субъекта Российской Федерации, где было расположено ликвидированное федеральное предприятие.

В части определения места дальнейшего хранения документов по личному составу предприятия для передачи документов в соответствующий государственный архив, Федеральное архивное агентство сообщило, что Росархив не наделен соответствующими полномочиями для урегулирования сложившейся ситуации, рекомендовав обратиться в Архивное агентство Красноярского края или в суд для разрешения данного вопроса, если не удастся найти компромиссное решение.

Учитывая противоречивость ответов государственных архивных органов, содержащих различные указания относительно архива, в который подлежат передаче вышеуказанные документы ФГУП «СМУ» по личному составу, конкурсный управляющий предприятия обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим  выводам.

По пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

По абзацу 11 пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец просит суд обязать краевое государственное казенное учреждение «Государственный архив Красноярского края» принять от предприятия на хранение архивные документы по личному составу (приказы по личному составу, трудовые договоры, личные карточки уволенных, лицевые счета по начислению заработной платы).

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» при ликвидации унитарного предприятия документы унитарного предприятия, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 указанного закона, передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок передачи документов на хранение в архив регулируется Законом об архивном деле.

Пунктом 1 статьи 28 указанного закона установлено, что унитарное предприятие обязано хранить следующие документы: внутренние документы унитарного предприятия; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного предприятия, решениями собственника имущества унитарного предприятия и руководителя унитарного предприятия.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулирует Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ).

Согласно пункту 8 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ при ликвидации государственных организаций документы по личному составу в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

 В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, организации, граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.

В соответствии с пунктом 17 статьи 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ упорядочение архивных документов - комплекс работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел) в соответствии с правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.

Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ архивное дело в Российской Федерации - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;

архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства;

архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

По пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ под государственным архивом понимается федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации, которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Таким образом, комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов может осуществляться как федеральным государственным учреждением, так и государственным учреждением субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 7Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ к федеральной собственности относятся архивные документы:

1) хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);

2) государственных органов и организаций, указанных в подпунктах "б", "в", "д" и "е" пункта 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;

3) бывших неприятельских государств, перемещенные в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о перемещенных культурных ценностях;

4) отнесенные к федеральной собственности федеральными законами.

2. К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы:

1) хранящиеся в государственных архивах субъекта Российской Федерации, музеях и библиотеках субъекта Российской Федерации (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);

2) государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации;

3) перешедшие в собственность субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено Верховным судом Российской  Федерации в Российской Федерации в форме федеральных казенных учреждений созданы и действуют следующие федеральные государственные архивы: Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный исторический архив, Российский государственный военно-исторический архив, Российский государственный архив экономики, Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив новейшей истории, Российский государственный военный архив, Российский государственный архив Военно-Морского Флота, Российский государственный архив литературы и искусства, Российский государственный архив научно-технической документации, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив фонодокументов, Российский государственный исторический архив Дальнего Востока.

Указанные федеральные государственные архивы не предназначены для хранения документов по личному составу ликвидируемых федеральных государственных унитарных предприятий, расположенных на территории Красноярского края.

Указом Президента Российской Федерации от 24.01.1995 № 64 Государственный архив Российской Федерации включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В состав этого архива входят фонды высших органов власти, контроля и управления Временного правительства России, правительств периода гражданской войны, Российской Советской республики, РСФСР, СССР, а также федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и непосредственно подчиненных им учреждений, находящихся в городе Москве. Государственный архив Российской Федерации технически не может обеспечить хранение всего массива документов по личному составу ликвидируемых федеральных организаций, дислоцированных в разных субъектах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ документы по личному составу - архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.

Хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых государственных и муниципальных организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т.п.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в сфере архивного дела относятся хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации.

В определении от 03.10.2016 № 305-ЭС16-4927 Верховный Суд Российской Федерации указал, что отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации.

В такой ситуации, принимая во внимание положения статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, учитывая, что отношения в сфере организации хранения архивных документов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, проживающим по большей части на территории субъекта Российской Федерации, где расположено ликвидируемое федеральное предприятие, в целях исключения условий для возложения обязанности по приему однородных документов по личному составу на публичные архивы разного уровня и различной компетенции, что существенно затрудняет поиск соответствующих сведений гражданами, признается допустимым временное (до надлежащего разрешения соответствующих вопросов органами государственной власти Российской Федерации) возложение обязанности по приему и хранению данных документов на нефедеральный государственный архив, исходя из территориального принципа (по месту нахождения ликвидируемой организации).

Российской Федерацией с соблюдением требований пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» надлежащая передача спорных полномочий по организации хранения документов по личному составу федеральных организаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации не осуществлена.

Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 03.10.2016 № 305-ЭС16-4927, изложенное не означает, что все публично-правовые образования (Российская Федерация ввиду отсутствия функционирующей материально-технической базы архивного хранения, а ее субъекты - вследствие непредоставления финансового обеспечения со стороны федеральной власти) вправе уклоняться от хранения имеющих социальное предназначение документов по личному составу, гарантирующих бывшим работникам возможность реализации права на подтверждение сведений об их трудовых отношениях.

Ответственность за состояние дел в этой сфере перед гражданами Российской Федерации - бывшими работниками возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов.

В Определении от 19.01.2017 № 611-ПЭК16 по делу № А40-146059/2014 Верховный Суд РФ также указал, что отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации.

Поскольку отношения в сфере организации хранения архивных документов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, судам следовало признать допустимым временное (до надлежащего разрешения соответствующих вопросов органами государственной власти Российской Федерации) возложение обязанности по приему и хранению данных документов на нефедеральный государственный архив исходя из территориального принципа (по месту нахождения ликвидируемой организации) исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, проживающим по большей части на территории того субъекта Российской Федерации, где было расположено ликвидированное федеральное предприятие.

Таким образом, обязанности по приему и хранению рассматриваемых документов, учитывая позицию Верховного суда, следует возложить на государственный архивпо месту нахождения ликвидируемой организации.

В связи с этим соответствующие доводы Архивного агентства Красноярского края и КГКУ «ГАКК» о необходимости передачи документов в федеральный государственный архив, признаются судом неправомерными.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 14.10.2005 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» с 1 января 2007 года образован новый субъект Российской  Федерации  - Красноярский край.

Согласно пунктам 1.4 и 3.1 Устава ФГУП «СМУ» учредителем предприятия является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия собственника имущества предприятия осуществляет территориальное управление Федерального
агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Имущество предприятия находится в федеральной собственности.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц местонахождение ФГУП «СМУ»: Красноярский край, г. Красноярск, ул. 60 Лет Октября, 111 «А».

Таким образом, предприятие находится на территории субъекта Российской  Федерации  - Красноярский край.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь вышеуказанной позицией Верховного Суда Российской Федерации, суд полагает необходимым обязанность по приему и хранению документов по личному составу (приказы по личному составу, трудовые договоры, личные карточки уволенных, лицевые счета по начислению заработной платы) федерального государственного унитарного предприятия «Строительно-монтажное управление» возложить на краевое государственное казенное учреждение «Государственный архив Красноярского края», в связи с чем заявленное требование истца подлежит удовлетворению.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб., что соответствует подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации о размере государственной пошлины, подлежащей уплате в арбитражный суд при подаче исковых заявлений неимущественного характера.

Учитывая результат рассмотрения дела, с ответчика в пользу истца  подлежит взысканию 6000 руб. государственной пошлины.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск федерального государственного унитарного предприятия «Строительно-монтажное управление» удовлетворить.

Возложить на краевое государственное казенное учреждение «Государственный архив Красноярского края» обязанность по приему и хранению документов по личному составу (приказы по личному составу, трудовые договоры, личные карточки уволенных, лицевые счета по начислению заработной платы) федерального государственного унитарного предприятия «Строительно-монтажное управление».

Взыскать с краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Красноярского края» в пользу федерального государственного унитарного предприятия «Строительно-монтажное управление» 6000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.М. Чурилина