ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-16486/2021 от 31.08.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

20 октября 2021 года

Дело № А33-16486/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения размещена на сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети «Интернет» 31 августа 2021 года.

Мотивированное решение составлено 20 октября 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя Трофимова Андрея Александровича (ИНН 244501639364, ОГРН 314244816700025)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю (ИНН 2448009176, ОГРН 1042441160024)

об оспаривании постановления № 24482114700156300004 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.06.2021,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

индивидуальный предприниматель Трофимов Андрей Александрович (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Красноярскому краю (далее – ответчик, административный орган) об изменении постановления № 24482114700156300004 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.06.2021 в части назначения административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Определением от 01.07.2021 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

26.07.2021 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Красноярскому краю заявлено ходатайство об объединении дел №№ А33-16489/2021, А33-16495/2021, А33-16503/2021, А33-16500/2021, А33-16486/2021, А33-16504/2021, А33-16492/2021, А33-16497/2021, А33-16488/2021,  А33-16499/2021, А33-16493/2021,  А33-16490/2021,  А33-16496/2021, А33-16502/2021, А33-16485/2021, А33-16505/2021, А33-16507/2021, А33-16494/2021, А33-16484/2021, А33-16487/2021, А33-16506/2021, А33-16501/2021, А33-16498/2021, № А33-16491/2021  в одно производство.

В силу части 2.1 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.

Суд считает указанное ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку в вышеуказанных делах оспариваются самостоятельные постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные за совершение предпринимателем конкретных правонарушений. Риска принятия противоречащих друг другу судебных актов отсутствует.

30.08.2021 судом вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных главой 29 Кодекса. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

13.10.2021индивидуальный предприниматель Трофимов Андрей Александрович обратился в суд с апелляционной жалобой по делу.

При указанных обстоятельствах суд принимает решение по правилам главы 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства и суд пришел к следующим выводам.

В ходе проверки по соблюдению валютного законодательства,  налоговым органом установлено, что ответчик, осуществив 24.07.2020 валютные операции в валюте Российской Федерации по выплате заработной платы в размере 5200 руб. иностранному работнику - физическому лицу-нерезиденту (Ягудиной Гульсогат), по платежной ведомости от 24.07.2020 б/н (расходный кассовый ордер № 115 от 24.07.2020), минуя банковский счет в уполномоченном банке, чем нарушил часть 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон №173-Ф3).

03.06.2021 в отношении заявителя составлен протокол №24482114700156300002 об административном правонарушении.

Постановлением от 15.06.2021 № 24482114700156300004 заявитель признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 900 руб.

Не согласившись с постановлением, предприниматель обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях,  предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.

Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушения в соответствии с частями 1-3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 173-ФЗ валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» устанавливает, что органом валютного контроля является, в том числе, Федеральная налоговая служба.

Пунктами 1 и 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, предусмотрено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Согласно части 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 1).

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (часть 2 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

Инспекция наделена полномочиями органа валютного контроля, а ее должностные лица в силу положений статьи 23.60 КоАП РФ имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление составлены уполномоченными лицами компетентного органа.

Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления арбитражным судом не установлено.

Уведомление от 27.05.2021 № 24482114700156300001 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (форма по КНД 11250116) получено ИП Трофимовым А.А. по телекоммуникационным каналам связи 28.05.2021 в 10.55.38 МСК, что подтверждается извещением о получении электронного документа.

Инспекцией 03 июня 2021 (входящий № 08140 от 03.06.2021) получено ходатайство от ИП Трофимова А.А. с просьбой о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие.

Протокол об административном правонарушении № 24482114700156300002 от 03.06.2021 составлен в отсутствие ИП Трофимова А.А., уведомленного надлежащим образом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, который получен ИП Трофимовым А.А. по телекоммуникационным каналам связи 04.06.2021 в 10.26.25 МСК, что подтверждается извещением о получении электронного документа.

Определением № 24482114700156300003 от 03.06.2021 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении по делу 244821147001563 на 15 июня 2021 г. в 09 часов 00 минут по адресу: 663960, Красноярский край, г.Заозерный, ул. Фабричная, д.6, которое получено ИП Трофимовым А.А. по телекоммуникационным каналам связи 04.06.2021 в 10.26.25 МСК, что подтверждается извещением о получении электронного документа.

ИП Трофимов А.А. надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении № 244821147001563.

При рассмотрении дела об административном правонарушении 15.06.2021 ИП Трофимов А.А. не присутствовал; направил: ходатайство о применении смягчающих обстоятельств по делу (вх. № 08653 от 15.06.2021) и ходатайство о рассмотрении административного протокола в его отсутствие (вх. № 08643 от 15.06.2021); ходатайство об отложении не заявлял.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры составления протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, заявителем данный факт не оспаривается.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации

Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.

Согласно статье 6 Закона о валютном регулировании, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исключением являются положения абзаца 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которым юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Выплата заработной платы не отнесена к числу вышеуказанных исключений, как видно из материалов дела, установленная законом обязанность по проведению расчетов при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках заявителем не исполнена.

В силу норм статьи 1 Закона № 173-ФЗ заявитель является резидентом, а его работники  - нерезидентами.

Согласно статье 11 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

В силу абзаца 5 статьи 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку работник заявителя является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки по соблюдению валютного законодательства,  налоговым органом установлено, что ответчик, осуществив 24.07.2020 валютные операции в валюте Российской Федерации по выплате заработной платы в размере 5200 руб. иностранному работнику - физическому лицу-нерезиденту (Ягудиной Гульсогат), по платежной ведомости от 24.07.2020 б/н (расходный кассовый ордер № 115 от 24.07.2020), минуя банковский счет в уполномоченном банке, чем нарушил часть 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон №173-Ф3), и совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией, нашедшей отражение в сложившейся судебной практике (см. напр. в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 №№ 307-АД15-691, 307-АД15-683, 307-АД15-681, 307-АД15-678 и др., постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.08.2016 № А78-1056/2016, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.05.2018 по делу № А04-8136/2017, постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу А78-1056/2016, постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 № А51-2790/2018, постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 по делу А04-5220/20108, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017 по делу А40-58266/2017, постановлении Северо-Западного округа от 02.02.2015 по делу А66-3079/2014, постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 по делу № А33-25347/2019,  от 08.04.2019 по делу N А33-25346/2018, от 09.04.2019 по делу № А33-25345/2018 и др.).

Таким образом, у органа валютного контроля имелись законные основания для вывода о наличии объективной стороны правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования составляет два года. С учетом даты выплаты денежных средств, вменные в вину обществу к моменту вынесения оспариваемого постановления, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Если объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом обязанностей возложенных законодательством Российской Федерации нет и отсутствует факт реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, т.е. лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность исполнить, но не предприняло соответствующих мер, то в соответствии с частью 2.1 КоАП РФ в действиях общества усматривается вина в совершении данного административного правонарушения.

Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения, заявитель имел возможность для соблюдения валютного законодательства, однако обществом не были приняты все меры для его  соблюдения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение положений о малозначительности является правом, а не обязанностью суда.

Суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного предпринимателем правонарушения, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.

При обращении с рассматриваемым заявлением, предприниматель просит заменить административное наказание в виде штрафа, назначенное оспариваемым постановлением, на предупреждение.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из анализа приведенных норм КоАП РФ следует, что статья 4.1.1 КоАП РФ применима в отношении административных правонарушений, за исключением составов, перечисленных в части 2 этой статьи, при наличии совокупности следующих условий:

1) лицо, привлекаемое к ответственности, является субъектом малого и среднего предпринимательства, юридического лица, и юридическим лицом, а также их работником;

2) административное правонарушение совершено таким лицом впервые (предупреждение не может быть назначено лицу до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания, либо в случае грубого и систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях);

3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Именно эти обстоятельства подлежат исследованию и установлению в целях выяснения возможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Одним из условий назначения наказания в виде предупреждения применительно к части 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса является отсутствие причинения вреда безопасности государства (либо угрозы его причинения) в результате совершения административного правонарушения.

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Для реализации целей валютного законодательства органы валютного регулирования устанавливают специальные правила. Одним из таких правил является соблюдение юридическими лицами-резидентами порядка расчетов через банковские счета в уполномоченных банках.

Согласно преамбуле целью принятия Закона о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» определено, что угроза обороне страны и безопасности государства - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и (или) государства.

В пункте 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 572-О-О указано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также признание и защита всех форм собственности (статьи 8, 34 (часть 1) и 35 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные предписания не препятствуют законодателю устанавливать с учетом публично-правового характера валютного регулирования в целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации, специальные правила для участников внешнеэкономической деятельности.

Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» установлено, что государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 указано, что важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности является повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста, стабильность функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности, валютное регулирование и контроль. Согласно пунктам 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.

По смыслу части 1 статьи 15.25 КоАП РФ рассматриваемые административные правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок в области валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, на достоверный учет и отчетность по валютным операциям, на порядок государственного регулирования в области валютного обращения и финансов, на проведение государством единой валютной политики, на устойчивость и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Нарушение требований валютного законодательства порождает угрозу экономической стабильности и независимости государства как одного из необъемлемых факторов его безопасности. Изложенный правовой подход нашел отражение, в том числе в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.09.2017 по делу А33-1388/2017.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения вменяемого заявителю правонарушения, массовые факты совершения аналогичных нарушений валютного законодательства, установленные при проверке, результаты которой послужили основанием для возбуждения дел об административном правонарушении,  суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае вмененные заявителю противоправные действия (бездействие) создают угрозу причинения вреда безопасности государства (часть 2 статьи 3.4, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП).

Таким образом, в рассматриваемом случае, применение такой меры административной ответственности как предупреждение не может быть осуществлено, так как судом установлено наличие признака создания угрозы безопасности государства.

Избранная мера административного наказания установлена административным органом в соответствии с требованием действующего законодательства, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Размер административного штрафа определен верно в соответствии с минимальным размером санкции, установленной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (75 процентов от суммы незаконной валютной операции).

В заявлении предприниматель указывает на многократное привлечение к административной ответственности за правонарушение, выявленное в рамках одной проверки, которое должно квалифицироваться одним длящимся правонарушением.

Вместе с тем, заявителем не учтено, что составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, являются по своим признакам формальными, т.е. считаются оконченным в момент совершения противоправного действия с нарушением требований валютного законодательства. Действия заявителя по выдаче денежных средств  в валюте Российской Федерации нерезиденту (выплата  заработной платы иностранным работникам) завершается  в момент каждой передачи наличных денежных средств, то есть каждый случай выплаты денежных средств иностранному гражданину в нарушении валютного законодательства образует оконченное правонарушение. Сам по себе факт выявления множественных правонарушений в рамках проведения одной проверки не  влечет обязанности возбуждения только одного дела об административном правонарушении.

Данный правовой подход нашел отражение в сложившейся судебной практике арбитражных судов (напр., Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.08.2021 по дела N А19-19540/2020 и № А19-19537/2020, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по делу N А33-29261/2020,  Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 N 01АП-1704/2021 по делу N А43-38277/2020, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 N 11АП-9419/2020 по делу N А55-9613/2020, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 N 12АП-10354/2020 по делу N А06-7453/2020, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 N 17АП-10876/2021-АК по делу N А71-6641/2021 и др.)

Учитывая изложенное, у налогового органа основания для привлечения заявителя  к административной ответственности имелись. Довод заявителя о незаконности вынесенных постановлений по мотиву повторного привлечения к административной ответственности подлежит отклонению.

Кроме того, заявителем не учитывается, что санкцией за совершение вменного правонарушения предусматривается назначение административного штрафа, размер которого определяется расчетным способом – в зависимости от суммы совершенной валютной операции (выплаченных денежных средств). Таким образом, даже при квалификации выявленных в рассматриваемом случае противоправных деяний в качестве единого правонарушения, с учетом множественности совершенных противоправных действий и создаваемой в их результате угрозе экономической безопасности государства, административное наказание в виде предупреждения не могло быть назначено, а размер единого штрафа не отличается от размера совокупной суммы штрафов, начисленных за каждое из выявленных противоправных деяний, исходя из расчета 75 % от суммы незаконной валютной операции.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу пункта 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, для должностных лиц пятидесяти тысяч руб.

В рассматриваемом случае оснований для снижения суммы штрафа ниже минимального размера санкции судом не усматривается, исходя из размера назначенного наказания, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, не представлением доказательств наличия неудовлетворительного финансового положения правонарушителя.

Каких-либо иных исключительных обстоятельств, не позволивших надлежащим образом соблюдать требования действующего федерального законодательства к совершению валютных операций, обеспечивающих прозрачность финансовых операций, обществом не приведено.

Избранная мера административного наказания установлена административным органом в соответствии с требованием действующего законодательства, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Размер административного штрафа определен верно, оснований для выводов о незаконности оспариваемого постановления не имеется.

Часть 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 130, 167 – 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Красноярскому краю об объединении дел №№ А33-16489/2021, А33-16495/2021, А33-16503/2021, А33-16500/2021, А33-16486/2021, А33-16504/2021, А33-16492/2021, А33-16497/2021, А33-16488/2021,  А33-16499/2021, А33-16493/2021,  А33-16490/2021,  А33-16496/2021, А33-16502/2021, А33-16485/2021, А33-16505/2021, А33-16507/2021, А33-16494/2021, А33-16484/2021, А33-16487/2021, А33-16506/2021, А33-16501/2021, А33-16498/2021, № А33-16491/2021  в одно производство отказать.

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Трофимова Андрея Александровича о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Красноярскому краю (ИНН 2448009176, ОГРН 1042441160024) от 15.06.2021 № 24482114700156300004 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении отказать.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение пятнадцати дней после его принятия, а в случае составления мотивированного решения – в течение пятнадцати дней со дня изготовления решения в полном объеме, путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии резолютивной части решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Лица, участвующие в деле, вправе в течение 5 дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети «Интернет» обратиться в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

Судья

Е.В. Болуж