АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
07 марта 2012 года
Дело № А33-16531/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 февраля 2012 года.
В полном объёме решение изготовлено 07 марта 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Баукиной Е.А. рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Красноярск)
к департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Красноярск)
об устранении препятствий в пользовании имуществом,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика:
- межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноярское» (по правам и обязанностям ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Красноярское») (г. Красноярск),
- открытого акционерного общества «Иркутскгипродорнии» в лице Красноярского филиала (г. Красноярск),
в присутствии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 01.02.2012 № 01/12,
от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 26.12.2011,
от межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноярское»: ФИО3 – представителя по доверенности от 28.12.2011
№ 112/120,
от ОАО «Иркутскгипродорнии» в лице Красноярского филиала: ФИО4 – представителя по доверенности от 01.01.2012 № 03/169-ВЮ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО5,
установил:
общество с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» (далее – ООО «Кедр») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании ответчика устранить препятствия в эксплуатации в соответствии с существующими требованиями принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» на праве собственности автозаправочной станции (АЗС), расположенной по адресу: <...> «Ж», а именно – демонтировать установленные бордюры у подъезда № 1 (протяженность бордюра – 13,6 м.) и подъезда № 2 (протяженность бордюра – 39,1 м.), расположенные с левой стороны реконструированной дороги Северного шоссе (по направлению движения от п. Емельяново на г. Красноярск), препятствующие проезду к АЗС и выезду из неё, восстановить дорожное покрытие указанных подъездов, нарушенное в результате реконструкции автодороги и установки бордюров.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 13.10.2011 возбуждено производство по делу.
В ходе судебного разбирательства представитель истца заявленные требования поддержал, пояснил, что вследствие капитального ремонта автомобильной дороги Северное шоссе (по направлению движения от п. Емельяново на г. Красноярск) у двух подъездов к автозаправочной станции «Кедр», расположенной по адресу: <...> «Ж», в местах примыкания к автодороге установлены бордюры, препятствующие эксплуатации собственником автозаправочной станции (полностью блокирован въезд бензовозов для слива нефтепродуктов; для слива топлива в резервуары применяется длинный шланг, вследствие чего при разливе нефтепродуктов они не собираются в сливном приямке, а распространяются по дорожному покрытию, что недопустимо по правилам технической эксплуатации АЗС). АЗС «Кедр» вводилась в эксплуатацию с учетом 4-х подъездов к ней. Право собственности ООО «Кедр» на АЗС зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Заказчиком работ по реконструкции Северного шоссе от 1-й транспортной развязки до границы города является департамент городского хозяйства администрации города Красноярска. Ответчик осуществляет полномочия собственника по эксплуатации автомобильной дороги – Северное шоссе. На основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации истец как собственник АЗС «Кедр» вправе требовать от департамента городского хозяйства администрации города Красноярска устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Представитель департамента городского хозяйства администрации города Красноярска исковые требования ООО «Кедр» не признал, пояснил действия ответчика по капитальному ремонту Северного шоссе в августе 2011 года основаны на законе, административном акте, договоре и противоправными не являются. Капитальный ремонт Северного шоссе осуществлен в соответствии с утвержденным проектом, прошедшим государственную экспертизу на соответствие действующим нормативным документам. Въезд на автозаправочную станцию «Кедр» с правой полосы автомагистрали проектной документацией не предусмотрен (въезд осуществляется с левой полосы движения Северного шоссе), проект в установленном порядке согласован с уполномоченным представителем ГИБДД (на соответствующем листе проекта спорные подъезды к АЗС перечеркнуты). Следовательно, отсутствует основание для применения статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации. Северное шоссе является собственностью города Красноярска, полномочия по использованию автомобильных дорог местного значения в границах города, их содержанию, капитальному и текущему ремонту осуществляет департамент городского хозяйства администрации города Красноярска. Истец не вправе требовать от ответчика устранения выполненных работ по рассматриваемой реконструкции дороги, препятствующих проезду к АЗС, даже если эти работы влекут за собой нарушение субъективных прав и интересов собственника АЗС.
Представитель межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноярское» пояснил, что при согласовании схемы организации движения за строительством и реконструкцией дорог органы ГИБДДД осуществляют контроль в рамках, предусмотренных Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России, утвержденным приказом МВД от 08.06.1999
№ 410, и статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». НПБ 111-98 * «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утверждены приказом ГУГПС МВД Российской Федерации от 23.03.1998
№ 25) установлено, что на территории АЗС должен быть раздельный въезд и выезд. Учитывая, что при согласовании документации по строительству АЗС было установлено, что для АЗС предусмотрен раздельный въезд-выезд, соблюдены требования безопасности дорожного движения, схема размещения знаков соответствовала действующему законодательству, документация была согласована. Исковые требования ООО «Кедр» обоснованны.
Представитель открытого акционерного общества «Иркутскгипродорнии» в лице Красноярского филиала пояснил, что проектирование по капитальному ремонту Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границ города в Центральном районе города Красноярска проводилось Красноярским филиалом ОАО «Иркутскгипродорнии» на основании муниципального контракта от 15.02.2008 на выполнение проектно-изыскательских работ. Проектная документация прошла государственную экспертизу, КГАУ «Красноярская краевая государственная экспертиза» выдало положительное заключение от 13.05.2010 № 24-1-0215-10. Капитальный ремонт Северного шоссе предусматривал кардинальное изменение организации движения на данном участке – ввод одностороннего движения, вместо ранее существовавшего двустороннего движения. При прохождении согласования проектной документации в ОГИБДД МВД по г. Красноярску предусмотренное примыкание АЗС «Кедр» к правой полосе Северного шоссе не получило согласования, так как согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения АЗС отнесены к территории, непосредственно прилегающей к дороге и не предназначенной для сквозного движения транспортных средств. Учитывая, что АЗС «Кедр» располагается между правой и левой полосами движения и имеет примыкание как к правой, так и к левой полосе, то территория АЗС «Кедр» может использоваться участниками дорожного движения в качестве «перемычки» между полосами движения, что будет являться причиной дорожно-транспортных происшествий на территории АЗС и в районе примыкания АЗС к автодороге. Вследствие несогласования в ОГИБДД МВД по г. Красноярску примыкание АЗС «Кедр» к правой полосе Северного шоссе было запроектировано отделить от проезжей части путем установки бордюрного камня. Согласно пункту 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52606-2006 «Классификация дорожных ограждений» бордюрное ограждение является по принципу работы типом дорожного удерживающего ограждения. По установке дорожных знаков, нанесению дорожной разметки, также по установке дорожных ограждений и направляющих устройств распоряжение дает ОГИБДД МВД, так как на них возложена непосредственная организация дорожного движения. Согласно методическим рекомендациям по применению дорожных ограждений и средств зрительного ориентирования в редакции 2008-10-01 (пункт 3.1) ограждение следует устанавливать на автомобильных дорогах, интенсивность движения на которых достигает 1 тыс. авт./сут. или осуществляется регулярное пассажирское автобусное сообщение. Северное шоссе является автомагистралью.
Предложением суда урегулировать спор мировым соглашением путем устранения возможности использования территории АЗС «Кедр» для сквозного движения между правой и левой полосами Северного шоссе посредством установления запрещающих дорожных знаков либо ограждающего устройства на самой территории АЗС «Кедр» в местах, свободных для проезда транспорта с одной полосы движения Северного шоссе на другую полосу, спорящие стороны не воспользовались.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании акта государственной приемочной комиссии от 20.01.2004, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.06.2004 № 1489-арх, за обществом с ограниченной ответственностью «Фирма «Кедр» 04 мая 2005 года зарегистрировано право собственности на сооружение – автозаправочная станция застроенной площадью 393,90 кв.м. по адресу: Россия, <...> «Ж» (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04 мая 2005 года серии 24 ДХ № 000508).
Согласно договору аренды земельного участка от 15.04.2004 № 580 обществу с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» предоставлен в аренду земельный участок с категорией земель – земли поселений, кадастровый номер 24:50:0300294:4, площадью 13 742,41 кв.м, по адресу: <...> (район пиковой котельной) в Центральном районе для строительства комплекса сервисных услуг: автозаправочная станция, кафе, автомойка, автостоянка. Срок договора аренды продлен до 14.09.2012. Договор аренды земельного участка от 15.04.2004 № 580 с дополнениями зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На ситуационном плане в масштабе 1:10000 изображено место расположения проектируемой АЗС между двумя автомобильными дорогами, к каждой из которых обозначено два примыкания (въезд и выезд).
В соответствии с экспликацией зданий и сооружений (лист 1 проектной документации на Комплекс сервисных услуг по Северному шоссе в г. Красноярске шифр 01-01-ГП1, проектировщик ООО «Красноярскинженерпроект») в лист внесены изменения в соответствии с требованиями ГОСТ 21.1101-2009, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.07.01-89 *, НПБ 111-98. Изменениями предусмотрены: отдельный проезд для автоцистерн, отдельный подъезд к топливораздаточным колонкам. Изменения внесены по требованию заказчика, исходя из условий наиболее удобного обслуживания автомобилей граждан и обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно техническому паспорту сооружения (АЗС) от 17.11.2003 нежилое сооружение – автозаправочная станция по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, № 17 «Ж», лит Б, Г имеет четыре подъезда (по два примыкания (въезд и выезд) к каждой полосе дороги, между которыми располагается АЗС).
За муниципальным образованием город Красноярск 18 декабря 20090 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружений при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, временных объектов, общей площадью 281 610 кв.м., по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, автодорога по Северному шоссе от жилого района «Солонцы-2» до Северное шоссе -9, кадастровый номер 24:50:0000000:1039, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 24 ЕИ 475500.
На основании муниципального контракта № 68 на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города Красноярска от 15.02.2008, заказчиком по которому выступает департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, а исполнителем – открытое акционерное общество «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Иркутскгипродорнии» в лице руководителя Красноярского филиала, исполнитель выполнил проектно-изыскательские работы, а именно – подготовил рабочий проект «Капитальный ремонт Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города Красноярска», шифр 461-08. На листе 4 раздела 461-08-АД проекта изображен участок автомагистрали Северное шоссе в части примыкания к АЗС «Кедр», на котором примыкание к правой полосе движения автомагистрали крестообразно перечеркнуто в трех местах. Лист согласован заместителем начальника ОГИБДД УВД по г. Красноярску.
Свидетель ФИО6 а судебном заседании 08.02.1012 объяснила, что на указанном листе рабочего проекта примыкание АЗС «Кедр» к правой полосе движения было перечеркнуто на стадии согласования проекта с заместителем начальника ОГИБДД УВД по г. Красноярску.
В материалы дела представлено положительное заключение государственной экспертизы № 24-1-5-0215-10 на объект капитального строительства «Капитальный ремонт Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города», выполненное краевым государственным автономным учреждением «Красноярская краевая государственная экспертиза». Улица Северное шоссе классифицируется как магистральная улица общегородского значения непрерывного движения.
В письме от 03.02.2010 № 38Г-59 ОГИБДД УВД по г. Красноярску сообщило заместителю департамента городского хозяйства, что согласовывает схему организации движения проекта «Капитальный ремонт Северного шоссе от 1-й транспортной развязки до границы города» при выполнении, в том числе, условий: принять временный вариант с двусторонним движением; схему с односторонним движением установить только после изменения организации движения (одностороннее движение) на новом Северном шоссе.
Администрация города Красноярска 02.06.2011 выдала разрешение на строительство
№ RU-243080000-01/2337-дг на капитальный ремонт объекта капитального строительства Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города сроком действия до 06.11.2012.
На основании муниципального контракта № 288 на выполнение работ по капитальному ремонту Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границ города Красноярска от 03.06.2011, заказчиком по которому выступает департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, а подрядчиком – закрытое акционерное общество «Сибагропромстрой», подрядчик выполнил работу по капитальному ремонту Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границ города Красноярска.
В письме от 15.08.2011 № 144 истец просил ответчика разрешить вопрос в ситуации, когда вследствие работ по капитальному ремонту автодороги нарушено движение на территории АЗС, а именно – блокирован подъезд для бензовозов после реконструкции автодороги Северного шоссе в районе автозаправочной станции по Северному шоссе,17 ж.
Согласно ответу департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 19.08.2011 № 10/3832-гх на письмо ООО «Кедр» от 15.08.2011 капитальный ремонт Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границ города выполняется в соответствии с разработанным и прошедшим государственную экспертизу проектом, внесение изменений в проект не представляется возможным.
В соответствии с письмом отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноярское» от 16.09.2011 № 112Г – 2800 проект «Капитальный ремонт Северного шоссе от 1-й транспортной развязки до границы города» разработан с учетом изменения организации движения (ввод одностороннего движения). Госавтоинспекцией при рассмотрении схемы организации движения данного проекта в целях обеспечения безопасности дорожного движения на основании статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» рекомендовано исключить въезд на территорию АЗС со стороны старого Северного шоссе.
На топографическом плане объекта АЗС по адресу: <...>, в масштабе 1:500 с отметкой отдела ведения ИСГД управления архитектуры администрации города Красноярска от 29.11.2011 отражено, что примыкания АЗС к правой полосе Северного шоссе закрыты.
В акте совместного осмотра истцом и ответчиком Северного шоссе в части примыкания к нему АЗС «Кедр» от 08.02.2012 представители истца и ответчика зафиксировали , что ветка Северного шоссе (Старая), отремонтированная Департаментом в 2011 году по всей длине примыкания к ней АЗС «Кедр» в соответствии с проектом отделена от территории АЗС бордюрным камнем.
Считая свои права нарушенными, ООО «Кедр» обратилось в арбитражный суд с иском об обязании департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, устранить препятствия в эксплуатации в соответствии с существующими требованиями принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» на праве собственности автозаправочной станции (АЗС), расположенной по адресу: <...> «Ж», а именно – демонтировать установленные бордюры у подъезда № 1 (протяженность бордюра – 13,6 м.) и подъезда № 2 (протяженность бордюра – 39,1 м.), расположенные с левой стороны реконструированной дороги Северного шоссе (по направлению движения от п. Емельяново на г. Красноярск), препятствующие проезду к АЗС и выезду из неё, восстановить дорожное покрытие указанных подъездов, нарушенное в результате реконструкции автодороги и установки бордюров.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Статьями 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан и юридических лиц по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права, в том числе избирать способ защиты нарушенного права путем признания права.
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Пунктами 2, 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом.
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
В соответствии с нормами Федерального закона от 30.03.1998. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» Российская Федерация без специального соглашения признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней.
Согласно статье 1 Протокола 1 к указанной конвенции (1952) каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в информационном письме от 20.12.1999 № С1-7/СМП-1341 указал на необходимость учета правовых позиций Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ, о соблюдении баланса публичного и частного интереса при разрешении имущественного спора и справедливости судебного разбирательства любого имущественного спора при осуществлении правосудия арбитражными судами.
Статья 1 Протокола 1 относится к тем правам и обязанностям физических и юридических лиц, которые по своей сути являются частными, носят гражданско - правовой характер. Частные лица имеют право беспрепятственно пользоваться своей собственностью. Государство в целях защиты публичного порядка должно контролировать условия использования собственности, не допуская при этом нарушения имущественных прав частных лиц.
В соответствии со статьями 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
ООО «Кедр» заявило иск об устранении нарушений права собственности на автозаправочную станцию, расположенную по адресу: <...> «Ж», путем ограничения доступа на АЗС (въезда и выезда) со стороны ее примыкания к правой полосе движения Северного шоссе путем установления бордюра.
Правом на негаторный иск обладает собственник, который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею. Ответчиком является лицо, которое своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие нормальному осуществлению права собственности.
В предмет доказывания по настоящему делу апелляционный суд считает следующие обстоятельства: наличие права собственности, иного вещного либо обязательственного права у истца на имущество, в пользовании или распоряжении которым ему чинятся препятствия; наличие препятствий в осуществлении прав, не соединенных с лишением владения; осуществление ответчиком действий, создающих препятствия в пользовании собственником своим имуществом: длящийся характер нарушения правомочий собственника.
При этом противоправность действий заключается в самом создании препятствий для реализации собственником правомочий пользования и/или распоряжения имуществом.
Право собственности ООО «Кедр» на сооружение – автозаправочная станция застроенной площадью 393,90 кв.м. по адресу: Россия, <...> «Ж» зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2005 на основании акта государственной приемочной комиссии от 20.01.2004, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.06.2004 № 1489-арх. Истец не лишен правомочия владения указанным объектом.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспариваются факт осуществления правомочий собственника от имени муниципального образования город Красноярск по проведению капитального ремонта и последующей эксплуатации Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска.
Представленными в материалы дела письменными доказательствами, объяснениями лиц, участвующих в деле, подтверждается факт затруднения в осуществлении ООО «Кедр» в полной мере пользоваться автозаправочной станцией в связи с блокированием подъезда с правой полосы Северного шоссе к резервуарам хранения нефтепродуктов №№ 1-5 для автоцистерн посредством установления бордюрного камня.
Резервуары для хранения нефтепродуктов №№ 1-5 размещены с правой стороны АЗС в соответствии с экспликацией зданий и сооружений (лист 1 проектной документации на Комплекс сервисных услуг по Северному шоссе в г. Красноярске шифр 01-01-ГП1, проектировщик ООО «Красноярскинженерпроект») с учетом изменений в соответствии с требованиями ГОСТ 21.1101-2009, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.07.01-89 *, НПБ 111-98, предусматривающими отдельный проезд для автоцистерн, отдельный подъезд к топливораздаточным колонкам.
Ответчик ссылается на правомерность своих действий, как основанных на Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», административном акте – положительном заключении государственной экспертизы № 24-1-5-0215-10 на объект капитального строительства «Капитальный ремонт Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города», выполненным краевым государственным автономным учреждением «Красноярская краевая государственная экспертиза», и договоре от 15.02.2008 № 68 на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту Северного шоссе от 1-ой транспортной развязки до границы города Красноярска, заключенным с Красноярским филиалом открытого акционерного общества «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Иркутскгипродорнии».
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10.12.1995
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а именно – соответствовать требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов, что устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В качестве нормативного основания размещения бордюра в районе примыкания действующей АЗС «Кедр» к ремонтируемому Северному шоссе ответчик и третье лицо – Красноярский филиал открытого акционерного общества «Иркутскгипродорнии» - ссылаются на пункт 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, согласно которому АЗС относится к территории, непосредственно прилегающей к дороге и не предназначенной для сквозного движения транспортных средств, а месторасположение АЗС «Кедр» между левой и правой полосами движения Северного шоссе создает угрозу использования АЗС для сквозного движения и, соответственно, нарушения указанного требования.
Средством устранения опасности сквозного движения по территории АЗС третье лицо (проектировщик) избрал установку бордюрного камня со ссылкой на пункт 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52606-2006 «Классификация дорожных ограждений», методические рекомендации по применению дорожных ограждений и средств зрительного ориентирования в редакции 2008-10-01 (пункт 3.1), поскольку Северное шоссе является автомагистралью.
Однако указанными выше нормативно-техническими документами не предусмотрена обязанность устанавливать в местах примыкания к автомагистрали объектов дорожного сервиса исключительно дорожные ограждения.
В соответствии с пунктами 1.2 и 16.1. Правил дорожного движения движение по прилегающей территории и движение на автомагистралях осуществляется в соответствии с указанными Правилами. Так, на автомагистралях запрещается: движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч; движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы; остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 или 7.11; разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы; движение задним ходом; учебная езда.
Таким образом, Правилами дорожного движения не предусмотрен запрет поворота автотранспорта с автомагистрали с организацией одностороннего движения (без разделительной полосы) к примыкающим к ней объектам дорожного сервиса, в частности, АЗС.
Возможность сквозного проезда по территории АЗС «Кедр» между правой и левой полосами движения автомагистрали устранима не только посредством отделения АЗС от автомагистрали бордюрным ограждением, но и посредством установки барьеров для сковозного проезда через территорию АЗС ее собственником, а также посредством установки в местах возможного сквозного проезда запрещающего дорожного знака 3.2 «Движение запрещено».
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что общество с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» готово установить на территории АЗС по адресу
<...> «Ж» в местах возможного сквозного проезда через территорию АЗС между левой и правой полосами Северного шоссе либо ограждения, либо запрещающие дорожные знаки.
Согласно объяснениям представителя межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноярское» (по правам и обязанностям ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Красноярское») нормативным актом «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» ГУГПС МВД Российской Федерации от 23.03.1998
№ 25, установлено, что на территории АЗС должен быть раздельный въезд и выезд.
При таких обстоятельствах суд отклонил довод ответчика и Красноярского филиала открытого акционерного общества «Иркутскгипродорнии» о правомерности создания
ООО «Кедр» препятствий в пользовании принадлежащей ему на праве собственности автозаправочной станцией, расположенной по адресу: <...> «Ж», в виде установления бордюрного ограждения со стороны правой полосы Северного шоссе, которое блокирует въезд бензовозов для слива нефтепродуктов в резервуары АЗС.
Длящийся характер нарушения права истца пользоваться в соответствии с установленными нормами автозаправочной станцией по адресу <...> «Ж» подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспаривается.
С учетом изложенного исковое требование общества с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» об устранении нарушений в осуществлении права собственности на автозаправочную станцию, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению.
Поскольку требования истца удовлетворены, и истец оплатил 4 000 руб. государственной пошлины, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
исковое требование общества с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» удовлетворить.
Обязать департамент городского хозяйства администрации города Красноярска устранить препятствия в эксплуатации в соответствии с существующими требованиями принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» на праве собственности автозаправочной станции (АЗС), расположенной по адресу: <...> «Ж», а именно – демонтировать установленные бордюры у подъезда № 1 (протяженность бордюра – 13,6 м.) и подъезда № 2 (протяженность бордюра – 39,1 м.), расположенные с левой стороны реконструированной дороги Северного шоссе (по направлению движения от п. Емельяново на г. Красноярск), препятствующие проезду к АЗС и выезду из неё, восстановить дорожное покрытие указанных подъездов, нарушенное в результате реконструкции автодороги и установки бордюров.
Взыскать с департамента городского хозяйства администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.А. Баукина