АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
17 ноября 2011 года
Дело № А33-16577/2011
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Бамтоннельстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления по делу от 20.09.2011 № 19-11-143/пн,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: ФИО1, на основании доверенности от 11.01.2011, служебного удостоверения (до перерыва),
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,
установил:
открытое акционерное общество «Бамтоннельстрой» (далее – ОАО «Бамтоннельстрой», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (далее - РО ФСФР в ЦСР, административный орган, ответчик) об оспаривании постановления от 20.09.2011 № 19-11-143/пн по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление принято к производству суда. Определением от 13.10.2011 возбуждено производство по делу.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил; представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась, сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16 час. 20 мин. 07.11.2011 до 16 час. 40 мин. 14.11.2011.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
ОАО «Бамтоннельстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
На основании поступившей в административный орган жалобы Компании «Катапел Лимитед» (CatapelLimited) на неисполнение ОАО «Бамтоннельстрой» обязанности по раскрытию информации (входящий № 19-11-003/ж-юр от 18.04.2011) административным органом проведены надзорные мероприятия, в ходе которых РО ФСФР в ЦСР установлены факты неопубликования обществом на странице в сети Интернет (http//www.bamts.ru) всей необходимой информации, а именно:
- опубликованная обществом в составе ежеквартального отчета за I квартал 2010 года годовая бухгалтерская отчетность 2009 года не содержит пояснительной записки;
- общество не раскрыло годовую бухгалтерскую отчетность за 2008 год в составе ежеквартального отчета за I квартал 2009 года;
- общество не раскрыло ежеквартальный отчет за I квартал 2008 года, а с ним и годовую бухгалтерскую отчетность за 2007 год.
Полагая, что приведенные обстоятельства являются нарушением ОАО «Бамтоннельстрой» требований статьи 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», пункта 6 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», пунктов 5.7, 5.8, 8.3.1, 8.3.3, 8.3.4 Положения о раскрытии эмитентами эмиссионных ценных бумаг, РО ФСФР в ЦСР выдало заявителю предписание от 21.06.2011 № 19-11-МС-02/2241 об устранении ОАО «Бамтоннельстрой» в течение тридцати дней с даты получения настоящего предписания нарушений требований приведенных норм, а именно:
1) - включить в текст ежеквартального отчета за I квартал 2010 года пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности 2009 год;
- включить в текст ежеквартального отчета за I квартал 2009 года общество годовую бухгалтерскую отчетность за 2008 год, включающую бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, пояснительную записку;
- в случае отсутствия в обществе ежеквартального отчета за I квартал 2008 года подготовить ежеквартальный отчет за I квартал 2008 года, соответствующий требованиям пункта 5.5 Положения;
- в случае, если утверждение ежеквартального отчета предусмотрено уставом или внутренними документами общества, утвердить исправленные ежеквартальные отчеты за I квартал 2010 года, I квартал 2009 года, а также ежеквартальный отчет за I квартал 2008 года в соответствии с такими документами;
- опубликовать тексты исправленных ежеквартальных отчетов за I квартал 2010 года, I квартал 2009 года, а также текст ежеквартального отчета за I квартал 2008 года в сети Интернет;
- не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текстов исправленных ежеквартальных отчетов за I квартал 2010 года, I квартал 2009 года, а также текста ежеквартального отчета за I квартал 2008 года опубликовать в ленте новостей сообщения о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальных отчетах;
2) представить в РО ФСФР в ЦСР отчет об исполнении предписания в рабочий день, следующий за днем исполнения настоящего предписания; к отчету должны быть приложены копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
В тексте предписания от 21.06.2011 № 19-11-МС-02/2241 также содержалось указание на то, что в случае невозможности исполнения содержащихся в предписании требований, обществу необходимо предоставить справку с указанием причин.
Предписание от 21.06.2011 № 19-11-МС-02/2241 согласно почтовому уведомлению о вручении заказного письма получено обществом 24.06.2011, следовательно, обязанность по устранению соответствующих нарушений должна была быть заявителем исполнена не позднее 25.07.2011.
По результатам проверки исполнения обществом требований предписания от 21.06.2011 № 19-11-МС-02/2241 должностными лицами административного органа составлен акт от 29.08.2011, содержащий сведения о неустранении ОАО «Бамтоннельстрой» всех изложенных в предписании требований, а именно по состоянию на 29.08.2011 опубликованные обществом на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации (http//www.bamts.ru):
- ежеквартальный отчет за I квартал 2009 года не содержит пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год;
- ежеквартальный отчет за I квартал 2008 года состоит из двух частей – часть 1 и часть 2 «Бухгалтерская отчетность», при этом файл с частью 1 отсутствует, а в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2007 год не раскрыта пояснительная записка.
Полагая, что указанные факты свидетельствуют о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, должностным лицом административного органа 06.09.2011 в отношении ОАО «Бамтоннельстрой» составлен протокол № 19-11-134/пр-ап об административном правонарушении.
Постановлением от 20.09.2011 № 19-11-143/пн за неисполнение в установленный срок предписания от 21.06.2011 № 19-11-МС-02/2241 ОАО «Бамтоннельстрой» назначено административное наказание, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 550 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением от 20.09.2011 № 19-11-143/пн о назначении административного наказания обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).
Согласно части 1 статьи 28.3, статье 23.47 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, осуществляет Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальные органы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В соответствии с Приказом ФСФР РФ от 22.06.2006 N 06-69/пз-н в составе территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам образовано региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (пункт 1.2).
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.11.2004 № 04-936/пз-н утвержден Перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым от имени указанных органов протоколы об административных правонарушениях вправе составлять начальники отделов территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, их заместители.
В соответствии со статьей 23.47 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг вправе, в том числе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, их заместители.
Из представленных в материалы дела документов следует, что протокол от 06.09.2011 №19-11-134/пр-ап об административном правонарушении составлен заместителем начальника отдела организации и проведения надзорных и контрольных мероприятий на финансовых рынках РО ФСФР России в ЦСР ФИО2, постановление от 20.09.2011 № 19-11-143/пн о назначении административного наказания вынесено руководителем РО ФСФР России в ЦСР ФИО3 в пределах предоставленных им полномочий.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 06.09.2011 №19-11-134/пр-ап арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 06.09.2011 №19-11-134/пр-ап составлен в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление от 31.08.2011 № 19-11-ВГ-02/3306 о составлении протокола 06.09.2011 в 15 час. 00 мин. по месту нахождения административного органа с отметкой о его вручении 01.09.2011 специалисту ОУД ОАО «Бамтоннельстрой» ФИО4). Факт надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявителем не оспаривается.
Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено, оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии сведений о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (определение от 07.09.2011 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №19-11-233/ап, согласно постовому уведомлению вручено 09.09.2011).
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Установленный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа - влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной рассматриваемого административного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Следовательно, при установлении объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения выяснению подлежит, в том числе, вопрос законности выданного соответствующим органом предписания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в том числе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 5.3.7 Положения о федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317, федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Таким образом, РО ФСФР России в ЦСР, являясь территориальным органом исполнительной власти в области финансовых рынков - Федеральной службы по финансовым рынкам (Положение о РО ФСФР России в ЦСР, утвержденное Приказом ФСФР России от 12.03.2010 № 10-47/пз, Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам) – вправе выносить обязательные к исполнению предписания по вопросам, относящимся к его ведению.
В силу части 2 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано раскрывать:
годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;
проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;
сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (часть 1).
Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (далее - сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам определены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утверждено Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 N06-117/пз-н)
Согласно пункту 8.3.1. указанного Положения Акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.
Годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать:
бухгалтерский баланс;
отчет о прибылях и убытках;
приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации;
аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
пояснительную записку (пункт 8.3.3. Положения).
Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, раскрывает годовую бухгалтерскую отчетность в составе ежеквартального отчета за I квартал в соответствии с главой V настоящего Положения (пункт 8.3.4. Положения).
В силу пункта 6 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», пункта 7.1 Приложения 10 к Положению в состав ежеквартального отчета за I квартал включается годовая бухгалтерская отчетность эмитента за последний завершенный финансовый год, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в соответствии с пунктом 5.1. Положения распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспекте эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Согласно документам архивного дела № 21060-Р общество было создано в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» (далее по тексту - Указ) в результате приватизации государственного предприятия Управление строительства «Бамтоннельстрой» по Распоряжению Государственного комитета Республики Бурятия по управлению государственным имуществом от 26.03.1993 №61.
Указанным распоряжением был утвержден план приватизации государственного предприятия Управление строительства «Бамтоннельстрой» (далее по тексту - План приватизации), который согласно пункту 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом, являлся проспектом эмиссии акций общества.
В соответствии со вторым разделом Плана приватизации 40% акций общества подлежали свободной продаже крупным и мелким инвесторам на специализированном чековом аукционе. Следовательно, План приватизации общества предусматривал возможность отчуждения акций неограниченному кругу лиц.
Таким образом, на общество распространяется обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением; Общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность в составе ежеквартального отчета за I квартал; раскрываемая годовая бухгалтерская отчетность должна включать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, пояснительную записку.
В соответствии с пунктами 5.7, 5.8 Положения в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет. Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.
Из материалов дела следует, что ОАО «Бамтоннельстрой» надлежащим образом не исполнены приведенные обязанности по раскрытию информации, а именно, обществом на странице в сети Интернет (http//www.bamts.ru) не опубликована вся необходимая информация (опубликованная обществом в составе ежеквартального отчета за I квартал 2010 года годовая бухгалтерская отчетность 2009 года не содержит пояснительной записки; не раскрыта годовая бухгалтерская отчетность за 2008 год в составе ежеквартального отчета за I квартал 2009 года; не раскрыт ежеквартальный отчет за I квартал 2008 года, вместе с ним и годовая бухгалтерская отчетность за 2007 год)).
При изложенных обстоятельствах предписание административного органа от 21.06.2011 № 19-11-МС-02/1241 об устранении ОАО «Бамтоннельстрой» в течение тридцати дней с даты получения предписания нарушений требований вышеуказанных норм, является законным и обоснованным.
Согласно почтовому уведомлению о вручении заказного письма предписание от 21.06.2011 № 19-11-МС-02/2241 получено обществом 24.06.2011. Следовательно, обязанность по устранению соответствующих нарушений должна была быть заявителем исполнена не позднее 25.07.2011 (с учетом того, что 24.07.2011 – выходной (нерабочий день)).
Факт неисполнения законных требований указанного предписания в полном объеме в установленный предписанием срок подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (в том числе актом административного органа от 29.08.2011 о невыполнении предписания, протоколом от 06.09.2011 № 19-11-134/пр-ап об административном правонарушении).
При этом доводы заявителя о том, что акт о выявлении правонарушения от 29.08.2011 составлен позднее даты совершения правонарушения (26.07.2011), на момент рассмотрения дела предписание было исполнено в полном объеме, в связи с чем РО ФСФР России в ЦСР ошибочно сделало вывод о невыполнении предписания как по состоянию на 25.07.2011, так и по состоянию на 29.08.2011 со ссылкой на технические неполадки в сети Интернет, не подтверждены соответствующими доказательствами.
Приведенные доводы изложены ОАО «Бамтоннельстрой» только в заявлении в арбитражный суд; при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении вышеуказанные доводы обществом не заявлялись.
Кроме того, предписание от 21.06.2011 № 19-11-МС-02/1241 с учетом установленного в нем 30-дневного срока, даты получения предписания обществом – 24.06.2011 – и выходного (нерабочего) дня – 24.06.2011 - обязывало заявителя совершить указанные в нем действия не позднее 25.07.2011.
Учитывая, что предусмотренная названным предписанием обязанность должна была быть исполнена ОАО «Бамтоннельстрой» применительно к установленному сроку, рассматриваемое правонарушение совершено заявителем на следующий день с даты истечения соответствующего срока (26.07.2011).
В данном случае у административного органа отсутствует обязанность по установлению и фиксации факта административного правонарушения непосредственно в день его совершения обществом.
Акт о выявлении правонарушения (равно как и протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление) составлен 29.08.2011, то есть позднее даты совершения правонарушения, в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
На дату составления акта 29.08.2011 предписание не было исполнено в полном объеме; основания полагать, что на момент истечения срока исполнения предписания (25.07.2011) указанные в предписании мероприятия были исполнены обществом в полном объеме и только технические неполадки в сети Интернет в момент составления акта не позволили административному органу установить полноту исполнения предписания, отсутствовали.
Таким образом, в действиях (бездействии) ОАО «Бамтоннельстрой» содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях ОАО «Бамтоннельстрой» вины в совершении вмененного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 18.1 названного Постановления от 02.06.2004 № 10 (введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60) установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
ОАО «Бамтоннельстрой» не заявило доводов, не представило доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах, учитывая, повторное совершение заявителем однородного административного правонарушения в течение года, суд полагает установленным факт пренебрежительного отношения заявителя к своим публичным правовым обязанностям, в связи с чем допущенное ОАО «Бамтоннельстрой» административное правонарушение не является малозначительным.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается, в том числе повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Санкцией части 9 статьи 19.5 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до семисот тысяч рублей.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением заявителю назначен штраф в размере, превышающем минимальный установленный санкцией части 9 статьи 19.5 КоАП РФ размер, – 550 000 рублей. При этом в тексте оспариваемого постановления содержится указание на наличие отягчающего ответственность ОАО «Бамтоннельстрой» обстоятельства (повторное совершение однородного административного правонарушения в течение года) и отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность заявителя.
Вместе с тем, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, установлен частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ. При этом в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ указанный перечень не является исчерпывающим; судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела (в том числе из заявления в арбитражный суд, оспариваемого постановления от 20.09.2011 № 19-11-143/пн, предписание от 21.06.2011 №19-11-МС-02/1241, протокола № 19-11-134/пр-ап об административном правонарушении, акта от 29.08.2011, заключения от 20.09.2011 об исполнении предписания) требования предписания от 21.06.2011 №19-11-МС-02/1241 заявителем в установленный срок (до 25.07.2011) частично исполнены; по состоянию на 20.09.2011 (на дату рассмотрения дела об административном правонарушении) указанное предписание исполнено ОАО «Бамтоннельстрой» в полном объеме.
Названные обстоятельства признаются судом смягчающими административную ответственность ОАО «Бамтоннельстрой».
Таким образом, соразмерным совершенному ответчиком правонарушению является административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 500000 рублей.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое постановление в части размера назначенного административного штрафа является незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
Р Е Ш И Л:
Заявление открытого акционерного общества «Бамтоннельстрой» удовлетворить частично.
Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе от 20.09.2011 № 19-11-143/пн по делу об административном правонарушении изменить в части размера административного наказания. Считать назначенным открытому акционерному обществу «Бамтоннельстрой» за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Шайхутдинов Е.М.