ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-16742/2009 от 11.11.2009 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

11 ноября 2009 года

Дело № А33-16742/2009

Красноярск

     Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н. Фролова,

     рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сибирского Управления  государственного железнодорожного надзора

     к открытому акционерному обществу «Энергомонтажный поезд № 761»

     о привлечении к административной ответственности,

     при ведении протокола судебного заседания судьёй Н.Н. Фроловым,

установил:

Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора (далее – СУГЖН, Управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Энергомонтажный поезд № 761» (далее – ОАО «Энергомонтажный поезд № 761», общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

    Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление о вручении от 21.10.2009 № 660000 39 10259 7).

   Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, извещено о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление о вручении от 21.10.2009 №  660000 39 10260 3).

Согласно  статьям  123, 156 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  дело  рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела, Управлением с 09 час. 30 мин. до 11 час. 45 мин. 16.09.2009 проведена проверка соблюдения ОАО «Энергомонтажный поезд № 761» законодательства о лицензировании при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в результате которой выявлен факт осуществления данного вида деятельности на собственном железнодорожном пути необщего пользования, расположенного по адресу: <...>, а именно, согласно накладной ЭА 372569 в адрес общества 17.08.2009 прибыл вагон № 50581248 с опасным грузом Ацетон (пропанон), который по классу опасности относится к 3-му классу (аварийная карточка № 307), где силами и средствами общества была произведена выгрузка опасного груза; 11.04.2009 по накладной № ЭЫ 725752 была отправлена обществу порожняя вагон-цистерна № 50581552 из-под груза Ацетон (класс опасности 3, аварийная карточка № 307. Согласно справке за период с 01.01.2009 по 31.08.2009 ОАО «Энергомонтажный поезд № 761» выгрузило собственными средствами 2 вагона-цистерны с опасным грузом – ацетон, лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте общество не имеет.

           В связи с выявлением указанного нарушения должностным лицом Управления 16.09.2009 был составлен протокол об административном правонарушении № 454/ЮЛ по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

           30.09.2009 последовало обращение СУГЖН в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Суд исследовал доказательства по делу и пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.

           В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

           В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

          Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

 В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

 В Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс, в территориальных органах Ространснадзоравключены должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе, заместитель начальника отдела.

         Следовательно, протокол об административном правонарушении от 16.09.2009                  № 454/ЮЛ составлен уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции. Судом установлено, что предусмотренные статьями 28.2, 28.5 КоАП РФ требования к порядку составления протокола об административном правонарушении СУГЖН соблюдены.

         Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

          В соответствии со статьей 2 Федерального Закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее - Закон о лицензировании), лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 70 статьи 17 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит, в  том  числе, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (далее - Положение).

         В силу пункта 2 вышеуказанного Положения предусмотрено, что лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Согласно приложению № 1 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 № 50, перевозка опасного груза - совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.

Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» предусмотрено, что опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

         Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте предусмотрены в Положении, из содержания которого следует, что предусмотренные данным Положением лицензионные требования и условия являются обязательными для выполнения лицензиатом (соискателем лицензии).

В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из протокола об административном правонарушении от 16.09.2009 № 454/ЮЛ следует, что Управлением в результате проверки ОАО «Энергомонтажный поезд № 761» выявлен факт осуществления 17.08.2009, 11.04.2009 погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте на собственном железнодорожном пути необщего пользования, между тем, объективных доказательств факта осуществленияданного вида деятельности, суду не представлено, об их наличии не заявлено.

В качестве доказательств по факту осуществления обществом разгрузочной деятельности, Управлением представлены справка генерального директора ОАО «Энергомонтажный поезд № 761» ФИО1 и пояснения начальника отдела комплектации ФИО2

         Суд, изучив данные документы, пришел к выводу о том, что они не подтверждают факт осуществления обществом разгрузочной деятельности, поскольку данная справка не содержит даты ее составления, а в пояснениях не указано время.

         Таким образом, факт совершения ОАО «Энергомонтажный поезд № 761» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, материалами дела не подтвержден.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

         Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что, в действиях ОАО «Энергомонтажный поезд № 761» отсутствует событие административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

  Кроме того, исходя из позиции заявителя, административное правонарушение было выявлено Управлением в период с 11.04.2009 по 17.08.2009.

         В силу статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

         В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ», указано, что согласно части 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

         Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

         По смыслу вышеприведенных норм действующего законодательства, пропуск срока, предусмотренного статьёй 4.5 КоАП РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя.

На основании вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, ввиду отсутствия события административного правонарушения (действия (бездействие) ОАО «Энергомонтажный поезд № 761» не содержат признаков предусмотренного КоАП РФ противоправного деяния), что, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

          Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Сибирскому Управлению государственного железнодорожного надзора в удовлетворении заявления о привлечении открытого акционерного общества «Энергомонтажный поезд № 761», зарегистрированного в качестве юридического лица инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Красноярска и Красноярского края 15.07.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022401784646, расположенного по адресу: <...>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство  по  делу  об  административном  правонарушении  прекратить.

         Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья                                                                                                                                Н.Н. Фролов