«14» марта 2008 г. Дело № А33-16810/2007
г. Красноярск
Судья арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Администрации Березовского района
о признании незаконными действий Администрации Березовского района, связанных с отказом в вынесении постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>», изложенным в письме Главы Администрации Березовского района № 1374 от 27.11.2007, и обязании Администрации Березовского района устранить допущенные нарушения путем вынесения постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>».
третье лицо: ФИО2,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – предпринимателя (паспорт), ФИО3 – представителя по доверенности 25.10.2005 (паспорт),
от ответчика: ФИО4 – представителя по доверенности от 10.01.2008 (паспорт) до перерыва,
от третьего лица: ФИО2 (паспорт),
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,
при объявлении резолютивной части решения 14.03.08, изготовлении полного текста мотивированного решения 14.03.08,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Березовского района о признании незаконными действий Администрации Березовского района, связанных с отказом в вынесении постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>», изложенным в письме Главы Администрации Березовского района № 1374 от 27.11.2007, и обязании Администрации Березовского района устранить допущенные нарушения путем вынесения постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>».
В соответствии со статьями 29, 198-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление предпринимателя расценивается судом как требование о признании незаконными действий Администрации Березовского района, связанных с отказом в вынесении постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>», изложенным в письме Главы Администрации Березовского района № 1374 от 27.11.2007.
Требование предпринимателя об обязании Администрации Березовского района устранить допущенные нарушения путем вынесения постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>», рассматривается судом не как самостоятельное требование, а как указание на способ устранения допущенных, по мнению заявителя, прав и законных интересов предпринимателя.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен ФИО2
Заявитель, его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации с заявленными требованиями не согласился, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
ФИО2 поддержал позицию ответчика, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на заявление.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 час. 00 мин. 06.03.08 до 10 час. 00 мин. 14.03.08.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за № 304246229500039.
28.12.2005 ФИО1 обратился в Администрацию п. Березовка Березовского района с заявлением о предварительном согласовании места для строительства магазина по адресу: <...> б\н, согласно выкопировки, общей площадью 126 кв.м.
Обществу с ограниченной ответственностью землеустроительному предприятию «Виктор» 29.03.2006 выдано задание по составлению проекта территориального землеустройства, утвержденное Главой п. Березовка.
Обществом с ограниченной ответственностью землеустроительным предприятием «Виктор» проведены работы по установлению и согласованию в натуре границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>.
17.04.2006 составлен акт согласования границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>, согласованный Главой п. Березовка 18.09.2007 (согласно письму от 18.09.2007 № 1185 - при условии соблюдения градостроительного регламента), смежным землепользователем ФИО2 25.04.2006.
20.04.2006 составлен проект границ указанного земельного участка, согласованный Главой п. Березовка 18.09.2007 (согласно письму от 18.09.2007 № 1185 - при условии соблюдения градостроительного регламента), главным специалистом по архитектуре и градостроительству – главным архитектором Березовского района 21.04.2006, ведущим специалистом Межрайонного отдела № 1 Управления недвижимости по Красноярскому края 21.04.2006.
23.05.2006 составлен акт выбора и обследования земельного участка под строительство.
17.11.2006 предприниматель обратился с заявлением об утверждении акта от 23.05.2006 выбора и обследования земельного участка под строительство, расположенного по адресу: <...>, площадью 631 кв.м., приложив к заявлению соответствующие согласовании, в т.ч. ГПН по Березовскому району, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», УГИБДД ГУВД Красноярского края.
21.12.2006 Главой Администрации Березовского района Красноярского края издано постановление № 720 «О предварительном согласовании места размещения объекта (строительство магазина), утверждении акта выбора и обследования земельного участка на землях поселений, расположенного по адресу: <...>».
Указанным постановлением:
- предпринимателю ФИО1 предварительно согласовано место для строительства магазина на землях поселений по адресу: <...>, площадью 631 кв.м.,
- утвержден акт выбора и обследования земельного участка для строительства магазина, расположенного по адресу: <...>, площадью 631 кв.м., в соответствии с актом выбора, категория земель – земли поселений, разрешенное использование (назначение) – для строительства магазина,
- предпринимателю ФИО1 предписано получить архитектурно-планировочное задание и разработать проектную документацию на строительство объекта с последующим ее согласованием и утверждением в соответствии с законодательством.
05.09.2007 предприниматель обратился к Главе п. Березовка, Главе Администрации Березовского района с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 631 кв.м., категория земель – земли поселений, целевое назначение - для строительства магазина
Письмом от 18.09.2007 № 1185 Глава п. Березовка сообщил предпринимателю ФИО1 о согласовании проекта границ земельного участка в <...>, при условии соблюдения градостроительного регламента данной территории.
Письмом от 21.09.2007 № 1200 Главой п. Березовка заявление предпринимателя от 05.09.2007 направлено Главе Администрации Березовского района (вх. б\н от 24.09.2007). В письме указано, что проект границ земельного участка в <...>, согласовывается при условии соблюдения градостроительного регламента данной территории.
09.10.2007 ФИО2 представил в Администрацию п. Березовка заявление о признании недействительной его подписи, поставленной в акте согласования границ указанного земельного участка, в связи с тем, что ФИО2 был введен в заблуждение относительно границ земельного участка и цели его использования.
Письмом Главы п. Березовка от 12.10.2007 № 1311 письмо ФИО2 направлено и.о. Главы Администрации Березовского района.
05.10.2007 предприниматель обратился с жалобой, адресованной Администрации п. Березовка, Главе Администрации Березовского района, на действия (бездействие) руководителя отдела муниципального имущества.
Письмом Главы Березовского района от 23.10.2007 № 635 предпринимателю сообщено о невозможности вынесения постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>» в связи со следующим: проект постановления об утверждении границ земельного участка не был согласован руководителем ОУМИ администрации района, т.к. смежный землепользователь ФИО2 представил заявление с просьбой считать недействительной поставленную им подпись при согласовании границ указанного выше земельного участка. Кроме того, указано, что т.к. испрашиваемый земельный участок находится вблизи федеральной автомобильной дороги «Байкал-М 53» и в ее придорожной полосе, то строительство магазина на данной территории противоречит действующему законодательству. В письме имеется также ссылка на письмо заместителя Губернатора Красноярского края, согласно которому Главам Емельяновского и Березовского районов рекомендовано до утверждения схем территориального планирования районов приостановить передачу в долгосрочную аренду, пользование, собственность земельных участков на территории районов. Указано, что в настоящее время схемы территориального планирования Березовского района полностью не утверждены.
12.11.2007 ФИО1 обратился с заявлением, адресованным Администрации п. Березовка, Главе Администрации Березовского района, в котором просил сообщить принятое решение по заявлению от 05.09.2007.
Письмом Главы Администрации Березовского района № 1374 от 27.11.2007 предпринимателю сообщено о невозможности вынесения постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>» по основаниям, аналогичным тем, которые указаны в письме Главы Березовского района от 23.10.2007 № 635.
Полагая, что действия Администрации Березовского района, связанные с отказом в вынесении постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>», не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд нашел требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд приходит к выводу о том, что заявление предпринимателя ФИО1 подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Компетенция органов по предоставлению земельных участков в Земельном кодексе Российской Федерации определена статьями 9-11, 29. В частности, установлено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах установленной для них компетенции, согласно статьям 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и формулирует юридический состав, являющийся основанием приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Земельный кодекс выделяет две процедуры предоставления земельного участка: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием производится, как правило, в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления – в бессрочное (постоянное) пользование.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенной нормы следует, что первым этапом порядка получения земельного участка для строительства является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В таком случае выбор земельного участка для строительства начинается с подачи заинтересованными в предоставлении земельного участка для строительства объекта гражданами или юридическими лицами заявлений в компетентный орган исполнительной власти либо местного самоуправления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 настоящей статьи установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет.
Пунктом 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Согласно п. 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Анализ выше приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета, основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы Администрации Березовского района Красноярского края от 21.12.2006 № 720 предпринимателю ФИО1 предварительно согласовано место для строительства магазина на землях поселений по адресу: <...>, площадью 631 кв.м. Указанным постановлением утвержден акт выбора и обследования земельного участка для строительства магазина, расположенного по адресу: <...>, площадью 631 кв.м., в соответствии с актом выбора, категория земель – земли поселений, разрешенное использование (назначение) – для строительства магазина.
Названное постановление принято на основании заявления предпринимателя об утверждении акта выбора и обследования земельного участка под строительство от 23.05.2006, расположенного по адресу: <...>, площадью 631 кв.м.
05.09.2007 предприниматель обратился к Главе п. Березовка, Главе Администрации Березовского района с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 631 кв.м., категория земель – земли поселений, целевое назначение - для строительства магазина
Письмом Главы Администрации Березовского района № 1374 от 27.11.2007 предпринимателю сообщено о невозможности вынесения постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>», по следующим основаниям:
- смежный землепользователь ФИО2 представил заявление с просьбой считать недействительной поставленную им подпись при согласовании границ указанного выше земельного участка,
- испрашиваемый земельный участок находится вблизи федеральной автомобильной дороги «Байкал-М 53» и в ее придорожной полосе, поэтому строительство магазина на данной территории противоречит действующему законодательству,
- письмом заместителя Губернатора Красноярского края Главам Емельяновского и Березовского районов рекомендовано до утверждения схем территориального планирования районов приостановить передачу в долгосрочную аренду, пользование, собственность земельных участков на территории районов.
Суд полагает, что отказ в вынесении постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>» по указанным основаниям является неправомерным на основании следующего.
1. Как указывалось выше и следует из п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта требуется проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", при предоставлении и изъятии земельных участков в обязательном порядке проводится землеустройство.
В силу ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "О землеустройстве" землеустройство включает в себя, в частности, мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство). При проведении территориального землеустройства выполняется межевание объектов землеустройства (ст. 15 Федерального закона "О землеустройстве").
В соответствии с п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, границы земельного участка устанавливаются с учетом границ смежных земельных участков.
Порядок установления границ землепользований в застройке городов и других поселений установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 № 105.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения при установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником земельного участка (кадастровый номер: 24:04:6101017:0118, категория земель: земли поселений, площадью 700 кв.м) по адресу: <...>.
Предварительно согласованный предпринимателю ФИО1 земельный участок является смежным с земельным участком, принадлежащим на праве собственности ФИО2
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание, что:
- о проведении межевания смежного земельного участка ФИО2 был извещен надлежащим образом,
- при определении границ земельного участка, предоставленного предпринимателю ФИО1, согласование с соседним землепользователем – ФИО2 - произведено,
- результаты установления и согласования границ оформлены актом, подписанным ФИО2,
- принимая заявление ФИО2 с просьбой считать недействительной поставленную им подпись при согласовании границ указанного выше земельного участка, Администрация не проверила обоснованность указанного заявления, не установила, были ли нарушены какие-либо права и законные интересы ФИО2, как смежного землепользователя, при установлении границ земельного участка, предварительно согласованного предпринимателю ФИО1 под строительство магазина,
- из содержания пункта 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае несогласия с результатами землеустройства, смежный землепользователь вправе обжаловать действия, ущемляющие его права и законные интересы, в установленном порядке,
- возможность обращения смежного землепользователя с заявлением с просьбой считать недействительной поставленную им подпись при согласовании границ земельного участка, действующим законодательством не предусмотрена,
- акт согласования границ указанного выше земельного участка ФИО2, оспорен не был,
- согласно статьям 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием,
- в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства,
- с учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000г. № 244-О, от 7.02.2002 г. № 16-О, от 05.07.2001г. № 130-О, от 07.06.2001г. № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002г. № 15-П, от 30.07.2001г. № 13-П деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности,
- ни Администрация Березовского района, ни ФИО2 не заявили достаточных доводов, не представили доказательств нарушения прав и законных интересов ФИО2 при проведении землеустройства,
- обстоятельства, на которые ссылается ФИО2 (в том числе, связанные с вырубкой на участке деревьев, с эксплуатацией ФИО1 самовольной постройки – временных павильонов, в которых расположена шиномонтажная мастерская, осуществляется торговля маслами), не свидетельствуют о нарушении его прав, как смежного землепользователя, при установлении границ земельного участка, предварительно согласованного предпринимателю ФИО1 под строительство магазина,- суд приходит к выводу о том, что Администрация Березовского района неправомерно на основании заявления ФИО2, с просьбой считать недействительной поставленную им подпись при согласовании границ указанного выше земельного участка, отказала в вынесении постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>».
2. Решение выездного совещания по перспективному развитию пригородной зоны г. Красноярска вдоль федеральной дороги М 53, оформленное протоколом от 11.09.2007 и направленное Главе Березовского района заместителем Губернатора письмом от 01.10.2007 № 02\354, согласно которому Главам Емельяновского и Березовского районов рекомендовано до утверждения схем территориального планирования районов приостановить передачу в долгосрочную аренду, пользование, собственность земельных участков на территории районов, безусловным основанием для отказа в вынесении постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>» не является, на основании следующего.
Во-первых, решение выездного совещания по перспективному развитию пригородной зоны г. Красноярска вдоль федеральной дороги М 53, оформленное протоколом от 11.09.2007, в указанной части носит рекомендательный характер.
Во-вторых, в соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III (собственность на землю) и IV (постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками) настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законам.
В силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Предоставление земельных участков для строительства осуществляется в установленном законом порядке. Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и при наличии заявления заинтересованного лица и предоставлении последним кадастровой карты влекут предоставление земельного участка для строительства, основанием для отказа в предоставлении земельного участка для строительства является несоблюдение данного порядка.
Суд полагает, что реализация гарантированного действующим законодательством права предпринимателя ФИО1 на получение земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при соблюдении установленного законом порядка, не может быть поставлена в зависимость от утверждения схемы территориального планирования Березовского района.
3. Ссылка ответчика на то, что испрашиваемый земельный участок находится вблизи федеральной автомобильной дороги «Байкал-М 53» и в ее придорожной полосе, поэтому строительство магазина на данной территории противоречит действующему законодательству, является неправомерной на основании следующего.
В силу части 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 указанной статьи установлено, что в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог;
2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
3) установления полос отвода автомобильных дорог.
В силу части 3.1 указанной статьи земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации № 727 от 27.06.1998 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» установлено, что в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса).
Согласно пункту 3 Указа решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования или объектов, находящихся вне этих полос, но требующих для эксплуатации специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей), принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в функции которых входит управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также контроль и надзор за безопасностью дорожного движения.
Порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель, установлен Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 № 1420.
В соответствии с п.2 указанных Правил - придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода.
В силу п. 9 Правил в пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружения со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и объектов дорожного сервиса.
Пунктом 15 Правил установлено, что решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с соответствующими органами управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Красноярского края № 15-601 от 22.10.1997 «Об упорядочении организации дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования на территории края» в целях предоставления услуг участникам дорожного движения в придорожной полосе автомобильных дорог общего пользования могут размещаться объекты дорожного сервиса.
К объектам дорожного сервиса относятся: кемпинги, площадки и зоны отдыха, объекты торговли (в том числе временные, передвижные пункты), пункты питания, автобусные остановки, автозаправочные станции, дорожные станции технического обслуживания, эстакады технического осмотра, автомойки, объекты связи и коммуникаций, медицинские пункты и другие объекты, имеющие своей целью удовлетворение потребностей участников дорожного движения.
Согласно статье 3 указанного Закона право на размещение объекта дорожного сервиса предоставляется после вынесения решения главой муниципального образования, на территории которого будет размещаться объект, о предоставлении в пользование либо в аренду соответствующего земельного участка.
До принятия решения главой муниципального образования о предоставлении земельного участка в пользование либо аренду необходимо проведение согласования с управлением автомобильных дорог по Красноярскому краю, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, службой санитарно-эпидемиологического надзора, государственной противопожарной службой, органом охраны окружающей среды, государственной автомобильной инспекцией, а также юридическими и физическими лицами, в ведении которых находится автомобильная дорога.
Из материалов дела следует, что предприниматель ФИО1 получил все необходимые согласования для предоставления указанного выше земельного участка под строительство магазина, в том числе заключил 03.07.2006 договор с ГУ «Федеральное управление автомобильных дорог Байкал» на размещение магазина в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» км. 845+220 (справа).
УГИБДД ГУВД Красноярского края в своем сообщении об отводе земельного участка» от 16.10.2006 № 21-3764 указало на свое согласие на отвод земельного участка в придорожной полосе на км.845+220 автомобильной дороги М-53 «Байкал» (справа) для размещения магазина «Автомасла» при обязательном выполнении технических условий для составления проектной документации.
Ссылка ответчика на Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 233 является неправомерной, т.к. Правила, утвержденные указанным Постановлением, определяют порядок установления полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Российской Федерации, а также условия их использования, а испрашиваемый предпринимателем земельный участок находится в придорожной полосе.
Довод ответчика о самовольном захвате ФИО1 земельного участка, возведении и эксплуатации самовольной постройки (шиномонтажной мастерской) является несостоятельным, т.к. наличие самовольной постройки на указанном земельном участке не входит в предмет спора по настоящему делу.
Иные доводы ответчика изучены судом и отклонены так как, не являются достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление индивидуального предпринимателя ФИО1.
Признать незаконными действия Администрации Березовского района, связанные с отказом в вынесении постановления «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>», изложенным в письме Главы Администрации Березовского района № 1374 от 27.11.2007.
Обязать Администрацию Березовского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1
Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Администрации Березовского района в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 100 руб. госпошлины.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 900 руб. излишне уплаченной госпошлины.
Разъяснить, что на решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья Е.В. Севастьянова