АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
августа 2020 года | Дело № А33-16956/2020 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 августа 2020 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления № 024/04/9.21-822/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 24.04.2020,
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 09.01.2020 № 5, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлена копия диплома,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – заявитель, ПАО «МРСК Сибири») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – ответчик, административный орган, Красноярское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 24.04.2020№ 024/04/9.21-822/2019.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление ФИО1 (вх. №9572 от 05.06.2019) на действия публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее - ПАО «МРСК Сибири»), выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств гаража, расположенного (который будет располагаться) по адресу: <...>, этаж 1, бокс 24 (далее - Объект).
Определением от 01 июля 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-822/2019 и принято решение о проведении административного расследования; гр. ФИО1 привлечена в качестве потерпевшей.
По результатам проведенного управлением административного расследования по делу № 024/04/9.21-822/2019 в отношении ПАО «МРСК Сибири» был составлен протокол об административном правонарушении от 06.11.2019. Протокол получен ПАО «МРСК Сибири» 21.11.2019 (почтовый идентификатор 66001729054363).
Определением от 08.11.2019 рассмотрение дела назначено 20.11.2019 на 11 часов 30 минут. Определением от 20.11.2019 рассмотрение указанного дела было отложено на 12 часов 00 минут 19.12.2019. Определением от 19.12.2019 рассмотрение административного дела было отложено на 11 часов 00 минут 04.02.2020. Определением 19.03.2020 рассмотрение административного дела было отложено на 10 часов 30 минут 24.04.2020. Указанное определение было получено ПАО «МРСК Сибири» 25.03.2020, что подтверждается почтовым идентификатором 66001740048501. Указанное определение было получено гр. ФИО1 02.04.2020, что подтверждается почтовым идентификатором 80088846729985.
ПАО «МРСК Сибири» и гр. ФИО1 надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения настоящего дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении №024/04/9.21-822/2019 установлено, что 29.10.2018 между ПАО «МРСК Сибири» и гр. ФИО1 заключен договор №20.2400.9936.18 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 5 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня подписания договора, то есть до 29.04.2019.
В соответствии с материалами заявления между ПАО «МРСК Сибири» и гр. ФИО1 07.05.2019 заключено дополнительное соглашение к договору №20.2400.9936.18, в соответствии с которым, срок выполнения обязательств по договору устанавливается до 01.01.2020.
17.04.2019 гр. ФИО1 в адрес ПАО «МРСК Сибири» направлено уведомление о выполнении технических условий.
По результатам проведенного выезда и осмотра электроустановок Объекта гр. ФИО1 ПАО «МРСК Сибири» в июне 2019 был составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию» в котором указано, что прибор учета не допущен в эксплуатацию по причине невыполнения заявителем п. 11а, 11б технических условий (номер и дата акта допуска прибора учета в эксплуатацию в представленных материалах дела не читабельны).
24.07.2019 гр. ФИО1 в адрес ПАО «МРСК Сибири» повторно направлено уведомление о выполнении технических условий. Указанное уведомление не содержит сведений об устранении вышеуказанных замечаний.
По результатам проведенного выезда и осмотра электроустановок Объекта гр. ФИО1 ПАО «МРСК Сибири» 03.09.2019 составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указано, что прибор учета не допущен в качестве расчетного, при этом в акте допуска прибора учета замечаний не отмечено.
ПАО «МРСК Сибири» не направило специалиста для проверки выполнения мероприятий со стороны заявителя в установленный законом срок. Учитывая требования действующего законодательства срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий, то есть не позднее 27.04.2019 (уведомление от 17.04.2019).
На момент обращения гр. ФИО1 в адрес Красноярского УФАС России ПАО «МРСК Сибири» мероприятия по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям не выполнило.
Доказательств исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» в материалы дела №024/04/9.21-822/2019 не представлено, технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям не осуществлено.
Следует отметить, что между гр. ФИО1 и ПАО «МРСК Сибири» 07.05.2019 заключено дополнительное соглашение, которым изменен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 01.01.2021. Ввиду того, что Правила не регулируют порядок заключения дополнительных соглашений к договору об осуществлении технологического присоединения, данные правоотношения регулируются в гражданско-правовом порядке.
Постановлением №А560-9.21(2)/18 от 17.08.2018 ПАО «МРСК Сибири» привлекалось к административной ответственности за аналогичное нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП.
Таким образом, в действиях ПАО «МРСК Сибири», выразившихся в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям Объекта, в срок установленный Договором до 29.04.2019, и также непроведение проверки выполнения технических условий заявителем в установленный срок, то есть до 27.04.2019 (уведомление от 17.04.2019), содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.
Факт правонарушения удостоверяется материалами дела об административном правонарушении №024/04/9.21 -822/2019.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 24.04.2020№ 024/04/9.21-822/2019 ПАО «МРСК Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Полагая, что постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 24.04.2020№ 024/04/9.21-822/2019 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии с главой 23 настоящего кодекса.
Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.4, 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьями 9.21, 14.3, частями 4 и 5 статьи 14.3.1, частью 1 статьи 14.9, статьей 14.9.1, частью 6 статьи 14.24, статьей 14.31 частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33, частями 1, 3 - 5 статьи 14.38, статьями 14.40 - 14.42, частями 2.1 - 2.7 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 23.48 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).
Согласно Приказу Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении» вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России: руководители территориальных органов ФАС России; заместители руководителей территориальных органов ФАС России; начальники отделов территориальных органов ФАС России; заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России; иные должностные лица территориальных органов ФАС России.
Судом установлено, что протокол от 06.11.2019 № 024/04/9.21-822/2019 об административном правонарушении составлен специалистом-экспертом отдела информатизации и контроля рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю ФИО2, оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении 24.04.2020№ 024/04/9.21-822/2019 вынесено заместителем руководителя Красноярского УФАС России ФИО3, то есть уполномоченными лицами.
По результатам проведенного управлением административного расследования по делу № 024/04/9.21-822/2019 в отношении ПАО «МРСК Сибири» был составлен протокол об административном правонарушении от 06.11.2019. Протокол получен ПАО «МРСК Сибири» 21.11.2019 (почтовый идентификатор 66001729054363).
Определением от 08.11.2019 рассмотрение дела назначено 20.11.2019 на 11 часов 30 минут. Определением от 20.11.2019 рассмотрение указанного дела было отложено на 12 часов 00 минут 19.12.2019. Определением от 19.12.2019 рассмотрение административного дела было отложено на 11 часов 00 минут 04.02.2020. Определением 19.03.2020 рассмотрение административного дела было отложено на 10 часов 30 минут 24.04.2020. Указанное определение было получено ПАО «МРСК Сибири» 25.03.2020, что подтверждается почтовым идентификатором 66001740048501. Указанное определение было получено гр. ФИО1 02.04.2020, что подтверждается почтовым идентификатором 80088846729985.
ПАО «МРСК Сибири» и гр. ФИО1 надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения настоящего дела.
Нарушений процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.
Процедура возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования также соблюдена, определение вручено заявителю.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности (один год) на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ).
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в повторном несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов в течение одного календарного года.
Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла или неосторожности.
Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, а также уведомляет о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «6» пункта 16 Правил, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 822 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству метрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики; 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил» если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 822 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с пунктом 82 Правил, проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:
а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 Правил, требованиям технических условий;
б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектом документации, у к случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.
Согласно пункту 85 Правил, для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:
а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;
б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, а случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условии (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);
в) документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний;
г) нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединении объекта электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений (электроустановки).
Сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя (пункт 87 Правил).
В соответствии с пунктом 88 Правил, по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению № 15,
Согласно пункту 90 Правил, срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении №024/04/9.21-822/2019 установлено, что 29.10.2018 между ПАО «МРСК Сибири» и гр. ФИО1 заключен договор №20.2400.9936.18 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня подписания договора, то есть до 29.04.2019.
В соответствии с материалами заявления между ПАО «МРСК Сибири» и гр. ФИО1 07.05.2019 заключено дополнительное соглашение к договору №20.2400.9936.18, в соответствии с которым срок выполнения обязательств по договору устанавливается до 01.01.2020.
17.04.2019 гр. ФИО1 в адрес ПАО «МРСК Сибири» направлено уведомление о выполнении технических условий.
По результатам проведенного выезда и осмотра электроустановок Объекта гр. ФИО1 ПАО «МРСК Сибири» в июне 2019 был составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию», в котором указано, что прибор учета не допущен в эксплуатацию по причине невыполнения заявителем п. 11а, 11б технических условий (номер и дата акта допуска прибора учета в эксплуатацию в представленных материалах дела не читабельны).
24.07.2019 гр. ФИО1 в адрес ПАО «МРСК Сибири» повторно направлено уведомление о выполнении технических условий. Указанное уведомление не содержит сведений об устранении вышеуказанных замечаний.
По результатам проведенного выезда и осмотра электроустановок Объекта гр. ФИО1 ПАО «МРСК Сибири» 03.09.2019 составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указано, что прибор учета не допущен в качестве расчетного, при этом в акте допуска прибора учета замечаний не отмечено.
ПАО «МРСК Сибири» не направило специалиста для проверки выполнения мероприятий со стороны заявителя в установленный законом срок. Учитывая требования действующего законодательства, срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий, то есть не позднее 27.04.2019 (уведомление от 17.04.2019).
На момент обращения гр. ФИО1 в адрес Красноярского УФАС России ПАО «МРСК Сибири» мероприятия по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям не выполнило.
Доказательств исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» в материалы дела №024/04/9.21-822/2019 не представлено, технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям не осуществлено.
Постановлением №А560-9.21(2)/18 от 17.08.2018 ПАО «МРСК Сибири» привлекалось к административной ответственности за аналогичное нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП.
Таким образом, в действиях ПАО «МРСК Сибири», выразившихся в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям Объекта, в срок установленный Договором до 29.04.2019, и также непроведение проверки выполнения технических условий заявителем в установленный срок, то есть до 27.04.2019 (уведомление от 17.04.2019), содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.
Факт правонарушения удостоверяется материалами дела об административном правонарушении №024/04/9.21 -822/2019.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Суд не находит оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного применительно к статье 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Учитывая обстоятельства настоящего дела, повторность совершения указанного правонарушения, суд считает, что в действиях общества усматривается пренебрежительное отношение к исполнению обязанности по своевременному осуществлению технологического присоединения объектов потребителей.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
По части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе положений статьи 4.1 КоАП РФ.
При рассмотрении антимонопольным органом дела об административном правонарушении учтено тяжелое материальное положение ПАО «МРСК Сибири», размер назначаемого штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, снижен в два раза и составил 300 000 руб.
Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 24.04.2020№ 024/04/9.21-822/2019 является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.В. Болуж