АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
11 апреля 2011 года
Дело № А33-16969/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 апреля 2011 года.
В полном объёме решение изготовлено 11 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Л.К.Бычковой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Северное» (ОГРН <***> ИНН <***>), г.Енисейск Красноярского края,
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемой Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю, г.Красноярск,
о взыскании 348 565 руб. 94 коп. убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Красноярский край в лице Министерства финансов по Красноярскому краю; Енисейский муниципальный район Красноярского края в лице Финансового управления администрации Красноярского края,
в присутствии:
от истца: ФИО1- представителя по доверенности №59 от 12.02.2011, по паспорту (до перерыва),
от ответчика: ФИО2 - представителя по доверенности от 27.01.2010, по удостоверению 24 №0627 от 30.06.2009 (до перерыва), ФИО3- представителя по доверенности от 25.01.2011, по паспорту (после перерыва).
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евграшкиной Т.В.
установил:
открытое акционерное общество Северное» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемой Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании 348 565 руб. 94 коп. убытков, связанных с реализацией меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в муниципальных поселениях село Ярцево, поселок Кривляк Енисейского муниципального района Красноярского края.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 20.01.2011 возбуждено производство по делу.
Определением от 20.01.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены:
-Красноярский край в лице Министерства финансов по Красноярскому краю;
-Енисейский муниципальный район Красноярского края в лице Финансового управления администрации Красноярского края.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, надлежащим образом извещённые о времени и месте предварительного судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Ответчик представил письменный отзыв на иск, в котором указал следующее:
-истец должен документально подтвердить, что фактически понес расходы по предоставлению бесплатных услуг, которые ему впоследствии не были возмещены;
-в материалах дела отсутствуют сведения о тарифах на отопление на 2010 год, утвержденные для открытого акционерного общества «Северное». Не представлено постановление муниципального образования от утверждении тарифа в размере 36,2 руб. /кв.м., а также расчет данного тарифа исходя из норматива потребления и тарифа РЭК Красноярского края;
-надлежащим ответчиком по делу является Красноярский край.
Согласно письменным пояснениям, представленным представителем истца, филиал «Ярцевский» присоединился к открытому акционерному обществу «Северное» с 1 января 2006 года и пользовался тарифами для населения, утвержденными для МУП ЖКХ «Ярцевское». В частности, на отопление установлен размер платы в размере 70,73 руб. за 1 кв.м отапливаемой площади. Постановлением РЭК № 44 от 06.07.2006 были установлены тарифы на тепловую) электрическую энергию для ОАО «Северное». Согласно приложению к данному постановлению тариф на тепловую энергию для филиала «Ярцевский» составляет 2451,94 руб. за Гкал без НДС.
Решением Енисейского районного Совета депутатов № 11-141р от 02.08.2006 утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых ОАО «Северное». Норматив потребления на тепловую энергию для филиала «Ярцевский» составляет на 2009 год Постановлением РЭК Красноярского края № 301 от 2.12.2008 установлены тарифы на отопление для потребителей ОАО «Северное» по каждому тепловому источнику, в частности по котельной п.Кривляк утвержден тариф 3257,24 руб. за Гкал. Министерством ЖКХ на 2009 год установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 120%. Отсюда и тариф для населения 113,77 руб. за 1 кв.м. (94,81 * 1,2 = 113,77), а не 122,99 руб., который соответствует утвержденному Постановлением РЭК тарифу для котельной п.Кривляк (0,032*3257,24*1,18= 122,99).
На 2010 год Постановлением РЭК Красноярского края № 195-пр от 24.11.2009 установлены тарифы на отопление для потребителей ОАО «Северное» также по каждому тепловому источнику и Министерством ЖКХ установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 115%. Отсюда и тариф для населения п.Кривляк 124,43 руб. за 1 кв.м. (0,032*3295,3* 1,18=124,43), где 3295,3 - т(ариф, утвержденный Постановлением РЭК для котельной п.Кривляк составляет 0,032 Гкал на 1 кв.м общей площади.
Представитель истца поддержал исковые требования, по основаниям указанным в исковом заявлении.
В соответствии статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 07 апреля 2011, о чем было публично объявлено в судебном заседании, у сторон отобрана расписка-уведомление. Информация о перерыве была размещена на сайте суда.
После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителя ответчика: ФИО3
В материалы дела поступила справка из органов социальной защиты от 04.04.2011
№ 506, дополнительное доказательство приобщено к материалам дела. Поступившая справка изучена представителем ответчика.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно пункту 2.2 Устава открытого акционерного общества «Северное», предметом его деятельности является в том числе производство и реализация тепловой и электрической энергии, водоснабжения, водоотведения предприятию и населению.
Как следует из материалов дела (распоряжение № 67 от 25.08.2006 и акта приема-передачи муниципального имущества из муниципальной казны района в безвозмездное пользование открытого акционерного общества «Северное»; располряжения № 89 от 23.11.2006 и акта приема-передачи муниципального имущества из муниципальной казны района в безвозмездное пользование открытого акционерного общества «Северное» от 23.11.2006) и пояснений истца, открытое акционерное общество «Северное» оказывает жильцам пос. Кривляк и пос. Ярцево Енисейского муниципального района Красноярского края услуги по отоплению жилых помещений и осуществлял сбор платы с населения данных населенных пунктов за данную услугу.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество «Северное» в период с 01 января 2010 года по 30 апреля 2010 года предоставлял гражданам, имеющим право на льготное обеспечение (педагогическим работникам), льготы по оплате отопления в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (далее – Закон об образовании).
Истцом с населением заключены договоры оказания коммунальных услуг.
В связи с наличием расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону об образовании, истцом составлены расчет на возмещение расходов с 01.01.2010 по 30.04.2010 с указанием в них фамилий, имен, отчеств педагогических работников, места их жительства и суммы льготы, предоставленной каждому из них.
Согласно расчетам истца в результате предоставления льгот за период с 01.01.2010 по 30.04.2010 открытого акционерного общества «Северное» понесло расходы по отоплению в размере 348 565 руб. 94 коп., которые не были компенсированы истцу. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Согласно статьям 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, - путем возмещения убытков.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, нарушенное право субъекта гражданских правоотношений может быть восстановлено путем полного возмещения причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды). Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет. Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его личного неимущественного или имущественного права.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения истца в суд послужило невозмещение ему с 01.01.2010 по 30.04.2010 расходов в сумме 348 565 руб. 94 коп., возникших в связи с предоставлением услуг по отоплению педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, согласно представленному реестру педагогических работников, зарегистрированных на территории Енисейского района (пос. Кривляк, пос. Ярцево). В качестве правового основания заявленного иска истец указывает статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 55 Закона об образовании.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Оказанные услуги оплачиваются в полном объеме (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.
Согласно статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются, в том числе правом на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
При этом, Законом об образовании не предусмотрено возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем они фактически понесены организацией, оказавшей такие услуги. Кроме того, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в том числе путем установления льгот Законом об образовании.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» № 52-ФЗ от 06.05.2003 предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
С учетом изменений и дополнений, внесенных пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», из статьи 55 Закона об образовании следует, что порядок возмещения расходов устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Однако, наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.
С учетом данной правовой позиции Верховный Суд Российской Федерации в определении от 18.04.2007 (дело № 53-Г07-4) признал противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 5 статьи 6 и пункт 4.1 статьи 13 Закона Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в соответствии с которыми льготы, предусмотренные пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании, предоставлялись гражданам в форме субсидий за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов.
В связи с отменой норм вышеназванного краевого закона Красноярский край не вправе финансировать эти расходы, поскольку с учетом статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для возникновения у Красноярского края как субъекта Российской Федерации расходных обязательств по финансированию мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании.
Федеральный законодатель, предоставивший право вышеуказанным категориям граждан на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (статья 55 Закона об образовании, статья 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»), до настоящего времени не определил источников и механизма компенсации расходов предприятий и организаций, оказывающих льготные услуги педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что, поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, доводы ответчика о том, что обязательства Российской Федерации могут наступить только в отношении возмещения расходов, произведенных субъектом Российской Федерации - Красноярским краем, а расходы из федерального бюджета подлежат возмещению не организациям, оказывающим льготы, а бюджетам других уровней, не могут быть приняты судом как основанные на законе, поскольку убытки в виде расходов по предоставлению льгот по оплате жилищных услуг, возникли непосредственно у открытого акционерного общества «Северное».
Из материалов дела следует, что истец не получил денежных средств на реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании», произведенные затраты в расходных обязательствах местного бюджета и/или субъекта Российской Федерации отсутствуют.
Материалами дела подтверждается факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическому работнику. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств не предоставлено.
Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании.
Как следует из расчета истца, за период с 01.01.2010 по 30.04.2010 открытого акционерного общества «Северное» понесло расходы по оказанию услуг отопления в размере 348 565 руб. 94 коп. Арифметика расчета ответчиком не оспорена.
Материалами дела (акты сверки по задолженности, справки с места работы педагогических работников, договоры на оказание коммунальных услуг физическим лицам, выписки из домовых книг, копии технических паспортов, копии выписок из реестров объектов градостроительной деятельности) подтверждается факт предоставления истцом в период с 01.01.2010 по 30.04.2010 льготы по оплате услуги за отопление лицам, являющимся педагогическими работниками. При этом, при исчислении размера платы за данную услугу истцом применен действующий тариф, предусмотренный для данной услуги в установленном законодательством порядке.
Доводы ответчика о том, что истец не доказал, что является исполнителем по оказанию коммунальных услуг отклоняется судом, поскольку документами, представленными в материалы дела: распоряжение № 67 от 25.08.2006 и акта приема-передачи муниципального имущества из муниципальной казны района в безвозмездное пользование открытого акционерного общества «Северное»; распоряжение № 89 от 23.11.2006 и акта приема-передачи муниципального имущества из муниципальной казны района в безвозмездное пользование открытого акционерного общества «Северное» от 23.11.2006) подтверждается факт передачи муниципального имущества, необходимого для предоставления коммунальных услуг населению п. Ярцево и п. Кривляк Енисейского района Красноярского края.
Согласно письменным пояснениям, представленным истцом, филиал «Ярцевский» присоединился к открытому акционерному обществу «Северное» с 1 января 2006 года и пользовался тарифами для населения, утвержденными для МУП ЖКХ «Ярцевское». На 2010 год Постановлением РЭК Красноярского края № 195-пр от 24.11.2009 установлены тарифы на отопление для потребителей открытого акционерного общества «Северное» по каждому тепловому источнику и Министерством ЖКХ установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 115%.
На основании вышеизложенного, довод ответчика об отсутствии в материалах дела сведений о тарифах на отопление на 2010 год, установленных для истца, судом не принимается, поскольку размер тарифа и нормативно -правовое обоснование его применения изложено истцом в письменных пояснениях приобщенных к материалам дела.
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтвержден размер убытков в общей сумме 348 565 руб. 94 коп. за период с 01.01.2010 по 30.04.2010 по предоставлению льгот педагогическим работникам в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.
Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Указанная норма не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда указанные органы выступают в качестве процессуальных истцов.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ответчиком по настоящему делу, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167 – 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Иск удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Северное» 348 565 руб. 94 коп. убытков, 7 474 руб. 32 коп. государственной пошлины, в доход федерального бюджета Российской Федерации 2 500 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Л.К.Бычкова