ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-17005/10 от 14.12.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  21 декабря 2010 года

Дело № А33-17005/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Роскомнадзора по Красноярскому краю

к обществу с ограниченной ответственностью «КрасТел+»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Жданова В.М., доверенность от 12.10.2010, паспорт 04 00 № 684463 выдан 15.03.2001 УВД Советского района г. Красноярска;

от ответчика: Скороделова Д.Б., доверенность от 26.11.2010,  паспорт 04 09 № 916104 выдан 02.07.2010 отделением УФМС России по Красноярскому краю в Железнодорожном районе г.Красноярска,

установил:

Управление Роскомнадзора по Красноярскому краю (далее – административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «КрасТел+» (далее – ООО «КрасТел+», ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 15 час. 25 мин. до 15 час. 40 мин. 14.12.2010.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ООО «КрасТел+» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1072460000843, осуществляет деятельность, в том числе по оказанию телематических услуг связи на основании лицензии № 53630 (с Условиями осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 53630) сроком действия с 16.10.2007 до 16.10.2012.

Из материалов дела следует, что 27.10.2010 должностным лицом административного органа проведена плановая проверка указанной деятельности ответчика по вопросам соблюдения требований выданной лицензии. В ходе проведения проверки установлены следующие факты:

- в нарушение подпунктов е, ж, з, и пункта 22, подпунктов а, б, в пункта 23 Правил оказания телематических услуг связи (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575) в договорах, заключенных в письменной форме ООО «КрасТел+» с абонентами, не указаны обязательные, установленные названными нормами условия договоров;

- в счетах-фактурах ООО «КрасТел+» не указаны данные о суммарном количестве оказанных телематических услуг связи за расчетный период, а также объем каждой телематической услуги связи, оказанной абоненту; сумма, предъявляемая к оплате по каждому виду телематических услуг связи и технологически непрерывно связанных с ними услуг; виды оказанных телематических услуг связи, что является нарушением подпунктов д, к, л пункта 41 Правил;

- в договорах, заключенных между ООО «КрасТел+» и абонентами: Главным управлением социальной защиты населения администрации г. Красноярска, от 01.01.2010 №12/2, ООО «Шерл Транспортная Компания» от 08.09.2010 № 09/6 в нарушение пункта 47 Правил содержатся условия, согласно которым ООО «КрасТел+» имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке в течение 30 дней.

Указанные факты, расцененные заявителем как нарушение ООО «КрасТел+» требований и условий выданной лицензии, отражены в составленном в отношении ответчика протоколе от 28.10.2010 № 288 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ООО «КрасТел+» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).

Арбитражным судом установлено, что протокол от 28.10.2010 № 288 об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в соответствии с его компетенцией, установленной частями 2, 3 статьи 28.3 КоАП РФ.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола от 28.10.2010 №288 об административном правонарушении арбитражным судом не установлено. Протокол от 28.10.2010 № 288 об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении лицом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Названное административное правонарушение носит длящийся характер, в связи с чем установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента выявления соответствующего правонарушения.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Статьей 46 Федерального закона «О связи» установлены обязанности операторов связи, в том числе обязанность по оказанию пользователям услуг связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 53630, выданной ООО «КрасТел+», лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления услуг по оказанию телематических услуг связи регулируется Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575.

Из текста протокола об административном правонарушении следует, что ООО «КрасТел+» вменяется:

- нарушение подпунктов е, ж, з, и пункта 22, подпунктов а, б, в пункта 23 Правил оказания телематических услуг связи: в договорах, заключенных в письменной форме ООО «КрасТел+» с абонентами, не указаны обязательные, установленные названными нормами условия договоров;

- нарушение подпунктов д, к, л пункта 41 Правил: в счетах-фактурах ООО «КрасТел+» не указаны данные о суммарном количестве оказанных телематических услуг связи за расчетный период, а также объем каждой телематической услуги связи, оказанной абоненту; сумма, предъявляемая к оплате по каждому виду телематических услуг связи и технологически непрерывно связанных с ними услуг; виды оказанных телематических услуг связи;

- нарушение пункта 47 Правил: в договорах, заключенных между ООО «КрасТел+» и абонентами: Главным управлением социальной защиты населения администрации г. Красноярска, от 01.01.2010 №12/2, ООО «Шерл Транспортная Компания» от 08.09.2010 №09/6 содержатся условия, согласно которым ООО «КрасТел+» имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке в течение 30 дней.

Согласно пункту 18 указанных Правил оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме. Для заключения договора с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии лицо, имеющее намерение заключить договор (далее - заявитель), подает оператору связи заявление о заключении договора (далее - заявление). Порядок регистрации и форма заявлений устанавливаются оператором связи. Оператор связи обязан оповестить заявителя о регистрации заявления в 3-дневный срок. Оператор связи не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении заявления.

В силу пункта 22 названных Правил в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны, в том числе:

- адрес установки пользовательского (оконечного) оборудования и описание абонентской линии (при доступе к сети передачи данных с использованием абонентской линии);

- технические показатели, характеризующие качество телематических услуг связи (в том числе полосу пропускания линии связи в сети передачи данных);

- технические нормы, в соответствии с которыми оказываются телематические услуги связи и технологически неразрывно связанные с ними услуги;

- тарифы и (или) тарифный план для оплаты телематических услуг связи в российских рублях.

Пунктом 23 Правил предусмотрено указание в договоре существенных условий, в частности:

- состав оказываемых телематических услуг связи;

- используемые абонентские интерфейсы;

- тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи.

Согласно пункту 41 Правил счет, выставляемый абоненту за оказанные телематические услуги связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента и который содержит, в том числе следующие сведения:

- данные о суммарном количестве оказанных телематических услуг связи за расчетный период и период оказания телематических услуг связи, а также объем каждой телематической услуги связи, оказанной абоненту;

- сумма, предъявляемая к оплате по каждому виду телематических услуг связи и технологически неразрывно связанных с ними услуг;

- виды оказанных телематических услуг связи.

В соответствии с пунктом 47 Правил в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или в случае нарушения абонентом требований, установленных договором, в том числе срока оплаты оказанных телематических услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание телематических услуг связи до устранения нарушения, письменно уведомив об этом абонента. Если абонент не устранит нарушение в течение 6 месяцев с даты получения им письменного уведомления оператора связи о намерении приостановить оказание телематических услуг связи, оператор связи вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Административный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях ответчика по неуказанию в заключаемых им договорах и счетах-фактурах обязательных, предусмотренных Правилами условий и сведений, события рассматриваемого административного правонарушения.

Так, согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств – полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.

В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

По смыслу статей 26.2., 28.2., КоАП РФ, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Следовательно, иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, при составленном с нарушением закона протоколе, не отвечают критерию допустимости доказательств.

Согласно части 2 статьи 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

По смыслу статей 1.5., 2.1., 28.2. КоАП РФ, указание в протоколе об административном правонарушении на событие правонарушения, предполагает описание фактических обстоятельств совершенных противоправных действий (бездействия), обеспечивающее возможность установления признаков состава административного правонарушения.

Протокол от 28.10.2010 № 288 об административном правонарушении не содержит описания фактических обстоятельств вменяемого заявителю деяния (в части действий ответчика по неуказанию в заключаемых им договорах и счетах-фактурах обязательных, предусмотренных Правилами условий и сведений) ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Так, в протоколе от 28.10.2010 № 288 об административном правонарушении отсутствует указание на даты, номера, иные реквизиты договоров и счетов-фактур, в которых отсутствуют необходимые условия и сведения не указаны лица, с которыми заключены соответствующие договора и которым выставлены счета-фактуры.

Имеющийся в материалах дела акт проверки от 28.10.2010 не восполняет приведенных недостатков протокола, поскольку также не содержит необходимого описания события рассматриваемого административного правонарушения в вышеуказанной части.

Иные документы заявителем в материалы дела не представлены.

Вышеприведенные обстоятельства являются существенным нарушением требований действующего законодательства. Протокол от 28.10.2010 № 288 об административном правонарушении не является доказательством наличия в действиях ООО «КрасТел+» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1  КоАП РФ (в части действий ответчика по неуказанию в заключаемых им договорах и счетах-фактурах обязательных, предусмотренных Правилами условий и сведений).

Кроме того, ООО «КрасТел+» в материалы дела представлен, в частности, счет от 25.10.2010 № 220/11/10, в котором имеются все необходимые реквизиты, установленные подпунктами д, к, л пункта 41 Правил оказания телематических услуг связи (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575).

Вместе с тем, суд полагает, что несоблюдение ответчиком пункта 47 Правил оказания телематических услуг связи (включение ООО «КрасТел+» в договоры, заключенные между ним и абонентами: Главным управлением социальной защиты населения администрации г.Красноярска, от 01.01.2010 №12/2, ООО «Шерл Транспортная Компания» от 08.09.2010 №09/6, условий, согласно которым ООО «КрасТел+» имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке в течение 30 дней, тогда как Правилами установлен 6-тимесячный срок) подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом от 28.10.2010 № 288 об административном правонарушении, договором от 01.01.2010 № 12/2, договором от 08.09.2010 № 09/6. В указанных действиях ООО «КрасТел+» содержатся признаки объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск) отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица.

ООО «КрасТел+» не представлено суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что в действиях (бездействии) содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2., 4.3. КоАП РФ смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 4.2. КоАП РФ, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что ответчик впервые привлекается к административной ответственности за совершение такого рода административного правонарушения. Названное обстоятельство признается арбитражным судом смягчающим административную ответственность ООО «КрасТел+».

Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения и административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Учитывая, что в судебном заседании установлено наличие смягчающего ответственность ООО «КрасТел+» обстоятельства, отсутствие отягчающих административную ответственность ООО «КрасТел+» обстоятельств, а также то, что в судебном заседании фактически подтверждено только одно нарушение ответчиком лицензионных требований и условий, соразмерным допущенному ответчиком нарушению является административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Требования Управления Роскомнадзора по Красноярскому краю удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «КрасТел+», зарегистрированное в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072460000843, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 221а, оф. 411, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.М.Шайхутдинов