АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
19 мая 2008 г.
Дело № А33-17122/2007
г. Красноярск
Судья Арбитражного суда Красноярского края Севрюкова Н.И.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Краевого государственного учреждения «Дзержинский лесхоз» (с. Дзержинское)
к обществу с ограниченной ответственностью «Лэкс» (г. Красноярск)
о взыскании 354 454 руб. 74 коп. - неустойки,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Служба по контролю в сфере природопользования Администрации Красноярского края
В судебном заседании участвовали :
от истца: ФИО1 (представитель по доверенности от 16.01.2008),
от ответчика: ФИО2 (представитель по доверенности от 11.02.2008),
от третьего лица: ФИО1 (представитель по доверенности от 10.01.2008).
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Севрюковой Н. И.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании «15» мая 2008 года. В полном объеме решение изготовлено «19» мая 2008 года.
Краевое государственное учреждение «Дзержинский лесхоз», с. Дзержинское обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Лэкс» (г. Красноярск) о взыскании 354 454 руб. 74 коп. неустойки за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
Исковое заявление принято к производству арбитражного суда. Определением от 25.12.2007 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание. Определением арбитражного суда от 29.01.2008 подготовка дела признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству.
Определением от 27.02.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена служба по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края.
В обоснование заявленных требований истец указал следующее. По лесорубочному билету № 22 от 14.03.2006 ответчиком допущены нарушения, за которые на основании Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ истец начислил неустойку в размере 354 454 руб. 74 коп. Нарушения выявлены и зафиксированы актом освидетельствования в квартале № 90 выдела 11 Шеломковского лесниченства. Ответчик сумму начисленной неустойки в добровольном порядке не оплатил.
Ответчик представил письменный отзыв на иск, в соответствии с которым иск не признал, мотивируя следующим:
- В рассматриваемом случае освидетельствование было проведено только 31.08.2007, что не соответствует п.64 Правил отпуска древесины на корню, утвержденного Постановление Правительства РФ №551 от 01.06.1998;
- Извещение о проведении освидетельствования лесосеки было вручено представителю ООО «Лэкс» 23.08.2007, т.е. за 8 дней до даты освидетельствования, что не соответствует п.10 Указаний по освидетельствованию мест рубок.
- в материалах дела отсутствует протокол о лесонарушении, составленный в соответствии с пунктам 1.4, 5.1.1. Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Гослесхоза СССР №1 от 22.04.1986.
Третье лицо Служба по контролю в сфере природопользования администрации КК представило письменные дела пояснения по полномочиям административного органа, в которых указало следующее:
- В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ осуществление государственного контроля и надзора, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, переданы органам власти субъектов РФ.
- В соответствии с частью 2 статьи 96 Лесного кодекса РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 81-83 данного кодекса. Данная норма права содержит ограничение по полномочиям: государственный лесной контроль и надзор могут осуществлять только органы государственной власти, уполномоченные в области данного контроля и надзора. Кроме того, часть 3 статьи 96 Лесного кодекса устанавливает права должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор – в том числе право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции.
- Согласно ч. 6 статьи 96 Лесного кодекса РФ порядок осуществления государственного контроля и надзора устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 утверждено положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, вступившее в действие с 06.07.2007 (на момент подачи рассматриваемого искового заявления уже действовало).
- Согласно Постановлению № 394 перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами. Пунктом 9 Постановления № 394 предусматривается право главных государственных лесных инспекторов в субъектах РФ и их заместителей предъявлять иски в суды в пределах своей компетенции. Таким образом, определен круг должностных лиц имеющих право на подачу исковых заявлений при осуществлении государственного лесного контроля и надзора.
- Служба по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края (далее – Служба) на основании Положения о службе по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края (утв. Постановлением Совета администрации Красноярского края от 20.10.2005 № 251-п.) осуществляет государственный лесной контроль и надзор (п. 4.8.18 Положения). Для осуществления государственного лесного контроля и надзора Службой издан Приказ № 123 от 09.07.2007 «Об установлении перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор», согласно которому осуществлять государственный лесной контроль и надзор в Красноярском крае имеют право:
√ руководитель службы по контролю и надзору в сфере природопользования администрации Красноярского края – главный государственный лесной инспектор в Красноярском крае,
√ начальник отдела государственного лесного контроля службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края – заместитель главного государственного лесного инспектора в Красноярском крае,
√ государственные инспектора отдела государственного лесного контроля службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края – заместители главного государственного лесного инспектора в Красноярском крае;
- компетенцию лесхозов (лесничеств) в настоящее время не входит осуществление полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено:
Ответчик на основании договора аренды № 4 получил лесорубочный билет № 22 от 14.03.2006 на вырубку растущей и сухостойной древесины во 2 лесотаксовом поясе, разряд такс 5, третьей группе лесов в квартале № 90 лесосеки/делянки № в.11 Шеломковского лесничества Дзержинского лесхоза. Согласно лесорубочному билету установлены сплошной санитарный способ рубки, способ учета по пням. Срок окончания заготовки и вывозки установлен 13.03.2007.
По окончании срока действия лесорубочного билета № 22 ГУ «Дзержинский лесхоз» с участием представителя лесопользователя 31.08.2007 проведено освидетельствование мест рубок лесов в квартале № 90 лесосеки/делянки № 11 Шеломковского лесничества. При осмотре 31.08.2007 установлены следующие нарушения:
- срублено и повреждено семенников, деревьев в семенных куртинах и полосах, других деревьев, не подлежащих рубке при проведении рубок ухода за лесом и других рубок – 476 куб.м., размер неустойки 10-кратная таксовая стоимость, что составляет 237 333 руб. 60 коп.
- оставлено недорубов комактных 1009 куб.м., размер неустойки 2- кратная таксовая стоимость, что составляет 100 617 руб. 48 коп.
- оставлено недорубов расстроенных, а также в виде куртин и отдельно стоящих деревьев 25 куб.м., размер неустойки 4- кратная таксовая стоимость, что составляет 4 986 руб.
- оставлено невывезенной в срок древесины 33 куб.м., размер неустойки 7-кратная таксовая стоимость, что составляет 11 517 руб. 66 коп.;
Итого, допущено лесонарушений на сумму 354 454 руб. 74 коп.
Результаты проведения осмотра зафиксированы в акте освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и второстепенных лесных материалов от 31.08.2007, подписанном представителями истца (лесхоза) и ответчика (леспользователя) без замечаний, а также в плане-схеме основного освидетельствования квартала 90 в.11, ведомостях материально-денежной оценки лесосеки и перечетных ведомостях.
Истец в адрес ответчика 27.09.2007 направил претензионное письмо с предложением оплатить в добровольном порядке неустойку в размере 354 454 руб. 74 коп. на основании акта освидетельствования мест рубок от 31.08.2007. Ответчик ответ на претензионное письмо не направил, начисленную неустойку не оплатил.
В связи с изложенными обстоятельствами истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно Приложению к совместному Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства от 09.06.2007 № 337 «Об определении количества лесничеств на территории Красноярского края и установлении их границ» Дзержинский лесхоз подлежит преобразованию в лесничество. Доказательства завершения преобразования в материалы дела не представлены.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Статья 116 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года позволяла Правительству Российской Федерации устанавливать размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Размеры неустоек были установлены Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551. Данные Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 № 169, вступившим в силу 01.04.2008.
Вместе с тем, с 01 января 2007 года на территории Российской Федерации введён в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации (далее по тексту – Кодекс), положения которого применяются к отношениям, возникшим после дня его введения в действие (статьи 1, 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
Согласно статье 13 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.
Концепция изменений, внесённых в Лесной кодекс Российской Федерации, основывается на возможности привлечения нарушителей лесного законодательства к административной, уголовной и гражданской ответственности (глава 13 Кодекса). При этом рамки гражданской ответственности за нарушение лесного законодательства определены в Кодексе только возмещением вреда, причинённого лесам, на основании такс (статья 100 Кодекса). Частью 2 статьи 100 действующего Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что исчисление размера вреда , причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется на основании такс и методик, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 № 388 были утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации. С момента вступления в силу нового Лесного кодекса Российской Федерации до 30.05.2007 по вопросу привлечения к ответственности за нарушение лесохозяйственных требований необходимо руководствоваться данным постановлением, устанавливающим порядок определения размера причиненного правонарушением вреда лесному фонду. После 30.05.2007 подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
Лесной кодекс Российской Федерации, введённый в действие с 01.01.2007 года, не предусматривает в качестве меры ответственности за нарушение лесохозяйственных требований такого вида ответственности как законная неустойка и не предусматривает правомочия Правительства РФ устанавливать виды и размеры неустойки за нарушение лесохозяйственных требований. Следовательно, с 01.01.2007 неправомочно взыскание неустоек, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551.
Подтверждение указанного подхода выражено и в правовых позициях Конституционного суда Российской Федерации, согласно которым к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат. См., например, Определения Конституционного суда Российской Федерации от 10.11.2002 №321-О, от 17.07.2007 № 495-О-О, 18.12.2007 № 886-О-О.
Возможность взыскания неустоек с лесопользователей оговорена Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324. Пунктом 8 данных Правил установлено, что ответственность за нарушение условий договора, в том числе о начислении неустойки, должна быть предусмотрена непосредственно в договоре аренды. Данное правовое регулирование применимо к правоотношениям аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникающим при заключении договоров аренды с 2007 года.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что правоотношения пользования участком лесного фонда возникли у ответчика на основании договора аренды № 4 и лесорубочного билета № 22 от 143.03.2006. Копию договора аренды № 4 истец и ответчик в материалы дела не предоставили.
Таким образом, срочное пользование лесным участком основывается истцом и ответчиком на факте выдачи лесорубочного билета сроком с 14.03.2006 по 13.03.2006. Данные правоотношения носят длящийся характер. В течение 2006 года за нарушение Правил отпуска древесины на корню, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551 (далее по тексту – Правила) к ответчику подлежала применению законодательно установленная неустойка, предусмотренная данными Правилами.
Вместе с тем, освидетельствование мест рубок, иными словами, выявление факта нарушения лесохозяйственных требований, установленных Правилами, осуществлено истцом в августе 2007 года, а обращение в арбитражный суд – в декабре 2007 г., т.е. в период нового правового регулирования. Поэтому к данным правоотношениям подлежат применению нормы нового Лесного Кодекса Российской Федерации.
При отсутствии договорной неустойки (установленной по соглашению сторон) и законодательно установленной неустойки за нарушение лесного законодательства применение данной меры ответственности к лесопользователям с 01.01.2007 году не может быть признано правомерным.
Кроме того, согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с пунктами 62, 66 Правил отпуска древесины на корню 1998 г., лесхозы осуществляли систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований Правил, а в случаях выявления нарушений лесохозяйственных требований при проведении освидетельствовании мест рубок лесхозы были наделы правом начислять неустойки, предъявлять их лесопользователям для добровольной уплаты и при неоплате - обратиться с требованием о взыскании неустойки в судебном порядке. Таким образом, ранее полномочия по обращению в суды с исками о взыскании неустойки за совершение лесонарушений, предусмотренных Правилами отпуска древесины на корню 1998, осуществлялись лесхозами .
Нормы нового Кодекса не предусматривают создание и функционирование на территории Российской Федерации лесхозов. Статьёй 11 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено обязательное преобразование лесхозов в соответствии с гражданским законодательством в срок до 01 января 2008 года.
Согласно статье 23 Кодекса, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Полномочиями по определению количества лесничеств, лесопарков и установлению их границ наделено Федеральное агентство лесного хозяйства (пп. 5.13.3 п.5 раздела II Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 283). На территории Красноярского края количество лесничеств определено совместным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства от 09.06.2007 № 337 «Об определении количества лесничеств на территории Красноярского края и установлении их границ».
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия на обращение в арбитражный суд с исками реализуются в рамках осуществления функций по контролю и надзору за обеспечением соблюдения лесного законодательства. Согласно статьей 83 Лесного кодекса РФ соответствующие функции переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, обращаться в арбитражный суд, в том числе с требованиями о привлечении к ответственности за совершение лесонарушений, уполномочены осуществляющие государственный лесной контроль и надзор должностные лица органов государственной власти субъектов РФ.
В Красноярском крае таким органом является Служба по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, действующая на основании утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 20.10.2005 № 251-п Положения. В силу части 6 статьи 96 Лесного кодекса РФ порядок осуществления государственного контроля и надзора устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства № 394 от 22.06.2007 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля и надзора, согласно п. 9 которого право предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции имеют главные государственные лесные инспектора в субъектах РФ и их заместители. Приказом № 123 от 09.07.2007 Службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края установлен перечень должностных лиц Службы, уполномоченных осуществлять лесной контроль и надзор на территории Красноярского края.
Лесничества в соответствии с нормами действующего Лесного кодекса РФ не наделены полномочиями на обращение в арбитражный суд с требованиями о взыскании неустоек за лесонарушения.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
В силу части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы о распределении судебных расходов. Согласно статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В пункте 20 Информационного Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 №91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что при применении подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует учитывать положения части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных федеральным законом государственные органы, органы местного и иные органы праве обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.
Из анализа названных положений следует, что органы государственной власти, местного самоуправления и иные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины только если иск заявляется в общественных интересах и право на предъявления этого иска предусмотрено законом.
При обращении в арбитражный суд истец государственную пошлину не оплатил, указав, что иск предъявлен в защиту государственных интересов. Однако в соответствии с частью 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса. Как уже указывалось выше, лесхозы и лесничества к числу органов государственной власти, полномочных осуществлять государственный лесной контроль и надзор не отнесены. Следовательно, отсутствуют основания утверждать о том, что при обращении в арбитражный суд с исками о взыскании неустойки за нарушение правил отпуска древесины на корню лесхозы выступают в защиту государственных и (или) общественных интересов, в связи с чем, освобождение лесхозов от оплаты государственной пошлины в указанных случаях неправомерно. В связи с изложенным, с учетом результатов рассмотрения дела, государственная пошлина подлежит взысканию с истца.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
В иске отказать.
Взыскать с краевого государственного учреждения «Дзержинский лесхоз» (с. Дзержинское) в доход федерального бюджета 8 589 руб. 10 коп. государственной пошлины.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья
Севрюкова Н.И.