ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-17359/08 от 17.03.2009 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

марта 2009 года

Дело № А33-17359/2008

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 18 марта 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тайшетском районе Иркутской области

к отделению по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (г. Красноярск)

о признании незаконными действий по возврату без исполнения постановлений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тайшетском районе Иркутской области

при участии представителя ответчика: ФИО1, доверенность от 14.01.2009,

при ведении протокола судебного заседания судьей Шайхутдиновым Е.М.,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области (далее – заявитель, орган пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к отделению по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее – отделение казначейства, ответчик) о признании незаконными действий по возврату без исполнения исполнительных документов - постановлений органа пенсионного фонда от 07.08.2008 № 135, от 07.08.2008 № 136, от 07.08.2008 № 145, от 09.09.2008 № 294, от 09.09.2008 № 295 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, вынесенные  в отношении страхователей-организаций. 

Заявление принято к производству суда. Определением от 22.12.2008 возбуждено производство по делу.

Определением суда от 20.01.2009 заявителю предложено сформулировать требование в части меры восстановления нарушенных прав и законных интересов.

Заявлением от 06.02.2009 (исх. № АА-09/696) орган пенсионного фонда просил суд в качестве восстановительной меры нарушенных прав и законных интересов обязать Казначейство принять на исполнение постановления органа пенсионного фонда от 07.08.2008 № 135, от 07.08.2008 № 136, от 07.08.2008 № 145, от 09.09.2008 № 294, от 09.09.2008 № 295 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, вынесенные  в отношении страхователей-организаций.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика  в судебном заседании требования не  признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, дополнительные письменные пояснения по делу.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 12 час. 15 мин. 10.03.2009 до 16 час. 00 мин. 17.03.2008.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Как следует из материалов дела, органом пенсионного фонда в адрес отделения казначейства направлены следующие документы:

1) заявление от 05.09.2008 № ЛБ-10/3771 о принятии на исполнение постановления от 07.08.2008 № 135 на сумму 7499,43 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» и прилагаемые к нему документы (решение от 07.08.2008 № 135, постановление от 07.08.2008 № 135, постановление судебного пристава-исполнителя от 29.08.2008 о возвращении исполнительного документа);

2) заявление от 05.09.2008 № ЛБ-10/3772 о принятии на исполнение постановления от 07.08.2008 № 136 на сумму 1922,54 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального бюджетного учреждения «Объединение исправительных учреждений № 25 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» и прилагаемые к нему документы (решение от 07.08.2008 № 136, постановление от 07.08.2008 № 136, постановление судебного пристава-исполнителя от 29.08.2008 о возвращении исполнительного документа);

3) заявление от 05.09.2008 № ЛБ-10/3773 о принятии на исполнение постановления от 07.08.2008 № 145 на сумму 12168,65 руб. о взыскании страховых взносов и пени с Федерального бюджетного учреждения «Колония-поселение № 49 объединения исправительных учреждений № 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» и прилагаемые к нему документы (решение от 07.08.2008 № 145, постановление от 07.08.2008 № 145, постановление судебного пристава-исполнителя от 29.08.2008 о возвращении исполнительного документа);

4) заявление от 10.09.2008 № ЛБ-10/3774 о принятии на исполнение постановления от 09.09.2008 № 294 на сумму 3157,28 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального государственного учреждения «Колония-поселение № 46 объединения исправительных учреждений № 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» и прилагаемые к нему документы (решение от 09.09.2008 № 294, постановление от 09.09.2008 № 294);

5) заявление от 10.09.2008 № ЛБ-10/3875 о принятии на исполнение постановления от 09.09.2008 № 295 на сумму 378,86 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального государственного учреждения «Колония-поселение № 49 объединения исправительных учреждений № 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» и прилагаемые к нему документы (решение от 09.09.2008 № 295, постановление от 09.09.2008 № 295).

Письмами от 16.09.2008 № 19-38-03-02/369, от 16.09.2008 № 19-38-03-02/370, от 16.09.2008 № 19-38-03-02/371, 16.09.2008 № 19-38-03-02/372, 16.09.2008 № 19-38-03-02/373 отделение казначейства вернуло заявителю вышеуказанные документы без исполнения, указав, в том числе, что:

- несмотря на то, что в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не установлен специальный порядок взыскания страховых взносов, пеней и штрафов с бюджетных учреждений, полагают, что взыскание таких платежей с бюджетных учреждений осуществляется с учетом установленных законодательством РФ особенностей обращения взыскания обязательных платежей на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

- кроме того, согласно вступившим в силу с 01.01.2007 изменениям, внесенным в статьи 45 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание недоимки и соответствующих пеней с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства, производится только в судебном порядке;

- в силу изложенного территориальные органы Пенсионного фонда РФ не вправе взыскивать с бюджетных учреждений суммы недоимок, пеней и штрафов во внесудебном порядке, вне зависимости от размера взыскиваемой суммы.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконными действий отделения казначейства по возврату без исполнения исполнительных документов - постановлений органа пенсионного фонда от 07.08.2008 № 135, от 07.08.2008 № 136, от 07.08.2008 № 145, от 09.09.2008 № 294, от 09.09.2008 № 295 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, вынесенные  в отношении страхователей-организаций.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из текста писем отделения казначейства от 16.09.2008 № 19-38-03-02/369, от 16.09.2008 № 19-38-03-02/370, от 16.09.2008 № 19-38-03-02/371, 16.09.2008 № 19-38-03-02/372, 16.09.2008 № 19-38-03-02/373 следует, что основанием для отказа в принятии к исполнении постановлений органа пенсионного фонда от 07.08.2008 № 135, от 07.08.2008 № 136, от 07.08.2008 № 145, от 09.09.2008 № 294, от 09.09.2008 № 295 явилось то обстоятельство, что в соответствии с положениями статьи 242.1 (в частности, пунктом 2) Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейство принимает к исполнению только судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов.

Вместе с тем, в силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.

Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами. Указанные в части 1 статьи 7 органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статьей 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств отнесены к числу исполнительных документов.

В рассматриваемом случае, Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Федеральное бюджетное учреждение «Объединение исправительных учреждений № 25 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Федеральное бюджетное учреждение «Колония-поселение № 49 объединения исправительных учреждений № 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Федеральное государственное учреждение «Колония-поселение № 46 объединения исправительных учреждений № 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Федеральное государственное учреждение  являются федеральными бюджетными (государственными) учреждениями, имели лицевые счета в отделении казначейства, источником их финансовых ресурсов являлись бюджетные средства.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются материалами дела.

Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Порядок исполнения постановлений органов пенсионного фонда о взыскании недоимок по страховым взносам и пени с бюджетной организации бюджетное законодательство не регулирует.

Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, нормы, закрепленные в статье 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусматривающей внесудебную процедуру взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также в статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», включающей постановления органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, в число исполнительных документов, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что размер задолженности бюджетных учреждений, взыскиваемой органом пенсионного фонда во внесудебном порядке, не превышает 50 000 руб. (по каждому постановлению), а именно:

- постановление от 07.08.2008 № 135 на сумму 7499,43 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю»;

- постановление от 07.08.2008 № 136 на сумму 1922,54 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального бюджетного учреждения «Объединение исправительных учреждений № 25 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю»;

- постановление от 07.08.2008 № 145 на сумму 12168,65 руб. о взыскании страховых взносов и пени с Федерального бюджетного учреждения «Колония-поселение № 49 объединения исправительных учреждений № 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю»;

- постановления от 09.09.2008 № 294 на сумму 3157,28 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального государственного учреждения «Колония-поселение № 46 объединения исправительных учреждений № 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю»;

- постановление от 09.09.2008 № 295 на сумму 378,86 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального государственного учреждения «Колония-поселение № 49 объединения исправительных учреждений № 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю».

Направленные заявителем в Тайшетский районный отдел судебных приставов на исполнение постановления от 07.08.2008 № 135, от 07.08.2008 № 136, от 07.08.2008 № 145 возвращены судебным приставом-исполнителем (постановления от 29.08.2008) со ссылкой на то, что начиная с 01.01.2006 службой судебных приставов в отношении бюджетополучателей исполняются только исполнительные документы, выданные судебными органами, и при наличии счетов, открытых в Банке России и иных банках.

При таких обстоятельствах, оспариваемые действия отделения по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю по возврату без исполнения постановлений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тайшетском районе Иркутской области от 07.08.2008 №135, от 07.08.2008 № 136, от 07.08.2008 № 145, от 09.09.2008 № 294, от 09.09.2008 № 295 о взыскании с организаций-страхователей недоимки по страховым взносам, пени, штрафам поуказанному в письмах ответчика от 16.09.2008 № 19-38-03-02/369, от 16.09.2008 № 19-38-03-02/370, от 16.09.2008 № 19-38-03-02/371, 16.09.2008 № 19-38-03-02/372, 16.09.2008 № 19-38-03-02/373 основанию (казначейство принимает к исполнению только судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов (статья 242.1)) являются неправомерными, нарушают права и законные интересы заявителя.

При рассмотрении настоящего дела ответчик сослался на дополнительные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения вышеуказанных постановлений органа пенсионного фонда. А именно, на то что:

- исполнительное производство по вышеуказанным постановлениям органа пенсионного фонда судебным приставом-исполнителем не возбуждалось (следовательно, не выяснялся факт наличия либо отсутствия  у должника - бюджетного учреждения счетов, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации)

- лицевые счета Федерального бюджетного учреждения «Колония-поселение № 49 объединения исправительных учреждений № 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» и Федерального государственного учреждения «Колония-поселение № 46 объединения исправительных учреждений № 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» на даты вынесения постановлений были закрыты.

Вместе с тем, учитывая, что оспариваемые действия совершены ответчиком по иным основаниям (согласно писем) исследование приведенных обстоятельств выходит за рамки настоящего дела, в связи с чем доводы ответчика не влияют на указанные выводы суда.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Орган пенсионного фонда в качестве восстановительной меры нарушенных прав и законных интересов просил суд обязать Казначейство принять на исполнение постановления органа пенсионного фонда от 07.08.2008 № 135, от 07.08.2008 № 136, от 07.08.2008 № 145, от 09.09.2008 № 294, от 09.09.2008 № 295 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, вынесенные  в отношении страхователей-организаций.

Однако, с учетом вышеприведенных дополнительных доводов ответчика просимая восстановительная мера является несоразмерной основному требованию (с учетом основания совершения оспариваемых действий), не может быть применена арбитражным судом.

 При таких обстоятельствах, суд считает возможным в качестве восстановительной меры нарушенных прав и законных интересов заявителя обязать отделение по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю принять постановления от 07.08.2008 № 135, от 07.08.2008 № 136, от 07.08.2008 № 145, от 09.09.2008 № 294, от 09.09.2008 № 295 к рассмотрению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тайшетском районе Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконными действия отделения по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю по возврату без исполнения постановлений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тайшетском районе Иркутской области от 07.08.2008 № 135, от 07.08.2008 № 136, от 07.08.2008 № 145, от 09.09.2008 № 294, от 09.09.2008 № 295 о взыскании со страхователей-организаций недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». 

Обязать отделение по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно, принять к рассмотрению постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тайшетском районе Иркутской области от 07.08.2008 № 135, от 07.08.2008 № 136, от 07.08.2008 № 145, от 09.09.2008 № 294, от 09.09.2008 № 295 в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья                                                                                                                    Шайхутдинов Е.М.