ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-17468/10 от 21.12.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

28 декабря 2010 года Дело № А33-17468/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Смольниковой Е.Р.,   рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Кировском районе г. Красноярска

к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Спутник»

о взыскании финансовых санкций за непредставление в срок сведений о застрахованных лицах за 2009 год в размере 56 037,20 руб.

при участии:

представителей заявителя: Захаровой Г.А. по доверенности № 5 от 11.01.2010; Савиной О.И. по доверенности № 29 от 01.12.2010,

представителя ответчика: Изгаревой О.В. по доверенности от 01.11.2010,

при ведении протокола судебного заседания помощником Свищёвой А.В.,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Красноярска обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике», знаменному в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса на муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Спутник», о взыскании финансовых санкций за непредставление в срок сведений о застрахованных лицах за 2009 год в размере 56 037,20 руб.

В ходе судебного заседания заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик требования не признал.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу.

19.03.2010 Управлением Пенсионного Фонда составлен протокол приема сведений индивидуального (персонифицированного) учёта № 18/15982 от муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» и акт камеральной проверки, в котором отражено нарушение срока представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Уведомлением заявитель пригласил указанного страхователя на рассмотрение материалов проверки 07.04.2010 в 15 час.

На рассмотрение акта страхователь не явился. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Спутник» представило возражения, в которых пояснило, что осуществлена реорганизация муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» в форме присоединения к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско - юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» «Спутник», учреждение «Спутник» своевременно представило сведения о застрахованных лицах, обязанность по уплате финансовой санкции не может быть возложена на правопреемника.

Управлением рассмотрены материалы проверки, и вынесено решение № 5 от 07.04.2010 о привлечении к ответственности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» за совершение правонарушения, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде финансовой санкции в размере 10 % от начисленных в пользу застрахованных лиц страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии за 2009 год в сумме 56 037,20 руб.

Требованием № 4 от 28.05.2010 Управление Пенсионного Фонда предложило муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» добровольно уплатить финансовые санкции.

23.07.2010 муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско - юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» «Спутник» ответом № 108 уведомило Управление Пенсионного Фонда о невозможности исполнения указанного требования в связи с ликвидацией муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике».

В установленный в требовании срок и до настоящего времени штраф не уплачен, что явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с Постановлением администрации города Красноярска № 336 от 20.08.2009 «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений спортивной направленности» муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Спутник», «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» реорганизованы в форме присоединения второго учреждения к первому.

Согласно свидетельству Федеральной налоговой службы 24 № 005308828 от 23.11.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» в форме присоединения к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Спутник».

В соответствии со свидетельством Федеральной налоговой службы 24 № 005308827 от 23.11.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» в форме присоединения к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско - юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» «Спутник».

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. На основании пункта 2 статьи 11 и статьи 15 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователь обязан предоставлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения о застрахованных лицах один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, о каждом застрахованном у него лице. Пунктом 3 статьи 17 указанного закона установлена ответственность за нарушение этой обязанности страхователем в виде применения финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» «Спутник» является страхователем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, а также согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Учитывая вышесказанное, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением к учреждению о взыскании финансовых санкций в сумме 56 037,20 руб. за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений о застрахованных лицах с соблюдением пункта 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Согласно пункту 3 статьи 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации формами реорганизации юридического лица являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Статья 58 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает правопреемство при реорганизации юридических лиц:

1) при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;

2) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

3) при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;

4) при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом;

5) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Исходя из вышеизложенных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности правопреемника по уплате штрафных санкций необходимо наличие решения органа о привлечении реорганизуемого юридического лица к ответственности, вынесенное до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании вновь возникших юридических лиц.

Из материалов дела следует, что Управление Пенсионного Фонда решением № 5 привлекло к ответственности муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» 07.04.2010. В то же время, данный субъект был лишен статуса юридического лица 23.11.2009, что подтверждается свидетельством Федеральной налоговой службы 24 № 005308827 о внесении записи о прекращении деятельности в форме присоединения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно статьям 1, 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений могут быть привлечены страхователи, статусом которых обладают юридические лица.

Поскольку Управление Пенсионного Фонда привлекло к ответственности субъекта, который не является юридическим лицом, то такое решение как не соответствующее закону не может являться основанием для удовлетворения заявления о взыскании штрафа.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 13991/07 от 25 марта 2008 г.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Государственная пошлина по заявлению составляет 2 000 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но в доход федерального бюджета не взыскивается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ  :

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Смольникова Е.Р.