ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-17871/12 от 17.01.2013 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  23 января 2013 года

Дело № А33-17871/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 января 2013 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления социальной защиты администрации города Бородино (ИНН 2445900497, ОГРН 1022401297379)

к Службе финансово-экономического контроля Красноярского края

о признании недействительным предписания от 17.10.2012 №02-05/801 в части обязания возместить в краевой бюджет средства субвенции в сумме 1 005 198,92 руб.,

с привлечением к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя администрации города Бородино,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: законный представитель Ильенко Е.А. на основании распоряжения от 26.02.2004 № 26;

от ответчика: Бабиной Т.О. на основании доверенности от 16.01.2013,

от третьего лица: Васильевой О.В. на основании доверенности от 11.05.2012,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чурсиной А.А.,

установил:

Управление социальной защиты администрации города Бородино обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля Красноярского края о признании недействительным предписания от 17.10.2012 № 02-05/801 в части обязания возместить в краевой бюджет средства субвенции в сумме 1 005 198,92 руб.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

Представитель третьего лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, требования заявителя поддержал.

Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

На основании приказа Службы финансово-экономического контроля Красноярского края от 04.09.2012 № 137 заместителем начальника отдела контроля за использованием средств краевого бюджета Гимадеевым А.Н., главным контролером-ревизором отдела контроля за использованием средств краевого бюджета Поп Т.И., контролером-ревизором отдела контроля за использованием средств краевого бюджета Муллиной М.В., контролером-ревизором отдела контроля местных бюджетов и взаимодействия с правоохранительными органами Эрднеевой С.А. проведена выездная плановая проверка составления и исполнения бюджета города Бородино за 2011 год и за 6 месяцев 2012 года, и внешняя проверка годового отчета за 2011 год по вопросам согласно утвержденной программе.

По результатам проверки составлен акт от 28.09.2012, согласно которому в ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения и недостатки, в том числе:

- в нарушение Положения о премировании муниципальных служащих, утвержденного решением Бородиснкого городского Совета депутатов от 16.02.2010 № 29-598р, согласно распоряжениям администрации города Бородино и приказам руководителя управления социальной защиты населения администрации города в учреждении в 2011-2012 годах ежемесячно производилось премирование муниципальных служащих по основанию «по итогам работы за месяц», не предусмотренному нормативным актом, что привело к неправомерному использованию средств краевого бюджета на общую сумму 242 362,70 руб., в том числе: на выплату премии в сумме 181 943, 55 руб. (за 2011 год – 136 804,96 руб., за 6 месяцев 2012 года – 45 138,59 руб.), на начисление на оплату труда в сумме 60 419,15 руб. (за 2011 год (34,2%) – 46 787,30 руб., за 2012 год (30,2%) – 13 631,85 руб.;

- в нарушение Положения «Об оплате труда работников группы по назначению жилищных субсидий Управления социальной защиты населения администрации города Бородино», утвержденного постановлением администрации города Бородино от 29.02.2008 № 144, согласно приказам руководителя управления социальной защиты населения администрации г. Бородино в учреждении в 2011-2012 годах ежемесячно производилось премирование работников, осуществляющих функции по назначению жилищных субсидий, «за интенсивность» в размере 50% от должностного оклада и за «фактически отработанное время в (месяце) 2011 года» в размере 70% от должностного оклада по основаниям, не предусмотренным нормативным актом, что привело к неправомерному использованию средств краевого бюджета на общую сумму 762 830,22 руб., в том числе: на выплату премии в сумме 574 171,15 руб. (за 2011 года – 381 484,72 руб., за 6 месяцев 2012 года – 192 686,43 руб.), на начисление на оплату труда в сумме 188 659,07 руб. (за 2011 год (34,2%) – 130 467,77 руб., за 2012 год (30,2%) – 58 191,30 руб.).

17.10.2012 Службой финансово-экономического контроля Красноярского края вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств № 02-05/801, согласно которому Управлению социальной защиты администрации города Бородино предписано возместить в краевой бюджет средства субвенции, направляемой на реализацию Закона Красноярского края от 20.12.2005 № 17-4294 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по организации деятельности органов управления системой социальной защиты населения, обеспечивающих решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания населения», использованные неправомерно, в сумме 1 146 530,18 руб.

Полагая, что указанное предписание от 17.10.2012 № 02-05/801 в части обязания возместить в краевой бюджет средства субвенции в сумме 1 005 198,92 руб. нарушает его права и законные интересы, Управление социальной защиты администрации города Бородино обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Как предусмотрено статьей 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств (часть 1).

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2).

Согласно статье 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Службе финансово-экономического контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 06.08.2008 N 25-п (далее – Положение), Служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства финансов края.

Согласно пункту 2.1 Положения задачей Службы является обеспечение соблюдения главными распорядителями, распорядителями, получателями средств краевого бюджета и другими участниками бюджетного процесса законодательства в финансово-бюджетной сфере.

В силу пункта 3.1 Положения в компетенцию Службы входит осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств краевого бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета.

Частью 1 статьи 43 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае» установлено, что органы государственного финансового контроля, созданные Правительством края, и финансовый орган края осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств краевого бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В силу части 2 приведенной статьи органы государственного финансового контроля, созданные Правительством края, и финансовый орган края осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением краевого бюджета.

Контроль органов государственного финансового контроля, созданных Правительством края, предусматривает право, в том числе:

- требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства путем направления руководителям органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края и получателей средств краевого бюджета обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств.

То обстоятельство, что Управление социальной защиты администрации города Бородино является организацией, получающей средства бюджета Красноярского края, заявителем не оспаривается, подтверждается материалами дела.

С учетом вышеприведенных норм проверка финансово-хозяйственной деятельности заявителя, равно как и выдача по результатам проверки соответствующего предписания относится к компетенции Службы.

Согласно пункту 10.1 Постановления Правительства Красноярского края от 18.01.2011 № 6-п «Об утверждении Порядка и форм осуществления государственного финансового контроля, в том числе за деятельностью краевых государственных бюджетных и автономных учреждений, органами, созданными Правительством Красноярского края» (далее – Порядок) в случаях выявления нарушений в целях их устранения, а также возмещения ущерба, причиненного в результате незаконного (неправомерного) или нецелевого использования бюджетных средств, Служба не позднее 2 рабочих дней после подготовки заключения о результатах контрольного мероприятия выносит обязательное к исполнению объектом контроля (его должностными лицами) предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств и направляет его объекту контроля.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка предметом финансового контроля является правомерное, целевое, эффективное использование бюджетных средств.

Согласно пункту 1.8 Порядка Служба осуществляет финансовый контроль местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из краевого бюджета.

Таким образом, ответчик, установив при проведении проверки неправомерное (незаконное) использование Управлением социальной защиты администрации города Бородино средств местного бюджета, был вправе вынести предписание на основании статьи 43 Закона Красноярского края «О бюджетном процессе в Красноярском крае» о возмещении бюджетных средств.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) и частью 2 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 11 Закона Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4356 «О предельных нормативах размеров оплаты труда муниципальных служащих» также определено, что премирование муниципальных служащих осуществляется в соответствии с положением о премировании, утверждаемым муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Аналогичные нормы содержатся в Законе Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» (подпункт 7 пункта 2 и пункт 5 статьи 7).

Таким образом, представительный орган местного самоуправления является надлежащим органом, в исключительную компетенцию которого входит определение размера и порядка осуществления премиальных выплат. Кроме того, в силу статьи 42 Устава г. Бородино решения Бородинского городского Совета депутатов обязательны для исполнения на всей территории г. Бородино.

Решением Бородинского городского Совета депутатов от 16.02.2010 № 29-598р утверждено Положение о премировании муниципальных служащих (далее -Положение о премировании), в соответствии с пунктом 2.2 которого муниципальным служащим выплачиваются следующие виды премий:

- за выполнение особо важных и сложных заданий;

- за долговременную и плодотворную работу;

- в связи с юбилейной датой (50, 55, 60 или 65 лет со дня рождения);

- в связи с присвоением почетного звания;

- в связи с награждением Почетной грамотой Правительства РФ, Красноярского края, Законодательного Собрания края, Бородинского городского Совета депутатов, Главы города Бородино;

- в связи с награждением Благодарственным письмом Законодательного Собрания края;

- по итогам работы за год.

Указанный перечень оснований для выплаты премий муниципальным служащим является закрытым, исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В ходе проверки установлено, что муниципальным служащим Управления социальной защиты администрации города Бородино в 2011 году и в первом полугодии 2012 выплачивались премии «по итогам работы за месяц», тогда как в пункте 2.2 Положения о премировании такого основания для выплаты премий не предусмотрено. В результате указанного нарушения средства краевого бюджета в сумме 242 362,70 руб. использованы управлением неправомерно.

Нарушение подтверждается материалами дела, в том числе расчетной ведомостью за период 2011 года и 6 месяцев 2012 года, копиями приказов (распоряжений), на основании которых осуществлялось премирование.

Таким образом, правовых оснований для выплаты Управлением социальной защиты администрации города Бородино премий «по итогам работы за год» не имелось, в связи с чем выводы Службы финансово-экономического контроля Красноярского края о неправомерном использовании средств краевого бюджета суд считает законными и обоснованными.

Распоряжение администрации г. Бородино от 22.10.2012 № 260-к «О внесении изменений в отдельные распоряжения администрации города Бородино», согласно которому «распоряжения дополнены преамбулой следующего содержания: «В соответствии с пунктом 2.2. Положения о премировании муниципальных служащих, утвержденного решением Бородинского городского Совета депутатов от 16.02.2010 № 29-598р, «за выполнение особо важных и сложных заданий», не является основанием для изменения основания уже произведенных выплат, распоряжения о премировании не являются нормативными актами, рассчитаны на разовое применение, адресованы конкретным лицам, до которых должно быть доведено в числе прочих сведений и основание выплаты (статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации).

Суд также принимает во внимание, что указанное распоряжение о внесении изменений вынесено администрацией г. Бородино после выявления Службой финансово-экономического контроля Красноярского края соответствующего нарушения и составления акта проверки от 28.09.2012.

Кроме того, пунктом 2.3 Положения о премировании муниципальных служащих, утвержденного решением Бородинского городского Совета депутатов от 16.02.2010 № 29-598р, установлено, что премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются муниципальным служащим за своевременное и качественное исполнение задания, за проявленную инициативу при выполнении задания, с учетом обеспечения задач и функций городского Совета депутатов, администрации либо структурного подразделения, исполнения должностных обязанностей.

Для подтверждения обоснованности выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий Управление социальной защиты администрации города Бородино не доказало факт поручения конкретным работникам особо важных и сложных заданий, факт своевременного и качественного выполнения задания, с указанием времени исполнения и оценки его качества конкретными работниками. Представленное заявителем распоряжение указанной информации не содержит.

Следовательно, доводы заявителя о том, что премирование осуществлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, а средства краевого бюджета использованы правомерно и по целевому назначению, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 73 Устава города Бородино администрация города создает муниципальные предприятия и учреждения, участвует в создании хозяйственных обществ, также и межмуниципальных, в целях решения вопросов города.

В соответствии с Уставом администрация города определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, а также заслушивает отчеты об их деятельности.

В силу пункта 1.2 Положения об Управлении социальной защиты администрации города Бородино, утвержденного главой города 11.03.2010, правовые акты города Бородино обязательны для Управления.

На территории муниципального образования (г. Бородино) действует Положение об оплате труда работников группы по назначению жилищных субсидий управления, утвержденное постановлением администрации г. Бородино от 29.02.2008 № 144 (далее - Положение об оплате труда), которое в силу статьи 53 Устава г. Бородино рассчитано на неоднократное применение и является обязательным для исполнения.

Положение об оплате труда определяет особенности оплаты труда работников группы по назначению жилищных субсидий управления, в том числе устанавливает виды стимулирующих выплат.

Согласно пункту 5.2 Положения об оплате труда названной категории работников управления выплачиваются премии:

- за выполнение особо важных и сложных заданий;

- за долголетнюю и плодотворную работу, в связи с присвоением почетного звания, награждением правительственной наградой или почетной грамотой, достижением пенсионного возраста;

- по итогам работы за год.

Данный перечень является закрытым и исчерпывающим.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки Управления специалистами Службы установлено нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в неправомерном использовании управлением средств краевого бюджета, выделенных в рамках субвенции на реализацию Закона Красноярского края от 20.12.2005 года № 17-4294 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по организации деятельности органов управления системой социальной защиты населения, обеспечивающих решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания населения», на выплату премий работникам группы по назначению жилищных субсидий Управления по основаниям, не предусмотренным Положением об оплате труда.

Так, работникам группы по назначению жилищных субсидий Управления социальной защиты администрации города Бородино в 2011 году и в первом полугодии 2012 выплачивались премии по основаниям, не предусмотренным в пункте 5.2 Положения об оплате труда, а именно: в размере 50% должностного оклада по основанию «за интенсивность» и в размере 70% от должностного оклада по основанию «за фактически отработанное время». В результате данного нарушения средства краевого бюджета в сумме 762 830,22 руб. использованы управлением неправомерно, что подтверждается расчетной ведомостью за период 2011 год и 6 месяцев 2012 года, копиями приказов, на основании которых осуществлялось премирование.

Таким образом, правовых оснований для выплаты Управлением премий «за интенсивность» и «за фактически отработанное время» не имелось, в связи с чем выводы Службы о неправомерном использовании средств краевого бюджета суд считает законными и обоснованными.

Суд не принимает во внимание приказ Управления социальной защиты администрации города Бородино от 26.09.2012 № 45-Л «О внесении изменений в приказы УСЗН», которым слово «интенсивность» заменено словами «сложность и напряженность», слова «ежемесячную денежную премию» заменены словами «премию за выполнение заданий особой важности и сложности», поскольку данные изменения не являются основанием для изменения основания уже произведенных выплат, а также указанные изменения были внесены в приказы после выявления административным органом соответствующего нарушения.

Кроме того, пунктом 5.3 Положения об оплате труда предусмотрено, что премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются работникам группы по назначению жилищных субсидий за своевременное и качественное исполнение задания.

При этом доказательства поручения конкретным работникам особо важных и сложных заданий, факт своевременного и качественного выполнения задания с указанием времени исполнения и оценки его качества конкретными работниками заявителем в материалы дела не представлены.

Законный представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что фактически ежемесячное премирование работников осуществлялось за своевременное и качественное выполнение ими своих должностных обязанностей. Вместе с тем в соответствии с пунктом 5.5 Положения об оплате труда премирование за высокую результативности работы и высокое качество выполняемых работ осуществляется по итогам работы за год, а не ежемесячно.

Судом отклоняется довод Управления об отсутствии правовых оснований возмещения средств в бюджет на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют в том числе, финансовые органы субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 270 БК РФ контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 157 БК РФ контрольный орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, проводит проверки местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.

Перечни мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, а также оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, закреплены в статьях 282, 283 БК РФ. При этом указанные перечни не являются исчерпывающими.

Общие основания привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства установлены статьей 281 БК РФ. В соответствии с данной статьей применение к нарушителю мер принуждения осуществляется при нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу прямых указаний Кодекса конкретный объем полномочий Службы при проведении проверок местных бюджетов на основании БК РФ закреплен на уровне субъекта Российской Федерации в Законе Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае» и постановлении Правительства Красноярского края от 18.01.2011 № 6-п «Об утверждении Порядка и форм осуществления государственного финансового контроля, в том числе за деятельностью краевых государственных бюджетных и автономных учреждений, органами, созданными Правительством Красноярского края» (далее - Порядок).

Так, в соответствии с названными нормативными правовыми актами в отношении местных бюджетов-получателей межбюджетных трансфертов из краевого бюджета Служба обладает полномочиями, в том числе на вынесение обязательных для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств, в случаях выявления нарушений в целях их устранения, а также возмещения ущерба, причиненного в результате незаконного (неправомерного) или нецелевого использования бюджетных средств.

В соответствии с Законом Красноярского края от 20.12.2005 № 17-4294 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по организации деятельности органов управления системой социальной защиты населения, обеспечивающих решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания населения» органы исполнительной власти в рамках своей компетенции уполномочены взыскивать использованные не по назначению средства, предоставленные на осуществление государственных полномочий (статья 2).

Учитывая, что в соответствии со статьей 70 БК РФ (содержащей закрытый перечень направлений использования бюджетных средств) обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату труда работников казенных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, использование Управлением средств в нарушение нормативных правовых актов является использованием средств не по назначению, и, следовательно, бюджетным нарушением, влекущим взыскание неправомерно использованных средств.

Таким образом, ущерб, причиненный в результате неправомерного использования бюджетных средств, подлежит возмещению в краевой бюджет.

Исходя из вышеизложенного, ответчик, установив при проведении проверки нарушение бюджетным учреждением статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов Красноярского края, устанавливающих порядок оплаты труда работников, был вправе вынести предписание на основании статьи 43 Закона Красноярского края «О бюджетном процессе в Красноярском крае» о возмещении бюджетных средств.

При этом арбитражный суд исходит также из того, что указанная мера не носит штрафного характера, фактически направлена на устранение допущенного нарушения, имеет компенсационный характер.

При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание от 17.10.2012 №02-05/801 устанавливает допустимую меру принуждения, не противоречит законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

В удовлетворении заявленных Управлением социальной защиты населения администрации города Бородино требований отказать.

Проверено на соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае».

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Е.В. Болуж