ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-17968/2008 от 11.02.2009 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

февраля 2009 года

Дело № А33-17968/2008

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  11 февраля 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 13 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинов Е.М.Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (г. Красноярск)

к Енисейскому межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Красноярск)

о признании недействительным разрешения от 13.11.2008 № 28 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) в части установления начала срока действия разрешения с 13.11.2008 и обязании установить начало срока действия разрешения с 01.01.2008

при участии:

представителей заявителя: ФИО1, доверенность от 19.12.2008, паспорт 04 02 №834113 выдан ОВД города Дивногорска 05.02.2003; ФИО2, доверенность от 26.01.2009, паспорт <...> выдан УВД Октябрьского района г. Красноярска 09.07.2004;

представителей ответчика: ФИО3, доверенность от 12.01.2009, паспорт 04 04 №089079 выдан УВД Свердловского района г. Красноярска 07.06.2003,

при ведении протокола судебного заседания судьей Шайхутдиновым Е.М.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс (далее – ООО «КрасКом», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому межрегиональному территориальному управлению по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ЕМТУ Ростехнадзора, ответчик) о признании недействительным разрешения от 13.11.2008 № 28 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) в части установления начала срока действия разрешения с 13.11.2008 и обязании установить начало срока действия разрешения с 01.01.2008.

Заявление принято к производству суда. Определением от 30.12.2008 возбуждено производство по делу  производство по делу.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание ненормативного правового акта органа государственной власти недействительным, действий и решений незаконными предполагает обязание устранения допущенных органом власти нарушений прав и законных интересов заявителя. Арбитражный суд не признает требования заявителя об обязании ответчика совершить определенные действия – в качестве самостоятельных требований, рассматривает их как составную часть основного требования о признании недействительным разрешения от 13.11.2008 в части установления начала срока его действия.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Из материалов дела следует, что ООО «КрасКом» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1032402976870, осуществляет деятельность, в том числе по управлению организацией водоснабжения и водоотведения, удалению и обработке сточных вод на основании выданной Енисейским бассейновым водным управлением лицензии № КРР на водопользование сроком действия с 29.12.2005 по 29.12.2008.

В 2005 году ООО «КрасКом» разработан проект норм предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ со сточными водами от городских канализационных очистных сооружений. Указанные проект норм ПДС согласован Енисейским бассейновым водным управлением, ЕМТУ Ростехнадзора и управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю Таймырскому и Эвенкийскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам; на проект норм ПДС получено санитарно-эпидемиологическое заключение от  20.12.2005 № 24.49.04.000.Т.002040.12.05 Управления Роспотребнадзора о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

16.01.2007 на основании согласованного Проекта норм ПДВ ООО «КрасКом» выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 89, в соответствии с которым заявителю разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ (в пределах нормативов ПДС) в составе сточных вод в реку Енисей в период с 01.01.2007 по 01.01.2009.

В 2006 г. ООО «Краском» разработан проект нормативов временно допустимого сброса вредных веществ (ВДВ) в реку Енисей со сточными водами очистных сооружений. Нормативы ВДС согласованы Енисейским бассейновым водным управлением (письмо от 25.07.2006 №06-2416), ЕМТУ Ростехнадзора (письмо от 29.08.2006 № 32-68/1953). На проект ВДС получено санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора от 24.06.2006 № 24.49.04.000.Т.003353.06.06 о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

На основании указанного проекта нормативов ВДС ООО «КрасКом» разработаны ежегодные лимиты временно согласованного сброса веществ со сточными водами на период с 2006 по 2009 гг. включительно (согласованы Енисейским бассейновым водным управлением и ЕМТУ Ростехнадзора).

На 2005-2009 годы ООО «КрасКом» разработаны «Мероприятия по достижению норм ПДС ООО «КрасКом» обеспечивающие поэтапное достижение нормативов предельно допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы. Указанные мероприятия согласованы Енисейским бассейновым водным управлением, Управлением Россельхознадзора, Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю.

13.12.2007 (исх. № 5743) ООО «КрасКом» в соответствии с требованиями п. 5.2 «Инструкции об организации работы Федеральной службы по экологическому и атомному надзору по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы» (утверждена Приказом от 20.02.2007 №87) направил в ЕМТУ Ростехнадзора документы, необходимые для решения вопроса о выдаче разрешения, устанавливающего лимиты сброса, на уровне временно согласованного сброса (ВСС) на 2008 год.

12.02.2008 указанные документы ЕМТУ Ростехнадзора направлены в Управление государственного экологического надзора Ростехнадзора (Управление Ростехнадзора) для проведения проверки обоснованности объемов запрашиваемых лимитов на сброс загрязняющих веществ в реку Енисей со сточными водами (сопроводительное письмо ЕМТУ Ростехнадзора исх. № 32-420/66).

12.09.2008заместителем руководителя Управления Ростехнадзора согласован, а начальником Управления Ростехнадзора утвержден Протокол совещания по вопросу возможности выдачи разрешения на сбросы, устанавливающего лимиты на сбросы загрязняющих веществ в водный объект для ООО «КрасКом».

В названном Протоколе совещания указано:

- что ООО «КрасКом» планирует в 2008 году финансирование и выполнение мероприятий по сокращению сбросов загрязняющих веществ в соответствии с ранее принятым и согласованным в установленном порядке планом сокращения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а также готовит для согласования в установленном порядке уточненный план мероприятий по сокращению сбросов на 2009-2011 гг. (пункт 3 Протокола);

- согласиться с возможностью выдачи ООО «КрасКом» разрешения на сбросы, устанавливающего лимиты на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на запрашиваемом уровне, при условии выполнения мероприятий по сокращению сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и подтверждения требуемого объема финансирования (пункт 5 Протокола).

07.11.2008(исх. № 4Ф-43/480) Управление Ростехнадзора направило Протокол совещания в ЕМТУ Ростехнадзора и сообщило о результатах проверки обоснованности объемов лимитов на сбросы и сроков поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов ООО «КрасКом» и о принятом решении: о подтверждении возможности выдать разрешение, устанавливающее лимиты на сбросы на уровне, указанном в представленных ЕМТУ Ростехнадзора материалах.

13.11.2008ЕМТУ Ростехнадзора выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 28, которым ООО «КрасКом» разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект, в том числе в пределах установленного лимита в период с 13.11.2008 по 01.01.2009.

09.12.2008 ООО «КрасКом» обратилось в ЕМТУ Ростехнадзора (исх. № 6588) с просьбой пересмотреть срок выданного разрешения на сброс и установить срок действия разрешения с 01.01.2008 по 01.01.2009.

Письмом от 18.12.2008г. № 32-2631/68 ЕМТУ Ростехнадзора отказано ООО «КрасКом» в пересмотре начала срока действия разрешения на сброс № 28. В письме от 18.12.2008г. № 32-2631/68 со ссылкой на Инструкции № 87 и № 675, ЕМТУ Ростехнадзора указано, что:

- управлением не была нарушена процедура организации и выдачи разрешения на сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты;

- установить и пересмотреть дату выдачи разрешения № 28 не представляется возможным.

Разрешение от 13.11.2008 № 28 ЕМТУ Ростехнадзора в части установления срока действия разрешения с 13.11.2008 расценено заявителем как нарушающее его права и законные интересы, вследствие чего он обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

В соответствии с частью 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересыв сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Оспариваемое разрешение от 13.11.2008 № 28 выдано федеральным органом исполнительной власти - ЕМТУ Ростехнадзора, - затрагивает права и законные интересызаявителя в сфере предпринимательской деятельности (в том числе в части изменения (увеличения) расходов ООО «КрасКом» на экологические платежи), следовательно, заявление об оспаривании указанного разрешения подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По смыслу приведенных норм при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства:

- соответствия (несоответствия) оспариваемого ненормативного правового акта, действия, решения действующему законодательству (нормативным правовым актам);

- нарушение (не нарушение) прав и законных интересов обратившего в арбитражный суд лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержатся основные понятия, используемые в названном Федеральном законе, в частности, следующие понятия:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

- лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1);

- технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов (часть 2);

- при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (часть 3);

- установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды;

- выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из смысла приведенных норм следует, что соответствующее разрешение на сброс выдается в случае, когда хозяйствующий субъект при осуществлении, в том числе социально-значимой деятельности не в состоянии обеспечить соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

При этом возможность установления лимитов (выдачи разрешения) привязана к наличию планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, а также к мероприятиям по охране окружающей среды, внедрению наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 утверждено Положение о  Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно пункту 1 указанного Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе специальные функции в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня

Пунктом 4 Положения установлено, что служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К полномочиям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности относится, в том числе выдача разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух (пункт 5 Положения).

В судебном заседании арбитражным судом установлено, что в период подачи и рассмотрения (то есть с 13.11.2007 по 13.11.2008) заявления ООО «КрасКом» и прилагаемых к нему документов, направленных заявителем в ЕМТУ Ростехнадзора для решения вопроса о выдаче разрешения, устанавливающего лимиты сброса, на уровне временно согласованного сброса (ВСС) на 2008 год, действовал порядок организации работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы, в период установлен утвержденной приказом от 20.02.2007 № 87 Инструкцией (названный документ утратил силу только 18.12.2008 в связи с изданием Приказа Минприроды РФ от 31.10.2008 № 288, вступившего в силу 19.12.2008).

Пункт 5 указанной Инструкции предусматривал, что Территориальные органы Ростехнадзора для выдачи разрешений, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы, рассматривают предусмотренные приведенной нормой документы и материалы, представляемые (в двух экземплярах) юридическими лицами, в результате хозяйственной и иной деятельности которых не обеспечиваются нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Согласно пункту 6 Инструкции Территориальный орган Ростехнадзора принимает заявление о выдаче разрешения, устанавливающего лимиты на выбросы (сбросы) и другие документы и материалы, указанные в пункте 5 настоящей Инструкции, в день поступления. В случае выявления неполноты сведений, указанных в представленных материалах заявителя, и (или) некомплектности материалов территориальный орган Ростехнадзора в 5-дневный срок со дня поступления материалов заявителя в письменной форме уведомляет об этом заявителя.

В силу пункта 7 Инструкции после проведения проверки комплектности представленных материалов заявителя территориальный орган Ростехнадзора обеспечивает рассмотрение одного комплекта представленных материалов заявителя, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции. Второй комплект материалов заявителя представляется территориальным органом Ростехнадзора не позднее чем в 10-дневный срок со дня их регистрации в Управление Ростехнадзора для организации проведения проверки обоснованности объемов запрашиваемых лимитов на выбросы (сбросы) вредных (загрязняющих) веществ, сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (ПДС).

Управление Ростехнадзора организует рассмотрение материалов, представленных территориальными органами Ростехнадзора для проведения проверки обоснованности объемов запрашиваемых лимитов на выбросы (сбросы) вредных (загрязняющих) веществ, сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (ПДС), и направляет в территориальный орган Ростехнадзора в течение 45 дней с момента получения указанных материалов информацию о результатах проведения проверки обоснованности объемов запрашиваемых лимитов на выбросы (сбросы) вредных (загрязняющих) веществ, сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (ПДС) (пункт 8 Инструкции).

Территориальный орган Ростехнадзора в 10-дневный срок с момента получения информации о результатах проведения проверки, указанной в пункте 8 настоящей Инструкции, с учетом результатов рассмотрения материалов в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей Инструкции, обеспечивает оформление разрешения, устанавливающего лимиты на выбросы (сбросы), или в письменной форме уведомляет заявителя об отказе в выдаче разрешения, устанавливающего лимиты на выбросы (сбросы) (пункт 9 Инструкции).

Из материалов дела следует, что заявителем 13.12.2007 (исх. № 5743) ООО «КрасКом» в соответствии с требованиями пункта 5.2 вышеуказанной Инструкции в уполномоченный орган - ЕМТУ Ростехнадзора - направлены (зарегистрированы 14.12.2008) документы, необходимые для решения вопроса о выдаче разрешения, устанавливающего лимиты сброса, на уровне временно согласованного сброса (ВСС) на 2008 год.

Уведомлений о неполноте представленных сведений, и (или) некомплектности материалов в 5-дневный срок со дня поступления материалов в ЕМТУ Ростехнадзора заявителю в письменной форме не поступало.

Представленные заявителем документы ЕМТУ Ростехнадзора направлены в Управление Ростехнадзора для проведения соответствующей проверки (сопроводительное письмо ЕМТУ Ростехнадзора исх. № 32-420/66) 12.02.2008, то есть с нарушением установленного пунктом 7 Инструкции 10-дневного срока (более чем на 20 дней).

Предусмотренный Инструкцией 45-дневный срок рассмотрения материалов Управлением Ростехнадзора также не соблюден. Соответствующее решение принято только 12.09.2008(начальником Управления Ростехнадзора утвержден Протокол совещания по вопросу возможности выдачи разрешения на сбросы, устанавливающего лимиты на сбросы загрязняющих веществ в водный объект для ООО «КрасКом»), то есть с нарушением указанного срока почти на 6 месяцев.

При этом судом установлено, что Протоколом совещания предусмотрена возможность выдачи заявителю разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водный объект на запрашиваемом уровне. Следовательно, при рассмотрении представленных заявителем документов Управление Ростехнадзора подтвердило возможность установления запрашиваемых лимитов по следующим показателям:

-   по перечню и количеству загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в пределах
лимитов;

-    по массе сбросов этих загрязняющих веществ, растворенных в определенном
лимитами на водопользование сбрасываемом объеме воды;

-   по сроку - 2008 год, в течение которого разрешается сброс в пределах лимитов.

В письме Управления Ростехнадзора от 07.11.2008исх. № 4Ф-43/480, направленном в адрес ЕМТУ Ростехнадзора одновременно с Протоколом совещания, содержится сообщение о результатах проверки обоснованности объемов лимитов на сбросы и сроков поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов ООО «КрасКом» и о принятом решении о подтверждении возможности выдать разрешение, устанавливающее лимиты на сбросы на уровне, указанном в представленных ЕМТУ Ростехнадзора материалах (в том числе на период 2008 года).

Иное толкование решения Управления Ростехнадзора противоречит вышеуказанному смыслу норм Федерального закона «Об охране окружающей среды», обуславливает возможность произвольного нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, в том числе в связи с отсутствием в законодательстве последствий нарушения органом Ростехнадзора сроков рассмотрения материалов.

Таким образом, ЕМТУ Ростехнадзора, выдало (оформило) ООО «КрасКом» разрешение от 13.11.2008 на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект (в том числе в пределах установленного лимита) в период с 13.11.2008 по 01.01.2009, которое не соответствует принятому Управлением Ростехнадзора решению в части установления начала срока действия разрешения – с 13.11.2008.

При изложенных обстоятельствах, оспариваемый акт ЕМТУ Ростехнадзора - разрешение от 13.11.2008 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) – в части установления начала срока действия разрешения с 13.11.2008 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом  со стороны в разумных пределах.

Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21. Налогового Кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче в арбитражный суд заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций установлена в размере 2000 рублей.

К заявлению в арбитражный суд ООО «КрасКом» приложено платежное поручение от 22.12.2008 № 51 на уплату государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 333.27 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

При таких обстоятельствах уплаченные заявителем 2000 рублей государственной пошлины подлежат возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» удовлетворить.

Признать недействительным разрешение Енисейского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора от 13.11.2008 №28 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) в части установления начала срока действия – с 13.01.2008, - как не соответствующее Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положению о  Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401), Инструкции об организации работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы (утверждена Приказом от 20.02.2007 № 87).

Обязать Енисейское межрегиональное Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному  надзору Российской Федерацииустранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: установить начало срока действия разрешения от 13.11.2008 № 28 с 01.01.2008.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 22.12.2008 № 5177.

Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья                                                                                                                     Шайхутдинов Е.М.