ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18130/08 от 26.01.2009 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-18130/2008

г. Красноярск

 Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Чурилина,

 рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Дудинского транспортного прокурора (г. Дудинка)

 к обществу с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» (г. Норильск)

 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании прокурора А.О. Шестаковой на основании служебного удостоверения,

        при  ведении протокола судебного заседания судьей Е.М. Чурилиной.

        Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23.01.2009. Решение в полном объеме изготовлено 26.01.2009.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

        Дудинский транспортный прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» к административной ответственности  по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, о месте и времени его проведения извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр».

        Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1028400003279.

        Дудинской транспортной прокуратурой в период с 20.10.2008 по 18.12.2008 проведена внеплановая проверка общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» на предмет соблюдения законодательства в области промышленной безопасности, о лицензировании отдельных видов деятельности при эксплуатации железнодорожного тупика к расходному складу ГСМ, осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с нефтепродуктами.

        В ходе проверки прокуратурой установлены следующие обстоятельства.

        Общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» на основании договора аренды имущества б/н от 01.07.2000 и дополнительного соглашения от 03.02.2006 №1 арендует расходный склад у общества с ограниченной ответственностью «Таймырская инвестиционная компания».

        Закрытое акционерное общество «Алыкель» на основании договора аренды от 25.07.2006 № А-52/-06 арендует у общества с ограниченной ответственностью «Таймырская инвестиционная компания» железнодорожный тупик к расходному складу ГСМ.

        01.10.2003 между обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» и закрытым акционерным обществом «Алыкель» заключен договор на оказание услуг по хранению нефтепродуктов № 10/А-483/03.

        Согласно данному договору общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» принимает от закрытого акционерного общества «Алыкель» на ответственное хранение нефтепродукты и спецжидкости, а также оказывает услуги в соответствии с настоящим договором.

        По условиям договора закрытое акционерное общество «Алыкель» самостоятельно осуществляет поставку предназначенных для хранения нефтепродуктов (п. 2.1 договора). Выгрузку нефтепродуктов из железнодорожного и автомобильного транспорта общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» производит самостоятельно по тарифам, установленным в Приложении № 2 к настоящему договору. Нефтепродукты выгружаются на расходный склад ГСМ общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр», который расположен на территории аэропорта «Норильск» (п. 2.4 договора).

         В соответствии с дополнительным соглашением от 29.12.2007 №5, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» и закрытым акционерным обществом «Алыкель», с 01.01.2008 действует Приложение № 5 от 01.01.2008 к договору № 10-А-483/03 от 01.10.2003 – Тарифы на работы и услуги общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр».

         Согласно Приложению № 5 от 01.01.2008 «Тарифы на работы и услуги общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» за слив 1 тонны светлых нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, за прием 1 тонны тарных нефтепродуктов с железнодорожных вагонов установлен тариф в размере 210 руб. (без НДС).

          В соответствии с информацией, полученной от общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» в письме от 31.10.2008 № 1/673, нефтепродукты для хранения от закрытого акционерного общества «Алыкель», доставляемые последним в цистернах посредством железнодорожного транспорта по железнодорожному тупику, принимаются обществом путем их слива из железнодорожных цистерн и последующей закачки в резервуары для хранения через топливопровод.

         Для приема (слива) нефтепродуктов из железнодорожных цистерн у общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» имеются необходимые устройства и оборудование (сливная железнодорожная эстакада; рукава гофрированные; сборный и сварной технологический трубопровод; запорная арматура; предохранительные клапаны ППК; фильтры для грубой очистки топлива; насосные агрегаты; манометры и резервуары).

          Согласно письму лица, привлекаемого к административной ответственности, от 03.12.2008 № 1/720 обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» в период с 08.11.2008 по 26.11.2008 для общества с ограниченной ответственностью «Алыкель» (правопреемника закрытого акционерного общества «Алыкель») из железнодорожных цистерн слито «Авиатопливо ТС-1», дизельное топливо «Арктическое» и дизельное топливо «Зимнее». При этом лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у общества «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» отсутствует.

          Таким образом, в ходе проверки прокуратурой установлен факт осуществления обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии).   

          24.12.2008 Дудинским транспортным прокурором с участием исполняющей обязанности генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» ФИО1, действующей на основании приказа от 12.12.2008 № 310, вынесено постановление о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

         Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
  Следовательно, при вынесении 24.12.2008 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор действовал в соответствии со своей компетенцией.
          Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения), если такое разрешение обязательно.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
   В силу подпункта 70  пункта 1 статьи 17 названного Федерального закона № 128-ФЗ погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134.

Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» определяет опасный груз - как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Пунктом 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134 установлены лицензионные условия, предъявляемые при осуществлении указанной деятельности. Пунктом 8 определен перечень документов, которые соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган для получения лицензии.
  В соответствии с пунктом 10 указанного Положения при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

         Материалами дела (в том числе, справкой о результатах проверки исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» законодательства в области промышленной безопасности, о лицензировании отдельных видов деятельности при эксплуатации железнодорожного тупика к расходному складу ГСМ, осуществления погрузочно-разгрузочных работ с нефтепродуктами от 18.12.2008; письмом общества с ограниченной ответственностью «Компания авиатопливообеспечению «Таймыр» от 03.12.2008 № 1/720; актами приема-передачи ТМЦ на хранение; товарно-транспортными накладными; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.12.2008) подтверждается факт осуществления обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без специальной лицензии.

         Следовательно, в действиях общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» усматриваются признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, ответчиком не представлено, об их наличии не заявлено.

       При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о наличии вины общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» в совершенном административном правонарушении. 

 Довод ответчика о том, что наличие у общества лицензий  серии ЭВ-70-000136 (Н) № 010621 от 24.05.2005 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, а также серии ХН-70-000137 (Н) № 010622 на хранение нефти, газа и продуктов их переработки позволяют осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте  без специальной лицензии судом отклоняется, в силу следующего.

Согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

        Имеющиеся у общества лицензии не охватывают собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку разрешают проведение работ на объектах, не имеющих отношение к железнодорожным путям. При этом в силу пункта 2 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134, лицензирование указанного вида деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, тогда как лицензии серии ЭВ-70-000136 (Н) № 010621 от 24.05.2005 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, а также серии ХН-70-000137 (Н) № 010622 на осуществление хранения нефти, газа и продуктов их переработки выданы Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

        Следовательно, наличие у общества  с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» действующих лицензий на осуществление деятельности по хранению нефти, газа и продуктов ее переработки, внутрискладские операции (прием, закачка и отбор), а также на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не позволяют ему осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте  при отсутствии специальной лицензии.

Таким образом, действия ответчика по осуществлению погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте  при отсутствии лицензии на указанный вид деятельности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Предусмотренные статьями 28.2, 28.4, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования к порядку вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении заявителем соблюдены.

В силу части 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
При назначении административного наказания суд не установил обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Ранее ответчик к административной ответственности не привлекался (иного заявителем не доказано). Таким образом, суд считает возможным назначить обществу с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» административный штраф в минимальном предусмотренном нормой законодательства размере - 40000 руб. без конфискации.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

       Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

     Заявление  Дудинского транспортного прокурора удовлетворить.

     Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр», зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным номером 1028400003279, расположенному по адресу: Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, аэропорт «Алыкель», административное наказание в виде штрафа в размере  40 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

     Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным номером 1028400003279, расположенного по адресу: Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, аэропорт «Алыкель», в доход бюджета 40 000 руб. административного штрафа.

     Административный штраф  подлежит  уплате  в бюджет по следующим реквизитам:

     Получатель штрафа УФК по Новосибирской области (Западно-Сибирская транспортная прокуратура),

КПП 5405347680,

ИНН <***>,

счет 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ банка России по Новосибирской области,

БИК 045004001,

КБК 41511690010010000140,


  ОКАТО 50401379000.

       Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд. По истечении этого срока решение вступает в законную силу.

Судья                                                                                                                         Е.М. Чурилина