ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18195/10 от 09.02.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  14 февраля 2011 года

Дело № А33-18195/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска

к обществу с ограниченной ответственностью «СтильСервис» (ОГРН<***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, служебное удостоверение,

от лица, привлекаемого к административной ответственности:  ФИО2 устав,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания:

секретарем судебного заседания Базуевой А.В. – до перерыва;

помощником судьи Шнарской С.В. – после перерыва.

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СтильСервис» (ОГРН<***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ООО «СтильСервис»  в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 11 час. 45 мин. 03.02.2011 до 13 час. 45 мин. 09.02.2011. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: //rad.arbitr.ru).

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью «СтильСервис»  зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> .

Главным государственным налоговым инспектором отдела опертивного контроля инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска ФИО3 по факту проведения ООО «СтильСервис» стимулирующей лотереи в нарушение Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» без направления в установленном порядке уведомления в уполномоченный орган,   составлен протокол об административном правонарушении от №1000 от 26.11.2010,   в котором отражено следующее: 25.11.2010 в 15 час. 05 мин. в салоне-жалюзи «СтильСервис», расположенном по адресу <...>, была проведена проверка, в ходе которой зафиксировано осуществление стимулирующей лотереи с указанием на проведение розыгрыша с 28.10.2010 по 28.11.2010, выдачей купона на участие в розыгрыше с признаками стимулирующей лотереи. В целях привлечения покупателей ООО «СтильСервис» (ОГРН<***>, ИНН <***>) проводит акцию в честь своего 13-летия в течении месяца с 28.10.2010 года по 28.11.2010 года. Для того чтобы стать участником розыгрыша, нужно было заказать конкретную услугу - изготовление жалюзи в салоне-жалюзи «СтильСервис». При этом при заказе конкретной услуги - изготовление жалюзи, клиенту - физическому лицу, выдается специальный купон с отрывным талоном. На отрывном талоне проставлены конкретный номер, номер заказа, строки для заполнения ФИО участника розыгрыша. На купоне участника розыгрыша указана дата проведения розыгрыша, место и время проведения розыгрыша, информация об организаторе розыгрыша. Документов, подтверждающих законность проведения стимулирующей лотереи на момент проверки ООО «СтильСервис» не представило.

Протокол об административном правонарушении от №1000 от 26.11.2010 составлен в присутствии законного представителя ООО «СтильСервис», директора – ФИО2 

В подтверждение изложенных в протоколе обстоятельств административный орган представил: протокол осмотра №027256 от 25.11.2010 г., поручение №1035 от 25.11.2010, уведомление от 25.11.2010, объяснение администратора салона-жалюзи ООО «СтильСервис» ФИО4, объяснение клиента ФИО5, копию заказа клиента №6591 от 25.11.2010г., копию купона №000053 от 25.11.2010г. на участие в розыгрыше, фотоматериалы проверки.

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СтильСервис» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 84 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей.

В соответствии с Положением «О Федеральной налоговой службе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 № 351), Федеральная налоговая служба России названа в качестве органа, осуществляющего контроль и надзор за проведением лотерей.

Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ утвержден перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, городам, межрайонного уровня к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях относится в том числе главный государственный налоговый инспектор.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от №1000 от 26.11.2010 составлен уполномоченным должностным лицом – главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска ФИО3

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от №1000 от 26.11.2010 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от №1000 от 26.11.2010 составлен в присутствии законного представителя общества, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

Однако, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что административный орган не доказал наличие в действиях общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, исходя из следующего.

Как следует из содержания статей 2.1, 26.1 КоАП РФ в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения, субъективной стороны правонарушения.

Так, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административных правонарушениях выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения:

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства. отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Данные обстоятельства подлежат доказыванию путем представления административным органом соответствующих доказательств.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, с объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, характеризуется действием и выражается в проведении лотереи без получения в установленном порядке разрешения или направления в установленном порядке уведомления.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ установлено, что виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.

В силу пункта 3 названной статьи Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, а также на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 138-ФЗ закреплено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном данной статьей.

При этом уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до дня проведения стимулирующей лотереи (часть 3 названной статьи).

Следовательно, административный орган обязан доказать, что ООО «СтильСервис» проводило стимулирующую лотерею без направления в установленном порядке уведомления в уполномоченный орган.

Согласно пункту 8 статьи 2 Закона № 138-ФЗ проведение лотереи - это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона №138-ФЗ розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.

Таким образом, одним из существенных признаков лотереи является принцип случайного определения выигрышей.

Как следует из материалов дела, в честь своего 13-летия в течении целого месяца в период с 28.10.2010 по 28.11.2010 ООО «СтильСерсис» проводило акцию с выдачей купона на участие в розыгрыше. Каждому клиенту салона-жалюзи «СтильСервис», заказавшему в указанный период изготовление жалюзи, выдается специальный купон с отрывным талоном. На отрывном талоне проставлены номер купона, номер заказа, строки для заполнения ФИО участника розыгрыша. На купоне участника розыгрыша указана дата проведения розыгрыша, место и время проведения розыгрыша, информация об организаторе розыгрыша.

В протоколе об административном правонарушении от №1000 от 26.11.2010 отсутствуют сведения о порядке проведения ООО «СтильСервис» розыгрыша 28.11.2010, а также о способе распределения призового фонда.

Ответчик в отзыве на заявление пояснил, что распределение призов происходило в форме творческого конкурса, участникам которого необходимо было выполнить работу из 13 заданий, а организатор с помощью конкурсной комиссии определил участника.

Кроме того, в материалах дела имеется протокол определения победителей акции «к 13-летию компании СтильСервис» от 28 ноября 2011 года, из которого следует, что распределение призового фонда проходило в форме конкурса, по результатам которого конкурсная комиссия определила участников, набравших наибольшее количество баллов.

Административный орган не представил в материалы дела доказательств, подтверждающих проведение ООО «СтильСервис» стимулирующей лотереи с использованием лотерейного оборудования и с распределением призового фонда по принципу случайного распределения выигрыша.

Установив обстоятельства о характере совершенных ООО «СтильСервис» действий, арбитражный суд пришел к выводу о том, что проводимый Обществом конкурс не является стимулирующей лотереи, следовательно у ООО «СтильСервис» не было обязанности направления уведомления о ее проведении в уполномоченный орган.

Доказательств обратного в дело не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административный орган не доказал наличие в действиях ООО «СтильСервис» объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ .

Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СтильСервис» (ОГРН<***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска к обществу с ограниченной ответственностью «СтильСервис» (ОГРН<***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд,

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Крицкая И.П.