АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
10 ноября 2009 года
Дело № А33-18257/2009
Красноярск
Резолютивная часть решения изготовлена 09 ноября 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Орбита»
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Красноярскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2009 № 1374 по делу об административном правонарушении,
без участия представителей сторон.
при ведении протокола судебного заседания судьей Севастьяновой Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Орбита» (далее – общество «Орбита», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Красноярскому краю (далее – административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2009 № 1374 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление принято к производству суда. Определением от 28.10.2009 возбуждено производство по делу.
Заявитель и представитель административного органа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (почтовые уведомления от 28.10.2009 № 66000039185149, 6600003918513 2).
Заявителем факсимильной связью представлено ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с невозможностью явиться в судебное заседание. Какие-либо документы, подтверждающие невозможность участвовать в судебном заседании представителя общества «Орбита» суду не представлены.
Статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе, если лицо, участвующее в деле, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, если арбитражный суд признает причины неявки уважительными.
Учитывая, что:
- законодатель установил только одно основание, обязывающее арбитражный суд отложить судебное разбирательство, - в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства, во всех остальных случаях отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью арбитражного суда;
- срок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности ограничен;
- заявителем по делу является юридическое лицо, интересы которого может представлять представитель по доверенности;
- обществом не представлено доказательств, подтверждающих невозможность участия директора, представителя ответчика в судебном заседании;
- стороны, участвующие в деле, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, - суд не усматривает оснований для отложения рассмотрения дела.
Изготовлено протокольное определение об отклонении указанного ходатайства
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество «Орбита» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082442000057.
Из материалов дела следует, что 24.09.2009 в 10 часов 00 минут на основании поручения № 370 от 24.09.2009 должностным лицом административного органа проведена проверка деятельности общества «Орбита» по вопросам полноты учета выручки, соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 27.07.2009 до 24.09.2009 в помещении общества «Орбита», расположенном по адресу: <...>.
По результатам проверки составлены: акт проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций от 24.09.2009 № 370, протокол об административном правонарушении от 25.09.2009 № 1374, в которых зафиксированы следующие обстоятельства - наличные денежные расчеты осуществляются с применением контрольно-кассовой техники АМС-101 Ф, заводской номер 34100812, 2004 года выпуска, зарегистрированной в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Красноярскому краю 20.03.2008. Согласно данных фискального отчета сумма выручки, полученная с применением контрольно-кассовой машины за период с 27.07.2009 по 24.09.2009, составляет 4104 руб. 00 коп., сумма выручки, согласно журналу кассира-операциониста, за данный период составляет 4104 руб. 00 коп. Расхождений не установлено. По приходным кассовым ордерам за данный период сумма составляет 4104 руб., в кассовой книге общества «Орбита» указанная сумма в размере 4104 руб. не отражена, так как кассовая книга в установленном порядке не ведется, следовательно, сумма не оприходованной выручки за указанный период у общества «Орбита» составила 4104 руб. 00 коп.
В результате проверки было установлено нарушение обществом «Орбита» пунктов 3, 22, 23, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком России 22.09.1993 № 40, а именно: нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности в сумме 4104 руб. 00 коп.
Постановлением от 02.10.2009 № 1374 общество «Орбита» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на заявителя наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Заявитель с данным постановлением не согласен, полагает, что оно не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, в связи с чем просит суд признать незаконным и отменить данное постановление по делу об административном правонарушении.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статьей 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 15.1 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе, в том числе, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня правом составлять протокол об административном правонарушении наделены, в частности, должностные лица названных инспекций, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 25.09.2009 № 1374 составлен государственным налоговым инспектором ФИО1 при выполнении возложенных на нее функций, следовательно, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обладало необходимыми полномочиями для совершения данных действий.
Материалами дела подтверждается, что дело об административном правонарушении в отношении общества «Орбита» рассмотрено, и постановление по делу об административном правонарушении № 1374 от 02.10.2009 о назначении административного наказания вынесено должностным лицом административного органа - начальником межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 20 по Красноярскому краю ФИО2 в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 15.1 КоАП РФ не предполагает возможности привлечения к административной ответственности за любое нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, содержит исчерпывающий перечень таких нарушений, а именно, статья 15.1 КоАП РФ устанавливает признаки объективной стороны четырех самостоятельных составов административных правонарушений:
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Таким образом, перечень правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Из текста оспариваемого постановления следует, что общество «Орбита» привлечено к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности.
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применение контрольно-кассовой техники, необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой организации.
Пунктом 4 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение).
Исходя из пункта 1 Положения, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ), допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ и включенных комиссией в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка России 22.09.1993 № 40, предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 12 Порядка ведения кассовых операций кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций предусмотрено, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
В соответствии с пунктом 23 Порядка ведения кассовых операций каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Как предусмотрено пунктом 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Анализ указанных норм подтверждает, что порядок работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. Постановлений Госкомстата Российской Федерации от 27.03.2000 № 26, от 03.05.2000 № 36) к документам первичной учетной документации отнесены, в том числе: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга.
Пунктом 2 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, по каждой контрольно-кассовой машине заводится журнал кассира-операциониста.
Как следует из материалов дела, общество «Орбита» осуществляет наличные денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники АМС-101 Ф, заводской номер 34100812. Согласно данных фискального отчета сумма выручки, полученная с применением контрольно-кассовой машины за период с 27.07.2009 по 24.09.2009, составила 4104 руб. 00 коп., сумма выручки, согласно журналу кассира-операциониста, за данный период составила 4104 руб. 00 коп. По приходным кассовым ордерам за данный период сумма выручки составила сумму в размере 4104 руб. Сумма выручки в кассовой книге не отражена в виду ее отсутствия.
Факт не ведения кассовой книги обществом «Орбита» не оспаривается, подтверждается объяснениями директора общества ФИО3 и материалами дела (актом проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций от 24.09.2009 № 370, протоколом об административном правонарушении от 25.09.2009 № 1374).
Следовательно, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем привлечение налоговым органом общества «Орбита» к административной ответственности является правомерным.
Довод заявителя о том, что неоприходование в кассу денежной наличности не повлекло сокрытия объекта налогообложения, не имеет правового значения. Сокрытие объекта налогообложения не является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель считает, что нарушение порядка ведения кассовых операций не привело к неполному оприходованию в кассу денежной наличности, поскольку вся поступившая выручка учтена приходными кассовыми ордерами, журналом кассира-операциониста, книгой доходов и расходов общества «Орбита» за 2009 год, фискальным отчетом.
Как указывалось выше, первичной учетной документацией по учету кассовых операций, являются приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Следовательно, отражение выручки в приходных кассовых ордерах, журнале кассира-операциониста, книге доходов и расходов общества за 2009 год, фискальном отчете не освобождает общество от отражения наличных денежных средств в кассовой книге (которая также является первичной учетной документацией по учету кассовых операций), не заменяет процедуру оформления оприходования в кассу денежной наличности.
В данном случае вина общества с ограниченной ответственностью «Орбита» заключается в том, что им не обеспечено соблюдение порядка ведения кассовых операций. Вина общества (невнесение записей о приходе денежных средств в кассовую книгу в виду ее отсутствия у общества) подтверждена материалами дела. Соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций является обязанностью общества.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия общества с ограниченной ответственностью «Орбита» по неоприходованию выручки в сумме 4104 руб. 00 коп., образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным, принятым в пределах компетенции административного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Орбита», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082442000057, расположенного по адресу: <...>, о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Красноярскому краю от 02.10.2009 № 1374 по делу об административном правонарушении о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Орбита» административного наказания, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.В. Севастьянова