ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18425/10 от 31.03.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  07 апреля 2011 года

Дело № А33-18425/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного учреждения государственного природного заповедника «Большой Арктический» (ОГРН 1028400004490, ИНН 8401002296)

к Территориальному управлению федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае

о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджета № 06-15-415 от 29.07.2010,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя: Бородиной А.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 (паспорт); Свищевой А.А., действующей на основании доверенности от 01.03.2011 (паспорт);

представителей ответчика: Борисовой Е.В., действующей на основании доверенности № 8 от 11.01.2011 (паспорт); Тугариновой О.И., действующей на основании доверенности № 5 от 11.01.2011 (паспорт).

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,

установил:

Федеральное государственное учреждение государственный природный заповедник «Большой Арктический» (далее - ФГУ государственный природный заповедник «Большой Арктический», заявитель, заповедник, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Территориальному управлению федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее – Управление, ответчик) о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджета № 06-15-415 от 29.07.2010.

Заявление принято к производству суда. Определением от 28.01.2011 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении, дополнительных пояснениях к заявлению.

Представители ответчика с требованиями заявителя не согласны на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на заявление, дополнении к отзыву.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 15 час. 30 мин. 28.03.2011 до 14 час. 00 мин. 31.03.2011.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Федеральное государственное учреждение государственный природный заповедник «Большой Арктический» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1028400004490.

На основании удостоверения на право проведения проверки № 415 от 30.06.2010, выданного руководителем Территориального управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Ивановым Ю.В., старшим контролером-ревизором Беслер Н.А. отдела финансового контроля и надзора по федеральным целевым программам проведена ревизия отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Федерального государственного учреждения государственного природного заповедника «Большой Арктический» за 2008 год.

Результат проверки оформлен актом ревизии от 14.07.2010.

ФГУ государственный природный заповедник «Большой Арктический» представлены возражения по акту ревизии от 14.07.2010.

29.07.2010 Территориальным управлением службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае в адрес заявителя направлено заключение от 14.07.2010 на возражения к акту ревизии отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ФГУ государственный природный заповедник «Большой Арктический» за 2008 год.

29.07.2010 руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Ю.В. Ивановым вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджета № 06-15-415.

Указанным представлением директору ФГУ государственный природный заповедник «Большой Арктический» предложено рассмотреть представление от 29.07.2010 № 06-15-415 и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения, в том числе следующих нарушений бюджетного законодательства РФ:

Раздел I часть II «Неправомерное использование средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов»:

пункт 1 – неправомерно списаны расходы и произведены бухгалтерские записи по дебету счета 140101226 «Расходы на прочие услуги» и кредиту счета 130209730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг», при отсутствии первичных документов – актов списания материальных ценностей (ф. 0504230) в сумме 670000 руб., что является нарушением п. 1 ст. 1, п. 4 ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ;

Раздел I часть III «Иные финансовые, нефинансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов (в том числе нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и предоставления отчетности)»:

пункт 1 – не произведено оприходование и принятие полиграфической продукции к учету по сформированной стоимости в сумме 670000 руб., в нарушение п. 183 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфином России от 10.02.2006 № 25н, ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 1, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

пункт 2 – по результатам инвентаризации обнаружены излишки полиграфической продукции неучтенных ценностей, имеющейся в наличии в заповеднике, но не принятой к учету в сумме 29895,30 руб., что является нарушением ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 49, 57 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфином России от 10.02.2006 № 25н, приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ;

пункт 3 – инвентаризацией проведенной по состоянию на 07.07.2010 выявлен остаток календарей настольных на 2009 год в количестве 14 шт. на общую сумму 1395,80 руб., что является нарушением ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Общая сумма нарушений, указанная в представлении по неправомерному использованию средств федерального бюджета составила сумму в размере 1 371 291,10 руб.

Полагая, что вышеназванные пункты вынесенного ответчиком представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2010 № 06-15-415 нарушают права и законные интересы заявителя, ФГУ государственный природный заповедник «Большой Арктический» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пропуск трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным.

Как следует из материалов дела, учреждением пропущен срок подачи заявления в арбитражный суд, в связи с чем заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока, ссылаясь на уважительность пропуска названного срока, в обоснование приводит доводы о том, что 14.07.2010 заповедником получен акт ревизии, который был подписан с возражениями по ряду допущенных заповедником финансовых нарушений. Указанные возражения 14.07.2010 были переданы старшему контролеру-ревизору отдела финансового контроля и надзора по федеральным целевым программам ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае.

19.08.2010 в адрес заповедника поступило заключение от 29.07.2010 на возражения заявителя к акту ревизии, в соответствии с которым возражения учреждения приняты не были и сумма финансовых нарушений средств федерального бюджета не уменьшена.

Таким образом, 19.08.2010 заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, следовательно, в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование представления истек 19.11.2010.

Из материалов дела следует, что согласно почтовому штемпелю на конверте, заявление заповедника от 18.10.2010 о признании незаконным и необоснованным представления о ненадлежащим исполнении бюджета от 29.07.2010 № 06-15-415 направлено в адрес Арбитражного суда Красноярского края 08.12.2010, что подтверждается почтовым конвертом с оттисками печатей почтового отделения г. Дудинки № 647000 (№ 647000 33 01623 5) и поступило в суд 16.12.2010.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявителем пропущен срок на обжалование представления о ненадлежащим исполнении бюджета от 29.07.2010 № 06-15-415, вынесенного Территориальным управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, а решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами. В данном случае процедура судебного оспаривания установлена Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Учитывая статус заявителя, которым является государственное природное, научно-исследовательское учреждение федерального значения, вменение заявителю неэффективного использования средств федерального бюджета, а также то, что пропуск срока со стороны учреждения является незначительным (срок на подачу заявления истек 19.11.2010, в то время как заповедник обратился в суд с настоящим заявлением 08.12.2010 (19 дней)), суд приходит к выводу о возможности восстановления пропущенного заявителем трехмесячного срока на обжалование представления о ненадлежащим исполнении бюджета от 29.07.2010 № 06-15-415, вынесенного Территориальным управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является участником бюджетного процесса федерального уровня, обладает бюджетными полномочиями, установленными настоящим Кодексом и Правительством Российской Федерации (статья 166.2 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно статье 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль осуществляет, в том числе Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
  Частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Согласно пунктам 1 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» и пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 278 от 18.06.2004, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Согласно пункту 5.14.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

На основании пунктов 5.14.3, 5.14.7 указанного Положения территориальное управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- проводить проверки соблюдения органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре, в том числе путем проведения повторных проверок организаций, ранее проверенных этими органами;

- направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, суд приходи к выводу о том, что представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2010 № 06-15-415 вынесено уполномоченным органом.

В соответствии с положениями статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах результативности и эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Орган бюджетного надзора вынес оспариваемое представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств федерального государственного учреждения. В представлении содержатся требования, обязывающие учреждение принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления в течении 30 дней с даты получения представления, а также об ответственности за невыполнение в установленный срок представления.

Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что представление органа бюджетного надзора о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2010 № 06-15-415 принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, следовательно, представление может быть оспорено в арбитражном суде как ненормативный правовой акт в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд полагает, что ответчик доказал законность оспариваемого представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2010 № 06-15-415, исходя их следующего.

Из материалов дела следует, что орган бюджетного надзора вменяет заявителю нарушение п. 1 ст. 1, п. 1, п. 4 ст. 8, п. 1, 4 ст. 9, ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 34, 264.1 Бюджетного кодекса РФ; пунктов 49, 57, 59, 183 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфином России от 10.02.2006 № 25н, приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

Таким образом, заповедник является получателем бюджетных средств, которые должны расходоваться в соответствии с утвержденной сметой.

На основании статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктами 2, 3, 6 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

В соответствии со статьей 220.1 Бюджетного кодекса РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В силу части 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон РФ «О бухгалтерском учете») бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В силу пункта 4 статьи 8 Закона РФ «О бухгалтерском учете» организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Пунктом 4 статьи 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Пунктом 2 статьи 10 Закона РФ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

В силу пункта 1 статьи 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года N 25н утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее – Инструкция), действующая на момент совершения учреждением вменяемых нарушений (ревизия финансово-хозяйственной деятельности проводилась административным органом за 2008 год). Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 06.03.2009).

В силу пункта 1 указанной Инструкции, настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях (далее в целях настоящей Инструкции - бюджетный учет).

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

В соответствии с пунктом 49 Инструкции по бюджетному учету материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);

- иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

В соответствии с пунктом 57 Инструкции по бюджетному учету оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.).

В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Операции по принятию к учету материальных запасов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

оприходование материальных запасов на основании фактической стоимости, сформированной при их приобретении и (или) безвозмездном получении в рамках нескольких договоров, изготовлении хозяйственным способом, - дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 "Материальные запасы" (010501340,010502340,010503340,010504340,010505340,010506340) и кредит счета 010604440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

В соответствии с пунктом 66 Инструкции по бюджетному учету на счете010506000 "Прочие материальные запасы" учитываются, в том числе следующие виды материальных запасов:

книжная, иная печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечного фонда и бланочной продукции;

иные материальные запасы.

На основании пункта 59 Инструкции по бюджетному учету списание материалов производится, в том числе на основании следующих документов: акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Списание материальных запасовоформляется следующими бухгалтерскими записями:

списание израсходованных материальных запасов, на основании оправдательных документов отражается по дебету счетов040101272 "Расходование материальных запасов", 010604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" и кредиту счета010506440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

В силу пункта 183 Инструкции по бюджетному учету операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

суммы поставленных поставщиками материальных ценностей и оказанных услуг отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"(030204730,030205730,030206730,030207730,030208730,030209730,030218730,030219730,030220730,030221730,030222730,030223730,030224730) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000"Материальные запасы"(010501340,010502340,010503340,010504340,010505340,010506340),010600000 "Вложения в нефинансовые активы" (010601310,010602320,010603330,010604340), соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 "Расходы учреждения" (040101221,040101222,040101223,040101224,040101225,040101226,040101290);

перечисление средств в оплату приобретенного имущества и оказанных услуг отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"(030204830,030205830,030206830,030207830,030208830,030209830,030218830,030219830,030220830,030221830,030222830,030223830,030224830) и кредиту счетов020101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов", 020107610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте", 020106610 "Выбытия денежных средств с аккредитивного счета", соответствующих счетов аналитического учета счета 030405000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" (030405221,030405222,030405223,030405224,030405225,030405226,030405290,030405310,030405320,030405330,030405340,030405520, 030405530).

Раздел I часть II «Неправомерное использование средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов»:пункт 1   – неправомерно списаны расходы и произведены бухгалтерские записи по дебету счета 140101226 «Расходы на прочие услуги» и кредиту счета 130209730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг», при отсутствии первичных документов – актов списания материальных ценностей (ф. 0504230) в сумме 670000 руб., что является нарушением п. 1 ст. 1, п. 4 ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что заповедник при проведении различных общественных мероприятий в целях популяризации заповедного дела распространяет полиграфическую печатную продукцию - плакаты, открытки, календари, буклеты и другое.

Согласно договорам на предоставление услуг по изготовлению сборника статей, печатных буклетов, настенных календарей, настольных календарей, открыток, по печати фотографий, плакатов (№ 09/08 от 28.09.2008, № 10/08 от 25.09.2008, № 11/08 от 25.09.2008, № 12/08 от 20.10.2008, № 12/08 от 05.12.2008, № 14/08 от 05.11.2008, № 13/08 от 05.11.2008), актам выполненных работ № 1 от 20.11.2008 (изготовлены календари настенные на 2010 год 1000 шт. на сумму 98800 руб.) № 3 от 16.12.2008 (изготовлены фотографии 402 шт., на сумму 80400 руб.), № 11 от 17.12.2008 (изготовлены плакаты с символикой Заповедника «Большой Арктический» 1000 шт., на сумму 99100 руб.), № 120 от 17.12.2008 (изготовлены календари настольные на 2009 год 1000 шт.. на сумму 99700 руб.), № 121 от 17.12.2008 (изготовлены буклеты Заповедник «Большой Арктический» 1000 шт., на сумму 95800 руб.) для заповедника были изготовлены материальные ценности на общую сумму 670 000,00 рублей.

Из содержания указанных договоров следует, что исполнитель изготавливает календари настольные, открытки, плакаты, сборники «Заповедник «Большой Арктический», печатные буклеты «Заповедник «Большой Арктический», фотографии (используя оригиналы, представленные заказчиком), календари настенные с символикой «Заповедника «Большой Арктический», а заказчик оплачивает услуги исполнителя по изготовлению указанной продукции.

В соответствии с п. 66 Инструкции № 25н печатная и сувенирная продукция должна учитываться на счете 110506340 «Прочие материальные запасы», ее приобретение и списание отражается следующими бухгалтерскими записями:

1. При оплате изготовленной сувенирной продукции   (п. 183 Инструкции № 25н):

- дебет счета 130209830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»;

- кредит счета 130405226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате прочих работ, услуг»;

2. При оприходовании полиграфической продукции  , корреспонденцией счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении (п. 17 Приложения № 1 к Инструкции № 25н):

- дебет счета 110604340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»;

- кредит счета 130209730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»;

3. При принятии полиграфической продукции к учету   по сформированной
 стоимости (п. 57 Инструкции № 25н, п. 18 Приложения № 1 к Инструкции № 25н):

- дебет счета 110506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

- кредит счета 110604440 «Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»;

4. При списании полиграфической продукции согласно акту о списании материальных запасов   (ф. 0504230) (п. 59 Инструкции № 25н, п. 21 Приложения № 1 к Инструкции № 25н)

- дебет счета 140101272 «Расходование материальных запасов»

- кредит счета 110506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

Заявитель полагает, что учреждение не нарушало порядка расходования средств федерального бюджета в сумме 670 000 руб., не искажало отчетных и бухгалтерских данных, так как договоры заключены на оказание услуг по изготовлению различной полиграфической продукции, предназначенной для эколого-просветительской деятельности заповедника, в связи с чем, оплата производилась за услуги по изготовлению, а не за приобретение материальных запасов. Отнесение сумм оказанных поставщиками услуг было отражено в учете в соответствии с п. 183 Инструкции по бюджетному учету, а именно, произведена бухгалтерская запись: по дебету счета 140101226 «Расходы на прочие услуги» и кредиту счета 130209730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг».

Суд проанализировал представленные в материалы дела договоры на изготовление полиграфической продукции и пришел к следующим выводам.

Пунктом 66 Инструкции по бюджетному учету от 10 февраля 2006 года № 25н (далее - Инструкция N 25н) установлено, что книжную, иную печатную продукцию, в том числе печатную сувенирную продукцию, предназначенную для реализации, следует учитывать на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы".

Учитывая изложенное, а также следуя требованиям Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина РФ от 24.08.2007 № 74н, расходы на выплаты по договорам, предметом которых является изготовление полиграфической печатной продукции - плакатов, открыток, календарей, буклетов с символикой «Заповедника «Большой Арктический» в целях популяризации заповедного дела, следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления.

Кроме того, исходя из положений Инструкции N 25н предназначение указанной в договорах продукции исключает возможность ее отнесения к категории иной, нежели материальные запасы. Так, п. 47 Инструкции N 25н установлено, что учет материальных запасов в форме сырья, материалов и готовой продукции, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для продажи, осуществляется на счете 010500000 "Материальные запасы".

В ходе проведения ревизии установлено, что заповедником на сумму поставленных поставщиками материальных ценностей и оказанных услуг не произведены бухгалтерские записи по дебету счета аналитического учета 110506340 «Прочие материальные запасы» и кредиту счета 130209730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг», а сразу неправомерно списаны на фактические расходы учреждения.

Так, согласно данным Журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 за декабрь 2008 года учреждением списаны расходы и произведены бухгалтерские записи по дебету счета 140101226 «Расходы па прочие услуги» и кредиту счета 130209730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг», что подтверждено данными бюджетного учета. При этом первичные документы, подтверждающие списание к ревизии не представлены - акты списания материальных ценностей ф.0504230 отсутствуют.

Следовательно, довод заявителя о том, что бухгалтерская запись по дебету счета 110506340 «Прочие материальные запасы» и кредиту счета 130209730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг» в данном случае не могла быть применена, судом отклоняется, так как учитывая изложенное, расходы на приобретение книжной, иной печатной продукции, в том числе печатной сувенирной продукции, предназначенной для реализации, следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Кроме того, необходимо отметить, что Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция N 148н) утверждена новая Инструкция по бюджетному учету, которая распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2009 года. При этом новая Инструкция N 148н не изменяет вышеуказанный порядок в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, суд полагает, что списание на фактические расходы учреждения суммы поставленных поставщиками материальных ценностей и оказанных услуг, без наличия оправдательных первичных документов - актов о списании материальных запасов (ф.0504230), без оприходования материальных ценностей и отражения их на счетах бухгалтерского учета, привело к неправомерному использованию средств федерального бюджета на сумму 670000 руб.

Раздел I часть III «Иные финансовые, нефинансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов (в том числе нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и предоставления отчетности)»: пункт 1 –   не произведено оприходование и принятие полиграфической продукции к учету по сформированной стоимости в сумме 670000 руб., в нарушение п. 183 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфином России от 10.02.2006 № 25н, ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 1, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

При формировании бюджетной отчетности, операции по отражению в бюджетном учете расходов на приобретение полиграфической продукции, в целях безвозмездной ее передачи отражаются, в соответствии с п. 150 Приказа Минфина РФ от 13.11.2008 № 128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», в приложении (ф. 0503168) «Сведения о движении нефинансовых активов»:

- по строке 051 «приобретено учреждением» в сумме поступлений полиграфической продукции;

- по строке 160 «на нужды учреждения» в сумме списанных объектов полиграфической продукции.

В пункте 183 Инструкции № 25н указано, что суммы поставленных поставщиками материальных ценностей и оказанных услуг отражаются по дебету счета 110604340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счета 130209730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг».

Кроме того, указание именно такой бухгалтерской записи при формировании первоначальной стоимости материальных запасов отражено в Корреспонденции счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении, указанной в п. 17 Приложения 1 к Инструкции № 25н. Далее учреждение при принятии к учету материальных запасов на основании сформированной фактической стоимости, в соответствии с п. 183 Инструкции № 25н и п. 18 Приложения № 1 к Инструкции № 25н, должно было произвести бухгалтерскую запись по дебету счета 110506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 110604440 «Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)».

Таким образом, заповедником, при формировании бюджетной отчетности - приложения (ф. 0503168) «Сведения о движении нефинансовых активов», не произведено отражение операций по оприходованию и принятию к учету полиграфической продукции, приобретенной по КОСГУ 226, по сформированной стоимости на общую сумму 6700000 руб., что привело к другим нефинансовым нарушениям, искажению отчетных данных, нарушению правильности ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности на сумму 670000руб.

Раздел I часть III «Иные финансовые, нефинансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов (в том числе нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и предоставления отчетности)»: пункт 2 –   по результатам инвентаризации обнаружены излишки полиграфической продукции неучтенных ценностей, имеющейся в наличии в заповеднике, но не принятой к учету в сумме 29895,30 руб., что является нарушением ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 49, 57 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфином России от 10.02.2006 № 25н, приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ.

Заявитель полагает, что в связи с тем, что учреждением произведена бухгалтерская запись: по дебету счета 140101226 «Расходы на прочие услуги» и кредиту счета 130209730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг», полиграфическая продукция не должна быть оприходована и учтена на материальных счетах, а, следовательно, и не должна была подлежать инвентаризации.

Из материалов дела следует, что на основании приказа директора Заповедника № 23-од от 07.07.2010 создана комиссия для проведения инвентаризации остатков полиграфической продукции.

На момент проведения инвентаризации 07.07.2010 в заповеднике имелся остаток полиграфической продукции на сумму 29895,30 руб., в том числе: плакаты «Колыбель» (птенцы и «Цветы Арктики») 13 шт.; сборник статей «Мониторинговые исследования» 1 шт.; календари настольные на 2009 год 14 шт.; календари настенные на 2010 год 9 шт.; буклеты «Заповедник «Большой Арктический» 4 шт.; открытки с видами животных и растений 10 шт.; фотографии 127 шт., что не оспаривается заявителем.

Материалами проверки зафиксировано, в ходе проведения ревизии представлены фотографии в количестве 127 шт., находящиеся в заповеднике, оставшиеся фотографии в количестве 275 шт. (402 шт. - 127 шт.) используются как фотоматериал для проведения выставок в г. Санкт-Петербурге, в школах Норильского промышленного района и в Визит-центре в г. Норильске, учредителем выставок является заповедник.

Вместе с тем, согласно данным бюджетного учета - ведомости остатков материальных запасов, остаток полиграфической продукции по состоянию на 07.07.2010 отсутствовал. В связи с обнаруженным при инвентаризации расхождением между фактическими остатками материальных ценностей, и остатками, учтенными на счетах бюджетного учета, была составлена сличительная ведомость.

Согласно п. 49 Инструкции № 25н, приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости.

В связи с тем, что заповедником полиграфическая продукция не принята к учету, в ходе проведения инвентаризации было обнаружено расхождение между фактическими остатками материальных ценностей, и остатками, учтенными на счетах бюджетного учета.

Таким образом, по результатам инвентаризации обнаружены излишки полиграфической продукции (неучтенных ценностей), имеющейся в наличии в заповеднике, но не принятой к учету на общую сумму 29895,30 руб., что привело к излишкам материальных ценностей, наличию не учтенных материальных ценностей в сумме 29895,30 руб.

Раздел I часть III «Иные финансовые, нефинансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов (в том числе нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и предоставления отчетности)»: пункт 3 –   инвентаризацией проведенной по состоянию на 07.07.2010 выявлен остаток календарей настольных на 2009 год в количестве 14 шт. на общую сумму 1395,80 руб., что является нарушением ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что выявленные при инвентаризации излишки полиграфической продукции (остаток календарей настольных на 2009 год в количестве 14 штук на общую сумму 1395,80 руб.) были оприходованы по стоимости, уплаченной за их изготовление, при этом заповедником в соответствии с п. 60 приказа Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» произведена бухгалтерская запись по дебету счета 110506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 140101180 «Прочие расходы».

Заявитель полагает, что указанная расходная операция не может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств, поскольку заповедником при выполнении поставленной задачи был достигнут лучший результат с использованием наименьшего объема средств.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение в рамках установленных им бюджетных полномочий должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

Суд полагает, что остатки календарей в количестве 14 шт. за 2009 год не могут быть использованы для безвозмездной передачи в 2010 году, так как являются устаревшими материальными запасами, следовательно, учреждением не достигнут принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, что привело к неэффективному использованию средств федерального бюджета.

Таким образом, согласно представлению о ненадлежащем исполнении бюджета от 29 июля 2010 года № 06-15-415 общая сумма неправомерного использования средств федерального бюджета составляет 1 371 291,10 рублей:

- 670 000,00 руб. - неправомерное списание расходов при отсутствии первичных документов - актов списания материальных ценностей;

- 670 000,00 руб. - неоприходование и непринятие полиграфической продукции к учету по сформированной стоимости;

- 29895,30 руб. - по результатам инвентаризации обнаружены излишки
полиграфической продукции неучтенных ценностей, имеющейся в наличии в заповеднике;

- 1395,80 руб. - по состоянию па 07.07.2010 инвентаризацией выявлен остаток
 календарей настольных на 2009 год.

Таким образом, довод заявителя о включении дважды в предписание одной и той же суммы в размере 670000 руб., судом отклоняется, так как заповедником были допущены два самостоятельных нарушения бюджетного законодательства, которые касаются разных счетов бюджетного учета, в связи с чем, названные нарушения указываются в разных частях вынесенного представления, а именно: часть II«Неправомерное использование средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов»; часть III«Иные финансовые, нефинансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов».

В соответствии с пунктом 122 Административного регламента на основании акта ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации. Предписание направляется в течение 10 рабочих дней после даты окончания ревизии (проверки). В предписании руководителя Росфиннадзора, в том числе, перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативно-правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение.

06.09.2010 заявителем в адрес Руководителя ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае Иванова Ю.В. направлено сопроводительное письмо с приложением приказа № 29-од от 02 сентября 2010 года о недопущении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым в заповеднике:

- при проведений операции по расчетам с подрядчиками за оказание услуг по изготовлению полиграфической продукции не допускается неправомерное списание расходов без отражения на материальных счетах бюджетного учета;

- производится оприходование и принятие к учету изготовленной полиграфической продукции по сформированной стоимости;

- не допускается наличия излишков неучтенных материальных ценностей.

Таким образом, заявителем предприняты меры по устранению, выявленных в ходе проведения ревизии нарушений бюджетного законодательства.

Исходя из вышеизложенного, представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2010 № 06-15-415 является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Кроме того, судом установлено, что оспариваемым представлением орган бюджетного надзора не обязал учреждение возвратить соответствующие бюджетные средства в федеральный бюджет, не возложил на заявителя иных неблагоприятных последствий финансового характера. Фактически, ответчик в представлении о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2010 № 06-15-415 только констатирует допущенные Федеральным государственным учреждением государственный природный заповедник «Большой Арктический» нарушения в сфере бюджетного и бухгалтерского учета и предлагает принять меры по недопущению в дальнейшем совершения выявленных нарушений.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае законности оспариваемого представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2010 № 06-15-415.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Отказать в удовлетворении заявления Федерального государственного учреждения государственного природного заповедника «Большой Арктический» о признании недействительным представления о ненадлежащим исполнении бюджета Территориального управления службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 29.07.2010 № 06-15-415, как не противоречащего Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Севастьянова Е.В.