ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18449/10 от 03.02.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

10 февраля 2011 года

Дело № А33-18449/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 февраля 2011 года.

В полном объёме решение изготовлено 10 февраля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мельниковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Сибстройком» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Красноярск,

к Государственному учреждению «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» (ИНН <***>, ОГРН<***>), Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск,

о внесении изменений в государственный контракт,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 07.12.2010 № 60/10,

от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 01.02.2010 № 95,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зементовой М.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сибстройком» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Государственному учреждению «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» о внесении изменений в пункт 1.4. государственного контракта на выполнение работ № 03-75/08 от 16.12.2008, изложив его в следующей редакции: «Начало выполнения работ – дата подписания контракта. Дата завершения работ – 01.07.2011».

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 20.12.2010 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.

Представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: реестра работ на 2011 год.

В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства приобщены к материалам дела.

Представитель ответчика представил письменные пояснения на исковое заявление и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: накладных № 11 от 30.03.2010, № 60 от 14.09.2010, № 86 от 02.12.2010, № 94 от 13.12.2010, платежных поручений, соглашения № 1102-251/62-121 от 21.05.2008, дополнительного соглашения № 1 от 29.12.2008 к соглашению № 1102-251/62-121 от 21.05.2008, соглашения № 154/09 от 20.05.2009, дополнительного соглашения № 2 от 08.12.2009 к соглашению № 154/09 от 20.05.2009, соглашения № 45/2010 от 23.03.2010, протокола рабочего совещания по вопросам подготовки зоны затопления водохранилища Богучанской ГЭС на территории Красноярского края.

В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства приобщены к материалам дела.

Истец в судебном заседании заявил ходатайство об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины на него.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 218А-1 от 05.12.2008 по лоту № 1 «Выполнение подрядных работ по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию объекта «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» заявка ООО «Сибстройком» признана соответствующей всем требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе и в соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предложено заключить государственный контракт на выполнение подрядных работ по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию объекта «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» с ООО «Сибстройком» по начальной (максимальной) цене контракта 470 695 910 руб.

16.12.2008 между государственным учреждением «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Сибстройком» (подрядчик) подписан государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд № 03-75/08.

В соответствии с пунктом 1.1. контракта подрядчик по заданию заказчика выполняет на условиях генерального подряда следующие работы по объекту «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край»: выполнение строительно-монтажных и прочих работ; оснащение технологическим и инженерным оборудованием; выполнение пусконаладочных работ; ввод объекта в эксплуатацию, и сдает законченный строительством объект заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить данные работы в соответствии с условиями контракта. Работы, указанные в пункте 1.1. контракта выполнятся подрядчиком в соответствии с утвержденной в установленном порядке, выданной в производство заказчиком рабочей документацией с учетом возможных изменений объемов работ.

Согласно пункту 1.2. договора график выполнения работ (приложение № 2) по контракту разрабатывается подрядчиком с учетом нормативной продолжительности выполнения работ и выделенного лимита финансирования на текущий финансовый год с учетом графика освоения капитальных вложений (приложение № 4). На последующие финансовые годы составляется график выполнения работ в соответствии с указанными требованиями, который является приложением к дополнительному соглашению, предусматривающему лимит финансирования на соответствующий финансовый год.

В соответствии с пунктом 1.4. договора начало и окончание выполнения работ по контракту: дата начала выполнения работ – дата подписания контракта; дата завершения работ – 20.12.2009.

Согласно пункту 2.1 контракта стоимость работ, поручаемых подрядчику по контракту, составляет 470 695 910 руб., в том числе НДС (18%) - 71 801 071 руб. 02 коп.

В соответствии с пунктом 2.4. контракта затраты на производство работ по контракту финансируются за счет средств краевого бюджета в 2008 в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2007 № 3-939 «О краевом бюджете на 2008 год» (субсидии из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности Субъекта Российской Федерации в целях реализации в 2008 году мероприятий «Объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы», стройка «Зона затопления Богучанской ГЭС», и в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.04.2008 № 49 «Об утверждении распределения средств федерального бюджета, предоставляемых Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в 2008 году в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности».

На основании пункта 4.1.2. контракта заказчик обязан передать подрядчику проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу и утвержденную заказчиком.

В соответствии с пунктом 7.2. контракта внесение изменений и дополнений в контракт возможно путем заключения дополнительного соглашения, подписанного сторонами.

Сторонами согласован график выполнения работ (приложение № 2 к контракту), график освоения капитальных вложений (приложение № 4 к контракту), график гашения аванса (п

04.06.2009 между сторонами подписано дополнительное соглашение № 1, согласно пункту 1 которого в связи с уменьшением средств Федерального бюджета, выделенных на финансирование подрядных работ, руководствуясь ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», п. 8.1. контракта, Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2558 «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов», соглашением регистрационный №154/09 от 20.05.2009 «О предоставлении в 2009 году субсидии из Федерального бюджета бюджету Красноярского края на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий, предусмотренных отдельными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) решениями Президента Российской Федерации, по которым главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство регионального развития Российской Федерации», протоколом рабочего совещания по вопросам подготовки зоны затопления водохранилища Богучанской ГЭС на территории Красноярского края № 224 от 15.05.2009 стороны пришли к соглашению внести изменения и дополнения в контракт.

Согласно пункту 1.1. дополнительного соглашения пункт 1.4. контракта читать в следующей редакции: начало и окончание выполнения работ по настоящему контракту: дата начала выполнения работ - дата подписания контракта; дата завершения работ по контракту до 01.07.2010.

В соответствии с пунктом 1.2. дополнительного соглашения раздел 2 контракта «Стоимость работ» дополнить пунктом 2.6. следующего содержания: лимит финансирования на строительство объекта на 2008 год 26 518 760 руб. в соответствии с Законом Красноярского края от 07.12.2007 № 3-939 «О краевом бюджете на 2008 год», дополнительным соглашением №1 от 29 декабря 2008 г. к соглашению от 21.05.2008 №1102-251/62-121 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование по категориям объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенным в федеральные целевые программы». Лимит финансирования на строительство объекта на 2009 год 150 000 000 руб. в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2558 «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов», соглашением регистрационный №154/09 от 20.05.2009 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий, предусмотренных отдельными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) решениями Президента Российской Федерации, по которым главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство регионального развития Российской Федерации».

Сторонами в соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 04.06.2009 согласован в новой редакции график выполнения работ (приложение № 2 к контракту), график освоения капитальных вложений (приложение № 4 к контракту), график гашения аванса (приложение № 3 к контракту).

30.09.2009 сторонами подписано дополнительное соглашение № 2, которым стороны согласовали в новой редакции график выполнения работ (приложение № 2 к контракту), график освоения капитальных вложений (приложение № 4 к контракту), график гашения аванса (приложение № 3 к контракту).

10.12.2009 между сторонами подписано дополнительное соглашение № 3, согласно пункту 1.1. которого абзац 2 пункта 2.6. контракта изложен в следующей редакции: Лимит финансирования на строительство объекта на 2009 год 400 000 000 руб. в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 №.   7-2558 «О краевом бюджете на 2009 год», дополнительным соглашением № 2 от 08.12.2009г. к соглашению регистрационный №154/09 от 20.05.2009 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета на софинансированиё расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий, предусмотренных отдельными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) решениями Президента Российской Федерации, по которым главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство регионального развития Российской Федерации».

Сторонами в соответствии с дополнительным соглашением № 3 от 10.12.2009 согласован в новой редакции график выполнения работ (приложение № 2 к контракту), график освоения капитальных вложений (приложение № 4 к контракту), график гашения аванса (приложение № 3 к контракту).

27.04.2010 между сторонами подписано дополнительное соглашение № 4, согласно пункту 1.1. которого абзац 2 пункта 2.6. контракта изложен в следующей редакции: Лимит финансирования на строительство объекта на 2009 год составляет 400 000 000 руб. в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2558 «О краевом бюджете на 2009 год», дополнительным соглашением № 2 от 08.12.2009 к соглашению регистрационный № 154/09 от 20.05.2009 о предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета на софинансированием расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В связи с поздним выделением дополнительного финансирования на 2009 год, к исполнению в 2009 году лимит составил 275 580 861 руб., не использованные в 2009 году по состоянию на 01.01.2010 средства в сумме 124 419 139 руб., подлежит использованию в 2010 году.

В соответствии с пунктом 1.2. контракта пункт 2.6. контракта дополнен абзацем следующего содержания: затраты на производство работ по контракту в 2010 году финансируются за счет краевого бюджета в соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2009 года. № 9-4155 «О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011-1012 годов» - субсидий из Федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных отдельными нормативными актами Правительства РФ и (или ) решениями Президента РФ по строке «Зона затопления» в сумме 168 596 289 руб., в том числе: 124 419 139 руб. не освоенные в 209 году по состоянию на 01.01.2010 средства – субсидии полученные в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2558 «О краевом бюджете на 2009 год»; 44 177 150 руб. за счет лимита 2010 года.

Сторонами в соответствии с дополнительным соглашением № 4 от 27.04.2010 согласован в новой редакции график выполнения работ (приложение № 2 к контракту), график освоения капитальных вложений (приложение № 4 к контракту), график гашения аванса (приложение № 3 к контракту).

В обоснование исковых требований истец указывает, что выполнить работы в полном объеме в указанный в государственном контракте № 03-75/08 от 16.12.2008 срок не представилось возможным, поскольку с ноября 2009 года по март 2010 года в г.Кодинске были зафиксированы аномально низкие температуры (о чем были составлены соответствующие акты, уведомлен заказчик) и подрядчик, руководствуясь п.4.14 СНиП 12-03-2001, Постановлением Администрации Красноярского края от 12.11.2001 №786-П «О режимах работы в холодное время года», прервал работы, о чем сообщил ответчику письмом от 24.06.2010; заказчиком в нарушение пункта 1.1. контракта несовременно выдана в производство рабочая документация, поскольку часть проектно-сметной документации выдана заказчиком подрядчику только 05.08.2010, 29.07.2010, 01.07.2010, 30.06.2010, 23.06.2010, что подтверждается соответствующими накладными № 43 от 05.08.2010, № 41 от 29.07.2010, № 28 от 01.07.2010, № 26 от 30.06.2010, № 24 от 23.06.2010.

Указанные обстоятельства не позволили приступить ООО «Сибстройком» к работам по озеленению территории в летнее время. Учитывая специфику выполняемых работ и климатическую зону нахождения объекта ООО «Сибстройком» сможет выполнить указанные работы только к 01.07.2011.

16.04.2009 между истцом, ответчиком и ОАО «Сибирский энергетический научно-технический центр» (исполнитель) подписан договор № 03-018/09/43-09/510П на осуществление авторского надзора за строительством объекта «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» в редакции дополнительных соглашений от 06.07.2010, от 05.07.2010, (без номера, без даты), предметом которого является комплекс работ и услуг по авторскому надзору за строительством объекта «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край», выполняемых исполнителем самостоятельно и с привлечением соисполнителей под программу подрядных работ в 2008 и 2009 годов.

06.07.2010 заказчиком было направлено дополнительное соглашение к договору №03-018/09/43-09/510П от 16.04.2009 на осуществление авторского надзора за строительством Объекта «Жилой дом 332, г.Кодинск, Красноярский край» заключенному между заказчиком, подрядчиком и проектировщиком (ОАО «Сибирский ЭНТЦ). В указанном дополнительном соглашении устанавливался новый срок выполнения авторского надзора - 24.12.2010. Таким образом, по мнению истца, фактически стороны согласовали новый срок окончания работ, т.к. осуществление авторского надзора предполагает осуществление строительства объекта.

Письмом № 1138 от 12.05.2010 истец уведомил ответчика о том, что срок ввода объекта сдвигается ориентировочно на август 2010 года в связи с аномально низкими температурами в январе, феврале 2010 года.

В материалы дела представлена переписка сторон в ходе исполнения государственного контракта № 03-75/00 от 16.12.2008.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском о внесении изменений в пункт 1.4. государственного контракта на выполнение работ № 03-75/08 от 16.12.2008, изложив его в следующей редакции: «Начало выполнения работ – дата подписания контракта. Дата завершения работ – 01.07.2011».

В качестве правового основания иска истец указывает статьи 450 - 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик против удовлетворения исковых требований не возражал, в письменном отзыве на иск указал следующее:

- между Государственным учреждением «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» и обществом с ограниченной ответственностью «Сибстройком», на основании итогов открытого аукциона № 218, проведенного уполномоченным органом по размещению государственного заказа - агентством строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Красноярского края, в соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 28.06.2006г. № 194-п «Об определении уполномоченных органов и утверждении положения о порядке взаимодействия уполномоченных органов и государственных заказчиков при размещении заказов для государственных нужд Красноярского края», руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и на основании протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом аукционе № 218А-1от 05.12.2008 заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд от 16.12.2008 № 03-75/08;

- согласно пункту 1.1. контракта, предметом контракта является выполнение на условиях генерального подряда работ по объекту: Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край: выполнение строительно-монтажных и прочих работ, оснащение технологическим и инженерным оборудованием, выполнение пусконаладочных работ, ввод объекта в эксплуатацию;

- в соответствии с п. 1.2. контракта, график выполнения работ по настоящему контракту разрабатывается подрядчиком с учетом нормативной продолжительности выполнения работ и выделенного лимита финансирования на текущий финансовый год с учетом графика освоения капитальных вложений. Согласно пункту 1.1. дополнительного соглашения № 1 от 04.06.2009г. к контракту, начало и окончание выполнения работ по настоящему контракту: дата начала выполнения работ - дата подписания контракта, дата завершения работ по контракту - 01.07.2010;

- техническая часть документации об открытом аукционе «На право заключить государственный контракт на выполнение подрядных работ по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию объекта «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» к Контракту, содержит условия о необходимости проведения работ по благоустройству, в том числе работ по озеленению придомовой территории. Учитывая специфику выполняемых работ и климатическую зону нахождения объекта, выполнение вышеуказанных работ в зимний период истцом затруднено;

- ответчик изъявляет желание и готовность дальнейшего сотрудничества с истцом в рамках заключения дополнительного соглашения к контракту по выполнению подрядных работ для государственных нужд по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию объекта: «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край»;

- в соответствии с приложением № 1 к Соглашению о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование по категориям объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации, не включенным в федеральные целевые программы от 21.05.2008 № 1102-251/62-121 на 2008 год по объекту: «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» предусмотрено было субсидий в размере 132 593,78 тыс. рублей;

- согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.11.2008 № 257 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.04.2008 №f 49 «Об утверждении распределения средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством регионального развития Российской Федерации в 2008 году в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности» в Соглашение от 21.05.2008 № 1102-251/62-121 вносятся изменения по уменьшению средств федерального бюджета, в том числе по объекту: «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» до 26 518,76 тыс. рублей;

- государственный контракт № 03-75/08 от 16.12.2008 заключается со сроком ввода объекта: «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» в эксплуатацию во 2 квартале 2010 года. В декабре 2008 года выплачивается аванс в размере 26 518,76 тыс. рублей;

- выделение денежных средств из федерального бюджета на 2009 год произведено в соответствии с Соглашением от 20.05.2009 № 154/09 о предоставлении в 2009 году субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий, предусмотренных отдельными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) решениями Президента Российской Федерации, по которым главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство регионального развития Российской Федерации только в мае 2009 года;

- на строительство объекта: «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» предусмотрено бюджетных ассигнований в размере 150 000,00 тыс. рублей на 3 квартал 2009 года. По условиям Контракта подрядчиком - ООО «Сибстройком» взяты обязательства по выполнению объема работ на сумму 444 177,15 тыс. рублей. Фактически Государственный контракт обеспечен финансированием к освоению в 2009 году в объеме 176 518,76 тыс. рублей;

- недостаточность целевого финансирования составляет 267 658,39 тыс. рублей. Выполнение объема работ без дополнительного финансирования в 2009 году невозможно. Только в декабре 2009 года дополнительным соглашением от 08.12.2009 № 2 к Соглашению от 20.05.2009 № 154/09 увеличен лимит финансирования на строительство объекта: «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» до 400 000,00 тыс. рублей и перераспределен лимит финансирования между кварталами. В связи с поздним выделением дополнительных денежных средств, Подрядчику был оплачен остаток аванса в размере 30% от стоимости контракта и объем выполненных работ в размере предусмотренного финансирования Соглашением от 20.05.2009 № 154/09;

- неиспользованные в 2009 году средства в размере 124 419,139 тыс. рублей были израсходованы в 2010 году. В соответствии с Приложением № 3 к Соглашению от 23.03.2010 № 45/2010 о предоставлении в 2010 году субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджета субъекта Российской Федерации на строительство объекта «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» предусмотрено бюджетных ассигнований в размере 44 177,15 тыс. рублей на 2010 год. В 2010 году были оплачены выполненные работы в сумме 41 543,34 тыс. рублей. Неиспользованные в 2010 году средства на благоустройства объекта: «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» в размере 2 633,81 тыс. рублей подлежат использованию в 2011 году.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Заключенный 16.12.2008 между государственным учреждением «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Сибстройком» (подрядчик) государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд № 03-75/08 в редакции дополнительных соглашений № 1от 04.06.2009, № 2 от 30.09.2009, № 3 от 10.12.2009, № 4 от 27.04.2010 по своей правовой природе является договором подряда, правоотношения по которому регулируются параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Порядок заключения, требования к форме и положениям государственных, муниципальных контрактов заключенных посредством размещения заказа содержатся в федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), который устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

По договору подряда в соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно статье 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Статьей 32 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлено, что государст­венный или муниципальный может быть заключен на основании проведения аукциона.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе обязан передать такому участнику аукциона проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе. При этом государственный или муниципальный контракт заключается с учетом положений части 4 статьи 38 настоящего Федерального закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в извещении о проведении аукциона, или по согласованной с указанным участником аукциона и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) цене контракта.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 218А-1 от 05.12.2008 по лоту № 1 «Выполнение подрядных работ по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию объекта «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» заявка ООО «Сибстройком» признана соответствующей всем требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе и в соответствии с частью.6 статьи 36 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предложено заключить государственный контракт на выполнение подрядных работ по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию объекта «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» с ООО «Сибстройком» по начальной (максимальной) цене контракта 470 695 910 руб.

Согласно пункту 1.4. контракта (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 04.06.2009) начало и окончание выполнения работ по настоящему контракту: дата начала выполнения работ - дата подписания контракта; дата завершения работ по контракту до 01.07.2010.

Сторонами в соответствии с дополнительным соглашением № 4 от 27.04.2010 согласован в новой редакции график выполнения работ (приложение № 2 к контракту), график освоения капитальных вложений (приложение № 4 к контракту), график гашения аванса (приложение № 3 к контракту).

На основании пункта 4.1.2. контракта заказчик обязан передать подрядчику проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу и утвержденную заказчиком.

Таким образом, согласно государственному контракту, обязанность по передаче подрядчику проектно-сметной документации возложена на заказчика.

Материалами дела и самим ответчиком подтверждается, что встречные обязанности заказчика по передаче подрядчику проектно-сметной документации ответчиком исполнялись вплоть до 30.06.2010.

Как пояснили стороны в судебном заседании, в настоящее время все подрядные работы по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию объекта «Жилой дом 332, г. Кодинск, Красноярский край» выполнены истцом, ответчику выданы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04 августа и 10 сентября 2010 года. Истцом не выполнены работы по благоустройству, проведение которых возможно в весенне-летний период.

Город Кодинск расположен на севере Красноярского края. В период с ноября 2009 года по март 2010 года в г. Кодинске были зафиксированы аномально низкие температуры в связи с чем подрядчик, руководствуясь п. 4.14 СНиП 12-03-2001, Постановлением Администрации Красноярского края от 12.11.2001 №786-П «О режимах работы в холодное время года», прервал работы.

Кроме того, представленными дополнительными соглашениями и самим ответчиком подтверждается факт недостаточного финансирования заказчиком работ.

Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи.

В обоснование исковых требований истец ссылается на статью 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Таким образом, по смыслу статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенные изменения должны быть вызваны некими объективными, не зависящими от сторон договора обстоятельствами, при этом ненадлежащее исполнение сторонами договорных обязательств или изменение погодных условий не относится к существенному изменению обстоятельств.

Суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Фактически истец ссылается на нарушение ответчиком встречных обязательств по передаче подрядчику разрешительной документации к контракту и финансированию работ.

Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Арбитражный суд, принимая во внимание, что:

- допущенные ответчиком нарушения условий контракта являются существенными, поскольку влекут для подрядчика невозможность выполнения работы в срок, предусмотренный государственным контрактом,

- выполнение работ по благоустройству возможно только в весенне-летний период, при этом судом учитывается место расположения объекта строительства – север Красноярского края;

- обоснование истцом срока, на который ООО «Сибстройком» просит продлить контракт,

- выполнение истцом значительного объема работ по контракту,

- отсутствие возражений ответчика против удовлетворения исковых требований,

- в данной ситуации расторжение государственного контракта повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для его исполнения на измененных судом условиях (поскольку продление сроков исполнения обязательств истцом не увеличивает стоимость работ, не влечет необходимость проведения нового аукциона, что займет длительное время)

- расторжение государственного контракта противоречит общественным и государственным интересам,

находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца по его ходатайству.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Внести изменения в государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд от 16.12.2008 № 03-75/08 заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Сибстройком», г. Красноярск, и Государственным учреждением «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС», г. Кодинск, Кежемский район, Красноярский край, - пункт 1.4 контракта изложить в следующей редакции: «начало и окончание выполнения работ по настоящему контракту: дата начала выполнения работ - дата подписания контракта; дата завершения работ – 01.07.2011».

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Л.В. Мельникова